Рябинина Любовь Анатольевна, Чабан Татьяна Юрьевна г. Красноярск ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ : ОЦЕНКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В РАМКАХ НОВОГО СТАНДАРТА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Читательская грамотность: оценка метапредметных результатов в рамках нового стандарта.
Advertisements

на исследованиях формирования читательской грамотности Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО (рук. Ковалева Г.С.),
Читательская компетентность. Килинг Т.В., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Электронное портфолио по теме «Читательская грамотность» Автор: Потехина Е.С. МКОУ «Сережская ООШ»
Семинар завучей Формирование читательской грамотности младших школьников.
Г. Вологда, 11 декабря 2014 г. Первые результаты оценки качества начального образования в Вологодской области в 2013/2014 учебном году Ковалева Галина.
* умения, лежащие в основе читательской компетенции (чтение и понимание письменных текстов); * умения по работе с информацией (понимание информации, представленной.
Апробация инструментария для оценки метапредметных результатов в начальной школе (комплексная работа) Ковалева Г.С.
Освоение обучающимися основной образовательной программы начального общего образования фиксируется в ходе итоговой оценки. На итоговую оценку выпускников.
Мастер-класс Грамотность чтения: динамика формирования метапредметного результата. Часть 1 Князева Наталья Владимировна Живина Оксана Викторовна – учителя.
Естественнонаучная грамотность и новый стандарт основной школы Пентин А.Ю., зав. кафедрой естественно-математического образования АПК и ППРО, к.ф.-м.н.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ у учащихся 7- х классов Методист экспертно - аналитического отдела ГАУ ДПО МЦКО Богданова.
Итоговая диагностика познавательных метапредметных умений, 5 класс Демидова М.Ю., МЦКО
ДИНАМИКИ Работа "Чтение и понимание текстов" направлена на определение ДИНАМИКИ читательской грамотности.
Стартовая диагностика для учащихся 5-х классов. По материалам МЦКО.
Роль письменных и тестовых заданий на уроках литературного чтения международные исследования «Изучение качества чтения и понимания текста PIRLS – 2011»
Анализ результатов стартовой диагностики образовательных достижений обучающихся 5АБ классов (сентябрь 2012 г.)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения ООП НОО Результаты междисциплинарных (сквозных) программ – «Формирование УУД» и «Чтение. Работа с текстом», представленные:
Диагностика грамотности чтения. Смакотина М.В. Учитель истории МАОУ лицея 7.
Проблемы формирования универсальных учебных действий (по результатам выполнения комплексной работы пятиклассниками пилотных школ) 27 марта 2013 г.
Транксрипт:

Рябинина Любовь Анатольевна, Чабан Татьяна Юрьевна г. Красноярск ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ : ОЦЕНКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В РАМКАХ НОВОГО СТАНДАРТА « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Из отчётов по ЕГЭ: История Анализ исторического источника сводится к пересказу текста или подменяется цитированием, часто вырванным из контекста. Участники ЕГЭ не видят разницы в подходах к выполнению заданий к тексту. Задание С2 выполняется по тексту, нужно привести авторскую интерпретацию, а ответ на задание С3 невозможно найти в тексте и нужно привлекать дополнительные контекстные исторические знания. Учащиеся, отвечая на С2 приводят собственную аргументацию вместо авторской, а отвечая на С3- цитируют целые абзацы из текста. « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Из отчётов по ЕГЭ: Физика В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по физике ежегодно увеличивается доля заданий, в которых используются различные способы представления информации: график, таблица, диаграммы, схематичные рисунки, фотографии реальных экспериментов, «избыточные данные», «прямые» – «обратные» задачи, что существенно снижает процент решаемости. « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Определение читательской грамотности, данное авторами PIRLS (цит. По Цукерман Г. А. и др. [8], с. 126): «Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. На основе разнообразных текстов юные читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия» [Mullis, Martin,Kennedy et al. P. 11] Что такое читательская грамотность? « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Определение читательской грамотности, данное авторами PISA : «Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [OECD (2010)P ] Что такое читательская грамотность? « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Умения (PIRLS) Умения ( ККР -4) вычитать детали ( единицы информации ), впрямую упомянутые в тексте ; извлекать информацию, данную в тексте в явном виде ; сделать прямые умозаключения из этой информации ; извлекать информацию, данную в тексте в неявном виде, формулировать выводы ; интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста ; интерпретировать и обобщать информацию, полученную из текста ; оценить содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста преобразовывать информацию ( из текстовой формы в табличную ) Основные читательские умения в начальной школе « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Высокий уровень понимания текста характерен для читателей, в основном готовых к предстоящему образовательному переходу. Они уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме. Уровни понимания текстов ( PIRLS ) « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они нуждаются в помощи двух видов. Во-первых, в отличие от читателей, достигших высокого уровня, им все еще нужна помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту, укладываются в их собственную картину мира, не требуют ее перестройки. Во-вторых, так же, как и читателям, достигшим высокого уровня, им нужна помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с опытом юных читателей. Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие помощи педагога в этом главном читательском труде: в использовании письменных форм сообщения о человеке Уровни понимания текстов ( PIRLS ) « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Низкий уровень Ученик умеет: извлекать те единицы информации (детали, факты), которые впрямую названы в тексте; только на основе такой явной информации он может размышлять о прочитанном, делать выводы, устанавливать логические связи. Уровни понимания текста (ККР4) « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Средний уровень Ученик умеет: извлекать явную информацию; извлекать информацию, не изложенную явно, но напрямую вытекающую из сказанного, делать несложные обобщения; различать буквальный и небуквальный смысл сообщения; восстанавливать последовательность основных событий и выделять среди них центральные; связывать в единое целое сведения, изложенные в разных частях текста. Уровни понимания текста (ККР4) « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Повышенный уровень Ученик умеет: находить явную информацию; прочитывать небуквальный, скрытый смысл художественного текста, соотнося с ним смысл отдельных фактов, подробностей, деталей; видеть главное; верно понимать логику информационного (как учебного, так и научно-популярного) текста; строить собственное суждение в этой логике. Уровни понимания текста (ККР4) « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Высокий уровень Ученик умеет: извлекать из сообщения нужную информацию; включать ее в более широкий контекст, видеть то большее, что стоит за сказанным; воссоздавать авторский замысел; понимать, почему для его выражения выбраны те или иные языковые средства; строить на основе прочитанного собственные суждения. Уровни понимания текста (ККР4) « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

«Четвертый год обучения принято считать важнейшим рубежом в формировании главного результата современного образования умения учиться. Между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению, начинается чтение для обучения использование письменных текстов как основного ресурса самообразования». (Цукерман Г. А. и др. Хорошо ли читают российские школьники?») Почему важно измерять читательскую грамотность? « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

«Те ученики, которые начинают испытывать трудности чтения в 3–5*м классе, в дальнейшем обречены на серьезные учебные проблемы. Сегодня мировое образовательное сообщество нацелено на поиск педагогических средств для того, чтобы надежно обеспечить переход от обучения чтению к чтению для обучения. Среди этих искомых средств почетное место занимает батарея надежных измерителей, позволяющих оценить, на какой стадии читательской грамотности находятся отдельный ученик, класс, школа,все школы определенного региона или страны. Образцом такого измерителя является тест PIRLS» «Читательский кризис 4-го класса» « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Итоговая диагностика читательской грамотности учащихся 1-го класса (проводит учитель) Итоговая диагностика читательской грамотности учащихся 2-го класса (проводит учитель) Итоговая диагностика читательской грамотности учащихся 3-го класса (проводит учитель) Итоговая диагностика читательской грамотности учащихся 4-го класса (независимая диагностика) (разработаны ИСМО РАО) Какие измерители есть у нас сегодня? « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Учащийся уровень результаты освоения умений Какие данные получаем? « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Уровень чтения и работы с информацией Доля продемонстрировавших определенный уровень чтения и работы с информацией, в % Красноярский край, ККР 2011 г. Красноярский край, ККР 2012 г. низкий12,45 4,57 средний44,37 29,87 повышенный28,23 48,52 высокий15,05 17,04 Результаты учащихся по уровням чтения « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Умения Извлечение явной информации 51,562,95 Формулирование выводов 39,030,44 Интерпретация и обобщение информации 15,447,35 Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста 31,426,32 Преобразование информации 67,164,37 Освоение основных умений в области чтения и работы с информацией « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Что анализирует учитель? « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ » Низкий уровень Проблемы и дефициты: Выводы и логические связи, которые выстраивает ученик, схватывают лишь часть содержания текста, текст понимается фрагментарно и неточно. Ребенок, как правило, неверно интерпретирует смысл образных выражений, иносказания, часто делает ложные выводы. Ребенок испытывает трудности с формулированием собственных суждений.

Средний уровень. Проблемы и дефициты: При поиске ответа на вопрос ученик, как правило, обращается к нужному фрагменту текста, но часто выделяет искомую информацию неточно, включая в ответ избыточные или смежные сведения; испытывает затруднения при выстраивании причинно- следственных связей; неточно интерпретирует художественные тексты; ученику трудно выделить авторскую позицию, проанализировать форму текста, связывая намерения автора с выбранными им языковыми средствами. Что анализирует учитель? « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Повышенный уровень. Проблемы и дефициты: может испытывать трудности при выстраивании сложных логических связей, понимании авторской точки зрения, анализе средств выражения авторской мысли. Что анализирует учитель? « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Ученики с низким уровнем самостоятельно осваивать материал в основной школе на основе чтения текстов (параграфов учебника, дополнительной литературы) не могут. со средним уровнем самостоятельно осваивать материал в основной школе на основе текстов учебника могут только в том случае, если структура и язык учебных текстов достаточно прозрачны. с повышенным уровнем способны учиться на основе чтения текстов самостоятельно. С высоким уровнем способны использовать извлеченную из текстов (как учебных, так и неучебных) информацию для собственного развития. Выводы « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Ответы учеников От звука голоса дрожь ударила летягу. И тут он заметил на земле большое тёмное дупло. Это был пустой сапог Петра Ивановича. Удивлённо свистнув, незваный гость нырнул в голенище. Я кинулся схватить сапог, но летяга выскочил, пробежал по моей руке и – прыгнул на пенёк. Но это был не пенёк. Это было колено Петра Иваныча. С ужасом заглянув в пылающие очки, летяга закашлял, перепрыгнул на ёлку и быстро вскарабкался наверх. -- Лёгонький какой, -- сказал Пётр Иваныч, изумлённо ощупывая колено. Что анализирует учитель? « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Ответы детей: Может быть, просто они запылились. От них отображается лунный свет. Они переливались в ночном небе при свете луны. Потому что он становится злым. Он был очень удивлён. Потому что они сидели у костра и огонь отражался в стёклах. Задание. Почему автор называет очки Петра Ивановича «пылающими»? « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Что анализирует администратор? Формы учебной работы учителей: есть ли работа с текстом в группах и парах, задаются ли дифференцированные по уровню сложностии индивидуальные задания, организовано ли самостоятельное чтение в библиотеке, осуществляется ли взаимооценка и самооценивание и др. « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Что анализирует администратор? Условия: работа над развитием читательской грамотности как сквозная для всех ступеней школьного образования и учебных предметов использование учителями программ и пособий повышенной сложности, приобщение к этой работе большинства учеников класса; формы внеурочной работы оснащённость библиотеки « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Группа учеников с низким уровнем чтения и работы с информацией Со стороны педагогов ученику необходима поддержка как в понимании ключевых положений и логики изложенного материала, так и в развитии его читательских умений – в первую очередь, умения находить неявную информацию, выделять главное, делать выводы. Ему необходим опыт переформулирования учебных текстов, их небуквального пересказа. Во многих случаях проблемы низкого уровня читательской грамотности коренятся в речевых дисфункциях, двуязычии. В таком случае может потребоваться специальная поддержка. Рекомендации « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Группа учеников со средним уровнем чтения и работы с информацией Для того чтобы ребенок разобрался в достаточно сложной логике информационного текста, уяснил причинно- следственные связи, верно интерпретировал образный язык текста художественного, понял авторскую позицию, продвинулся в предмете за счет чтения дополнительной литературы (речь идет о чем-то большем, чем просто запоминание интересных фактов), – для всего этого ему нужна помощь учителя. Необходима регулярная практика работы с такими вопросами к тексту, ответ на которые нельзя найти и просто зачитать или выписать. Рекомендации « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Группа учеников с повышенным уровнем чтения и работы с информацией Необходимо поддерживать мотивацию для развития сложных читательских умений. Группа учеников с высоким уровнем чтения и работы с информацией Необходима поддержка интереса к чтению, постоянная практика работы со сложными вопросами к тексту, использования прочитанного в новых контекстах. Рекомендации « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

1. Общее понимание текста и ориентация в тексте (определение основной идеи текста, поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте), а также формулирование прямых выводов и заключений). ФГОС: Основные группы умений « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

2. Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста – включала анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений. 3. Использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний. Основные группы умений « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Сформированность разных групп умений, 2013 г. « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

1 группа умений: Выбрать утверждение, соответствующее смыслу нескольких текстов (53%) Выбрать источник, где о герое можно узнать больше (46%) Найти информацию в таком элементе текста, как сноска (50%) Основные трудности (справились менее 60%) « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

2 группа умений Определить факты, на основе которых сделан вывод (45%) Сопоставить информацию из текста и иллюстрации (52%) Дать объяснения на основе анализа причинно- следственных связей (15%) 3 группа умений Основные трудности « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

На телевидении в 2008 году проводился конкурс «Имя России». По результатам голосования Александр Невский был признан победителем в данном конкурсе. Представь, что ты проголосовал за Александра Невского. Запиши два аргумента, которые помогли бы тебе убедить других людей также проголосовать за Александра Невского. Пример задания 3 группы умений « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

1. Общая успешность сформированности метапредметных действий по смысловому чтению и работе с информацией 2. Успешность сформированности отдельных групп этих метапредметных действий 3. Уровни достижений Показатели оценки результатов: смысловое чтение, работа с информацией « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

недостаточный – выполнено менее 30% заданий работы (задание считается выполненным, если получен хотя бы 1 балл); пониженный – 30-49% выполнения всей работы; базовый – 50%-75% выполнения всей работы и набрано менее 75% от максимального балла; повышенный – 1) выполнено более 75% заданий и набрано не менее 75% от максимального балла за выполнение всей работы. Уровни достижений: критерии « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

переориентация с ЗУНов на развитие детской инициативности и учебной самостоятельности; Формирование интереса к учёбе, позитивной самооценки формирование общеучебных умений и установки на учебную самостоятельность; задания на умение применять усвоенные знания в новых, нестандартных ситуациях; новые понятия педагогической деятельности: «права ребенка (на уважение, на собственное мнение, на понимание)», «детская инициативность и самостоятельность», «демократический уклад школьной жизни», «партнерская позиция педагога», «учебное сотрудничество», «педагогическая поддержка индивидуальности ребенка» Ресурсы « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Ресурсы Тесты, проверяющие сформированность читательской грамотности Программа повышения квалификации «Формирование читательской грамотности младших школьников в рамках требований ФГОС» Книги и статьи 1.Кузнецова М. И. Сильные и слабые стороны читательской деятельности выпускников российской начальной школы по результатам PIRLS 2006 // В опросы образования С. 107–136. « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Ресурсы 2. Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других / ред. И. Д. Фрумин. М.: Изд. дом ГУ–ВШЭ, Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA 2000 / ред. Г. С. Ковалева. М.: Логос, Пинская М. А. Анализ учебных пособий для начальной школы //Вопросы образования С. 137–161. « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Ресурсы 5. Пинская М.А., Тимкова Т.В., Обухова О.Л. Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности младших школьников? По материалам анализа результатов PIRLS-2006 // Вопросы обра- зования С Центр оценки качества образования ИСМО РАО. Сайт Информация о результатах PIRLS и PISA. 7. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Хорошо ли читают российские школьники? // В опросы образования С. 240– Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И.Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10–15 летних школьников // Вопросы образования С. 123–150. « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »

Тел./факс: (391) сайт: cоk.cross-edu.ru Спасибо за внимание. « ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ »