Олег Александрович Алексеев, к.ф.н..доцент Инновации в высшем образовании и «дух открытий»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Advertisements

ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Обеспечение перехода на новые ФГОС ВПО и уровневую подготовку В ВУЗЕ Попова Е.П.
Особенности перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования Тетюшкина Светлана Александровна Инженер.
Нормативно - правовая база введения ФГОС II поколения Нормативно - правовая база введения ФГОС II поколения.
Нормативно-правовое регулирование введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Уровневая система высшего профессионального образования (ВПО) в России Лектор: Т.А.Воронова, канд. пед. наук, профессор, зав. каф. педагогики ИвГУ.
Актуальные вопросы подготовки специалистов в области стандартизации и метрологии в контексте реформы технического регулирования Проректор по стратегическому.
О текущем моменте Д.Р. Хохлов Физический факультет Московского государственного университета.
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
Российская академия образования Институт стратегических исследований в образовании.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Законопроект «Об образовании»- школьное образование и обучение. Мифы и реальность.
Е.Г. Федосова 22 мая 2013 года. Знать основные положения в 273-ФЗ, регламентирующие деятельность вузов Оценить перспективы формирования нормативной базы.
О задачах вузов в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л.
ФГОС второго поколения основного общего образования Совещание при зам. директора по УВР г.
Транксрипт:

Олег Александрович Алексеев, к.ф.н..доцент Инновации в высшем образовании и «дух открытий»

НЕОБХОДИМОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕФОРМ В Европе Европа – единое целое Высшее образование – сфера, значительно влияющая на формирование общества Свободное передвижение труда, товаров и капитала требует сравнимости квалификаций в области ВО Высшее образование – высокорентабельная сфера бизнеса В России >50% внешнеэкономических связей приходится на Евросоюз Сопоставимость образования (Европейские корни системы образования), учет изменений модели-прототипа Взаимодействие на основе общепринятых правил («внутри» процесса легче влиять на принятие решений)

ПЕРЕЧЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПЕРЕХОД НА УРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ВПО и НОВЫЕ ФГОСы: Федеральный закон от г. 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уровней высшего профессионального образования) установил в системе ВПО России два самостоятельных уровня образования: первый уровень – бакалавриат (срок обучения – 4 года), второй уровень – магистратура (срок обучения – два года) и подготовка специалиста (срок обучения – не менее 5 лет); разрешил подготовку магистра только на базе бакалавриата (прием на обучение должен быть осуществлен на конкурсной основе), а подготовка специалиста предусмотрена только непрерывной (без возможности реализации через программу бакалавриата); запретил реализацию образовательных программ второго уровня (магистратуры и подготовки специалиста) в сокращенные сроки; исключил понятие неполного (незаконченного) высшего профессионального образования после окончания студентом первых двух курсов вуза.

ПЕРЕЧЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПЕРЕХОД НА УРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ВПО и НОВЫЕ ФГОСы: Федеральный закон от г. 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия структуры и содержания государственного образовательного стандарта» Установил понятие «федеральных государственных образовательных стандартов» (ФГОС) Установил понятие «федеральных государственных образовательных стандартов» (ФГОС) Определил, что Определил, что Федеральные государственные образовательные стандарты ВПО включают в себя требования к: структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; результатам освоения основных образовательных программ.

ПЕРЕЧЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПЕРЕХОД НА УРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ВПО и НОВЫЕ ФГОСы: Федеральный закон 260-ФЗ "О внесении изменений в о отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете»" перенесен срок перехода на обучение по ФГОС ВПО на 2011 г. (прием на обучение по стандартам второго поколения заканчивается г.).

ПЕРЕЧЕНЬ ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПЕРЕХОД НА УРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ВПО и НОВЫЕ ФГОСы: ПЕРЕЧЕНЬ ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПЕРЕХОД НА УРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ВПО и НОВЫЕ ФГОСы: 14 февраля 2008 г. вышло постановление Правительства РФ 71, утвердившее новое ««Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)». Федеральные законы 232 и 309, а также новое Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) конкретизировали понятия «основной образовательной программы образовательного учреждения» и «примерной основной образовательной программы». 14 февраля 2008 г. вышло постановление Правительства РФ 71, утвердившее новое ««Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)». Федеральные законы 232 и 309, а также новое Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) конкретизировали понятия «основной образовательной программы образовательного учреждения» и «примерной основной образовательной программы». Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г определен перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», а также перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры). Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г определен перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», а также перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры).

ПЕРЕЧЕНЬ ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПЕРЕХОД НА УРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ВПО и НОВЫЕ ФГОСы: Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 337 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 337 утвержден Перечень направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемых присвоением лицам квалификаций (степеней) "бакалавр" и "магистр». Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 января 2010 г. N 63 установил соответствие направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемых присвоением лицам квалификаций (степеней) "бакалавр" и "магистр", перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 337, направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК , принятом и введенном в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. N 276-ст"

Информационные порталы доступа к федеральным государственным образовательным стандартам Сайт Министерства образования и науки Сайт Министерства образования и науки Сайт Российское образование Сайт Российское образование Сайт Учебно-методического департамента УдГУ Сайт Учебно-методического департамента УдГУ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИННОВАЦИИ Термин «инновация» (innovation – англ., от позднелатинского innovatio - изменение) буквально означает нововведение, новшество, в более широком смысле – любая новая идея, метод или механизм; Термин «инновация» (innovation – англ., от позднелатинского innovatio - изменение) буквально означает нововведение, новшество, в более широком смысле – любая новая идея, метод или механизм; Аспекты понятия: развитие способов и рез-тов деятельности людей (общественно- исторический аспект); развитие способов и рез-тов деятельности людей (общественно- исторический аспект); освоение и практическая реализация научно-технических достижений (технико-технологический аспект); освоение и практическая реализация научно-технических достижений (технико-технологический аспект); создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике (социологический аспект); создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике (социологический аспект); новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком (экономический аспект); новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком (экономический аспект); продукт «творческого труда», имеющий завершенный вид товара, готового к использоваению (в аспекте оценки интеллектуалной собственности); продукт «творческого труда», имеющий завершенный вид товара, готового к использоваению (в аспекте оценки интеллектуалной собственности); механизм формирования новых технологий и новых моделей поведения, к-рые создают предпосылки для социокультурных изменений (социо- культурный) механизм формирования новых технологий и новых моделей поведения, к-рые создают предпосылки для социокультурных изменений (социо- культурный)

ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА система норм, правил и способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества, характерная для данной социокультурной общности система норм, правил и способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества, характерная для данной социокультурной общности Инновации - явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили в ней признание ("социализировались"). Инновации - явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили в ней признание ("социализировались"). Роль социальной среды: Задача: формирование социокультурной среды университетов, включая развитие студенческого самоуправления, участия обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ, общественных и бизнес-проектах и т.п. Задача: формирование социокультурной среды университетов, включая развитие студенческого самоуправления, участия обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ, общественных и бизнес-проектах и т.п.

ИСТОЧНИКИ ИННОВАЦИЙ О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, Бог изобретатель... Александр Сергеевич Пушкин, 1829 г. При жизни Пушкина напечатано не было. Опубликовано В. Е. Якушкиным в описании рукописей Пушкина «Русская Старина» 1884, ноябрь, стр Итак: «дух» (кто носители?), опыт (труд), гений (индивидуальный талант, одаренность), случай

Субъект инноваций - личность Пушкин говорит о независимости творчества от оценки толпы. Он на себе испытал похвалы, суд глупца и смех толпы холодной, однако не потерял веру в себя и свое призвание. Он призывает поэта:...дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум. Ты сам свой высший суд, Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Стихотворение Поэту

Личность и социальная среда А.С. Пушкин. Стихотворение «Раговор книгопродавца с поэтом» Книгопродавец: Прекрасно. Вот же вам совет; Внемлите истине полезной: Наш век торгаш; в сей век железный Без денег и свободы нет... Вам ваше дорого творенье, Пока на пламени труда Кипит, бурлит воображенье; Оно застынет, и тогда Постыло вам и сочиненье. Позвольте просто вам сказать: Не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать. Различал в поэтическом труде две стороны: творческий процесс и его результат рукопись.

Компоненты инновационного механизма Инновационные технологии «дух открытий» инновационная культура