Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: www.shepelenko.ucoz.ru Муниципальное казённое образовательное учреждение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Advertisements

Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ Поэма»Мцыри» 900igr.net. Эпиграф Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни к одному, Но только пьяную тревогу, Я променял бы, если б мог.
Тест по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Учитель русского языка и литературы МОУ Измайловская СОШ Сергеев Н.П 2013г..
Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»,ее идейное содержание.
Поэма «Мцыри». История создания поэмы Историческая основа: 1802 год – при царе Георгии Х11 Грузия была присоединена к России Жизненная основа: Путешествуя.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Поэма «Мцыри» М.Ю. Лермонтов Тест. 1. Эпиграф к поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» взят из: 1.Древнерусских летописей 2.Библии 3.Былин 4.Стихотворения Горация.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Поэма « Мцыри » М.Ю. Лермонтова как романтическoe произведение. Образ главного героя.
М.Ю. Лермонтов. 1. Чем понравилась вам поэма «Мцыри»? 2. Какие сцены в ней наиболее запомнились? 3. Какие строфы и слова произвели самое сильное впечатление?
Для героя монастырь-символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от.
Тема: Авторская позиция в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
« Мцыри » - романтическая поэма Лермонтова 7 класс.
«В чём загадка Мцыри?» По поэме Лермонтова М. Ю. «Мцыри»
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Транксрипт:

Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа 2 Рамонского муниципального района Воронежской области

Художественная идея поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». (8 класс)

Цели: - выявление художественной идеи поэмы, проявляющейся в изображении жизни свободолюбивого горца и исторического времени в его движении от патриархального единства человека и природы к разрушению этой гармонии; в утверждении активного, деятельного отношения к жизни, в верности идеалу свободы и веры даже в трагических условиях поражения; - развитие навыка работы со статьёй учебника, выразительного чтения наизусть, анализа литературного произведения в единстве формы и содержания; - формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления смысла христианской и языческой символики в поэме.

Подумай и ответь… В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая ситуация – бегство из неволи. - Назовите главные категории, центральные проблемы произведений писателей-романтиков. - Основой конфликта между героем и окружающим его миром стала ситуация неволи. Что является символом неволи и живым его воплощением в поэме? Символ неволи – монастырь. Это не реальный монастырь, а некое условное, противоестественно замкнутое пространство. Живое воплощение неволи – старик монах.

Подумай и ответь… - Одна из характерных черт романтического мировосприятия и поэзии романтиков – постоянное обращение к естественному, установленному природой. Плен, несвобода – это состояние противоестественное, далёкое от природы. Во имя чего бунтует Мцыри? Цель бунта Мцыри – свобода, которая приравнивалась романтиками к естественному состоянию человека. - Главным проявлением природного начала в человеке романтики считали жизнь души, поэтому таким постоянным был интерес романтиков к внутреннему миру героев. О чём мечтает Мцыри? Мцыри мечтает попасть в родные края, увидеть родных людей.

Подумай и ответь… В романтической поэме такие обычные, казалось бы, понятия, как дом, семья, родина, имеют особое значение, нередко весьма далёкое от общепринятого. - Какой предстаёт в воображении Мцыри родина и какие чувства пробуждает? Выразительное чтение глав 6, 7. Родина для Мцыри – это не только родной аул. Основное значение этого образа-символа богаче: родина – это природа и свободная жизнь, возвращающая человека к его изначальной сущности. «Родина», «родной дом», «отец и мать», «сёстры» - всё, о чём вспоминает Мцыри, - это образы-символы естественного человеческого бытия.

Подумай и ответь… - В чём видит счастье Мцыри? Выразительное чтение главы 8. Мцыри стремится к слиянию с родным для него миром природы, он готов «обняться с бурей». Счастье он видит в дружбе «краткой, но живой, меж бурным сердцем и грозой». «Мцыри». Художник Ф.Константинов

Подумай и ответь… - Какие библейские образы возникают в исповеди Мцыри? Назовите слова, соотнесённые с библейскими образами. Выразительное чтение главы 11.

Мысль о смерти в первый раз приходит к герою в тот момент, когда он понимает, что ошибался, и монастырь вновь возникает перед ним непреодолимой преградой. Мцыри проходит и языческое посвящение во взрослую жизнь. Для этого обязателен целый ряд условий: изоляция от остальных членов племени, молчание. Выразительное чтение главы 13.

Подумай и ответь… - Какие грани личности Мцыри раскрываются в его встрече с молодой грузинкой? Почему Мцыри не вышел к грузинке, к аулу? Герой не смог приблизиться к «грузинке молодой», не смог выйти к курившемуся дымками аулу, т.к. Мцыри оказался внутренне одиноким, чуждым людям, живущим за стенами монастыря. «Грузинка с кувшином». Художник М.Н.Орлова-Мочалова

Подумай и ответь… Посвящаемый совершает ряд ритуальных действий. Перед нами древний обряд – посвящение юноши в охотники. Выбор соперника Мцыри далеко не случаен. Барс – древнее тотемное животное многих народов Кавказа. - Какие чувства испытывает герой в поединке с барсом? Выразительное чтение глав

Подумай и ответь… - Какой символический смысл приобретает схватка с барсом? Схватка с барсом – это поединок силы физической с силой духа. Мцыри немощен и слаб физически, но им движет дух и воля к победе, поэтому и зверь и человек – противники, достойные друг друга. Они в состоянии драться на равных, но никто из них не в силах победить.

Подумай и ответь… - Каким средствами художественной выразительности передано напряжение боя? Найдите в тексте примеры экспрессивно окрашенной лексики, объясните функцию средств художественной выразительности. Бешеный скачок, страшной смертью, смертельный бой, сплетясь, как пара змей. Эпитеты, сравнения передают душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв.

Подумай и ответь… - Почему забвение о покой обещаны «зеленоглазой рыбкой»,а смерть воспринимается как погружение «во мглу», на «влажное дно глубокой речки»? Выразительное чтение главы 23. Сообщение об образе рыбки в грузинской мифологии

Подумай и ответь… - На пути Мцыри к свободе встали не только внешние препятствия. Главное в том, что в его душе была внутренняя преграда. С чем сравнивает себя герой? Выразительное чтение главы В чём причина поражения Мцыри? Мцыри бежит из христианской обители в мир патриархальной свободы и воли. Однако он не может преодолеть внутренние преграды, которые в нём создала жизнь в монастыре. Выразительное чтение главы 26.

Обратимся к учебнику стр.270 – 271. Понятия «тема» и «идея». - Определите художественную идею поэмы. Какой смысл приобретает эпиграф поэмы? стр.267. Статья «Поговорим о прочитанном» - Установите связь поэмы «Мцыри» с лирическим стихотворением М.Ю.Лермонтова «Парус». Олицетворённый парус из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус» кинул «край родно» ради «страны далёкой». Сравнение даёт возможность почувствовать принципиальную новизну образа Мцыри, стремящегося обрести «потерянный рай» - родину.

Домашнее задание 1. Подготовить пересказ статьи учебника, посвящённой Н.В.Гоголю. Индивидуальное задание: 1. Составить рассказ о детстве Н.В.Гоголя. 2. Подготовить сообщение о творческой истории комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». 3. Подготовить сообщение о сценической истории комедии.

Использованные ресурсы Ф.Е.Соловьева. Уроки литературы. 8 класс. Методическое пособие. М., 2012г