1 Балджи Марина Дмитриевна Интеграция украинской экономики в европейское пространство на основе усовершенствования природоохранного законодательства Одесса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Advertisements

Система природоохранного законодательства Казахстана включает следующие нормативно-правовые акты: 1) Конституция РК; 2) законы и ко­дексы в области охраны.
Современные проблемы развития экономики и окружающей среды Калабаева Тамара, доцент Международной Академии Бизнеса г.Алматы, Казахстан.
1 Решение проблем обеспечения экологической безопасности – как важный элемент аудиторской деятельности Председатель комиссии по аттестации и аккредитации,
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
Внедрение экологического менеджмента. популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов; популяризация основных принципов.
Анализ регуляторного влияния и устойчивое развитие бизнеса Юрий Юрченко – к.э.н., консультант Центр коммерческого права
Стандарты и руководящие документы по мониторингу окружающей среды.
Экологический менеджмент. Экологический менеджмент – современная система управления природопользованием и охраной природных ресурсов. Эта система: -направлена.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА Презентация подготовлена преподавателем-организатором ОБЖ Дягилевым Александром.
РОЛЬ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ УКРАИНЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА (ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ) г. Киев 15 октября 2013 г. Куруленко Святослав.
Безопасность жизнедеятельности Законодательные основы БЖД.
Понятие, субъекты, функции и виды управления природопользованием Выполнила: Медникова Ольга Группа ОСМ
1.П РАВОВАЯ ОХРАНА ЛЕСОВ 2. Э КОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Подготовил: Бирюков И. А. ЮФ
Экологическое право. Экологическое право отрасль призванная регулировать взаимодействия общества и природы Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет.
Нормативы качества окружающей среды. Понятие "нормативы качества окружающей среды" закреплено в Законе Республики Беларусь "Об охране окружающей среды"
Экологический аудит: цели и задачи. Экологический аудит независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых.
Транксрипт:

1 Балджи Марина Дмитриевна Интеграция украинской экономики в европейское пространство на основе усовершенствования природоохранного законодательства Одесса – 2013 г. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра экономики и управления национальным хозяйством

2 1. Международное сотрудничество в сфере торговых отношений Основные цели развития общества и охраны окружающей среды: a) содействие устойчивому развитию путем осуществления либерализации торговли; b) создание взаимодополняющих и взаимоукрепляющих условий в области торговли и окружающей среды; c) предоставления адекватных финансовых ресурсов развивающимся странам и решения международной проблемы задолженности; d) поощрения макроэкономической политики, способствующей охране окружающей среды и развитию.

3 Структура внешней торговли Украины (экспорт и импорт)

4 Экспорт товаров внешней торговли Украины 2013 г. (І полов.) 2012 г г.

5 Импорт товаров внешней торговли Украины 2013 г. (І полов.) 2012 г г.

6 Внешняя торговля со странами ЕС Страны ЕС ЭкспортСтраны ЕС Импорт Италия16,914,5Германия26,726,0 Польша15,515,1Польша12,413,6 Германия9,89,6Италия7,88,5 Венгрия7,58,8Франция5,86,4 Испания5,49,0Венгрия5,14,4

7 Экологические нормативы и стандарты – комплекс обязательных правил и требований по использованию природных ресурсов, направленных на обеспечение экологической безопасности ПДК загрязняющих веществ в окружающей среде (атмосфере, водоемах, почве), ПДС электромагнитного, акустического и другого неблагоприятного воздействия на ОПС. ПДК характеризует экологическую ситуацию на определенной территории разных масштабов, не указывая источник загрязнения ПДВ в атмосферу и ОПС вредных химических элементов и соединений, класс опасности физических и биологических факторов для природной окружающей среды. ПДВ характеризует вредное воздействие определенного источника загрязнения Проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция объектов; применение минеральных удобрений и средств защиты растительных культур, токсических веществ и др.; акустическое, электромагнитное и другие неблагоприятные воздействия; хранение и утилизация отходов; использование транспортных средств и др.

8 2. Европейский опыт реализации природоохранного законодательства Великобританияконтролирующее «О контроле загрязнений окружающей среды» Франциястимулирующее «Об охране природы» Германиянаправляющее «Об охране природы и ландшафтном планировании»

9 Структура природоохранных программ и действий в Европе Региональный (районный) уровень - модернизация промышленных предприятий; - внедрение современных технологий, оборудования; - наличие контрольно-измерительной аппаратуры; - регулирование потоков автотранспорта, туристов; - ограничения на посещения уязвимых объектов Государственный (национальный) уровень 1 направление – законодательное (защищает права граждан); 2 направление – технологическое (внедрение экологически чистых технологий и оборудования; независимая экспертиза); 3 направление – общественное Международный уровень - охрана морских акваторий («Голубой план», Концепция голубого флага); - соглашения о международных реках; - соглашения о трансграничном сотрудничестве Субрегиональный уровень 1 регион – Северная Европа 2 регион – Западная Европа 3 регион – Центральная Европа 4 регион – Восточная Европа 5 регион – Южная Европа Общеевропейский уровень Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) ООН; Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ); Совет Европы - «Здоровые города»; - «Зеленые легкие Европы»; - «Синие полосы Европы»; - «Экологический город будущего»

10 3. Инвестиционные вопросы развития экономки на основе трансформации природоохранного законодательства Отличия экологического инвестирования от инвестирования других сфер хозяйственной деятельности: направлено на использование, охрану, возобновление условий по поддержке природно-ресурсного потенциала и обеспечения природно-ресурсной безопасности; объект инвестирования часто имеет общие для многих потребителей и пользователей характер и задания не могут быть решены отдельными субъектами природопользования; природоохранное, природо-восстановительное инвестирование всегда необходимо осуществлять с учетом свойств саморегуляции, самовосстановления экосистем, отдельных их компонентов; природная система, её элементы могут снижать, терять определенные свойства как под воздействием антропогенных факторов, так и под влиянием природных сил и явлений.

11 Классификация экологических инвестиций Инвестиции по источникам финансирования целевые государственные (региональные) инвестиции; средства внебюджетных фондов; средства предприятий; иностранные инвестиции Инвестиции по функциональному назначению на использование природных ресурсов и объектов на возобновление природных ресурсов и объектов на охрану природных объектов Инвестиции по уровню управления Локальные (экологизация предприятий, производства) Региональные (решение экопроблем регионов) Государственные (решение национальных экопроблем) Международные (решение глобальных экопроблем) Инвестиции по характеру достигнутых результатов уменьшение затрат; дополнительные доходы от расширения традиционных производств и технологий; выход на традиционные рынки сбыта; экспансия в новые сферы бизнеса; снижение антропогенного и техногенного рисков; достижение экологического и социально-экономического эффектов; создание позитивного имиджа предприятий Инвестиции по форме проявления Производственно-технологические Организационно-управленческие Научно-исследовательские Образовательно-воспитательные

12 Специфические особенности, присущие инвестиционным проектам природоохранного назначения Первая группа инвестиционные проекты, которые несут исключительно природоохранные функции. Эффективность инвестиций в этих проектах может быть оценена на основе показателей предотвращаемого (расчетного), ликвидированного (реального) и остаточного (расчетного или действительного) ущербов и необходимых для этого затрат. Вторая группа это инвестиционные проекты, которые по своему прямому назначению являются природоохранными. Основные направления их деятельности, обеспечение экологической безопасности в условиях данного региона. Третья группа представляет совокупность проектов, целью которых является производство продукции и получение прибыли, и одновременно, они несут и природоохранные функции по обеспечению экологической безопасности и ресурсосбережению.

13 Взаимосвязь и оценка показателей эффективности инвестиций природоохранного назначения п/п Инвестиционный проект, место размещения природоохранного объекта NPV ИПП Д, млн. грн./год Индекс рентабель ности, Р Период окупаемо- сти, Т (год) Инвес- тиции, К Σ (млн. грн.) Общий экономико- экологический результат, П t, млн.грн./год 1г. Бердянск, КОС4,12,71,01,734,7 2СБО Південна, г. Одесса4,71,214,022,413,9 3СБО Північна, г. Одесса16,011,175,0123,959,8 4КОС, г. Николаев11,0251,15,0106,438,5 5КОС, г. Евпатория1,981,196,010,44,06 6ОС, г. Мариуполь8,621,137,067,019,9 7КОС, г. Севастополь11,41,069,0181,132,3

14 Инновации в законодательство Украины 1. Закон Про экологическую ответственность. Цель – расширить сферу применения строгой ответственности за безопасность ОС и контроль за состоянием природопользования. 2. Экологический кодекс Украины

15 Сравнительный анализ правовых экологических норм ЕС и Украины NХарактеристика элементов законодательства Оценка состояния в ЕСв Украине 1. Объем экологического законодательства Принято более 300 законодательных актов, из которых первоочередному обязательному перенесению в национальное законодательство подлежат 86 директив, относительно же 33 регуляций должны быть подготовлены условия относительно их дальнейшей имплементации Принято около 80 актов законодательства (законов Украины, постановлений Верховной Рады Украины), которые лишь частично охватывают вопросы, входящие в объем экологического законодательства ЕС. Объем любого из законов Украины, в среднем, существенным образом не отличается от законов ЕС 2. Наличие в законах норм прямого действия Нормы всех законов есть преимущественно нормами прямого действия; есть ссылка на нормы прямого действия в других законах Нормы законов преимущественно не являются нормами прямого действия, из-за чего принятие значительной части законодательных норм делегируется органам исполнительной власти, принимающим подзаконные акты, которые фактически имеют силу закона 3. Направленность на достижение конкретных целей В законах четко формулируются цели и сроки их достижения. То есть это динамические законы В законах цели и сроки их достижения отсутствуют. То есть это статические законы

16 4.Степень детализации законодательства Высокая. В большинстве случаев закон сопровождается большим объемом приложений, которые комментируют и дополняют статьи закона, дают количественные характеристики норм, указывают методы измерений, их частоту, требования относительно мониторинга достижения целей закона и др. Невысокая. Как правило приложения к законам отсутствуют. Значительная часть статей законов имеет декларативный характер. 5.Наличие детально разработанного инструмента обеспечения баланса интересов, гласности и широкого охвата участников принятия решений Большое внимание к обеспечению баланса интересов, прозрачности законотворческой деятельности, определение в законах вопросов процедуры имплементации законов Вопросы процедур в законах обычно не освещаются. Традиционно они рассматриваются в подзаконных актах 6.Подход к установлению экологических стандартов и целей Довольно гибкий и реалистический, он стремится учитывать конкретные социальные, экономические и экологические условия, устанавливая числовые значения нормативных показателей Конкретные величины показателей, которые принимаются как стандарты и цели в законах отсутствуют. Стандарты и цели иногда приводятся в подзаконных актах, которые утверждают на уровне министерств. Такой подход не может быть гибким и реалистическим, так как он обычно отражает лишь ведомственные интересы 7.Использование принципа управления риском Используется в возрастающем объеме Не используется

17 8.Интегрированный подход к уменьшению загрязнения окружающей среды на основе принципа наилучших доступных технологий Вводится директивой с 1996г.Законом не предусмотрен 9.Мониторинг результатов применения законов Предполагается с четким определением процедур Не предполагается N Характеристика элементов законодательства Оценка состояния в ЕСв Украине

18 4. Основные положения усовершенствования природоохранного законодательства Украины с целью развития торговых отношений со странами ЕС Целенаправленное формирование нового экологического законодательства в Украине: создание новой системы экологического законодательства и экологизации иного законодательства (административного, гражданского, уголовного, предпринимательского и др.); его аппроксимация к экологическому законодательству Европы и передовых стран мира; формирование механизмов обеспечения реализации правовых экологических требований (имплементация; энфорсмент).

19 Пути усовершенствования природоохранного законодательства в Украине разработка и утверждение новых законов, в частности, о зонах чрезвычайных экологических ситуаций, экологической (природно-техногенная) безопасности и ответственности; зоны, направленных на улучшение здоровья населения; Экологического кодекса, законов о континентальном шельфе, об экологической информации, об экологическом образовании; внесение изменений и дополнений к большому ряду законов таких, как закон Об охране окружающей природной среды, Лесной кодекс, Водный кодекс, Кодекс о недрах, Земельный кодекс, закон О животном мире, закон О природно-заповедном фонде, закон про экологический аудит; подготовка нормативно-правовых актов, которые утверждает Кабинет Министров Украины, а именно: Правила возмещение убытков, причиненных нарушениями экологического законодательства, Положение об экологическом контроле, Положение про экологический аудит, Положение об экологическом лицензировании, Положение о сертификации экологически опасной продукции, Порядок установления лимитов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, уровней вредного биологического и физического влияния, Порядок ведения рыбного хозяйства и осуществление рыболовства, Порядок и нормативы платы за специальное использование лесных ресурсов и пользования земельными участками лесного фонда и ряда других; разработка и утверждение нормативно-правовых актов специально уполномоченных государственных органов управления в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, в частности, Правил добычи исчезающих и находящихся под угрозой исчезновения видов животных для разведения в специально созданных условиях и в научно-исследовательских целях, Правил ввоза в Украину и вывоза за его границы объектов животного мира, Правил изъятия и реализации незаконно добытых диких животных, Правил возмещения убытков, причиненных нарушениями законодательства об охране окружающей природной среды, других актов соответственно изменениям в законодательстве Украины; внесение изменений и дополнений к Кодексу об административных правонарушениях (раздел Административная ответственность за экологические правонарушения), Уголовного кодекса (раздел Экологические преступления), Гражданского кодекса Украины (раздел Возмещение убытков за экологические правонарушения); внесение изменений и дополнений к действующим законам, которые определяют статус центральных и местных органов государственной исполнительной власти в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, регламентируют осуществление предпринимательской, инвестиционной, инновационной, научно-технической деятельности, проектирование, градостроительство, производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, развитие транспорта, связи и других видов деятельности, способных отрицательно влиять на состояние окружающей среды, а также законов о размежевании функций специально уполномоченных органов государственного контроля в области использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

20 ДЯКУЮ ЗА УВАГУ!