Проблема измерения в социологии Курс «Методология и методика социологического исследования», 2 семестр ©Пузанова Ж.В., 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Пузанова Ж.В. Программа социологического исследования: определение цели; интерпретация.
Advertisements

Измерение – это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает численное выражение в определенном масштабе.
Теория систем и системный анализ Тема5 «Оценка сложных систем. Основные типы шкал измерения »
Лекция 8. Абсолютные и относительные показатели. Литература Общая теория статистики. Любое издание Общая теория статистики. Любое издание Мазур Л.Н. Методы.
Измерения физических величин ( ФВ ) Основные понятия и постулаты метрологии Воспроизведение единиц ФВ. Эталоны Классификация измерений Погрешности измерений.
Лекция 8. Основы оценки сложных систем Основные вопросы темы: 1. Основные типы шкал измерения 2. Обработка характеристик, измеренных в разных шкалах Литература:
Методы экспертных оценок Кейс 3 3 декабря 2014 г..
Как делать социологическую анкету Структура анкеты 1.Преамбула («легенда», обращение, инструкция и пр.) 2.Содержательный блок (« развертки» основных.
В комплексе психолого-педагогических наук основным видом информации в педагогическом эксперименте является качественная, содержательная информация. Качество.
1 Система мониторинга и контроля реализации планов мая 2010 г. Амурск Система мониторинга и контроля реализации планов мая 2010 г. Амурск.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ Волков Денис Николаевич denisvolkov.com.
Курс «Логлинейный анализ в социологии» » ПреподавательСодержание курса Рыжова Анастасия Валентиновна Преподаватель кафедры МСиАСИ Пояснения к курсу Курс.
Линейная модель парной регрессии и корреляции. 2 Корреляция – это статистическая зависимость между случайными величинами, не имеющими строго функционального.
Лекция 8. Абсолютные и относительные показатели. Понятие абсолютных показателей Выражают размеры (объемы) явлений и процессов Выражают размеры (объемы)
Оценка качества педагогических объектов (фактов, явлений, процессов)
КАК ПРОВЕСТИ АНКЕТНЫЙ ОПРОС Виды опросов: 1.Массовые (изучение общественного мнения) 2.Специализированные (опросы экспертов, целевой аудитории) 3.Очные.
Лекция 8. Абсолютные и относительные показатели. План лекции 1. Понятие абсолютных показателей 1. Понятие абсолютных показателей 2. Понятие относительных.
Теория статистики Корреляционно-регрессионный анализ: статистическое моделирование зависимостей Часть 1. 1.
Оценка качества педагогических объектов (фактов, явлений, процессов)
Предмет «Допуски и технические измерения» для профессии слесарь КИПиА.
Транксрипт:

Проблема измерения в социологии Курс «Методология и методика социологического исследования», 2 семестр ©Пузанова Ж.В., 2013

Что измерять и как измерять? СвойствоОписать ИндикаторПосчитать ПризнакКлассифицировать Переменная(«закодировать») ….Сравнить Зачем измерять (изучать)? (цель) Процедура операционализации = совокупность инструкций для осуществления действий следователя по установлению значения переменной

Модели изучения свойств (пример «Материальная обеспеченность студенческой семьи») Один индикатор: «Отметьте, пожалуйста, одно из суждений, которое лучше всего характеризует материальное положение вашей семьи: 1. 1.Приходится отказывать себе во всем. Денег не хватает на самое необходимое На ежедневные расходы нам денег хватает, но уже покупка одежды представляет трудность Нам в основном хватает денег, мы даже откладываем их для покупки вещей длительного пользования Покупка большинства товаров длительного пользования не вызывает трудностей.» Сложная модель (факторная) – система вопросов: 1. Денежный доход 2. Материальный достаток (неденежный): 1.1. Стипендия 1.2. Помощь родителей, родственников 1.3. Постоянный заработок 1.4. Временные заработки 2.1. Имущество семьи (квартира, машина…) 2.2. Качество имущества

Качественные параметры измерения Свойства объекта (переменные) измеряются «линейками» (шкалами). Измерительный инструмент конструируется в ходе исследования и может быть разным по качеству требования: Релевантности Надежности Точности Устойчивости Валидности

Релевантность = обоснованность применимости измерителя к измеряемому признаку Ошибки релевантности = ошибки обоснованности (В.А.Ядов), квазипогрешности согласования (Б.З.Докторов) (измерительная модель должна адекватно отражать изучаемый феномен) Нерелевантность – отличная стрельба по неверно заданной мишени Как измерять «продолжительность просмотра телепередач», «политическую активность», «уровень доверия», «отношение к диспансеризации» ?...

Надежность = вероятность отклонения приписываемого объекту значения от его истинной характеристики = правильность + точность +устойчивость + валидность 3 техники оценивания надежности инструментария (косвенного): «Тест-ретест» Параллельные измерения Деление шкалы

Правильность, точность, устойчивость Правильность – инструмент не создает систематических ошибок (погрешностей): несбалансированность шкалы, неверное понимание вопросов, влияние интервьюера… Точность измерения – количество градаций переменной (м.б. изменено в зависимости от задач исследования). Чем больше градаций выше точность ниже надежность (возраст, время…: до 30, 31-60, 61 и старше…) Устойчивость – воспроизводимость результатов при многократных замерах (обратно пропорциональна точности): «эффект первого замера» (Г.И.Саганенко)

Валидность инструмента связана с отношением между измерительным инструментом и результатами измерения Предикативная валидность – корреляция между результатами измерения и внешними критериями (наиболее распространенный критерий валидности связан с методом «известной группы»: политический консерватизм и социальный статус) Конструктная валидность – связывает измерительный инструмент со структурой теории («конструирование» инструментария и самого признака на основе ряда признаков)

Измерение - это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе и шкале (В.А.Ядов) - процедура, с помощью которой объекты измерения, рассматриваемые как носители определенных отношений, отображаются в некоторую математическую систему с соответствующими отношениями между элементами этой системы… (Рабочая книга социолога) - отображение эмпирической системы в числовую систему, сохраняющую порядок отношений между объектами (1. оценивание, 2. приписывание) (Г.С.Батыгин)

Измерить… Совокупность объектов измерена, если каждому объекту поставлено в соответствие число и задана единица измерения В процессе измерения отношения между объектами измерения отображаются на отношения между числами: = или > или < насколько > / < во сколько > /

Шкалы: номинальная Если в процессе измерения отображается только / = номинальная шкала (шкала наименований, категориальная, ординарная) Пол (м / ж; код: 1, 2; а, б) Факультет (юр., экон, филол…; 1, 2, 3, …) Профессия (юрист, экономист, управленец…) Нет точки отсчета, нет единицы измерения, нет понятия расстояния между шкальными значениями (есть четкая вербальная интерпретация) Всегда есть возможность перейти к дихотомической шкале (теория гуманитарного измерения) МЖ

Шкалы: порядковая Шкала дает возможность сравнения – отражения отношений больше /меньше (порядковая, шкала порядков, ординальная…) Насколько вы удовлетворены учебой? Графическая интерпретация мах min удовл. М.б. в % …. лестница…. Полностью удовлетворен1519 Скорее удовлетворен, чем нет2418 И да, и нет3311 Скорее неудовлетворен425 Совершенно неудовлетворен512 Ранг, рейтинг баллы Вербальная интерпретация

Шкалы: метрическая Во сколько / насколько… больше /меньше (выполняются все правила для чисел) – метрическая, количественная, абсолютная шкала Сколько Вам лет ? Сколько времени вы тратите на подготовку к занятиям в среднем в день?

Домашнее задание Ядов В.А. Стратегия… Гл.3.1, 3.2 Придумать по 3 эмпирических индикатора на каждый тип шкалы (номинальная, порядковая, метрическая). Закодировать возможные варианты градаций несколькими способами (для номинальной, порядковой). Спасибо за внимание!