НОВЫЕ СТАНДАРТЫ: СУРОВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Хотели «как лучше», получилось «как всегда» Поможем друг другу спасти мечту и наших детей!

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Advertisements

Системно-деятельностный подход при освоении основных профессиональных образовательных программ «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Типы уроков по ФГОС (по Нескребтову А.Л.) Выполнила: учитель немецкого языка I квалификационной категории Петрова Юлия Константиновна МОУ СОШ 15, г.Балашов.
Системно – деятельностный подход – методологическая основа стандарта второго поколения.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Конструирование уроков различных типов в контексте требований новых стандартов. Муниципальное автономное общеообразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
Реализация системно- деятельностного подхода через урок в системе развивающего обучения Л.В.Занкова МОУ «Ульканская СОШ г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В РАМКАХ СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС Фирюлина Н.И., методист МБОУ ДПО «ИМЦ Тисульского района»
Развитие универсальных учебных действий. Повестка педагогических чтений 1. Малькова Т.А. «Новые подходы в построении урока на основе новых стандартов.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА ОСНОВАННОГО НА СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ Щепанцова Е.И., учитель английского языка.
Материал подготовила Хардина Г.А., методист МАУ ДПО «ЦНМО», 2014 г.
«ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ». Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы : - Уроки « открытия нового знания.
Валишина Зиля Адибовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 12 г. Октябрьский РБ.
Урок на основе системно- деятельностного подхода Методическое совещание Март 2013г.
СЕМИНАР учителей физики СЕМИНАР учителей физики ОБОШИ Суджанская школа-интернат «Деятельностный подход в обучении физики в рамках реализации ФГОС общего.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Можгинского района «Малосюгинская средняя общеобразовательная школа» Семинар «Системно – деятельностный.
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем.
Транксрипт:

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ: СУРОВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Хотели «как лучше», получилось «как всегда» Поможем друг другу спасти мечту и наших детей!

« Мы всегда так делали» На уроках некогда этим заниматься: нужно давать программу Знания важнее, УУД могут и подождать Мониторинг УУД – это дело психолога

возрастание информационного объема, осознание необходимости непрерывного образования на протяжении всей жизни; приоритет социального и ценностно-смыслового аспектов образования; определение ведущей цели начального образования – формирование у учащихся умения учиться; необходимость внедрения в идей развивающего обучения в школу; необходимость снижения учебной нагрузки без ущерба для качества образования. Что обусловило выбор подхода?

Как учить? Основные положения системно-деятельностного подхода: 1) процесс обучения и воспитания строится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, с учетом их интересов и мотивов; 2) полученные знания и сформированные умения применяются обучающимися не только в стенах школы, но и в повседневной жизни; 3) знания и умения учащиеся приобретают в процессе целенаправленной деятельности, организованной педагогом в процессе урочной и внеурочной деятельности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В РАМКАХ СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Особенность ФГОС НОО – нацеленность стандартов и регулируемого ими учебного процесса на достижение результата. Какой урок более результативен?

Учитель – центральная фигура урока, опирающаяся в основном на индивидуально-автономные формы активности каждого ученика, которые он авторитарно направляет. Этап урока Содержание Деятельность учащихся Деятельность учителя Формиру емое УУД Показывает, рассказывает, доказывает, диктует, упражняет, спрашивает, требует, проверяет, оценивает, объясняет. Отвечают, выполняют, скучают

Учитель – организатор учебной, коллективно- распределенной деятельности учеников, равноправный участник диалога. Деятельность учителя приводит к осознанию проблемы, показывает, напоминает, совещается, создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, стимулирует, формирует мотивы учения, проявляет поощряющую требовательность, координирует, закрепляет авторитет ученика среди товарищей… Деятельность учащихся Ставят и решают учебные задачи, контролируют и оценивают свою деятельность, сравнивают, анализируют, классифицируют, моделируют, общаются, отстаивают свою точку зрения, слушают и слышат одноклассников, активно взаимодействуют, планируют и контролируют совместную деятельность …

Использование в основном традиционных технологий в обучении. Частое отсутствие дифференциации в процессе обучения, не учитываются возможности и желания учеников. Оценивание работ учащихся без объяснения причин полученного результата.

Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

Что должно измениться в деятельности учителя? учитель учащиеся учитель Ставит цели Планирует Контролирует и корректирует Выполняет учебные действия Оценивает Традиционный подход Системно-деятельно- стный подход учащиеся вместе с учителем учащиеся вместе с учителем учащиеся учащиеся вместе с учителем учащиеся вместе с учителем

Требования к урокуТрадиционный урокУрок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимсяФормулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей ФГОС

урок личностно-ориентированный. Его основа (в отличие от традиционного) не этап, а учебная ситуация.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию урока и критерии оценивания урока в рамках системно- деятельностного подхода.

Традиционноая 1. Комбинированный урок 2. Урок усвоения новых знаний учащимися 3. Урок закрепления изучаемого материала 4. Урок повторения 5. Урок систематизации и обобщения нового материала 6. Урок проверки и оценки знаний 1. Урок постановки учебной задачи. 2. Урок решения учебной задачи. 3. Урок моделирования и преобразования модели. 4. Урок решения частных задач с применением открытого способа. 5. Урок контроля и оценки. Типология уроков (А.К. Дусавицкий)

Уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общей методологической направленности; уроки развивающего контроля.

1. Урок открытия нового знания. Деятельностная цель: формирование способности уч-ся к новому способу действия. Образовательная: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов

2. Урок рефлексии Деятельностная цель: формирование у уч-ся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения…)

3. Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование способности уч-ся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов Образовательная: выявление теоретических основ построения содерждательно-смысловых линий

4. Урок развивающего контроля Деятельностная: формирование способности уч-ся к осуществлению контрольной функции Образовательная: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся: 1. Цели урока задаются тенденцией передачи функции от учителя к ученику 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, называть причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности уч-ся в учебном процессе 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает уч-ся ставить и адресовать вопросы 5. На уроке задаются задачи и чёткие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности об-ся) 6. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми уч-ся, используя для этого специальные приёмы

8. учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи 9. учитель специально планирует коммуникативные задачи урока 10. учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик» (через отношения, совместную деятельность..)

1. Мотивирование к учебной деятельности 2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 3. Выявление места и причины затруднения 4. построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) 5. Реализация построенного проекта 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8. включение в систему знаний и повторение 9. рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

на уроке больше времени для самостоятельной работы детей, характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным, выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности, педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки, не боятся выполнять нестандартные задачи, могут применять свои знания при решении практико- ориентированных заданий, возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению.

этапы урока; виды деятельности учащихся; учебные ситуации.

название темы; планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные); тип урока (учебного занятия), определяющий технологию изучения указанной темы; описание по каждому этапу урока содержания, деятельности обучающихся, деятельности учителя и планируемые результаты, на достижение которых направлено то или иное задание.

Тема Цель темы Основное содержание темы, термины и понятия Планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) Организация пространства (межпредметные связи; формы работы; ресурсы) I этап. Мотивация к деятельности II этап. Учебно-познавательная деятельность III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельсть IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности

Анализ урока постановки учебной задачи 1Была ли создана учителем в начале урока «ситуация успеха»? В чем она выражалась? Какими средствами реализовывалась? 2Какими средствами пользовались учитель и учащиеся для создания ситуации «интеллектуального конфликта», приведшей к постановке учебной задачи: - использование известных знаний, способов работы детей; -адекватность форм организации учебной работы (способность учащихся самостоятельно использовать коллективные формы работы, если возникла в этом потребность). -позиция учителя и его роль на данном этапе; -использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки) для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности предыдущего материала); 3. Возникла ли в результате разворота логики построения урока учителем учебная задача у детей, направленная на поиск нового знания (способа)? Смогли ли дети зафиксировать данную задачу («разрыв») в виде вопроса в любой форме: графической, знаковой)?

4.Степень владения детьми способностью вести учебную дискуссию на уровне «ученик-ученик» (выслушивание каждого, аргументированный отказ от ряда версий и т.п.), роль участия каждого участника дискуссии, способы коллективного обсуждения результата работы. 5. Смогли ли дети сформулировать тему (учебную задачу) урока? Сколько понадобилось времени для возникновения задачи у учащихся? 6. Соответствовали-ли формы организации коллективно- распределительной деятельности поставленным целям урока? Какой уровень владения методикой организации коллективной работы учащихся на уроке продемонстрировал учитель? (Были -ли созданы необходимые условия для работы в парах, группах?)

Психолого-дидактические характеристики, обеспечивающие личностно-ориентированную направленность урока П/ П ХАРАКТЕРИСТИКАИспользование Вами в практике ДАНЕТ 1Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся. 2Ориентация на формирование учебной деятельности школьников (а не на передачу учебной информации): развитие мотивационной сферы учащихся. 3Знание и учет возрастных психо-физических особенностей учащихся. 4Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (потребностного) смысла учения 5Организация развивающего пространства: ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей. 6Формирование эмоционально-ценностного отношения к знаниям, миру, окружающим, себе и т.д. 7Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия. 8Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга. 9Обеспечение обратной связи в учебном процессе.