Программа социально- экономического развития города Ханты-Мансийска до 2020 года Первый этап Югорский государственный университет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа социально- экономического развития города Ханты-Мансийска до 2020 года Первый этап Югорский государственный университет.
Advertisements

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск до 2025 года 2014.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Параметры бюджета города Ачинска на 2017 год и плановый период годов.
П Р О Г Р А М М А СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 ГОД.
СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Заволжского муниципального района Ивановской области до 2020 года.
ДУМНОВА ТАТЬЯНА ГАВРИЛОВНА МИНИСТР ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ Система индикативного управления в Республике Бурятия.
Механизмы решения жилищных проблем в процессе реализации наукоградских программ.
Территория «старой» Москвы 1090 кв.км Территория «новой» Москвы с учетом присоединения 1600 кв.км около 2700 кв. км Постоянное население Москвы 11,5 млн.
Прогноз социально-экономического развития ЗАТО Видяево на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов Сентябрь 2013.
Параметры проекта бюджета города Ачинска на 2018 год и плановый период годов.1
Структура аппарата Администрации муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан на года Ведает вопросами: транспорта, связи.
Программа комплексного социально- экономического развития города Ярославля на годы 1.
Томская область СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ на период гг. ПРОЕКТ.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 1 Эффективность новых форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном.
Докладчик: начальник Департамента внутренней политики Ивановской области Школьников Игорь Александрович О результатах оценки эффективности деятельности.
О системе муниципального планирования социально-экономического развития города Апатиты.
Ленинградская область. Численность населения чел. (2018); Плотность населения 21,62 чел./км 2 (2018); Городское население 63,79% (2018).
Роль и место экономики Ленинградской области в Северо-Западном Федеральном округе и Российской Федерации.
Проект бюджета города Кемерово на 2016 год «Бюджет для граждан» - документ, разработанный в целях: - предоставления гражданам актуальной информации о.
Транксрипт:

Программа социально- экономического развития города Ханты-Мансийска до 2020 года Первый этап Югорский государственный университет

Опрос (анкетирование) специалистов и руководителей органов Администрации города 2 Были опрошены : 1.Департамент муниципальной собственности ; 2.Департамент образования ; 3.Департамент городского хозяйства ; 4.Департамент градостроительства и архитектуры ; 5.Департамент управления ; 6.Управление экономического развития и инвестиций ; 7.Управление культуры ; 8.Управление потребительского рынка и защиты прав потребителей ; 9.Управление транспорта, связи и дорог ; 10.Управление опеки и попечительства ; 11.Управление общественных связей ; 12.Управление информатизации ; 13.Управление по физической культуре, спорту, молодежной политике и туризму ; 14.Юридическое управление ; 15.Отдел по здравоохранению ; 16.Отдел по вопросам общественной безопасности и профилактике правонарушений.

Анкеты для различных целевых групп 3 1. В результате анкетирования получено 104 анкеты : 1 целевая группа : руководители и учредители в сфере малого и среднего бизнеса – 56 анкет ; 2 целевая группа : руководители и специалисты бюджетных учреждений города в области здравоохранения, образования, социальной сферы – 28 анкет ; 3 целевая группа : руководители и специалисты организаций в сфере СМИ, учреждений культуры, некоммерческих организаций – 20 анкет 2. Проведено анкетирование в студенческой среде, получено 156 анкет 3. На сайте ЮГУ размещена рубрика, где можно оставить предложения по Программе, задать актуальные для развития города вопросы – получено 10 предложений.

Проведен анализ статистических данных, глубина анализа 5 лет 4 1.Проведен анализ статистических данных, глубина анализа не менее 5 лет ; 2.Проведен анализ следующих документов : Сводный доклад Ханты - Мансийского автономного округа – Югры о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ханты - Мансийского автономного округа – Югры Показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Прогноз социально - экономического развития города Ханты - Мансийска на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов по основным показателям Итоги социально - экономического развития города Ханты - Мансийска Годовые отчеты органов Администрации города о проделанной работе Паспорт рынка труда муниципального образования Ханты - Мансийского автономного округа – Югры город Ханты - Мансийск Публичные слушания по отчёту об исполнении бюджета города Ханты - Мансийска Социально - политическая ситуация в городе Ханты - Мансийске ( отчет о результатах социологического исследования за 2012 год ) и др. 3.Проведен анализ 43 муниципальных программ г. Ханты - Мансийска, 33 программ ХМАО

Оценка демографической ситуации 5 1. Значительный прирост численности населения за последние 10 лет

Оценка демографической ситуации 6 2. Изменение гендерной структуры: женщины доминируют

Оценка демографической ситуации 7 3. Рост числа пенсионеров при увеличении доли работающих пенсионеров

Анализ социально - экономического положения города. Жизнеобеспечение 8 Ханты - Мансийск имеет низкий уровень доступности жилья ( отношение среднедушевого дохода населения за год к средней цене 1 кв. м общей площади жилья на первичном и вторичном рынке ) среди городских муниципальных образований острый дефицит пригодных для жилого строительства и обустроенных объектами коммунальной инфраструктуры городских земельных участков невысокая доля капитального жилого фонда

Образование 9 В очереди на получение мест в детских садах города состоит 5867 человек ( на 2012 год ): в том числе 4330 детей в возрасте от 0 до 3 лет, 1537 детей от 3 до 6 лет. Прирост мест в школах отстает от прироста численности школьников. В результате около половины всех школьников занимается во вторую смену. Ожидаемый дефицит учителей - предметников.

Медицина 10 Длительное ожидание стационарного лечения. Острая нехватка специалистов как высшего так и среднего медицинского персонала. Затруднена м едицинская помощь мигрантам с отсутствием прописки

Коммунальные услуги 11 Наличие старого жилищного фонда, объектов ЖКХ. Уровень централизации водоотведения ( канализации ) – ¾ жилья. Централизованноеоотопление, ванны / душ, нормальное горячее водоснабжение имеет менее 80% жилья. Стоимость водоснабжения, канализации, горячего водоснабжения, вывоз мусора нередко в полтора раза выше, чем в среднем по округу.

Транспорт и дорожное хозяйство 12 Высокая обеспеченность населения личным транспортом. Снижение значимости общественного транспорта. Увеличение трафика при открытии федеральной трассы проекта « Северный коридор ». Неоптимальная система управляемости городским трафиком

Сфера бытовых услуг 13 Услуги по высоким ценам при низком качестве. Рост предложения отстает от роста спроса при постоянном увеличении населения города. Доля расходов на жилье в структуре платных услуг сегодня в городе примерно в 1,5-2 раза выше, чем в округе.

Информационная открытость 14 Реализуются проекты формирования электронного муниципалитета Дефицит специалистов в области информационных технологий. Недостаточная область доступности широкополосного мобильного интернета.

Экономическая безопасность : Рынок труда 15 Минимально возможный уровень безработицы 20% работников сосредоточены в органах управления ( федеральной, окружной и муниципальной власти ). Уровень зарплаты работников образования и здравоохранения не дотягивает до среднего уровня по городской экономике. Происходит постоянный прирост занятых в непроизводственной сфере

Экономическая безопасность : Бизнес 16 Много корпоративных структур округа, которые могут быть заказчиками и поставщиками денежных ресурсов в столичный город для развития предпринимательства Отсутствие / высокая стоимость арендной недвижимости. Отсутствие производственных помещений Дефицит квалифицированных кадров вообще и предпринимательских в частности. Несогласованность действий элементов инновационной инфраструктуры ( разрозненность программ технопарка, бизнес - инкубатора и научнообразовательных учреждений ) Значительное количество неудачных производственных проектов

Экономическая безопасность : Туризм 17 Имеется современный гостиничный комплекс Компаниями разработаны и действуют на территории города туры, туристские маршруты и экскурсионные программы для различных категорий туристов. Значительное количество мероприятий всероссийского и мирового масштаба, проводимых на территории г. Ханты - Мансийска Низкая рентабельность объектов культурно - досугового комплекса и мероприятий проводимых в г. Ханты - Мансийске Неэффективно используется потенциал эко-туризма

Общественная и экологическая безопасность 18 Низкий уровень преступности Значительное количество парковых зон, зон отдыха. Устаревшие сооружения систем водоснабжения и водоотведения

Общество и Власть 19 При Администрации города действуют 22 совещательных и координационных совета Социологические опросы последних лет показывают высокий уровень доверия местного сообщества к главе города. Узко бухгалтерское определение целей бюджетной политики – в отрыве от фундаментальной задачи делать и сделать Ханты - Мансийск городом, комфортным для жизни и работы десятков тысяч людей Необходимость более широкого вовлечения местного сообщества в бюджетный процесс, который должен стать прозрачным на всех его этапах

Муниципальное имущество 20 Затруднен кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые здания ( последние места среди муниципалитетов округа ) Оборот муниципального имущества не обеспечивает решение дефицитов городской экономики. Сложность передачи муниципальному образованию полномочий по распоряжению земельными участками

Инвестиции 21 Основные инвестиции направляются в объекты, которые призваны укреплять столичность города Основную долю в структуре инвестиций по источникам финансирования занимают привлеченные средства, из них 3/4 составляют бюджетные средства Половина инвестиций направляется в строительство новых зданий и сооружений, около 1/4 на строительство жилья и 1/5 часть на приобретение машин и оборудования

Интегральные проблемы 22 Многочисленные издержки бурного роста города в последнее десятилетие ( дефицит по местам в детских садах, школах, в жилообеспеченности, фрагментация системы городского управления и т. д. ) Недостаточная четкость и детальность разграничения окружных и муниципальных полномочий, в том числе в вопросах собственности / имущества Слабость городской инновационной инфраструктуры : нет увязки научных исследований, лабораторной базы, квалифицированных кадров и потребностей местной экономики в единой городской инновационной системе Недостаточность диверсификации городской экономики, что является прямым результатом неразвитости городского малого бизнеса Проблемы столичности - недореализованные функции административной столицы округа ( значительная доля ветхого жилья, недостаточность сегмента деловых услуг и т. д. )

Недостатки действующих муниципальных программ 23 Краткосрочный характер Узкая направленность, многочисленность и разрозненность Дублирование окружных по названию и логике Слабость институциональных программ по административному статусу Ханты-Мансийска, поддержке некоммерческих организаций, программ муниципальной службы

Новизна наших подходов 24 Обращенность не к местной власти, а к местному сообществу жителей города (что нужно сделать всем субъектам местной экономики, чтобы чувствовать себя комфортно в городе?) Важен не обособленный успех власти по конкретному отраслевому направлению городской экономики, а то, в какой степени это способствует удовлетворению потребностей горожанина в услугах со стороны города Акцент сделан не на диверсификацию местной экономики, а на увеличение комфортности города для жизни и работы его жителей. Повышенное внимание к экономической роли научно-образовательных учреждений города в развитии региональной столицы. Приоритет интеграционным, междисциплинарным подходам и проектам, способным обеспечить динамичное развитие малого и среднего бизнеса, некоммерческих организаций, структур муниципальной и окружной власти.

Пирамида потребностей жителей города Базовые потребности – образование, медицинские услуги, доступное жилье, сфера услуг, общественный транспорт 2. Благоприятная городская природная, культурная и сервисная разнообразная среда 3. Открытое и терпимое местное городское сообщество 4. Экономическая и физическая безопасность в городе 5. Лидерство, вовлеченность в развитие города

Каким должен быть город, чтобы удовлетворить потребности его жителей ? 26 Место, где удобно растить детей! (базовые услуги) Место, комфортное для общения, культурного досуга, занятий спортом! (городская среда и эстетика места) Место, где тебя могут понять и принять! (открытость города и толерантность местного сообщества к мигрантам, различным этническим и конфессиональным группам) Место, где доступны привлекательные рабочие места, где можно безопасно делать бизнес и профессиональную карьеру! (экономическая и физическая безопасность) Место, где есть возможность соучаствовать в развитии города! (лидерство – соучастие власти и местного сообщества в развитие города / соуправлении городом, позитивное гражданское сообщество)

Базовые потребности горожан 27 Жилье. Текущая ситуация: сохранение дефицита и недоступности Образование. Текущая ситуация: дефицит мест в детских садах, вторая смена школ, хорошо налажена работа с молодыми талантами Здравоохранение. Текущая ситуация: нехватка квалифицированных кадров для работы на новом технологичном оборудовании Коммунальные услуги. Текущая ситуация: низкий уровень благоустройства жилья, высокие тарифы Городской транспорт. Текущая ситуация: стабилизация развития общественного при тотальной личной автомобилизации Бытовые услуги. Текущая ситуация: оказание услуг по высоким ценам при низком качестве

Потребность в городской среде 28 Сфера культуры – диверсифицированная культурная среда Физкультура и спорт – высокие достижения, массовое вовлечение горожан Туризм как фактор комфортизации городской среды для самих горожан, эффективное использование существующего потенциала Энергоэффективность как средство достижения комфортности жителей города Общепит как коммуникационные площадки для горожан Торговля как условие культурного разнообразия города Сельское хозяйство как фактор комфортизации городской среды

Открытость города и толерантность местного сообщества 29 Терпимость к мигрантам, этническим и конфессиональным группам. Текущая ситуация: высокий уровень терпимости (более 50 национальностей и народностей РФ и СНГ, смешанные браки) Информационная открытость города. Текущая ситуация: наблюдается динамическое развитие электронной и мобильной связи. Необходимо повышение скорости мобильной связи, интернет-соединения, проблема квалифицированных кадров.

Экономическая и физическая безопасность 30 Занятость – преобладают работники бюджетной сферы и предприниматели Студенты являются особым сегментом городского рынка (6 тыс. чел.) Курс на поиск новых промышленных видов деятельности необходимо сменить на диверсификацию видов деятельности непроизводственной сферы, развитие нового малого бизнеса в секторе услуг Предпринимательство – преимущество: диверсифицированная система поддержки предпринимательства, но недореализованный потенциал: дефицит служебных помещений, дефицит предпринимательских кадров, недооценка Югорского государственного университета как инкубатора новых малых инвестиционных предприятий Производственная сфера: появление новых предприятий может быть сопряжено с большими издержками, с ухудшением экологического состояния города Общественная и экологическая безопасность: город без страхов (низкий уровень преступности, усиленные меры пожарной безопасности)

Лидерство – соучастие власти и общества в развитии города 31 Бюджетная политика: узко понимаемое бюджетирование города Отрыв оборота муниципального имущества от ключевых проблем/противоречий городского развития Инвестиционная и инновационная политика: необходимо перенацелить инвестиционную программу города на разрешение городских дефицитов и на приоритеты инновационного развития

Цель Программы 32 создание города, комфортного для жизни и работы современных и будущих его жителей.

I. Группа задач по удовлетворению базовых потребностей горожан 33 Доступность жилья (ликвидация ветхого жилья, доступность ипотечных схем) Инновационность и бездефицитность образования Увеличение продолжительности жизни (медицина) Финансовая самодостаточность коммунального сервиса Приоритетность городского общественного транспорта Диверсификация платных и бытовых услуг

II. Группа задач по облагораживанию городской среды и эстетике места 34 Сфера культуры – должна стать лидером новой креативной экономики города Демократизация физкультуры и спорта: не только стадионы, но и велодорожки, освещенные лыжни, дворовые катки Создать особую экономическую зону туристско- рекреационного типа Демократизация и диверсификация общепита Торговля – сокращение мелкой розницы и рост сетей гипермаркетов

III. Группа задач в направлении «открытый город» 35 Поддержка социально уязвимых групп населения и новых партнерств общества и власти. Развитие систем широкополосного доступа в сеть интернет и систем общественного доступа в сеть интернет Развитие системы электронный муниципалитет, систем оказания услуг в «одном окне» Развитие инфорационно-аналитических систем обеспечивающих открытость информации социальной, туристической инфраструктуры, экономической, экологической общественной безопасности

IV. Группа задач по экономической и физической безопасности 36 Уменьшение к 2020 году доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 1-1,5%; Поддержание безработицы на текущем уровне; Увеличение средней продолжительности жизни; Увеличение вклада малых предприятий в городской общественный продукт, занятость и налоговые доходы городского бюджета. В производственной сфере - появление университетской промышленности В сфере общественной и экологической безопасности совместные усилия власти, бизнеса и местного сообщества обеспечат сохранение современной динамики на уменьшение уровня преступности, наркомании

V. Группа задач по лидерству власти и соуправлению местного сообщества 37 В бюджетной системе: завершить разграничения полномочий города и округа; создать долгосрочные стимулы для структур муниципальной власти по расширению налогооблагаемой базы; осуществить оптимизацию сети бюджетных учреждений; перейти к распределению бюджетных ресурсов и новым формам бюджетирования с учетом конкретных результатов; внедрить технологии электронной коммерции. В сфере использования муниципального имущества: модернизация оборотов объектов муниципального имущества (муниципальная собственность должна активно использоваться как залог в сделках малого бизнеса и контрактах муниципальной власти).

V. Группа задач по лидерству власти и соуправлению местного сообщества 38 Важнейшим направлением инвестиционной политики города должна стать социальная сфера, где инвестиции в человека выходят на первый план. Вектор инновационной политики в городе должен состоять в формировании университетской экосистемы как нового контракта между городом и Научно-образовательным комплексом Ханты- Мансийска. Усиление инновационной зоны в виде интеллектуальных территорий, опытных полигонов, экспериментальных площадок и пилотных проектов.

Характеристика этапов 39 Первый этап ( годы): перерабатываются муниципальные программы, принимаются необходимые нормативные правовые акты, трансформируется структура местной власти под новые вызовы местного развития. Второй этап ( годы) направлен на повышение роли инновационных (интенсивных) факторов роста и развития: нарастание доли малого бизнеса и сектора услуг в общей занятости; формирование новых наукоемких кластеров; ускоренное развитие финансовых и инвестиционных структур (бизнес-центров, агентств, консалтинговых, лизинговых компаний и др.) внутри сектора услуг; активизация институциональных преобразований в городе.

Благодарим за внимание! 40