Проблема измерения в социологии Курс «Методология и методика социологического исследования», 2 семестр ©Пузанова Ж.В., 2013
Что измерять и как измерять? СвойствоОписать ИндикаторПосчитать ПризнакКлассифицировать Переменная(«закодировать») ….Сравнить Зачем измерять (изучать)? (цель) Процедура операционализации = совокупность инструкций для осуществления действий следователя по установлению значения переменной
Модели изучения свойств (пример «Материальная обеспеченность студенческой семьи») Один индикатор: «Отметьте, пожалуйста, одно из суждений, которое лучше всего характеризует материальное положение вашей семьи: 1. 1.Приходится отказывать себе во всем. Денег не хватает на самое необходимое На ежедневные расходы нам денег хватает, но уже покупка одежды представляет трудность Нам в основном хватает денег, мы даже откладываем их для покупки вещей длительного пользования Покупка большинства товаров длительного пользования не вызывает трудностей.» Сложная модель (факторная) – система вопросов: 1. Денежный доход 2. Материальный достаток (неденежный): 1.1. Стипендия 1.2. Помощь родителей, родственников 1.3. Постоянный заработок 1.4. Временные заработки 2.1. Имущество семьи (квартира, машина…) 2.2. Качество имущества
Качественные параметры измерения Свойства объекта (переменные) измеряются «линейками» (шкалами). Измерительный инструмент конструируется в ходе исследования и может быть разным по качеству требования: Релевантности Надежности Точности Устойчивости Валидности
Релевантность = обоснованность применимости измерителя к измеряемому признаку Ошибки релевантности = ошибки обоснованности (В.А.Ядов), квазипогрешности согласования (Б.З.Докторов) (измерительная модель должна адекватно отражать изучаемый феномен) Нерелевантность – отличная стрельба по неверно заданной мишени Как измерять «продолжительность просмотра телепередач», «политическую активность», «уровень доверия», «отношение к диспансеризации» ?...
Надежность = вероятность отклонения приписываемого объекту значения от его истинной характеристики = правильность + точность +устойчивость + валидность 3 техники оценивания надежности инструментария (косвенного): «Тест-ретест» Параллельные измерения Деление шкалы
Правильность, точность, устойчивость Правильность – инструмент не создает систематических ошибок (погрешностей): несбалансированность шкалы, неверное понимание вопросов, влияние интервьюера… Точность измерения – количество градаций переменной (м.б. изменено в зависимости от задач исследования). Чем больше градаций выше точность ниже надежность (возраст, время…: до 30, 31-60, 61 и старше…) Устойчивость – воспроизводимость результатов при многократных замерах (обратно пропорциональна точности): «эффект первого замера» (Г.И.Саганенко)
Валидность инструмента связана с отношением между измерительным инструментом и результатами измерения Предикативная валидность – корреляция между результатами измерения и внешними критериями (наиболее распространенный критерий валидности связан с методом «известной группы»: политический консерватизм и социальный статус) Конструктная валидность – связывает измерительный инструмент со структурой теории («конструирование» инструментария и самого признака на основе ряда признаков)
Измерение - это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе и шкале (В.А.Ядов) - процедура, с помощью которой объекты измерения, рассматриваемые как носители определенных отношений, отображаются в некоторую математическую систему с соответствующими отношениями между элементами этой системы… (Рабочая книга социолога) - отображение эмпирической системы в числовую систему, сохраняющую порядок отношений между объектами (1. оценивание, 2. приписывание) (Г.С.Батыгин)
Измерить… Совокупность объектов измерена, если каждому объекту поставлено в соответствие число и задана единица измерения В процессе измерения отношения между объектами измерения отображаются на отношения между числами: = или > или < насколько > / < во сколько > /
Шкалы: номинальная Если в процессе измерения отображается только / = номинальная шкала (шкала наименований, категориальная, ординарная) Пол (м / ж; код: 1, 2; а, б) Факультет (юр., экон, филол…; 1, 2, 3, …) Профессия (юрист, экономист, управленец…) Нет точки отсчета, нет единицы измерения, нет понятия расстояния между шкальными значениями (есть четкая вербальная интерпретация) Всегда есть возможность перейти к дихотомической шкале (теория гуманитарного измерения) МЖ
Шкалы: порядковая Шкала дает возможность сравнения – отражения отношений больше /меньше (порядковая, шкала порядков, ординальная…) Насколько вы удовлетворены учебой? Графическая интерпретация мах min удовл. М.б. в % …. лестница…. Полностью удовлетворен1519 Скорее удовлетворен, чем нет2418 И да, и нет3311 Скорее неудовлетворен425 Совершенно неудовлетворен512 Ранг, рейтинг баллы Вербальная интерпретация
Шкалы: метрическая Во сколько / насколько… больше /меньше (выполняются все правила для чисел) – метрическая, количественная, абсолютная шкала Сколько Вам лет ? Сколько времени вы тратите на подготовку к занятиям в среднем в день?
Домашнее задание Ядов В.А. Стратегия… Гл.3.1, 3.2 Придумать по 3 эмпирических индикатора на каждый тип шкалы (номинальная, порядковая, метрическая). Закодировать возможные варианты градаций несколькими способами (для номинальной, порядковой). Спасибо за внимание!