«БУРЯ и НАТИСК»; Веймарский классицизм П.А. Бородин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Фауст» Иоганн Вольфганг фон Гёте. Самым грандиозным созданием Гёте бесспорно является его трагедия «Фауст», над которой он работал в течение всей жизни.
Advertisements

Родился в старом немецком торговом городе Франкфурте-на- Майне в семье зажиточного бюргера Иоганна Каспара Гёте ( ). Отец его был имперский советник,
Иоганн Вольфганг Гете Биография. Родился в старом немецком торговом городе Франкфурте-на-Майне в семье зажиточного бюргера Иоганна Каспара.
Иоганн Вольфганг Гете. Годы жизни: 1749–1832 Жизнь и творчество Выходец из бюргерской семьи Франкфурта-на-Майне, Гете получил прекрасное домашнее образование,
ВОСКАНЯН АНАИТ. Фридрих Шиллер Фридрих Шиллер, полное имя Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (нем. Johann Christoph Friedrich von Schiller; 10 ноября 1759,
Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер
Иоганн Вольфганг Гёте (28 августа марта 1832) Родился во Франкфурте, отец - императорский советник (без жалованья), дед - портной с большим наследством.
ВОСКАНЯН АНАИТ Prezentacii.comВОСКАНЯН АНАИТ Prezentacii.com.
Иога́нн Во́льфганг фон Гёте. Родился в старом немецком торговом городе Франкфурте-на-Майне в семье зажиточного бюргера Иоганна Каспара Гёте. Отец его.
Ресурс разработал: Вессели Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы.
Иоганн Вольфганг фон Гёте Автор Штанько Л.И.. Задачи: 1.Изучить структуру трагедии 2.Выделить художественные особенности 3.Рассмотреть различные иллюстрации.
THEMA: Deutsche Klassiker. Johann Wolfgang von Goethe. THEMA: Deutsche Klassiker. Johann Wolfgang von Goethe.
XVIII век вошёл в историю культуры как эпоха Просвещения. Человеческий разум и природа как образец прекрасного- вот во что верили просветители. В эпоху.
Презентация к уроку по истории (7 класс) на тему: Культура Просвещения
Работу выполнила ученица 9а класса МОУ «СОШ 100» Реброва Алина, учитель немецкого языка Злобнова Л.Н.
Шедевры русской литературы 19 века.. Русская литература всегда отличалась необыкновенной чуткостью к решению нравственных вопросов. Великий поэт гордился.
Презентация: ученика 10 «А» класса МБОУ СОШ Судакова Максима.
Федор Иванович Тютчев ( г г.) родом из небольшого села Овстуг Брянского уезда (Орловская губерния). Известный русский поэт-публицист,
ЯН СИБЕЛИУС ( ). В небольшом городе Хяменлияна на юге центральной части Финляндии, невдалеке от Хельсинки, 8 декабря 1865 года в.
Транксрипт:

«БУРЯ и НАТИСК»; Веймарский классицизм П.А. Бородин

Буря и натиск (1) Полное разрушение старой пиитики и отрицание устарелых форм жизни, вместе с могущественным влиянием горячей проповеди Ж.-Ж. Руссо, произвело в 70-х годах недолговременную, но сильную умственную революцию, известную под именем «Буря и натиск», которая вихрем пронеслась по всей молодой интеллигентной Германии, иных, как Клингера, Ленца и беззаветных поклонников гётевского «Вертера», увлекла всецело, но для большинства только очистила воздух и обусловила целостное восприятие произведений великих художников и мыслителей. Полное разрушение старой пиитики и отрицание устарелых форм жизни, вместе с могущественным влиянием горячей проповеди Ж.-Ж. Руссо, произвело в 70-х годах недолговременную, но сильную умственную революцию, известную под именем «Буря и натиск», которая вихрем пронеслась по всей молодой интеллигентной Германии, иных, как Клингера, Ленца и беззаветных поклонников гётевского «Вертера», увлекла всецело, но для большинства только очистила воздух и обусловила целостное восприятие произведений великих художников и мыслителей.пиитикиЖ.-Ж. Руссо70-х годахБуря и натискКлингераЛенцаВертерапиитикиЖ.-Ж. Руссо70-х годахБуря и натискКлингераЛенцаВертера

Буря и натиск (2) Просвещение, представленное преимущественно молодыми авторами в годах. Своим названием течение обязано одноимённой драме Клингера. Просвещение, представленное преимущественно молодыми авторами в годах. Своим названием течение обязано одноимённой драме Клингера годахКлингера годахКлингера Особенностью его является отказ от культа разума, свойственного классицизму, в пользу предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма. Идеологом этого бунта против рационализма выступил немецкий философ Иоганн Георг Гаман, разделяющий взгляды французского писателя и мыслителя Жан-Жака Руссо. Особенностью его является отказ от культа разума, свойственного классицизму, в пользу предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма. Идеологом этого бунта против рационализма выступил немецкий философ Иоганн Георг Гаман, разделяющий взгляды французского писателя и мыслителя Жан-Жака Руссо.классицизмуиндивидуализмарационализмаИоганн Георг ГаманклассицизмуиндивидуализмарационализмаИоганн Георг Гаман Идеал личности, представленный теперь в литературе, далёк от авторитетов и традиций. Главным жанром поэзии становится драма, примером для подражания становится Шекспир вместо наскучивших античных (прежде всего греческих) авторов. Идеал личности, представленный теперь в литературе, далёк от авторитетов и традиций. Главным жанром поэзии становится драма, примером для подражания становится Шекспир вместо наскучивших античных (прежде всего греческих) авторов.драма

Буря и натиск (3) Среди представителей «Бури и натиска» Иоганн Готфрид Гердер («Фрагменты новейшей немецкой литературы»), Среди представителей «Бури и натиска» Иоганн Готфрид Гердер («Фрагменты новейшей немецкой литературы»),Иоганн Готфрид ГердерИоганн Готфрид Гердер Иоганн Вольфганг Гёте («Страдания молодого Вертера»), Иоганн Вольфганг Гёте («Страдания молодого Вертера»), Иоганн Вольфганг ГётеСтрадания молодого ВертераИоганн Вольфганг ГётеСтрадания молодого Вертера Готфрид Бюргер («Ленора»), Готфрид Бюргер («Ленора»), Готфрид БюргерЛенора Готфрид БюргерЛенора Кристиан Шубарт («Княжеская могила»), Кристиан Шубарт («Княжеская могила»), Кристиан Шубарт Кристиан Шубарт Фридрих Шиллер («Разбойники», «Коварство и любовь»). Фридрих Шиллер («Разбойники», «Коварство и любовь»). Фридрих ШиллерРазбойникиКоварство и любовь Фридрих ШиллерРазбойникиКоварство и любовь

Шубарт , немецкий поэт, органист, композитор и журналист. Его поэтическое творчество относят к направлению «Буря и натиск». За свою социально- политическую деятельность был заключён на десять лет в крепость Гогенасперг по приказу герцога вюртембергского. Издавал газету «Немецкая хроника», журналы «Отечественная хроника Шубарта», «Отечественная хроника», «Хроника». Сторонник Великой французской революции , немецкий поэт, органист, композитор и журналист. Его поэтическое творчество относят к направлению «Буря и натиск». За свою социально- политическую деятельность был заключён на десять лет в крепость Гогенасперг по приказу герцога вюртембергского. Издавал газету «Немецкая хроника», журналы «Отечественная хроника Шубарта», «Отечественная хроника», «Хроника». Сторонник Великой французской революции композиторБуря и натискГогенаспергвюртембергскогоВеликой французской революции композиторБуря и натискГогенаспергвюртембергскогоВеликой французской революции Шубарт впервые применил термин «Музыкальная эстетика» (1784). Шубарт впервые применил термин «Музыкальная эстетика» (1784).Музыкальная эстетика1784Музыкальная эстетика1784

ГЕРДЕР Из числа оригинальных произведений лучшими можно считать «Легенды» и «Парамифии». Из числа оригинальных произведений лучшими можно считать «Легенды» и «Парамифии». Весьма значительна поэтическая и особенно переводческая деятельность Гердера. Он знакомит читающую Германию с рядом интереснейших, бывших до того неизвестными или малоизвестными, памятников мировой литературы. С огромным художественным вкусом сделана его знаменитая антология «Народные песни» (Völkslieder, ), известная под заглавием «Голоса народов в песнях» (Stimmen der Völker in Liedern). Весьма значительна поэтическая и особенно переводческая деятельность Гердера. Он знакомит читающую Германию с рядом интереснейших, бывших до того неизвестными или малоизвестными, памятников мировой литературы. С огромным художественным вкусом сделана его знаменитая антология «Народные песни» (Völkslieder, ), известная под заглавием «Голоса народов в песнях» (Stimmen der Völker in Liedern).

Гердер (2) По Гердеру, человечество в своём развитии подобно отдельному индивиду: оно переживает периоды молодости и дряхлости, с гибелью античного мира оно узнало свою первую старость, с веком Просвещения стрелка истории вновь совершила свой круг. То, что просветители принимают за подлинные произведения искусства, не что иное, как лишённые поэтической жизни подделки под художественные формы, возникшие в своё время на почве национального самосознания и ставшие неповторимыми с гибелью породившей их среды. Подражая образцам, поэты теряют возможность проявить единственно важное: свою индивидуальную самобытность, а так как Гердер всегда рассматривает человека как частицу социального целого (нации), то и свою национальную самобытность. По Гердеру, человечество в своём развитии подобно отдельному индивиду: оно переживает периоды молодости и дряхлости, с гибелью античного мира оно узнало свою первую старость, с веком Просвещения стрелка истории вновь совершила свой круг. То, что просветители принимают за подлинные произведения искусства, не что иное, как лишённые поэтической жизни подделки под художественные формы, возникшие в своё время на почве национального самосознания и ставшие неповторимыми с гибелью породившей их среды. Подражая образцам, поэты теряют возможность проявить единственно важное: свою индивидуальную самобытность, а так как Гердер всегда рассматривает человека как частицу социального целого (нации), то и свою национальную самобытность. Поэтому Гердер призывает современных ему немецких писателей начать новый омоложенный круг культурного развития Европы, творить, подчиняясь вольному вдохновению, под знаком национальной самобытности. Для этой цели Гердер рекомендует им обратиться к более ранним (молодым) периодам отечественной истории, ибо там они могут приобщиться к духу своей нации в его наиболее мощном и чистом выражении и почерпнуть силы, необходимые для обновления искусства и жизни. Поэтому Гердер призывает современных ему немецких писателей начать новый омоложенный круг культурного развития Европы, творить, подчиняясь вольному вдохновению, под знаком национальной самобытности. Для этой цели Гердер рекомендует им обратиться к более ранним (молодым) периодам отечественной истории, ибо там они могут приобщиться к духу своей нации в его наиболее мощном и чистом выражении и почерпнуть силы, необходимые для обновления искусства и жизни.

КЛИНГЕР В 1780 году принц Вюртембергский Фридрих Евгений пожелал видеть его в свите своей старшей дочери принцессы Софии-Доротеи, которая в 1776 году вступила в брак с великим князем Павлом Петровичем, будущим российским С 1780 года находился на русской службе. Он был зачислен лейтенантом в морской батальон и принят к «малому двору» в Павловске и Гатчине, наследника русского престола, где быстро заслужил расположение Софии-Доротеи, ставшей Марией Фёдоровной, а также самого Павла, выполняя должность чтеца и библиотекаря будущего императора. В 1811 году достиг чина генерал-лейтенанта, в годах исполнял обязанности попечителя Дерптс кого университета и одновременно Дерптского учебного округа. В 1780 году принц Вюртембергский Фридрих Евгений пожелал видеть его в свите своей старшей дочери принцессы Софии-Доротеи, которая в 1776 году вступила в брак с великим князем Павлом Петровичем, будущим российским С 1780 года находился на русской службе. Он был зачислен лейтенантом в морской батальон и принят к «малому двору» в Павловске и Гатчине, наследника русского престола, где быстро заслужил расположение Софии-Доротеи, ставшей Марией Фёдоровной, а также самого Павла, выполняя должность чтеца и библиотекаря будущего императора. В 1811 году достиг чина генерал-лейтенанта, в годах исполнял обязанности попечителя Дерптс кого университета и одновременно Дерптского учебного округа.генерал-лейтенантапопечителяДерптс кого университетаДерптского учебного округагенерал-лейтенантапопечителяДерптс кого университетаДерптского учебного округа

«Веймарские классики» Начало «веймарского периода» в немецкой литературе часто связывается с переездом в Веймар в 1772 году Виланда, первого из знаменитого «веймарской четвёрки»: Виланд-Гердер-Гёте- Шиллер (иногда к «веймарским классикам» относят только Гёте и Шиллера). В отличие от периода «Бури и натиска» все четверо ориентировались на гуманистические идеалы, частично используя в своем творчестве античные темы и примеры. Начало «веймарского периода» в немецкой литературе часто связывается с переездом в Веймар в 1772 году Виланда, первого из знаменитого «веймарской четвёрки»: Виланд-Гердер-Гёте- Шиллер (иногда к «веймарским классикам» относят только Гёте и Шиллера). В отличие от периода «Бури и натиска» все четверо ориентировались на гуманистические идеалы, частично используя в своем творчестве античные темы и примеры.Веймар1772 годуВиландаВиландГердерГёте ШиллерВеймар1772 годуВиландаВиландГердерГёте Шиллер Примером такого гуманистического идеала может служить драма Гёте «Ифигения в Тавриде». Шиллер пишет многочисленные баллады, теоретические произведения («О наивной и сентиментальной поэзии») и целый ряд исторических драм («Валленштейн», «Вильгельм Тель»). Примером такого гуманистического идеала может служить драма Гёте «Ифигения в Тавриде». Шиллер пишет многочисленные баллады, теоретические произведения («О наивной и сентиментальной поэзии») и целый ряд исторических драм («Валленштейн», «Вильгельм Тель»).Валленштейн К прочим классическим авторам можно отнести Карла Филиппа Морица, его автобиографичный роман «Антон Райзер» считается первым немецким психологическим романом; Иоганн Гёльдерлин ( ), чьи произведения не только переводили и изучали заново, но и публично декламировали и писали на них музыку («Гиперион», «Письма Диотимы»); Жан Поль ( ), писавший прежде всего сатирические романы («Озорные годы», «Титан»); и Генрих фон Клейст ( ). К прочим классическим авторам можно отнести Карла Филиппа Морица, его автобиографичный роман «Антон Райзер» считается первым немецким психологическим романом; Иоганн Гёльдерлин ( ), чьи произведения не только переводили и изучали заново, но и публично декламировали и писали на них музыку («Гиперион», «Письма Диотимы»); Жан Поль ( ), писавший прежде всего сатирические романы («Озорные годы», «Титан»); и Генрих фон Клейст ( ).Карла Филиппа МорицаИоганн ГёльдерлинЖан ПольГенрих фон КлейстКарла Филиппа МорицаИоганн ГёльдерлинЖан ПольГенрих фон Клейст

Фридрих Шиллер Немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач, представитель направлений Буря и натиск и романтизма в литературе, автор «Оды к радости», изменённая версия которой стала текстом гимна Европейского союза. Вошел в историю мировой литературы как пламенный защитник человеческой личности. В течение последних семнадцати лет своей жизни ( ) дружил сИоганном Гёте. Этот период дружбы двух поэтов и их литературоведческая полемика вошла в немецкую литературу под названием Веймарского классицизма. Немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач, представитель направлений Буря и натиск и романтизма в литературе, автор «Оды к радости», изменённая версия которой стала текстом гимна Европейского союза. Вошел в историю мировой литературы как пламенный защитник человеческой личности. В течение последних семнадцати лет своей жизни ( ) дружил сИоганном Гёте. Этот период дружбы двух поэтов и их литературоведческая полемика вошла в немецкую литературу под названием Веймарского классицизма.Буря и натискромантизмаОды к радостиЕвропейского союзаИоганном ГётеВеймарского классицизмаБуря и натискромантизмаОды к радостиЕвропейского союзаИоганном ГётеВеймарского классицизма

Ode An die Freude Freude schöner Götterfunken Tochter aus Elysium wir betreten feuertrunken himmlische dein Heiligtum Deine Zauber binden wieder was die Mode streng geteilt alle Manschen werden Brüder wo dein sanfter Flügel weilt Deine Zauber binden wieder was die Mode streng geteilt alle Manschen werden Brüder wo dein sanfter Flügel weilt Wem der groβe Wurf gelungen eines Freundes Freund zu sein wer ein holdes Weib errungen mische seinen Jubel ein ja, wer auch nur eine Seele sein nennt auf dem Erdenrund und wers nie gekonnt der stehle weinent sich aus diesem Bund ja, wer auch nur eine Seele sein nennt auf dem Erdenrund und wers nie gekonnt der stehle weinent sich aus diesem Bund Freude Freude heiβt die Feder in der ewigen Natur Freude Freude treibt die Räder in der groβen Weltenuhr Blumen treibt sie aus dem Keime, Sonnen an das Virmament ein dringtsie in Tiefen, die des Sehers Rohr nicht kennt Blumen treibt sie aus dem Keime, Sonnen an das Virmament ein dringtsie in Tiefen, die des Sehers Rohr nicht kennt. Freude schöner Götterfunken Tochter aus Elysium wir betreten feuertrunken himmlische dein Heiligtum Deine Zauber binden wieder was die Mode streng geteilt alle Manschen werden Brüder wo dein sanfter Flügel weilt Deine Zauber binden wieder was die Mode streng geteilt alle Manschen werden Brüder wo dein sanfter Flügel weilt Wem der groβe Wurf gelungen eines Freundes Freund zu sein wer ein holdes Weib errungen mische seinen Jubel ein ja, wer auch nur eine Seele sein nennt auf dem Erdenrund und wers nie gekonnt der stehle weinent sich aus diesem Bund ja, wer auch nur eine Seele sein nennt auf dem Erdenrund und wers nie gekonnt der stehle weinent sich aus diesem Bund Freude Freude heiβt die Feder in der ewigen Natur Freude Freude treibt die Räder in der groβen Weltenuhr Blumen treibt sie aus dem Keime, Sonnen an das Virmament ein dringtsie in Tiefen, die des Sehers Rohr nicht kennt Blumen treibt sie aus dem Keime, Sonnen an das Virmament ein dringtsie in Tiefen, die des Sehers Rohr nicht kennt.

«ОДА К РАДОСТИ» (нем. An die Freude) ода, написанная в 1785 году Фридрихом Шиллером для дрезденской масонской ложи по просьбе его друга-масона Христиана Готфрида Кёрнера. Ода была изменена в 1793 и положена на музыку Бетховеном. Музыка вошла в состав знаменитой 9-й симфонии. В 1972 году она была принята в качестве официального гимна Совета Европы, а с 1985 года Европейских сообществ (Европейского союза с 1993 года). В 1974 году на основе этой мелодии принят государственный гимн Южной Родезии «Звучите громче, голоса Родезии». Существуют также другие менее известные музыкальные произведения на стихи Шиллера: 1815 музыка Франца Шуберта, 1865 музыка П. И. Чайковского, русский перевод. Аранжировка версии, используемой в качестве гимна Евросоюза, сделанаГербертом фон Караяном. (нем. An die Freude) ода, написанная в 1785 году Фридрихом Шиллером для дрезденской масонской ложи по просьбе его друга-масона Христиана Готфрида Кёрнера. Ода была изменена в 1793 и положена на музыку Бетховеном. Музыка вошла в состав знаменитой 9-й симфонии. В 1972 году она была принята в качестве официального гимна Совета Европы, а с 1985 года Европейских сообществ (Европейского союза с 1993 года). В 1974 году на основе этой мелодии принят государственный гимн Южной Родезии «Звучите громче, голоса Родезии». Существуют также другие менее известные музыкальные произведения на стихи Шиллера: 1815 музыка Франца Шуберта, 1865 музыка П. И. Чайковского, русский перевод. Аранжировка версии, используемой в качестве гимна Евросоюза, сделанаГербертом фон Караяном.нем.ода1785 годуФридрихом Шиллеромдрезденскоймасонской ложиХристиана Готфрида Кёрнера1793Бетховеном9-й симфонии1972 годугимнаСовета Европы1985 годаЕвропейских сообществЕвропейского союза1974 годуЮжной Родезии1815Франца Шуберта1865П. И. ЧайковскогоАранжировкагимна ЕвросоюзаГербертом фон Караяномнем.ода1785 годуФридрихом Шиллеромдрезденскоймасонской ложиХристиана Готфрида Кёрнера1793Бетховеном9-й симфонии1972 годугимнаСовета Европы1985 годаЕвропейских сообществЕвропейского союза1974 годуЮжной Родезии1815Франца Шуберта1865П. И. ЧайковскогоАранжировкагимна ЕвросоюзаГербертом фон Караяном

Иоганн Вольфганг фон Гёте Johann Wolfgang von Goethe - 28 августа 1749,Франкфурт-на- Майне 22 марта 1832, Веймар) немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель, поэт, драматург, писатель и естествоиспытатель. Johann Wolfgang von Goethe - 28 августа 1749,Франкфурт-на- Майне 22 марта 1832, Веймар) немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель, поэт, драматург, писатель и естествоиспытатель. 28 августа1749Франкфурт-на- Майне22 марта1832Веймарнемецкийпоэт 28 августа1749Франкфурт-на- Майне22 марта1832Веймарнемецкийпоэт

«Страдания юного Вертера» Или «Страдания молодого Вертера» (нем. Die Leiden des jungen Werthers в первых изданиях инем. Die Leiden des jungen Werther в современных) сентиментальный роман в письмах Иоганна Вольфганга Гёте 1774 года. В романе на фоне картины немецкой действительности отражены драматические личные переживания героя, закончившиеся его самоубийством. Или «Страдания молодого Вертера» (нем. Die Leiden des jungen Werthers в первых изданиях инем. Die Leiden des jungen Werther в современных) сентиментальный роман в письмах Иоганна Вольфганга Гёте 1774 года. В романе на фоне картины немецкой действительности отражены драматические личные переживания героя, закончившиеся его самоубийством.нем. сентиментальныйроман в письмахИоганна Вольфганга Гёте1774 годасамоубийствомнем. сентиментальныйроман в письмахИоганна Вольфганга Гёте1774 годасамоубийством Роман «Страдания юного Вертера» стал вторым литературным успехом Гёте после драмы «Гёц фон Берлихинген». Как драму, так и роман в письмах относят к направлению «Буря и натиск». «Страдания юного Вертера» носят в некоторой степени автобиографический характер, в нём в вольной интерпретации Гёте рассказал о своей платонической любви к Шарлотте Буфф. Гёте познакомился с ней во время прохождения практики в имперском камеральном суде Вецлара летом 1772 года. Мотив трагического исхода любовной истории, суицидаВертера Гёте навеяла смерть его друга Карла Вильгельма Иерузалема, страдавшего от любви к замужней женщине. Литературный образ Лотты обязан своим появлением другой знакомой Гёте того времени Максимилиане фон Ларош. Роман «Страдания юного Вертера» стал вторым литературным успехом Гёте после драмы «Гёц фон Берлихинген». Как драму, так и роман в письмах относят к направлению «Буря и натиск». «Страдания юного Вертера» носят в некоторой степени автобиографический характер, в нём в вольной интерпретации Гёте рассказал о своей платонической любви к Шарлотте Буфф. Гёте познакомился с ней во время прохождения практики в имперском камеральном суде Вецлара летом 1772 года. Мотив трагического исхода любовной истории, суицидаВертера Гёте навеяла смерть его друга Карла Вильгельма Иерузалема, страдавшего от любви к замужней женщине. Литературный образ Лотты обязан своим появлением другой знакомой Гёте того времени Максимилиане фон Ларош.«Гёц фон Берлихинген»Буря и натискавтобиографический характерплатонической любвиШарлотте Буффимперском камеральном судеВецлара1772 годасуицидаКарла Вильгельма ИерузалемаМаксимилиане фон Ларош«Гёц фон Берлихинген»Буря и натискавтобиографический характерплатонической любвиШарлотте Буффимперском камеральном судеВецлара1772 годасуицидаКарла Вильгельма ИерузалемаМаксимилиане фон Ларош Первое издание романа вышло осенью 1774 года к Лейпцигской книжной ярмарке и сразу стало бестселлером. Переработанное издание вышло в 1787 году. Роман подарил Гёте славу во всей Германии. Ни одно из сочинений Гёте не было прочитано стольким количеством современников. Первое издание романа вышло осенью 1774 года к Лейпцигской книжной ярмарке и сразу стало бестселлером. Переработанное издание вышло в 1787 году. Роман подарил Гёте славу во всей Германии. Ни одно из сочинений Гёте не было прочитано стольким количеством современников.Лейпцигской книжной ярмаркеЛейпцигской книжной ярмарке

«Фауст» (1) Самым грандиозным созданием Гёте бесспорно является его трагедия «Фауст», над которой он работал в течение всей жизни. Самым грандиозным созданием Гёте бесспорно является его трагедия «Фауст», над которой он работал в течение всей жизни.«Фауст» Основные даты творческой истории «Фауста»: Основные даты творческой истории «Фауста»: «Urfaust» (Прафауст), «Urfaust» (Прафауст), издание «Фауста» в виде «отрывка», 1790 издание «Фауста» в виде «отрывка», окончание первой части, 1806 окончание первой части, выход в свет первой части, 1808 выход в свет первой части, начало работы над второй частью, 1825 начало работы над второй частью, окончание «Елены» (первый набросок 1799), 1826 окончание «Елены» (первый набросок 1799), «Классическая Вальпургиева ночь», 1830 «Классическая Вальпургиева ночь», «Филемон и Бавкида», окончание «Фауста» «Филемон и Бавкида», окончание «Фауста» В «Прафаусте» Фауст обречённый бунтарь, напрасно стремящийся к проникновению в тайны природы, к утверждению власти своего «я» над окружающим миром. Только с появлением пролога «на Небе» (1800) трагедия усваивает те очертания, в которых привык её видеть современный читатель. Дерзания Фауста получают новую (заимствованную из Библии Книга Иова) мотивировку. Из-за него спорят Бог и сатана (Мефистофель), причём Бог предсказывает Фаусту, которому, как и всякому ищущему человеку, суждено ошибаться, спасение, ибо «честный человек в слепом исканьи всё ж твердо сознает, где правый путь»: этот путь путь неустанных стремлений к открытию действительно значительного смысла жизни. Подобно Вильгельму Мейстеру, Фауст, прежде чем обнаружить конечную цель своего существования, проходит ряд «образовательных ступеней». Первая ступень его любовь к наивной мещаночке Гретхен, кончающаяся трагически. Фауст покидает Гретхен, и та, в отчаянии убив родившегося ребёнка, погибает. Но Фауст не может поступить иначе, он не может замкнуться в узкие рамки семейного, комнатного счастья, не может желать судьбы Германа («Герман и Доротея»). Он бессознательно стремится к более грандиозным горизонтам. Вторая ступень его союз с античной Еленой, который должен символизировать жизнь, посвящённую искусству. В «Прафаусте» Фауст обречённый бунтарь, напрасно стремящийся к проникновению в тайны природы, к утверждению власти своего «я» над окружающим миром. Только с появлением пролога «на Небе» (1800) трагедия усваивает те очертания, в которых привык её видеть современный читатель. Дерзания Фауста получают новую (заимствованную из Библии Книга Иова) мотивировку. Из-за него спорят Бог и сатана (Мефистофель), причём Бог предсказывает Фаусту, которому, как и всякому ищущему человеку, суждено ошибаться, спасение, ибо «честный человек в слепом исканьи всё ж твердо сознает, где правый путь»: этот путь путь неустанных стремлений к открытию действительно значительного смысла жизни. Подобно Вильгельму Мейстеру, Фауст, прежде чем обнаружить конечную цель своего существования, проходит ряд «образовательных ступеней». Первая ступень его любовь к наивной мещаночке Гретхен, кончающаяся трагически. Фауст покидает Гретхен, и та, в отчаянии убив родившегося ребёнка, погибает. Но Фауст не может поступить иначе, он не может замкнуться в узкие рамки семейного, комнатного счастья, не может желать судьбы Германа («Герман и Доротея»). Он бессознательно стремится к более грандиозным горизонтам. Вторая ступень его союз с античной Еленой, который должен символизировать жизнь, посвящённую искусству.Книга ИоваКнига Иова

«ФАУСТ» (2) Фауст решает посвятить свои силы служению обществу. В конце трагедии ангелы возносят душу умершего Фауста на небо. Заключительные сцены трагедии в гораздо большей степени, чем другие произведения Гёте, насыщены пафосом творчества, созидания, столь характерным для эпохи Сен-Симона. Фауст решает посвятить свои силы служению обществу. В конце трагедии ангелы возносят душу умершего Фауста на небо. Заключительные сцены трагедии в гораздо большей степени, чем другие произведения Гёте, насыщены пафосом творчества, созидания, столь характерным для эпохи Сен-Симона.Сен-Симона Трагедия, писавшаяся в течение почти 60 лет (с перерывами), была начата в период «Бури и натиска», окончена же в эпоху, когда в немецкой литературе господствоваларомантическая школа. Естественно, что «Фауст» отражает все те этапы, по которым следовало творчество поэта. Трагедия, писавшаяся в течение почти 60 лет (с перерывами), была начата в период «Бури и натиска», окончена же в эпоху, когда в немецкой литературе господствоваларомантическая школа. Естественно, что «Фауст» отражает все те этапы, по которым следовало творчество поэта.романтическая Первая часть находится в ближайшей связи со штюрмерским периодом творчества Гёте. Тема покинутой возлюбленным девушки, в приступе отчаяния становящейся детоубийцей (Гретхен), была весьма распространена в литературе «Бури и натиска» (ср. «Детоубийца» Вагнера, «Дочь священника из Таубенгейма» Бюргера и пр.). Обращение к веку пламенной готики, книттельферсу, насыщенный вульгаризмами язык, тяга к монодраме всё это говорит о близости к «Буре и натиску». Вторая часть, достигающая особенной художественной выразительности в «Елене», входит в круг литературы классического периода. Готические контуры уступают место древнегреческим. Местом действия становится Эллада. Очищается лексика. Книттельферс сменяется стихами античного склада. Образы приобретают какую-то особую скульптурную уплотнённость (пристрастие старого Гёте к декоративной интерпретации мифологических мотивов, к чисто зрелищным эффектам: маскарад 3 картина I акта, классическая Вальпургиева ночь и т. п.). Первая часть находится в ближайшей связи со штюрмерским периодом творчества Гёте. Тема покинутой возлюбленным девушки, в приступе отчаяния становящейся детоубийцей (Гретхен), была весьма распространена в литературе «Бури и натиска» (ср. «Детоубийца» Вагнера, «Дочь священника из Таубенгейма» Бюргера и пр.). Обращение к веку пламенной готики, книттельферсу, насыщенный вульгаризмами язык, тяга к монодраме всё это говорит о близости к «Буре и натиску». Вторая часть, достигающая особенной художественной выразительности в «Елене», входит в круг литературы классического периода. Готические контуры уступают место древнегреческим. Местом действия становится Эллада. Очищается лексика. Книттельферс сменяется стихами античного склада. Образы приобретают какую-то особую скульптурную уплотнённость (пристрастие старого Гёте к декоративной интерпретации мифологических мотивов, к чисто зрелищным эффектам: маскарад 3 картина I акта, классическая Вальпургиева ночь и т. п.).БюргеракниттельферсумонодрамеЭлладаВальпургиева ночьБюргеракниттельферсумонодрамеЭлладаВальпургиева ночь

«Фауст» (3) Отношение современников к Гёте было очень неровным. Наибольший успех выпал на долю «Вертера», хотя просветители в лице Лессинга, отдавая должное таланту автора, с заметной сдержанностью приняли роман, как произведение, проповедующее безволие и пессимизм. «Ифигения» же не дошла до штюрмеров, в 1770-е гг. провозглашавших Гёте своим вождём. Гердер весьма негодовал, что его бывший ученик эволюционировал в сторону классицизма (см. его исполненную выпадов по адресу классицизма Гёте и Шиллера«Адрастею»). Большой интерес представляет отношение к Гёте романтиков. Они отнеслись к нему двояко. Погруженному в классический мир Гёте была объявлена жестокая война.Эллинизм, подсказывавший Гёте резкие выпады против христианства (в «Венецианских эпиграммах» Гёте заявляет, например, что ему противны четыре вещи: «табачный дым, клопы, чеснок и крест»; Отношение современников к Гёте было очень неровным. Наибольший успех выпал на долю «Вертера», хотя просветители в лице Лессинга, отдавая должное таланту автора, с заметной сдержанностью приняли роман, как произведение, проповедующее безволие и пессимизм. «Ифигения» же не дошла до штюрмеров, в 1770-е гг. провозглашавших Гёте своим вождём. Гердер весьма негодовал, что его бывший ученик эволюционировал в сторону классицизма (см. его исполненную выпадов по адресу классицизма Гёте и Шиллера«Адрастею»). Большой интерес представляет отношение к Гёте романтиков. Они отнеслись к нему двояко. Погруженному в классический мир Гёте была объявлена жестокая война.Эллинизм, подсказывавший Гёте резкие выпады против христианства (в «Венецианских эпиграммах» Гёте заявляет, например, что ему противны четыре вещи: «табачный дым, клопы, чеснок и крест»;ЛессингаГердерШиллераЭллинизмЛессингаГердерШиллераЭллинизм

ГЕТЕ и ФАУСТ «Этот великан был министром в карликовом немецком государстве. Он никогда не мог двигаться свободно. О сидящем на троне Юпитере Фидия в Олимпии говорили, что если бы он когда-нибудь внезапно встал, он проломил бы головой крышу храма. Таким же точно было положение Гёте в Веймаре: если бы он когда-нибудь внезапно восстал из своего неподвижного покоя и выпрямился, то он пробил бы государственную крышу или, что ещё вероятнее, разбил бы себе о неё голову.» «Этот великан был министром в карликовом немецком государстве. Он никогда не мог двигаться свободно. О сидящем на троне Юпитере Фидия в Олимпии говорили, что если бы он когда-нибудь внезапно встал, он проломил бы головой крышу храма. Таким же точно было положение Гёте в Веймаре: если бы он когда-нибудь внезапно восстал из своего неподвижного покоя и выпрямился, то он пробил бы государственную крышу или, что ещё вероятнее, разбил бы себе о неё голову.» Генрих Гейне Генрих Гейне

ПАМЯТЬ…