СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АО 20-20-20 2011 год От 2.06.2011г. Быковский В.А. доктор экономических наук.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск до 2025 года 2014.
Advertisements

Программа социально-экономического развития Прионежского муниципального района на годы.
Тема 2. Финансирование организаций социальной сферы.
Внедрение систем экологического управления – фактор устойчивого развития территории ЯНАО В соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14.
П Р О Г Р А М М А СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 ГОД.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Стратегические цели социально- экономического развития Тамбовской области Социальная цель: Повышение благосостояния и качества жизни населения Экологическая.
Программа комплексного социально- экономического развития города Ярославля на годы 1.
ОТКРЫТЫЙ БЮДЖЕТ ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ГОРЬКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ «О бюджете муниципального района на 2014 год и на плановый период 2015.
Семинар-совещание «О состоянии и перспективах развития социальной сферы. Эффективное управление отраслями социальной сферы» г.Ухта мая 2011 года.
Лекция 6. Прогнозирование социального развития и уровня жизни.
Стратегические документы в сфере образования. Государственная программа РФ « Развитие образования » на годы Государственная программа РФ « Развитие.
МО КИРИШСКИЙ муниципальный РАЙОН ИЗ славного прошлого – в яркое будущее! Концепция стратегического развития до 2020 года.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Кластерный подход в развитии инновационной экономики региона Ноябрь 2009 года.
Состояние транспортной системы в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития достаточным: - подвижность населения России почти в.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
Июнь 2010 Численность населения мира Каждое десятилетие в среднем численность населения мира увеличивается на 16,9% При этом каждый родившийся человек.
XV Апрельская международная научная конференция «Модернизация экономики и общества» Круглый стол G-6 Накопленный дефицит инвестиций в жилищной сфере России:
1 Тема 16 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО- КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ, ЗДРАВООХРАНЕНИИ И ОБРАЗОВАНИИ СПК ПС ОМС.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Транксрипт:

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АО год От г. Быковский В.А. доктор экономических наук

Проблемы 2 К 2020 году Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Д.Н. Кобылкин взял на себя решение 20 вопросов жизни округа 1. Программа «Переселение»11. Повышение эффективности деятельности муниципальных и государственных органов 2. Транспортные проблемы12. Образование, культура, молодежная политика, здравоохранение и спорт 3. Выработка запасов нефти и газа13. Предпринимательство 4. Охрана окружающей среды14. Освоение Арктика 5. Низкий уровень переработки сырья15. Тарифы в жилищно-коммунальном хозяйстве 6. Аварийное жилье16. Собственность сельскохозяйственной базы 7. Монопрофильное развитие (Ямал, Гыдан, шельф Востока округа) 17. Заработная плата 8. Отсутствие рабочих мест для молодежи18. Сотрудничество с нефтегазовыми компаниями 9. Отсутствие централизованного энергоснабжения 19. Повышение качества жизни, благоустройство 10. Коренные народы – проблемы20. Сохранение поселков и сельских поселений

3 Описание этапов принципиальной модели периодов жизни ЯНАО

4 1. Программа «Переселение» Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2030 года Динамика численности пенсионеров в Ямало-Ненецком автономном округе ДатаКол-во пенсионеров (чел.)Прирост численности (чел.) на на на на на на на

2. Транспортные проблемы Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2030 года 5 В настоящее время транспортная система по перевозке грузов общего назначения в округе имеет пропускную способность по приему и переработке грузов млн.т. В реализации объемов перевозок после трубопроводного ведущая роль принадлежит железнодорожному транспорту, на втором месте - автомобильный, на третьем - речной. Наземная транспортная сеть округа разобщена. Выделяются два транспортных района западный и восточный. В основе западного лежит крупнейшая транспортная ось р. Обь с подходящей к ней в районе г. Лабытнанги веткой Северной железной дороги. Восточный транспортный район основан на использовании железной дороги Новый Уренгой Тюмень и рек Надым, Пур и Таз. В пионерный период освоения нефтяных и газовых месторождений основная часть грузов поступала водным путём по р. Обь в порты Надым и Коротчаево. Сейчас эти порты используются и для отправки грузов, главным образом при организации северного завоза. В отличие от западного восточный транспортный район имеет относительно развитую сеть автомобильных дорог с выходом на единую автодорожную систему страны. В настоящее время транспортная система по перевозке грузов общего назначения в округе имеет пропускную способность по приему и переработке грузов млн.т. В реализации объемов перевозок после трубопроводного ведущая роль принадлежит железнодорожному транспорту, на втором месте - автомобильный, на третьем - речной. Наземная транспортная сеть округа разобщена. Выделяются два транспортных района западный и восточный. В основе западного лежит крупнейшая транспортная ось р. Обь с подходящей к ней в районе г. Лабытнанги веткой Северной железной дороги. Восточный транспортный район основан на использовании железной дороги Новый Уренгой Тюмень и рек Надым, Пур и Таз. В пионерный период освоения нефтяных и газовых месторождений основная часть грузов поступала водным путём по р. Обь в порты Надым и Коротчаево. Сейчас эти порты используются и для отправки грузов, главным образом при организации северного завоза. В отличие от западного восточный транспортный район имеет относительно развитую сеть автомобильных дорог с выходом на единую автодорожную систему страны. Важнейшей транспортной проблемой округа является соединение двух разобщенных частей автономного округа при помощи железных или автомобильных дорог. Решение этой проблемы позволило бы обеспечить надёжное круглогодичное сообщение. На карте выделены два основных (автомобильный и железнодорожный пути) транспортных коридора, завершение строительства которого возможно и необходимо. Использование природных водных путей позволит значительно ускорить освоение отдаленных и труднодоступных для других видов транспорта районов. В этой связи целесообразно восстановить, а в дальнейшем увеличить их протяженность на 280 км. Таким образом, к приоритетным направлениям развития внутреннего водного транспорта относятся реализация мероприятий по обустройству водных путей (речных вокзалов и пристаней), переоснащение флота современными пассажирскими судами, работ по очистке русел рек и углублению.

3. Выработка запасов нефти и газа Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2030 года 6

3. Выработка запасов нефти и газа: А) Прогноз добычи нефти в ЯНАО Б) Прогноз добычи газа в ЯНАО 3. Выработка запасов нефти и газа: А) Прогноз добычи нефти в ЯНАО Б) Прогноз добычи газа в ЯНАО Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2030 года 7 млн. тонн млрд. куб.метров А Б

4. Охрана окружающей среды 8 Экологическая обстановка в Ямало-Ненецком автономном округе характеризуется особенно в отдельных районах, как достаточно напряженная, что в значительной мере связано с присутствием нефтегазового комплекса. На территориях разработки углеводородных ресурсов наблюдается высокая загрязненность водного бассейна, почвы, растительности, значительное количество нарушенных земель. Уничтожено большое количество естественных мест обитания и нарушены пути миграции животных, сокращены площади оленьих пастбищ, снижена численность животных и ценных видов рыб. В результате дорожного и трубопроводного строительства происходит изменение инженерно-геологических и гидрологических условий. Нарушаются природоохранные режимы территорий: водоохранных зон, притундровых лесов, особо охраняемых природных территорий. Геологоразведчики и строители зачастую оставляют за собой металлолом, старые буровые вышки и нарушенную вездеходами, тракторами почву. Правительством автономного округа принимаются ограничительные меры, например, не было дано разрешение на строительство газопровода через Обскую губу на Ямбург. Для обеспечения безопасности зимовальных ям нельмы и муксуна был выбран вариант прокладки дюкера по дну Байдарацкой губы. Для сохранения биологического разнообразия на полуострове Ямал организован природный парк Юрибей. Наиболее разрушительное воздействие на среду происходит при авариях, в этих случаях в окружающую среду попадает значительное количество загрязнителей. При ликвидации аварий применяется тяжелая землеройная техника, которая дополняет спектр разрушения природной среды. Негативное воздействие на окружающую среду может быть ослаблено проведением комплексных мероприятий по очистке водоохраной зоны ЯНАО от свалок мусора и других отходов, а также созданием схемы резервных особо охраняемых природных территорий, согласованной с развитием топливно-энергетического комплекса ЯНАО. Правительством автономного округа принимаются ограничительные меры, например, не было дано разрешение на строительство газопровода через Обскую губу на Ямбург. Для обеспечения безопасности зимовальных ям нельмы и муксуна был выбран вариант прокладки дюкера по дну Байдарацкой губы. Для сохранения биологического разнообразия на полуострове Ямал организован природный парк Юрибей. Наиболее разрушительное воздействие на среду происходит при авариях, в этих случаях в окружающую среду попадает значительное количество загрязнителей. При ликвидации аварий применяется тяжелая землеройная техника, которая дополняет спектр разрушения природной среды. Негативное воздействие на окружающую среду может быть ослаблено проведением комплексных мероприятий по очистке водоохраной зоны ЯНАО от свалок мусора и других отходов, а также созданием схемы резервных особо охраняемых природных территорий, согласованной с развитием топливно-энергетического комплекса ЯНАО. При проектировании и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений необходимо внедрять малоотходные, ресурсосберегающие и природосберегающие технологии, при проведении компенсационных мероприятий по ликвидации экологического ущерба, нанесенного территориям. Нормативы качества окружающей среды должны учитывать особенности конкретных территорий. Состояние окружающей среды должно стать важнейшим из показателей качества жизни и одним из основных показателей социально- экономического развития территорий. При проектировании и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений необходимо внедрять малоотходные, ресурсосберегающие и природосберегающие технологии, при проведении компенсационных мероприятий по ликвидации экологического ущерба, нанесенного территориям. Нормативы качества окружающей среды должны учитывать особенности конкретных территорий. Состояние окружающей среды должно стать важнейшим из показателей качества жизни и одним из основных показателей социально- экономического развития территорий. Уязвимость и низкая самовосстанавливающая способность арктических и северных ландшафтов, их особая роль в поддержании экологического равновесия является фактором, ограничивающим интенсивное хозяйственное освоение этих территорий и требует увеличения природоохранных мероприятий..

5. Низкий уровень переработки сырья 9

6. Аварийное жилье 10 Жилой фонд, тыс.м 2 общ. пл. (существую щий) Общая площадь ветхих и аварийных жилых помещений всего тыс. м 2 общ.пл. (на ) I вариантII вариант Жили щная обеспе ченнос ть на 1-го челове ка, (м 2 ) Ожидае мое увелич ение (Станд арт на 2020 год) (м 2 ) Потребност ь в строительст ве на ближайшие 10 лет, (тыс.м) Жилищная обеспеченно сть на 1-го человека, (м 2 ) Ожидаемо е увеличени е (Стандарт на 2020 год) (м 2 ) Потребнос ть в строитель стве на ближайши е 10 лет, (тыс. м 2 ) 9570,4843,517,820,42971,5517, Потребность в строительстве жилья в ЯНАО до 2020 года м 2 на одного человека ввод жил ья в 2005 г. ввод жил ья в 2006 г. ввод жиль я в 2007 г. ввод жиль я в 2008 г. ввод жилья в 2009 г. ввод жилья в 2010 году Прогно з ввода жилья в 2015 году Прогно з ввода жилья в 2020 году Прогно з ввода жилья в 2030 году Всего по ЯНАО 0,30,5 0,40,2 0,611 Прогнозный ввод жилья в тыс. м Прогноз ввода жилья до 2030 года на территории Ямало- Ненецкого автономного округа (оптимистический вариант)

7. Монопрофильное развитие (Ямал, Гыдан, шельф, Восток округа) 11

8. Отсутствие рабочих мест для молодежи 12

9. Отсутствие централизованного энергоснабжения 13 Современное состояние электроэнергетики автономного округа характеризуется наличием централизованного и децентрализованного секторов электроснабжения. Два района автономного округа – Надымский и Пуровский, в которых сконцентрирована основная электрическая нагрузка (около 90%), обеспечиваются электроэнергией от электростанций Среднего Приобья по высоковольтным линиям напряжением кВ протяженностью 500 – 600 км. Остальные пять административных районов, включая города Салехард и Лабытнанги, по-прежнему находятся в секторе децентрализованого электроснабжения. Значительная протяженность линий электропередач, использование маломощных автономных источников электроснабжения не гарантируют энергетическую безопасность многих промышленных и социальных объектов, объективно сдерживают развитие хозяйственного комплекса и населенных пунктов. Требуется реализация достаточно объемной программы по реконструкции энергохозяйства в ряде населенных пунктов. Электроснабжение региона получит дальнейшее развитие посредством строительства и ввода в эксплуатацию новых энергетических мощностей: Уренгойской ГРЭС мощностью 450 МВт; Тарко-Салинской ГРЭС мощностью 1200 МВт; ГТЭС «Полярная», г. Салехард, мощностью 500 МВт. К 2013 году планируется расширение зоны централизованного электроснабжения посредством строительства и ввода в эксплуатацию ВЛ-220кВт «Надым – Салехард». Электроснабжение региона получит дальнейшее развитие посредством строительства и ввода в эксплуатацию новых энергетических мощностей: Уренгойской ГРЭС мощностью 450 МВт; Тарко-Салинской ГРЭС мощностью 1200 МВт; ГТЭС «Полярная», г. Салехард, мощностью 500 МВт. К 2013 году планируется расширение зоны централизованного электроснабжения посредством строительства и ввода в эксплуатацию ВЛ-220кВт «Надым – Салехард». Большинство дизельных электростанции децентрализованного энергоснабжения характеризуются устаревшими технологиями и высокими удельными показателями расходования топлива. За последние годы проведена определенная работа, только в гг. число котельных снизилось на 77 единиц, вместо некоторых из них построены новые современные. Наиболее благоприятный сценарий развития электроэнергетики в автономном округе - оптимальное сочетание развития большой и малой энергетики.

10. Коренные народы, проблемы 14 Возрастает негативная нагрузка на природную среду, что влияет на состояние оленеводства, рыбного и охотничьего промыслов. Семьям, подвергшимся натиску промышленного освоения, приходится покидать свои промысловые угодья, в связи с этим растет нагрузка на угодья соседних семей коренных жителей. Коренным народам Севера, потерявшим источник существования – родовые угодья, приходится приспосабливаться к профессиям, наиболее простым в обучении, малопрестижным и низкооплачиваемым. При этом идет деградация людей самостоятельных, независимых и самодостаточных, попадающих неконкуренто- способными в новый жизненный уклад. Возрастает негативная нагрузка на природную среду, что влияет на состояние оленеводства, рыбного и охотничьего промыслов. Семьям, подвергшимся натиску промышленного освоения, приходится покидать свои промысловые угодья, в связи с этим растет нагрузка на угодья соседних семей коренных жителей. Коренным народам Севера, потерявшим источник существования – родовые угодья, приходится приспосабливаться к профессиям, наиболее простым в обучении, малопрестижным и низкооплачиваемым. При этом идет деградация людей самостоятельных, независимых и самодостаточных, попадающих неконкуренто- способными в новый жизненный уклад. Достаточно болезненно воспринимается народами Севера вторжение в их жизненную среду другой культуры и менталитета. Увеличение контактов с пришлым населением приводит к росту алкоголизации, повышению смертности, ведет к увеличению количества этнически смешанных браков, роста числа неполных семей. Коренные народы обладают вековым опытом выживания и труда в экстремальных климатических условиях Крайнего Севера, сохраняют духовное единение с природой, смысл которого состоит в обеспечении жизни человека и в сохранении природной среды. Национальные вопросы вообще нельзя считать решенными раз и навсегда, они никогда не сойдут с повестки дня. Это гибкая, динамичная и деликатная сфера жизни, где требуется особое внимание всех сторон для недопущения межнациональных конфликтов. В связи с промышленным освоением Ямала взаимодействие предприятий топливно- энергетического комплекса и коренного населения Ямало-Ненецкого автономного неизбежно и должно происходить в рамках диалога. Только взаимная заинтересованность в реализации проектов и программ в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов на территории автономного округа, меры по обеспечению сохранения исконной среды обитания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Ямала обеспечат положительный результат в решении поставленных задач. В связи с промышленным освоением Ямала взаимодействие предприятий топливно- энергетического комплекса и коренного населения Ямало-Ненецкого автономного неизбежно и должно происходить в рамках диалога. Только взаимная заинтересованность в реализации проектов и программ в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов на территории автономного округа, меры по обеспечению сохранения исконной среды обитания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Ямала обеспечат положительный результат в решении поставленных задач.

11. Повышение эффективности деятельности муниципальных и государственных органов 15

12. ОБРАЗОВАНИЕ, культура, молодежная политика, здравоохранение и спорт 16 Как временная мера снижения напряженности с детскими садами, родителям выплачивается ежемесячная компенсация на образовательные услуги. Образовательная политика до 2030 года будет основана на создании высоких стартовых условий для всех поступающих в школу, независимо от социального положения семьи, а в школе – на расширении возможности школ в воспитании и обучении. Это возможно благодаря Интернет-ресурсам, финансированию выездных (внутренних и зарубежных) образовательных и культурных программ. Это позволит детям из периферийного региона конкурировать со сверстниками из крупных мегаполисов на поле профессионального образования и рынке труда. Это – ориентир развития человеческого потенциала на Ямале, важный компонент качества жизни. Как временная мера снижения напряженности с детскими садами, родителям выплачивается ежемесячная компенсация на образовательные услуги. Образовательная политика до 2030 года будет основана на создании высоких стартовых условий для всех поступающих в школу, независимо от социального положения семьи, а в школе – на расширении возможности школ в воспитании и обучении. Это возможно благодаря Интернет-ресурсам, финансированию выездных (внутренних и зарубежных) образовательных и культурных программ. Это позволит детям из периферийного региона конкурировать со сверстниками из крупных мегаполисов на поле профессионального образования и рынке труда. Это – ориентир развития человеческого потенциала на Ямале, важный компонент качества жизни. Показатели Единицы измерения Входные данныеПрогнозные показатели 2000 год2005 год2009 год2015 год2020 год2030 год Расходы на образованиеДоля, %1021,624,225 Численность учащихся, приходящихся на 1 учителя чел.13,912,914,615 Средняя наполняемость классовчел. в городечел.22 22,325 в сельской местностичел.1615,314,315 Пока в автономном округе существует значительный дефицит детских мест, родителям, которые стоят в очереди на получение места в детском саду, будет выплачиваться ежемесячная компенсация на образовательные услуги. В системе образования автономного округа 143 школы. За последние 10 лет построено 45 школьных зданий, соответствующих современным строительным нормам и подходам к созданию образовательной среды. Высокая степень обеспеченности школами, квалифицированные педагогические кадры, информатизация образования – основа хорошего качества знаний выпускников школ. Большинство из них уезжают в большие города, получают престижные профессии и, как правило, не возвращаются на Север. Количество школьников резко сокращается, этот спад продолжится до гг., затем школьные места вновь будут заполнены. Остро строит проблема с обеспечением мест в детских садах. Очередность в 2010 году составила человек, охват дошкольным образованием детей от 1,5 до 7 лет на уровне среднероссийского 64%. Доступность дошкольного образования – важная задача окружной власти на лет. Нужно построить детских садов, это колоссальный объем финансовых средств. Окружная власть должна выделять бюджетные средства и привлекать инвестиции. Качество жизни ямальцев во многом будет зависеть от решения проблемы развития, здоровья и воспитания малышей.

12. Образование, КУЛЬТУРА, молодежная политика, здравоохранение и спорт 17 В настоящее время в автономном округе действуют 226 учреждений культуры, из которых: 5 государственных учреждений культуры, 221 – муниципальное, в том числе: 78 муниципальных библиотек; 83 учреждения культурно-досугового типа с учетом филиалов (центры национальных культур, дома культуры, молодежные и культурно-досуговые центры, дома ремесел и др.); 38 образовательных учреждений культуры и искусства; 19 музеев; 3 прочих учреждения. В настоящее время в автономном округе действуют 226 учреждений культуры, из которых: 5 государственных учреждений культуры, 221 – муниципальное, в том числе: 78 муниципальных библиотек; 83 учреждения культурно-досугового типа с учетом филиалов (центры национальных культур, дома культуры, молодежные и культурно-досуговые центры, дома ремесел и др.); 38 образовательных учреждений культуры и искусства; 19 музеев; 3 прочих учреждения. Основными системными проблемами в сфере культуры автономного округа являются: недостаточная обеспеченность помещениями, соответствующих санитарным и противопожарным нормам 43% учреждений культуры в сельской местности имеют износ более 75%, большинство из них в сельской местности – в деревянном исполнении. несовершенная материально-техническая база сельских учреждений культуры, что значительно снижает привлекательность данных учреждений культуры для населения. недостаток специалистов с профессиональным высшим образованием, в том числе владеющих информационными технологиями. различный уровень развития инфраструктуры учреждений культуры в городах и сельских территориях, что порождает неравенство в доступности к культурным благам. Основными системными проблемами в сфере культуры автономного округа являются: недостаточная обеспеченность помещениями, соответствующих санитарным и противопожарным нормам 43% учреждений культуры в сельской местности имеют износ более 75%, большинство из них в сельской местности – в деревянном исполнении. несовершенная материально-техническая база сельских учреждений культуры, что значительно снижает привлекательность данных учреждений культуры для населения. недостаток специалистов с профессиональным высшим образованием, в том числе владеющих информационными технологиями. различный уровень развития инфраструктуры учреждений культуры в городах и сельских территориях, что порождает неравенство в доступности к культурным благам. В целях обеспечения прав граждан на участие в культурной жизни планируется решить следующие задачи: - строительство и реконструкция объектов культуры для обеспечения современных условий функционирования учреждений культуры, особенно сельских Домов культуры и сельских библиотек; - модернизация материально-технической базы учреждений культуры, в первую очередь расположенных в сельских районах округа; - разработка, внедрение и распространение новых технологий в сфере культуры, обеспечивающих формирование в регионе единого культурного и информационного пространства; - совершенствование и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров ; - сохранение и развитие самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера; - сохранение культурного наследия автономного округа путем развития музейного и библиотечного дела, поддержки многообразия культурно-досуговой деятельности, развития кинообслуживания населения - повышение качества образования в сфере культуры и искусства, создания условий для сохранения и развития народных художественных промыслов и декоративно-прикладного творчества. В целях обеспечения прав граждан на участие в культурной жизни планируется решить следующие задачи: - строительство и реконструкция объектов культуры для обеспечения современных условий функционирования учреждений культуры, особенно сельских Домов культуры и сельских библиотек; - модернизация материально-технической базы учреждений культуры, в первую очередь расположенных в сельских районах округа; - разработка, внедрение и распространение новых технологий в сфере культуры, обеспечивающих формирование в регионе единого культурного и информационного пространства; - совершенствование и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров ; - сохранение и развитие самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера; - сохранение культурного наследия автономного округа путем развития музейного и библиотечного дела, поддержки многообразия культурно-досуговой деятельности, развития кинообслуживания населения - повышение качества образования в сфере культуры и искусства, создания условий для сохранения и развития народных художественных промыслов и декоративно-прикладного творчества.

12. Образование, культура, МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА, здравоохранение и спорт 18 Ключевыми приоритетами молодежной политики в Ямало-ненецком автономном округе на долгосрочную перспективу являются: создание условий эффективной самореализации молодежи; развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны; вовлечение молодежи в социальную практику; обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации; организация качественного отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи. Ключевыми приоритетами молодежной политики в Ямало-ненецком автономном округе на долгосрочную перспективу являются: создание условий эффективной самореализации молодежи; развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны; вовлечение молодежи в социальную практику; обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации; организация качественного отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи. В 2010 году сеть учреждений сферы молодежной политики была представлена 39 учреждениями различного организационно- правового статуса. Из них 31 учреждение обладает статусом юридического лица: 15 учреждений являются муниципальными образовательными учреждениями дополнительного образования детей, 12 – муниципальными учреждениями, 1 – автономным учреждением, 3 – государственными учреждениями. Из общего количества 8 учреждений – структурные подразделения органов управления молодежной политики. На базе учреждений молодежной сферы действуют 26 подростково-молодежных клубов по месту жительства, 27 клубов и объединений молодых семей. В 2010 году сеть учреждений сферы молодежной политики была представлена 39 учреждениями различного организационно- правового статуса. Из них 31 учреждение обладает статусом юридического лица: 15 учреждений являются муниципальными образовательными учреждениями дополнительного образования детей, 12 – муниципальными учреждениями, 1 – автономным учреждением, 3 – государственными учреждениями. Из общего количества 8 учреждений – структурные подразделения органов управления молодежной политики. На базе учреждений молодежной сферы действуют 26 подростково-молодежных клубов по месту жительства, 27 клубов и объединений молодых семей. Ключевыми проблемами сферы молодежной политики в автономном округе на протяжении многих лет являются: недостаточно развитая инфраструктура по работе с молодежью низкая обеспеченность учреждений необходимым оборудованием Из общего количества учреждений 10 зданий имеют высокую степень износа (от 80 до 100%), а недостаточное бюджетное финансирование до настоящего времени не обеспечило в полном объеме соответствующую поддержку технического состояния зданий, в которых находятся учреждения. Материально-техническая база половины учреждений устарела, механизм непрерывного пополнения и обновления отсутствует. Клубы по месту жительства в основном располагаются в квартирах и подвальных помещениях жилых домов, катастрофически не хватает площадей. Не решаются вопросы и об открытии учреждений по месту жительства в районах новой застройки. Ключевыми проблемами сферы молодежной политики в автономном округе на протяжении многих лет являются: недостаточно развитая инфраструктура по работе с молодежью низкая обеспеченность учреждений необходимым оборудованием Из общего количества учреждений 10 зданий имеют высокую степень износа (от 80 до 100%), а недостаточное бюджетное финансирование до настоящего времени не обеспечило в полном объеме соответствующую поддержку технического состояния зданий, в которых находятся учреждения. Материально-техническая база половины учреждений устарела, механизм непрерывного пополнения и обновления отсутствует. Клубы по месту жительства в основном располагаются в квартирах и подвальных помещениях жилых домов, катастрофически не хватает площадей. Не решаются вопросы и об открытии учреждений по месту жительства в районах новой застройки. Для вывода молодежной политики на новый уровень развития, планируется решение следующих первоочередных задач: укрепление системы молодежной политики; формирование духовно-нравственных ценностей и гражданской культуры молодежи развитие системы патриотического воспитания; развитие активности молодежи и ее включение в процессы государственного и общественного управления государством; создание и развитие системы комплексного поощрения инновационной деятельности молодых людей. Для вывода молодежной политики на новый уровень развития, планируется решение следующих первоочередных задач: укрепление системы молодежной политики; формирование духовно-нравственных ценностей и гражданской культуры молодежи развитие системы патриотического воспитания; развитие активности молодежи и ее включение в процессы государственного и общественного управления государством; создание и развитие системы комплексного поощрения инновационной деятельности молодых людей.

12. Образование, культура, молодежная политика, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ и спорт 19 Модернизация в здравоохранении - это комплекс мер, который реально повысит качество и доступность медицинских услуг для каждого человека. Главным критерием для всех работающих в медицине должна стать удовлетворённость населения качеством медицинского обслуживания. Основные показатели здравоохранения в городских округах и муниципальных районах ЯНАО сильно разнятся по обеспеченности населения больничными койками, врачами, средним медицинским персоналом, а также по численности занимающихся в физкультурно-оздоровительных заведениях. Наибольшие неэффективные расходы в здравоохранении - в г. Салехарде и Шурышкарском районе, наилучшие показатели - в Пуровском районе и в г. Муравленко. В автономном округе работают 879 спортивных сооружений, в том числе: 377 спортивных залов, 26 плавательных бассейнов, 163 плоскостных спортивных сооружения. Рост качества жизни населения - основная цель социальной политики и главный критерий ее эффективности. Суровые природно-климатические условия в регионе предопределяют более частую заболеваемость населения, тяжелое протекание отдельных болезней и, соответственно, повышенные требования к системе здравоохранения округа. В настоящее время медицинская помощь населению автономного округа оказывается в 31 учреждении здравоохранения, в том числе в 19 больницах, 5 диспансерах, 3 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждениях, 4 станциях скорой помощи. Численность врачей выросла за последние двадцать лет с 35,1 до 47,9 на населения, также усилилась материально-техническая база системы здравоохранения, но при этом число больничных коек в последние годы, согласно требованиям реформы, снизилось. Сейчас требуется дальнейшая модернизация окружной системы здравоохранения, повышение уровня профессиональной подготовки медицинских работников, а также проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни населения. ПоказателиЕдиницы измерения Входные данныеПрогнозные показатели 2000г.2005г.2009г.2015г.2020г.2030г. Расходы на здравоохранениеДоля, от бюджета % 6,612,812 Численность врачей (физические лица) в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения Специалистов на 10 тыс.человек населения 37,742,339, Проблемой является значительная разница в обеспеченности медицинскими и спортивными сооружениями городского и сельского населения. Проблемой является значительная разница в обеспеченности медицинскими и спортивными сооружениями городского и сельского населения.

12. Образование, культура, молодежная политика, здравоохранение и СПОРТ 20 В настоящее время в автономном округе культивируется свыше 80 видов спорта, в том числе – 33 олимпийских. параолимпийское спортивное движение представлено 4 видами. Состояние существующей материально-технической базы автономного округа не соответствует современным требованиям, что не позволяет проводить официальные соревнования на международном уровне, а сборные команды вынуждены выезжать на учебно-тренировочные сборы по подготовке к крупным соревнованиям в другие регионы страны. В настоящее время в автономном округе культивируется свыше 80 видов спорта, в том числе – 33 олимпийских. параолимпийское спортивное движение представлено 4 видами. Состояние существующей материально-технической базы автономного округа не соответствует современным требованиям, что не позволяет проводить официальные соревнования на международном уровне, а сборные команды вынуждены выезжать на учебно-тренировочные сборы по подготовке к крупным соревнованиям в другие регионы страны. Основные задачи в области физической культуры и спорта: - развитие детско-юношеского спорта; - развитие физической культуры и спорта среди трудоспособного населения; физическое воспитание граждан пожилого возраста и инвалидов; - совершенствование спортивной инфраструктуры для развития массового спорта, как в образовательных учреждениях, так и по месту жительства; - пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни; - создание условий для развития спорта высших достижений, подготовки спортивного резерва; - привлечение внебюджетных средств и инвестиций в сферу физической культуры и спорта автономного округа. Основные задачи в области физической культуры и спорта: - развитие детско-юношеского спорта; - развитие физической культуры и спорта среди трудоспособного населения; физическое воспитание граждан пожилого возраста и инвалидов; - совершенствование спортивной инфраструктуры для развития массового спорта, как в образовательных учреждениях, так и по месту жительства; - пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни; - создание условий для развития спорта высших достижений, подготовки спортивного резерва; - привлечение внебюджетных средств и инвестиций в сферу физической культуры и спорта автономного округа. Ожидаемые результаты реализации Стратегии - увеличение доли населения систематически занимающихся физической культурой и спортом с 23,9% в 2009 году до 45% к 2030 году; - достижение нормативной потребности в объектах спорта (плоскостными сооружениями на 55%); - развитие сети учреждений дополнительного образования спортивной направленности (детско-юношеских спортивных школ) с 33 в 2009 году до 55 в 2030 году; - рост численности лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в общей численности данной категории с 8% в 2009 году до 24% в 2030 году, - рост численности трудоспособной категории населения в общей численности данной категории с 19,3% в 2009 году до 42% в 2030 году. Ожидаемые результаты реализации Стратегии - увеличение доли населения систематически занимающихся физической культурой и спортом с 23,9% в 2009 году до 45% к 2030 году; - достижение нормативной потребности в объектах спорта (плоскостными сооружениями на 55%); - развитие сети учреждений дополнительного образования спортивной направленности (детско-юношеских спортивных школ) с 33 в 2009 году до 55 в 2030 году; - рост численности лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в общей численности данной категории с 8% в 2009 году до 24% в 2030 году, - рост численности трудоспособной категории населения в общей численности данной категории с 19,3% в 2009 году до 42% в 2030 году.

13. Предпринимательство 21 Малое предпринимательство в Ямало-Ненецком автономном округе пока не получило должного развития. Для подтверждения этого приведем следующие статистические данные. С 1997 года по 2009 год увеличилось число предприятий муниципальной собственности с 592 до 1085 и окружной собственности с 106 до 203, то есть практически в 2 раза, при общем росте количества предприятий в регионе только в 1,5 раза, с 7443 до Эту тенденцию можно изменить путем изменения форм собственности ряда предприятий. Малое предпринимательство в Ямало-Ненецком автономном округе пока не получило должного развития. Для подтверждения этого приведем следующие статистические данные. С 1997 года по 2009 год увеличилось число предприятий муниципальной собственности с 592 до 1085 и окружной собственности с 106 до 203, то есть практически в 2 раза, при общем росте количества предприятий в регионе только в 1,5 раза, с 7443 до Эту тенденцию можно изменить путем изменения форм собственности ряда предприятий. Объем платных услуг предприятиями частной формы собственности составляет всего четверть и практически не растет за последние годы. Эту сферу в Ямало-Ненецком автономном округе естественно нужно стимулировать и развивать. Объем оказания бытовых услуг на душу населения имеет большой разброс, наибольшие расходы на эту статью в городах Салехард, Лабытнанги, Ноябрьск, Надымском, Приуральском районах. Наименьшие в городе Муравленко и Пуровском районе. В структуре бытовых услуг в муниципальных районах, например, наиболее востребованными в 2008 году были услуги по ремонту и строительству жилья, услуги по ремонту и пошиву обуви, ремонту автотранспорта и парикмахерские услуги. Объем платных услуг предприятиями частной формы собственности составляет всего четверть и практически не растет за последние годы. Эту сферу в Ямало-Ненецком автономном округе естественно нужно стимулировать и развивать. Объем оказания бытовых услуг на душу населения имеет большой разброс, наибольшие расходы на эту статью в городах Салехард, Лабытнанги, Ноябрьск, Надымском, Приуральском районах. Наименьшие в городе Муравленко и Пуровском районе. В структуре бытовых услуг в муниципальных районах, например, наиболее востребованными в 2008 году были услуги по ремонту и строительству жилья, услуги по ремонту и пошиву обуви, ремонту автотранспорта и парикмахерские услуги. Потенциал и способности предпринимательства ярко проявились в кризисном 2009 году. Несмотря на общий спад производства, малые предприятия в наиболее сложный период первой половины 2009 года увеличили обороты хозяйственной деятельности почти на 5% по отношению к предыдущему году за период докризисных явлений в первом полугодии 2008 года. В структуре валового регионального продукта автономного округа вклад субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2009 года составил 7,8 %. Перспектива этого вида деятельности в автономном округе небольшая. У представителей малого и среднего бизнеса достаточно много претензий при проведении проверок контрольно-ревизионными органами. Здесь можно выделить чрезмерную частоту проверок, требования предоставления избыточного числа документов и некомпетентность должностных лиц. В ЯНАО чем крупнее бизнес, тем благоприятнее и увереннее он ощущает себя в текущих условиях сложившейся деловой среды. У представителей малого и среднего бизнеса достаточно много претензий при проведении проверок контрольно-ревизионными органами. Здесь можно выделить чрезмерную частоту проверок, требования предоставления избыточного числа документов и некомпетентность должностных лиц. В ЯНАО чем крупнее бизнес, тем благоприятнее и увереннее он ощущает себя в текущих условиях сложившейся деловой среды.

14. Освоение Арктики 22 Обеспечение национальных интересов страны в использовании Арктики как стратегической ресурсной базы предусматривает также в числе приоритетов улучшение качества жизни коренного населения, которое, осуществляя традиционную хозяйственную деятельность, обеспечивает геополитической эффект многовекового присутствия государства на исконных территориях. При развитии Арктической зоны Российской Федерации в качестве крупнейших городов, располагающих развитой инфраструктурой, которые будут служить в качестве базовых для освоения природных ресурсов Севера, выполнять сервисные и транспортно- логистические функции, будут города Салехард, Новый Уренгой и Надым. В Арктическом регионе возможно возникнет несколько новых зон опережающего развития, которые приведут к сдвигам сложившейся схемы размещения производительных сил, например, полярно-уральская зона пионерного освоения, где постепенно возникнет новый горнопромышленный район Арктики, опирающийся на новую железнодорожную трассу Обская – Полуночное и приуроченную к ней сеть отрабатываемых месторождений полезных ископаемых. Арктическое жизнеобеспечение малых сёл и посёлков, в том числе по вопросам устойчивого теплоэнергообеспечения (в отношении обеспечения теплом и энергией сотен децентрализованных потребителей, которые не имеют круглогодичной наземной связи. Нет лучшего места апробировать и развивать новые технологии, развертывать пилотные проекты для подбора инновационного развития по использованию местных видов топлива и возобновляемых источников энергии.

15. Тарифы в жилищно-коммунальном хозяйстве 23 Во время кризиса высокие удельные расходы энергоресурсов на многих предприятиях выросли еще более значительно из-за падения загрузки производственных мощностей. Одновременно падали цены на продукцию этих предприятий и росли цены на энергоносители, в итоге доля энергетических издержек в структуре себестоимости продукции резко выросла. Результаты работы по развитию энергетики и газификации должны, в первую очередь, почувствовать жители автономного округа в виде стабилизации тарифов на энергоресурсы. Поэтому в 2011 году были выделены дотации предприятиям этого сектора экономики, тарифы на этот год были «заморожены». Хватит ли денег в бюджете автономного округа продолжать такую политику и впредь? Во время кризиса высокие удельные расходы энергоресурсов на многих предприятиях выросли еще более значительно из-за падения загрузки производственных мощностей. Одновременно падали цены на продукцию этих предприятий и росли цены на энергоносители, в итоге доля энергетических издержек в структуре себестоимости продукции резко выросла. Результаты работы по развитию энергетики и газификации должны, в первую очередь, почувствовать жители автономного округа в виде стабилизации тарифов на энергоресурсы. Поэтому в 2011 году были выделены дотации предприятиям этого сектора экономики, тарифы на этот год были «заморожены». Хватит ли денег в бюджете автономного округа продолжать такую политику и впредь? По результатам социологического опроса (октябрь 2010 года) более 40% респондентов отметили проблемы с отоплением, канализацией, уборкой дворов, подъездов, при этом уровень знания населения о том, что в регионе проводится реформа жилищно-коммунального хозяйства, не растет и по-прежнему остается достаточно низким. Примерно равные доли опрошенных жителей ЯНАО как удовлетворены, так и не удовлетворены текущим состоянием жилищно-коммунального хозяйства. Более 90% опрошенных отметили повышение оплаты коммунальных услуг за последний год. Для большинства опрошенных рост тарифов оказался очень ощутимым. По результатам социологического опроса (октябрь 2010 года) более 40% респондентов отметили проблемы с отоплением, канализацией, уборкой дворов, подъездов, при этом уровень знания населения о том, что в регионе проводится реформа жилищно-коммунального хозяйства, не растет и по-прежнему остается достаточно низким. Примерно равные доли опрошенных жителей ЯНАО как удовлетворены, так и не удовлетворены текущим состоянием жилищно-коммунального хозяйства. Более 90% опрошенных отметили повышение оплаты коммунальных услуг за последний год. Для большинства опрошенных рост тарифов оказался очень ощутимым. Тарифы во все предыдущие годы росли более высокими темпами чем инфляция. Высокие затраты на предоставление коммунальных услуг в ряде муниципальных образований в автономном округе обуславливаются рядом объективных особенностей. Динамика цен может развиваться и по другой траектории, вектор которой определит Губернатор в виде финансовой поддержки, что, кстати, сейчас и происходит. Вопрос только в одном, заставит ли этот шаг Губернатора снизить тарифы поставщиков теплоэлектроэнергии за счет повышения эффективности собственной работы. Значительно увеличена доля оказания коммунальных услуг, оплачиваемая по приборам учета. В 2009 году эта доля составила: по холодной воде и горячей воде - 50%; по электрической энергии - 98%; по тепловой энергии - 31%. Это в конечном итоге экономит средства населения и дисциплинирует поставщиков услуг, в том числе и по снижению технологических потерь. Значительно увеличена доля оказания коммунальных услуг, оплачиваемая по приборам учета. В 2009 году эта доля составила: по холодной воде и горячей воде - 50%; по электрической энергии - 98%; по тепловой энергии - 31%. Это в конечном итоге экономит средства населения и дисциплинирует поставщиков услуг, в том числе и по снижению технологических потерь.

16. Собственность сельскохозяйственной базы 24 Сельское хозяйство в экономике Ямало-Ненецкого автономного округа играет и будет играть в ближайшие десятилетия достаточно скромную роль. Но эта отрасль выполняет очень важную социальную функцию: обеспечение занятости, сохранение и развитие традиционного уклада жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера автономного округа. В силу естественно-климатических условий агропромышленный комплекс автономного округа ориентирован в первую очередь на традиционные отрасли – оленеводство; звероводство; рыбодобычу; переработку мяса, рыбы и пушно-мехового сырья; сбор дикоросов и лекарственных растений; развитие художественных промыслов и ремесел. Сельское хозяйство в экономике Ямало-Ненецкого автономного округа играет и будет играть в ближайшие десятилетия достаточно скромную роль. Но эта отрасль выполняет очень важную социальную функцию: обеспечение занятости, сохранение и развитие традиционного уклада жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера автономного округа. В силу естественно-климатических условий агропромышленный комплекс автономного округа ориентирован в первую очередь на традиционные отрасли – оленеводство; звероводство; рыбодобычу; переработку мяса, рыбы и пушно-мехового сырья; сбор дикоросов и лекарственных растений; развитие художественных промыслов и ремесел. В структуре валового регионального продукта Ямало-Ненецкого автономного округа удельный вес сельского хозяйства и рыболовства составляет соответственно 0,2% и 0,02%. Поголовье оленей в автономном округе составляет более 650 тысяч голов, что составляет около 53% от общероссийского поголовья домашних оленей и почти одну треть от мировой численности домашнего северного оленя. Объем производства мяса оленей ежегодно увеличивается и составляет 3400 тонн в живом весе. При потенциале тысяч тонн, ежегодно добывается порядка 9 тысяч тонн сибирской ряпушки, пеляди, муксуна, чира, пыжьяна, тугуна, омуля. В начале 1990-х годов эта цифра была на четверть больше. Большая часть переработанной рыбы, около 80%, замораживается, и только около 20% подвергается копчению, вялению и прочей обработке, включая и производство консервов. При этом мощности по изготовлению рыбных консервов и пресервов в округе имеют высокую загрузку, а существующие морозильные камеры недозагружены, а их мощность около 10 тыс. тонн. Кожно-меховая отрасль в автономном округе в настоящее время находится в кризисном положении, поскольку звероводство и охотничий промысел ведутся в незначительных масштабах из-за слабого продвижения этого товара на рынке сбыта. Налаживание торговых связей с зарубежными производителями изделий из кожи и меха позволит дать новый импульс развитию звероводства в округе. В структуре валового регионального продукта Ямало-Ненецкого автономного округа удельный вес сельского хозяйства и рыболовства составляет соответственно 0,2% и 0,02%. Поголовье оленей в автономном округе составляет более 650 тысяч голов, что составляет около 53% от общероссийского поголовья домашних оленей и почти одну треть от мировой численности домашнего северного оленя. Объем производства мяса оленей ежегодно увеличивается и составляет 3400 тонн в живом весе. При потенциале тысяч тонн, ежегодно добывается порядка 9 тысяч тонн сибирской ряпушки, пеляди, муксуна, чира, пыжьяна, тугуна, омуля. В начале 1990-х годов эта цифра была на четверть больше. Большая часть переработанной рыбы, около 80%, замораживается, и только около 20% подвергается копчению, вялению и прочей обработке, включая и производство консервов. При этом мощности по изготовлению рыбных консервов и пресервов в округе имеют высокую загрузку, а существующие морозильные камеры недозагружены, а их мощность около 10 тыс. тонн. Кожно-меховая отрасль в автономном округе в настоящее время находится в кризисном положении, поскольку звероводство и охотничий промысел ведутся в незначительных масштабах из-за слабого продвижения этого товара на рынке сбыта. Налаживание торговых связей с зарубежными производителями изделий из кожи и меха позволит дать новый импульс развитию звероводства в округе. Основными системными проблемами в агропромышленном комплексе автономного округа являются: - отсутствие необходимой инфраструктуры для сбора, вывоза, реализации продукции сельского хозяйства - сокращение оленеемкости пастбищ в связи с промышленным освоением - сокращение популяции ценных пород рыб в Обском бассейне - высокий износ основных фондов сельскохозяйственных предприятий - низкий уровень переработки продукции - падение объема спроса на продукцию звероводства - проблема с высококвалифицированными кадрами - низкий уровень обеспеченности жильем в сельской местности Основными системными проблемами в агропромышленном комплексе автономного округа являются: - отсутствие необходимой инфраструктуры для сбора, вывоза, реализации продукции сельского хозяйства - сокращение оленеемкости пастбищ в связи с промышленным освоением - сокращение популяции ценных пород рыб в Обском бассейне - высокий износ основных фондов сельскохозяйственных предприятий - низкий уровень переработки продукции - падение объема спроса на продукцию звероводства - проблема с высококвалифицированными кадрами - низкий уровень обеспеченности жильем в сельской местности

17. Заработная плата 25

18. Сотрудничество с нефтегазовыми компаниями 26 Опережающего решения требует ситуация с оленьими пастбищами в связи с вводом в эксплуатацию группы месторождений углеводородного сырья на территории Ямальского и Тазовского районов. В проектах обустройства месторождений нефти и газа будет рассмотрен этот вопрос. У местных властей и коренного населения также будет возможность обсудить данные мероприятия. Компании могут приходить и уходить, меняя названия собственника и объемы производства, но чтобы не допустить резкого сокращения рабочих мест, снижения качества жизни в ряде населенных пунктов, требуется контроль за ситуацией и влияние на нее со стороны руководства автономного округа. Опережающего решения требует ситуация с оленьими пастбищами в связи с вводом в эксплуатацию группы месторождений углеводородного сырья на территории Ямальского и Тазовского районов. В проектах обустройства месторождений нефти и газа будет рассмотрен этот вопрос. У местных властей и коренного населения также будет возможность обсудить данные мероприятия. Компании могут приходить и уходить, меняя названия собственника и объемы производства, но чтобы не допустить резкого сокращения рабочих мест, снижения качества жизни в ряде населенных пунктов, требуется контроль за ситуацией и влияние на нее со стороны руководства автономного округа. Главные принципы работы компаний – добыть природного газа и нефти как можно больше, быстрее и дешевле, при этом получить главный результат – максимальную прибыль. Роль окружной власти состоит в том, чтобы быть партнером и координатором всех участников взаимоотношений региональной экономики и социальной сферы. Экономические результаты в регионе во многом зависят от политики и эффективности работы вертикально- интегрированных компаний, поэтому нахождение приемлемых форм взаимоотношений с ними руководства автономного округа и муниципалитетов является необходимым условием развития. Главные принципы работы компаний – добыть природного газа и нефти как можно больше, быстрее и дешевле, при этом получить главный результат – максимальную прибыль. Роль окружной власти состоит в том, чтобы быть партнером и координатором всех участников взаимоотношений региональной экономики и социальной сферы. Экономические результаты в регионе во многом зависят от политики и эффективности работы вертикально- интегрированных компаний, поэтому нахождение приемлемых форм взаимоотношений с ними руководства автономного округа и муниципалитетов является необходимым условием развития. «Нефтегазовыми компаниями оказывается максимальное содействие в реализации социально-значимых мероприятий на территории автономного округа посредством заключения краткосрочных и долгосрочных соглашений о сотрудничестве с Правительством автономного округа, муниципальными образованиями на территории автономного округа, а также общинами коренных малочисленных народов Севера, в ходе исполнения которых осуществляется: реализация мероприятий, направленных на развитие и стимулирование инвестиционных проектов; осуществление поставок природного газа и продуктов переработки углеводородного сырья для социальных нужд автономного округа; финансирование капитального строительства объектов жилищного фонда, социально-культурного и коммунально- бытового назначения; транспортное обеспечение кочующего населения, оленеводческих и рыболовецких бригад, предприятий агропромышленного комплекса автономного округа; реализация мероприятий, направленных наразвитие экономики и социальной сферы автономного округа; осуществление благотворительной деятельности. «Нефтегазовыми компаниями оказывается максимальное содействие в реализации социально-значимых мероприятий на территории автономного округа посредством заключения краткосрочных и долгосрочных соглашений о сотрудничестве с Правительством автономного округа, муниципальными образованиями на территории автономного округа, а также общинами коренных малочисленных народов Севера, в ходе исполнения которых осуществляется: реализация мероприятий, направленных на развитие и стимулирование инвестиционных проектов; осуществление поставок природного газа и продуктов переработки углеводородного сырья для социальных нужд автономного округа; финансирование капитального строительства объектов жилищного фонда, социально-культурного и коммунально- бытового назначения; транспортное обеспечение кочующего населения, оленеводческих и рыболовецких бригад, предприятий агропромышленного комплекса автономного округа; реализация мероприятий, направленных наразвитие экономики и социальной сферы автономного округа; осуществление благотворительной деятельности. Для более плотного взаимодействия и оперативного контроля за деятельностью нефтяных и газовых компаний на территории ЯНАО для учета интересов населения округа необходимо более широкое участие представителей Администрации округа в Совете директоров компаний.

19. Повышение качества жизни, благоустройство 27 В Ямало-Ненецком автономном округе один из самых высоких уровней доходов населения в нашей стране. Приведем динамику ряда прогнозных показателей, определяющих уровень жизни в автономном округе до 2020 года. Показатели2007 год2012 год2020 год 1Среднемесячная заработная плата, тыс.рублей37,465,0101,0 2 Доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в потребительских расходах населения, % 9,010,015,0 3 Отношение заработной платы работника бюджетной сферы к средней заработной плате в экономике, раз 0,50,60,75 4 Покупательская способность среднедушевых доходов населения, раз 4,84,95,0 5Уровень общей безработицы, %5,04,54,0 6Уровень зарегистрированной безработицы, %1,61,51,2 Приняты: среднегодовой уровень инфляции – 5%, а 2007 год как самый благоприятный предкризисный год Многие жители автономного округа приехали сюда для решения своих материальных проблем, и они сориентированы на последующий выезд, тяготея к получению быстрого результата. Для реализации своих целей люди такой категории в максимальной степени используют природу, заработанные денежные средства, в большей мере, вывозят за пределы региона. Для коренного сибиряка, носителя накопленных традиций, неудачные преобразования ложатся на его плечи, а удачные - перераспределяются не только в его пользу. Значительную часть своих доходов и накоплений он тратит в том месте, где проживает.

20. Сохранение поселков и сельских поселений 28 В Ямало-Ненецком автономном округе в 2006 г. насчитывался 101 сельский населенный пункт, из которых 18 не имели постоянных жителей. В 2008 г. сельская сеть с помощью корректировки статистических данных уже насчитывала 79 населенных пунктов. Транспортное сообщение между сельскими населенными пунктами в основном осуществляется летом по воде, зимой – по автозимникам, при этом круглогодичный автомобильный транспорт доступен лишь для 40% сельского населения. Тем более предстоящее развитие транспортной инфраструктуры в ЯНАО кардинально не изменит существующего положения с транспортной доступностью к сельским поселениям, основные транспортные коридоры пройдут вдалеке от них. К сожалению, на фоне рассуждений о модернизации жители сельских территорий лишены элементарного – связи, дорог, медицинского обслуживания. И эти проблемы нужно решать в первую очередь. В Ямало-Ненецком автономном округе в 2006 г. насчитывался 101 сельский населенный пункт, из которых 18 не имели постоянных жителей. В 2008 г. сельская сеть с помощью корректировки статистических данных уже насчитывала 79 населенных пунктов. Транспортное сообщение между сельскими населенными пунктами в основном осуществляется летом по воде, зимой – по автозимникам, при этом круглогодичный автомобильный транспорт доступен лишь для 40% сельского населения. Тем более предстоящее развитие транспортной инфраструктуры в ЯНАО кардинально не изменит существующего положения с транспортной доступностью к сельским поселениям, основные транспортные коридоры пройдут вдалеке от них. К сожалению, на фоне рассуждений о модернизации жители сельских территорий лишены элементарного – связи, дорог, медицинского обслуживания. И эти проблемы нужно решать в первую очередь. Каждое поселение, возникшее на основе какого-либо производства либо как поселенческое, выполняет определенные функции, как экономические, так и социальные. Экономика большинства сельских поселений является монопрофильной, причем ее уровень различен по типам поселений. В поселениях промышленной группы, естественно, доминирует промышленная сфера, на ее долю приходится 95% всего производства добавленной стоимости. В поселениях депрессивной группы в экономике преобладает социальная сфера, в административных поселениях – сфера социальных услуг, управления и агропромышленного комплекса, а в агропромышленных – сельское хозяйство и рыболовство. В последние годы наибольший отток населения происходит из депрессивных и агропромышленных сельских поселений. Сельские поселения разбросаны неравномерно по территории округа, поэтому требуется особый подход к реструктуризации сети бюджетных учреждений сельской местности, ибо оптимизация социальной сети по нормативам, спущенным сверху - процесс для районов Крайнего Севера предельно болезненный. Каждое поселение, возникшее на основе какого-либо производства либо как поселенческое, выполняет определенные функции, как экономические, так и социальные. Экономика большинства сельских поселений является монопрофильной, причем ее уровень различен по типам поселений. В поселениях промышленной группы, естественно, доминирует промышленная сфера, на ее долю приходится 95% всего производства добавленной стоимости. В поселениях депрессивной группы в экономике преобладает социальная сфера, в административных поселениях – сфера социальных услуг, управления и агропромышленного комплекса, а в агропромышленных – сельское хозяйство и рыболовство. В последние годы наибольший отток населения происходит из депрессивных и агропромышленных сельских поселений. Сельские поселения разбросаны неравномерно по территории округа, поэтому требуется особый подход к реструктуризации сети бюджетных учреждений сельской местности, ибо оптимизация социальной сети по нормативам, спущенным сверху - процесс для районов Крайнего Севера предельно болезненный. Поэтому для руководства автономного округа и муниципальных образований стоит задача по уточнению схем развития и размещения отраслей, где обосновывается целесообразность и экономическая эффективность размещения производственных и социальных объектов с привязкой их к существующим населенным пунктам. И, естественно, определение положительного эффекта либо отрицательных последствий от их размещения. Поэтому для руководства автономного округа и муниципальных образований стоит задача по уточнению схем развития и размещения отраслей, где обосновывается целесообразность и экономическая эффективность размещения производственных и социальных объектов с привязкой их к существующим населенным пунктам. И, естественно, определение положительного эффекта либо отрицательных последствий от их размещения.