Поэзия Серебряного века. Поэтическая школа символизма Учитель русского языка и литературы Агеева Н.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ РАСЦВЕТ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ Философия – Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Е.Н.Трубецкой,
Advertisements

Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
Серебряный век Литература рубежа веков и начала ХХ в. – отражение противоречий и поисков эпохи. Активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические.
Серебряный век. Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда. Такими нас не обидел Бог. О. Мандельштам.
«В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры» Н.А. Бердяев «Десятилетие 1907–1917 вполне заслуживает имени.
- период высшего духовного и художественного развития в русской литературе и искусстве в конце 19 – начала 20 века.
Русский модернизм. 11 класс. План изучения темы 1. Основные принципы модернизма. 2. Ведущие направления в русском искусстве серебряного века: символизм;
Философские истоки символистов в России. Возникновение русского символизма История русского литературного символизма началась с почти одновременного возникновения.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 11 класс Составитель: учитель МОУ СОШ 4 Герасина Татьяна Александровна.
Русская литература XX века.
(НАЧ Х ГГ. – 1917 Г.) Серебряный век русской поэзии Автор Опалева Л.Л., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 4 г.Кирово-Чепецка Кировской.
«Серебряный век» русской поэзии. И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл… А.Ахматова.
Модернизм в русской литературе «Серебряный век» отечественной культуры XX века.
Презенгтация Серебряныйвек русской поэзии ОпалеваЛ.Л.
Дорогие ребята ! Мы шагаем в проект «Среди миров».
ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА 11 класс. Подготовила Берестовая Н. Г.
Живопись художников - символистов Выполнили выпускники 11А класса МБОУ «СОШ 35» г. Чебоксары Николаева А., Щукина Г. Руководитель: Ильина Н.А., учитель.
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл… Анна Ахматова.
Ученик 10 класса « А » гимназии 1552: Гашков Егор Научный руководитель : Самойлова И. В.
Транксрипт:

Поэзия Серебряного века. Поэтическая школа символизма Учитель русского языка и литературы Агеева Н.А.

План Атмосфера конца XIX начала XX века Декадентство и модернизм История становления русского модернизма Философские основы символизма Поэтика символизма

Время с начала 1890-х по начало 1920-х годов И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл. Творчество писателей разных направлений, часто полемизирующих между собой, объединённых, тем не менее, духом времени, тяготением к поставленным новой эпохой проклятым вопросам. Работы русских религиозных философов Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Лев Шестова, Модернистские течения в живописи Музыка А.Н. Скрябина и С.В. Рахманинова Театральные искания и постановки В.Э. Мейерхольда, Оформительская деятельность Л.С. Бакста и А.Н. Бенуа

Оценки эпохи современниками «В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры, появилась русская философская школа с оригинальной религиозной философией, был расцвет русской поэзии, после десятилетий падения эстетического вкуса пробудилось обост­рённое эстетическое сознание, пробудился интерес к вопросам духовного порядка, который был у нас в начале XIX века.» Н.А. Бердяев

Оценки эпохи современниками «Время от 1907 до 1917 года было временем полного своеволия безответственной мысли, полной «свободы творчества» русских литераторов. В общем десятилетие 1907–1917 вполне заслуживает имени самого позорного и бесстыдного десятилетия в истории русской интеллигенции» А.М. Горький

Рожденные в года глухие, Пути не помнят своего. Мы - дети страшных лет России - Забыть не в силах ничего. Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы – Кровавый отсвет в лицах есть. Есть немота – то гул набата Заставил заградить уста. В сердцах, восторженных когда-то, Есть роковая пустота. И пусть над нашим смертным ложем Взовьется с криком воронье, - Те, кто достойней, Боже, Боже, Да узрят царствие Твоё!

ДЕКАДЕНТСТВО от французского decadence - упадок Философия Ф.Шопенгауэра, Э.Гартмана, Ф.Ницше Принцип всеобщей относительности: веры и неверия, добра и зла, высокой любви и физических наслаждений. Неколебимой истине Не верю я давно, И все моря, все пристани Люблю, люблю равно. Хочу, чтоб всюду плавала Свободная ладья, И Господа, и Дьявола Хочу прославить я...

МОДЕРНИЗМ от французского «modern» – новый МОДЕРНИЗМ – от французского «modern» – новый Передо мною мир стоит Мифологической проблемой: Мне Менделеев говорит Периодической системой; Соединяет разум мой Законы Бойля, Ван-дер-Вальса Со снами веющего вальса… Убеждение, что искусство нужно строить на новых принципах, искать новые пути. Ориентация на городскую, урбанистическую культуру использование в творчестве принципы современной науки (теорию относительности А.Эйнштейна, психоанализа З.Фрейда), Уверенность в исчерпанности рационалистического подхода к действительности Воспевание иррациональность бытия, бездны сознания, стихийный порыв.

АВАНГАРД – от латинского «avengers » передовой Понимание искусства уже не как художественную деятельность, а как непосредственное действие, прямой способ воздействия на публику, провокацию читателя-зрителя. В те времена происходили события более крупные: Игорь-Северянин провозгласил, что он «гений, упоённый своей победой», а футуристы разбили несколько графинов о головы публики первого ряда, особенно желающей быть «эпатированной» А. Блок

Поэтические школы модернизма Символизм Акмеизм 1910 Футуризм Имажинизм

Символизм 1892 – Д. Мережковский прочитал лекцию о творчестве французских символистов – 1895 – сборник « Русские символисты» 1900 – выделяется группа младосимволистов 1910 – кризис символизма

Корни символизма Французский символизм (П. Верлен,А Рембо, С. Малларме) Идеалистическая философия, начиная с Канта, Шопенгауера и заканчивая Ницше, В. Соловьёвым.

Географические центры Москва (ограничивался рамками собственно литературы ) Петербург (воспринимался как система мировоззренческих понятий) По времени Старшие символисты – (В. Брюсов, Д. Мережковский, З. Гиппиус,Ф. Сологуб) Младосимволисты – (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов). Издательство – «Скорпион» Альманах «Золотое руно» Журналы – « Весы», «Северные цветы

Искусство – выше познания Познать можно лишь низшие формы жизни, высшие же - неподвластны рациональному познанию. Творчество – подсознательное, интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику- творцу. Главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов – символ.

Символ Символ – художественный образ в основе, которого лежит метафора, точнее ряд метафор, связанных друг с другом. Символ «Символ – окно в бесконечность» Ф Сологуб Недосказанность, утаенность смысла Расчет на читателя творца, соавтора Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своих значениях В. Иванов

Главная задача поэта-символиста пробуждение мыслей и чувства читателя, его скрытых возможностей, обострение и уточнение его восприятия. Для этого максимально используются ассоциативные связи, мотивы и образы культур прошлого. Музыка – универсальная метафизическая сила, воплощающая стихию «чистого движения», первооснова всякого творчества. Она дает максимальную свободу самовыражения творцу и максимальную свободу восприятия слушателю. Поэтому символисты максимально используют словесно-музыкальную фактуру стиха, звуковые и ритмические возможности стиха.

И в час на огненном закате Меж гор предвечных видел ты, Как дух величий и проклятий Упал в провалы с высоты. И там, в торжественной пустыне, Лишь ты постигнул до конца Простертых крыльев блеск павлиний И скорбь эдемского лица В. Брюсов