Обучение предпринимательству в России: факторы развития предпринимательского духа студентов Д.э.н., профессор Г.В. Широкова 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 AMWAY GLOBAL ENTREPRENEURSHIP REPORT 2014 ФОКУС НА ОБУЧЕНИИ НАВЫКАМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Декабрь 2014 ГЛОБАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ AMWAY О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ.
Advertisements

Заместитель председателя Комитета экономического развития промышленной политики и торговли Соловейчик К.А.
Москва, 2010 г. Осведомленность представителей малого и среднего предпринимательства о действующих схемах поддержки малого и среднего бизнеса Отчет по.
Результаты опроса участников выставок НТТМ об эффективности деятельности движения Всероссийский выставочный центр Российский союз молодых ученых Всероссийская.
1 «Третий сектор» в России: текущее состояние и перспективы развития Исследовательская группа ЦИРКОН Задорин И.В., Презентация на семинаре «Полития»,
Исследование «Взаимодействие СПбГЭТУ с предприятиями Санкт-Петербурга» По заказу СПбГЭТУ «ЛЭТИ» САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ.
О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере Министр образования и науки Российской.
Центр развития инновационного предпринимательства научной молодежи.
Результаты социологического опроса по проблемам и перспективам развития предпринимательства в Ростовской области 2008 год.
Программа «Научный фонд ГУ-ВШЭ» и академические надбавки в гг.
IV ЕЭФМ «Диалог цивилизаций – Youth Global Mind».
Управление международных связей. Основные аттестационные показатели международной деятельности ТГУ имени Г.Р. Державина 1. Международные мероприятия,
ИТОГИ КОНКУРСА ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА РЕКТОРАТ 26 сентября 2011 г. проректор по учебно-воспитательной.
ПРОЕКТ «Развитие системы стимулирования молодежного инновационного предпринимательства в Российской Федерации» Срок реализации: ноябрь 2009 – сентябрь.
Ты - предприниматель 2012 Кузбасский молодежный проект 1.
1 Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы Исследовательская группа ЦИРКОН По заказу Агентства социальной информации в.
Формирование и развитие предпринимательского университета в НОУ «Алматы Менеджмент Университет».
Global Entrepreneurship Monitor в России. Социально-психологическая характеристика раннего предпринимателя Филатова Юлия.
Исследование рынка молочных продуктов. Москва Октябрь 2012.
Региональная система вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность гг.
Транксрипт:

Обучение предпринимательству в России: факторы развития предпринимательского духа студентов Д.э.н., профессор Г.В. Широкова 1

Что такое GUESSS GUESSS - это «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов» GUESSS – это международный исследовательский проект, направленный на изучение взглядов студентов на предпринимательскую деятельность, их будущих планов и намерений Особый фокус: роль вузов, их предложений и программ в данном контексте Исследование проводится раз в два года. Предыдущие волны опроса: 2003, 2004, 2006, 2008, 2011 (панельное исследование) Участники 2011: 26 стран, 500 университетов, студентов Участники 2013: 34 страны (данные на июнь 2013) Сбор данных осуществляется путем заполнения студентами анкеты в режиме онлайн, участие могут принимать студенты любых специальностей, конфиденциальность данных гарантируется По результатам анализа данных формируются национальные и международные отчеты, проводятся исследования, публикуются научные публикации 2

GUESSS в России В России проект реализуется Национальной ассоциацией обучения предпринимательству (НАОП) совместно с Высшей школой менеджмента СПбГУ при поддержке Центра предпринимательства и Благотворительного фонда развития ВШМ СПбГУ. Руководителем проекта GUESSS Россия является директор Центра предпринимательства Высшей школы менеджмента СПбГУ, д.э.н., профессор Галина Викторовна Широкова В 2013 г. в проекте GUESSS принимают участие 35 университетов из более чем 20 городов России 3

Цели исследования Лонгитюдное исследование и анализ предпринимательских намерений студентов и их деятельности в сфере предпринимательства с проведением межстранового и временного сопоставления данных. –1) процесс создания нового предприятия (предпринимательские намерения); –2) университетские факторы содействия развитию предпринимательства; –3) индивидуальные характеристики студентов. 4

Национальный контекст исследования – предпринимательство в России На малых и средних предприятиях задействованы не более 15% экономически активного населения Малые и средние предприятия в России создают от 11% до 15% ВВП (для сравнения, в США – более 50%, а в Китае 65%) Индекс ранней предпринимательской активности в России в 2012 г. – 4,0 (Глобальный мониторинг предпринимательства, 2012) Ранние предприниматели – студенты – 1,0 5

Национальный контекст исследования – высшее образование в России Численность студентов в нашей стране самая высокая в мире: в 2010 г. она составила 5848,7 тыс. человек. На 10 тыс. человек населения в 2010 г. насчитывалось 522 студента 33% выпускников российских вузов работают не по специальности (ВЦИОМ, 2010) 6

Национальный контекст исследования – образование предпринимательству I уровень: полное отсутствие курсов по предпринимательству, либо наличие курсов по бизнес-планированию, управлению рисками, маркетингу II уровень: наличие в университетах курсов по предпринимательству, инновационному менеджменту, управлению малыми инновационными предприятиями, предпринимательству в определенных отраслях, управлению ресурсами и рисками в предпринимательстве III уровень: наличие в структуре вузов обособленных подразделений, имеющих непосредственное отношение к предпринимательству, проводятся различные мероприятия, связанные с предпринимательством и его развитием, программы MBA по предпринимательству IV уровень: группа высших учебных заведений, имеющих завершенную, развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства (Центры предпринимательства, бизнес- инкубаторы и ит.д.) 7

Выборка исследования 23 высших учебных заведения России Из 8480 студентов ответили 2882 человека, что составляет 33,9% респондентов. Подавляющая часть опрошенных студенты бакалавриата/специалитета (89,1%) –8,7% ответивших учатся в магистратуре, –1,6% аспиранты, –0,6% студенты иных программ. Средний возраст респондентов в России составляет 21 год (в международном масштабе - 25). 63,9% принявших участие в опросе женщины 62,5% студентов изучают экономику и бизнес Естественные науки изучает 18% опрошенных Гуманитарные науки 7,5% Другие науки – 12% 8

Предпринимательские намерения студентов РоссияМеждународная выборка Варианты ответа Сразу после окончания вуза, % Спустя пять лет после окончания вуза, % Сразу после окончания вуза, % Спустя пять лет после окончания вуза, % Наемный работник 66,628,667,838,2 Учредитель 11,747,111,034,4 Преемник 5,97,23,98,9 Другое 15,917,017,318,6 9

Предпринимательские намерения студентов 10

Предпринимательские действия cтудентов 51,3% студентов подчеркнули, что они являются потенциальными предпринимателями 1,6% (45 человек) являются активными предпринимателями 11

Происхождение бизнес-идеи и потенциальных партнеров Источники идей: хобби или увлечения – 21%, обучение в вузе – 18,1%, собственная идея или однокурсников – 18,1% Партнеры: без партнеров – 27%, 1 или 2 партнера – 66% Вуз, друзья вне вуза, родственники или семья Международная выборка практически полностью повторяет российскую 12

Источники финансирования будущего бизнеса 13

Активные предприниматели среди студентов Мужчины (71,1 и 68,8%, соответственно, для России и международной выборки) 71,1% активных предпринимателей в России младше 25 лет, по сравнению с их 30% й долей в мире В России бизнес создается с тремя партнерами, а по миру в среднем с двумя Среднее количество сотрудников в российской фирме составляет 6, в международной выборке 3 человека. Объем продаж за прошедший год составил в среднем евро в России и евро в мире. Большая часть созданных активными предпринимателями-студентами компаний были открыты на собственные средства: 57,7% 14

Семейный бизнес 15

Барьеры в процессе основания фирм студентами 16

Факторы содействия предпринимательству в вузах 17

Факторы содействия предпринимательству в вузах 18

Факторы содействия предпринимательству в вузах 19

Анализ результатов Средний возраст ниже, чем в мировой выборке; преобладание экономических специальностей Сначала – опыт работы, затем – свое дело Предпринимательство – независимость и престиж Есть конкретные мысли и план действий, однако реализация хромает из-за непреодолимых барьеров Преобладание неспециализированных отраслей (очевидно, там легче начать свое дело, в то числе и с финансовой точки зрения) Собственные средства, средства друзей и семьи как источник финансирования; студенты не хотят обращаться за кредитами, другие серьезные возможности привлечения средств отсутствуют 20

Анализ результатов Студенческие фирмы в РФ более результативны, чем в среднем по миру Преемниками может стать лишь небольшой процент, из них чуть больше трети хотят ими стать, и чуть больше 1% стали Из барьеров наиболее значимы финансовые барьеры, индивидуальные барьеры менее значимы, хотя тоже присутствуют В вузах менее всего присутствует инфраструктурная поддержка предпринимателям в форме встреч с предпринимателями, программы коучинга, площадки для встречи с инвесторами, тогда как это – самое важное с точки зрения студентов 21

Анализ результатов Неожиданная удовлетворенность предложениями в области предпринимательства Большинство студентов развили свои способности и развивали свои идеи в рамках учебных занятий. Это говорит о том, что необходимо развивать имеющийся комплекс обучения предпринимательству Слабый качественный уровень предлагаемых курсов, недостаточная институциональная поддержка предпринимательства и невысокий уровень развития инфраструктуры обучения и помощи предпринимательству Российские студенты являются весьма предпринимательски настроенными, имеют богатый предпринимательский потенциал, способны к созданию и развитию бизнес-идей 22

Спасибо за внимание! 23