Работа с одаренными детьми: использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы Федорова Е.Н., учитель русского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы.
Advertisements

Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
«Технология развития критического мышления».. « Технология развития критического мышления » Разработана в США в конце 20- го века : Ч. Темпл, Д. Стил,
Из опыта работы учителя истории и права Серяевой Н.А. МОУ СОШ 6 г.Вольска.
Умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить. Критическое.
Технология развития критического мышления Методическое совещание
Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
Калако Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 4», педагогический стаж – 20 лет Педагогическое кредо учителя: Увидеть в ребенке лучик, чтобы.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Технология развития критического мышления «…Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе.
Технология развития критического мышления Овкина С. А.
Руководитель РМО учителей математики И.К.Воробьёва 14 января 2010 года Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо.
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Транксрипт:

Работа с одаренными детьми: использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы Федорова Е.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «Шелотская основная общеобразовательная школа» Верховажского района Вологодской области

Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития Г.В.Плеханов

Цель работы: обобщение опыта педагогической деятельности по выявлению и поддержке одаренных детей с помощью применения технологии развития критического мышления. Задачи: изучить, проанализировать литературу по проблеме одаренности; изучить современные педагогические технологии, способствующие развитию одаренности; проанализировать результативность использования современных педагогических технологий.

Одаренность - генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии. Л.С.Выготский

Одаренные дети – это : дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (IQ); дети с высоким уровнем творческих способностей; дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты) – их чаще всего называют талантливыми; дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Типы детей с академической одаренностью: «Все делаю по-своему» (22%) «В сложном вижу простое, а в простом – сложное» (17%) «Хочу все знать» (6%)

Технология развития критического мышления Разработана в конце ХХ века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит); синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; формирует навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Цели ТРКМ: Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. Развитие базовых качеств личности: критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Развитие аналитического, критического мышления.

Цели ТРКМ: Формирование культуры чтения (умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Основная идея ТРКМ - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Организация урока с применением ТРКМ Стадии (фазы): вызов, пробуждение (evocation) осмысление новой информации (realization) рефлексия (reflection)

Стадия вызова: Деятельность учителя Деятельность обучающихся Возможные приемы Задает вопросы с целью актуализации имеющихся у обучающихся знаний. Использует приемы технологии для создания мотивации изучения темы. Вспоминают и анализируют имеющиеся знания по данной теме. Систематизируют информацию Задают вопросы, на которые хотят получить ответы. Составление списка известной информации. Формирование вопросов («Ромашка Блума»). Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы «+», «- », «интересно». кластеры Высказывание предположений(«Верные и неверные утверждения», «Верите ли вы?»)

Стадия осмысления: Деятельность учителя Деятельность обучающихся Возможные приемы Организует работу обучающихся по освоению новой информации, используя возможные приемы технологии Осваивают информацию, используя предложенные учителем активные методы работы Методы активного чтения: инсерт ведение различных записей типа дневников,дневников «бортовых журналов». поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы, составление таблиц.

Стадия рефлексии: Деятельность учителя Деятельность обучающихся Возможные приемы Организует аналитическую деятельность учащихся на основе возможных приемов технологии Соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления. Классифицируют и систематизируют полученную информацию Обмениваются мнениями друг с другом и с учителем, аргументируя свою точку зрения. Анализируют собственные мыслительные операции и чувства. Заполнение таблиц, кластеров. Составление «тонких» и «толстых» вопросов (демонстрация понимания темы). Составление «тонких» и «толстых» вопросов Внесение изменений, дополнений в предположения, сделанные на первой стадии. Организация круглых столов. Организация дискуссий. Написание творческих работ: синквейнов, эссе, статей, докладов.синквейнов,

Роль учителя Традиционный урокУрок, построенный в ТРКМ информирующая (рассказать); контролирующая (заставить выучить); оценивающая (оценить усердие). направляет усилия учеников в определённое русло; сталкивает различные суждения; создает условия, побуждающие учеников к принятию самостоятельных решений; дает обучающимся возможность самостоятельно делать выводы; подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

Результаты работы: 2007/ / / /2011 Предметные олимпиады 1 место (Степанова Елена) 3 место (Шарыгина Анастасия) -Участие1 место (Корниенко Ирина) «Русский медвежонок» 2 место (Завьялова Светлана) 3 место (Шарыгина Анастасия) 5 место (Кузнецов Антон) 3 место (Кузнецов Антон) 3 место (Завьялов Александр) Участие в творческих конкурсах («Мы твои наследники, Россия!» и др.) Участие1 место (Соловьева Анна) Участие1 место (Замятина Екатерина)

Результаты ГИА: Учеб ный год Успевае мость Качество обученн ости «5»«4»«3» 2009/ %43%28%14%58% 2010/ %67% -33%

Преимущества ТРКМ при работе с одаренными детьми: предоставляет возможности поддерживать одаренных детей в классе базового уровня; предоставляет возможности формировать позитивные межличностные отношения (важно для социализации одаренных детей).

Преимущества ТРКМ : легко интегрируется с другими педагогическими технологиями; в условиях сельской местности реализация ТРКМ базируется на привлечении ресурсов Интернет.

Литература: Вережникова О.И. «Гений, парадоксов друг», или как работать с одаренными.// Практика административной работы в школе Гриднева Е.П. Чем одарить одаренного ребенка.// Химия в школе – с.2-4. Журавлева Е.Л. Одаренный ребенок в начальной школе: проблемы и способы их разрешения.// Практика административной работы в школе с Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, Комарова С. Работа с одаренными детьми: методические аспекты.// Сельская школа с.60 Нечитайлова Е.В. Модернизация образования: работа с одаренными детьми.// Химия в школе – с.2-4. Петров Ю.Н. О технологии развития критического мышления учащихся.// Химия в школе – с.31. Соловьева В.С. Некоторые подходы к работе с одаренными детьми.// Практика административной работы в школе с

Спасибо за внимание!

Бортовой журнал («Тире между подлежащим и сказуемым», 8 класс) Что мне известно по данной теме? Что нового узнал из текста? Тире ставится, если подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже. Если есть частица это, то тире ставится перед ней. Еще ставится, если оба главных члена выражены инфинитивом, числительным; или один главный член выражен инфинитивом, а другой – существительным. Тире не ставится, если сказуемое присоединяется союзом как, если при сказуемом есть частица не или подлежащее выражено личным местоимением.

Двухчастный дневник (А.П.Чехов «Толстый и тонкий», 6 класс) ЦитатаКомментарии «Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил.» Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею.» «Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились… Длинный подбородок жены стал еще длиннее…» О Герострате недавно говорили на уроке истории, а кто такой Эфиальт, я не знаю. Непонятные слова. Смешно!

Кластер (гроздь) – выделение смысловых единиц темы и их графическое оформление (Л.Н.Толстой «Бедные люди», 6 класс) Пониман ие

Составление вопросов по тексту (А.П.Чехов «Толстый и тонкий», 6 класс) Толстые вопросыТонкие вопросы Предположите, почему тонкий навьючен чемоданами? Объясните, почему изменилось поведение тонкого? Как вы считаете, над чем смеется А.П.Чехов? Кто автор рассказа "Толстый и тонкий"? Где встретились два приятеля? Как звали жену и сына тонкого? До какого звания дослужился толстый?

Синквейн («Романтизм», 9 класс) Романтизм Исключительный, яркий Отвергает, ищет, борется Необычный герой в необычных обстоятельствах Порыв чувств