СТРАТЕГИИ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Шилко Роман Сергеевич Доцент факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидат.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных.
Advertisements

Роль подсказки-оператора в решении инсайтных задач Лифанова Светлана.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ РЕШЕНИЯ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ЗАДАЧИ Екатерина Печенкова Мария Фаликман The Virtual CogLab.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ Подготовил: Оспанов К.К; студент 1 курса заочной формы обучения.
Методы изучения полезности Выполнила студентка 245a группы: Галактионова Наталья.
Тема 2.5. Контроль и регулирование в системе функций менеджмента Значение и содержание функций контроля и регулирования Виды и формы контроля.
М.Х.Дулати атындағы Тараз мемлекеттік университеті Мышление.
Методика организации тестового контроля знаний учащихся на уроках информатики.
ПРОЦЕСС КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ Гродно Ли Чон Ку.
Задача учителя состоит в том, чтобы реализацию содержания программы учебника по математике направить на постоянный поиск детьми путей решения учебных.
Выпoлнилa: Тультaeвa Г.Р. Нaучный рукoвoдитeль Дoктoр пcиxoлoгичecкиx нaук Изaкoвa A.Т. прoфeccoр.
Подготовил Голобородько Евгений.
Методы сбора информации о социально-экономических проблемах муниципальных образований Е.Е. Горяченко Руководитель социологической службы Ассоциации сибирских.
КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД И ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Шамов Александр Николаевич доктор педагогических наук, профессор.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКА. Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?
Социально-психологические технологии профилактики терроризма Зинченко Ю. П. декан факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, Президент Российского.
Общая структура учебной деятельности Подготовила студентка 5 курса вечернего отделения факультета КП и СР Ильенко М.М.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования ………………………………….…….29.
контроль наблюдениепроверка выявление измерение Учет: накопление информации Оценка: процесс анализа, сравнения, выявления смысла, информации, словесный.
Работу выполнила студентка лечебного факультета гр. 216 Павлюк Т. Ю.
Транксрипт:

СТРАТЕГИИ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Шилко Роман Сергеевич Доцент факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидат психологических наук

Традиции исследования познавательных процессов классическая психология сознания (изучение сознания методом интроспекции) бихевиоризм (изучение поведения путем регистрации объективных показателей) когнитивная психология (изучение познавательных процессов)

Две традиции изучения и понимания стратегий Традиция фундаментальных исследований: используется субъективный отчет для определения стратегии, которая связывается с механизмом изучаемого процесса Традиция прикладных исследований: используется субъективный отчет для определения стратегии, которая связывается с эффективностью деятельности

субъективный отчет испытуемого используемые испытуемым стратегии механизмы изучаемых процессов Фундаментальное исследование

используемые испытуемым стратегии эффективные способы выполнения деятельности Прикладное исследование субъективный отчет испытуемого

Общее определение и этимология стратегии Стратегия долгосрочный план действия, предназначенный для достижения определенной цели. Стратегия отличается от тактики или немедленных действий прежде всего заблаговременной подготовленностью, опосредствованностью и частой повторяемостью. Стратегии используются для более эффективного понимания и решения задач. Слово «стратегия» происходит от греческого слова stratēgos, которое в свою очередь возникло из двух слов: stratos (армия) and ago (лидерство). Словом Stratēgos обозначали военных командующих' в период расцвета афинской демократии.

проблема: различия в понимании термина «стратегия» разделяемое большинством исследователей определение: стратегия это направляемое целью когнитивное действие, используемое для улучшения деятельности Человек, использующий стратегии, справляется с ситуациями, прибегая к эффективным умственным действиям (mental operations), помогающим в достижении желаемой цели

большое разнообразие стратегий стратегии относятся к различным познавательным процессам примеры стратегий: организация процесса группового решения задачи повторение подлежащего запоминанию материала формулирование вопросов и поиск ответов на них во время чтения текста «Размытость» границ в определениях стратегий

Классификация стратегий (Singer, Dapeng, 1994) источник: внешне навязанная придуманная самим субъектом направление: на задачу на состояние субъекта цель: обучение выполнение задачи широта применения: общая специфическая (для определенной ситуации)

В исследованиях внимания стратегия определяется как способы управления собственным сознательным вниманием (1) при восприятии информации с определенного сенсорного входа или при поступлении ее из памяти и (2) при выполнении определенных операций с этой информацией; эти способы управления сознательно контролируются человеком (Posner, Snyder, 1975, p. 73)

Пример использования стратегий в исследованиях СДВиГ Изучалось развитие мнемической стратегии и спонтанное ее использование мальчиками 6-12 лет с СДВиГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивностью). Знания в области метапамяти у мальчиков с СДВиГ и в контрольной группе обычных мальчиков выявлялись с помощью структурированного интервью и сравнивались. Использование категоризации оценивалось путем свободного воспроизведения списков слов, различающихся уровнем категоризации (акустические или семантические категории), а также упорядоченных по категориям или случайных. Результаты интервью не выявили различий между группами в развитии метапамяти. Анализ результатов свободного воспроизведения показал, что испытуемые с СДВиГ хуже справлялись с заданием, когда стратегия требовала больше усилия для реорганизации материала. (Sylvia L. Voelker; Ruth Anne Carter; Donna J. Sprague; Charles L. Gdowski; David Lachar)

В исследованиях памяти стратегия определяется как когнитивный процесс, который: 1) является сознательно контролируемым 2) требуют умственного усилия 3) определяется целью 4) предназначен для улучшения мнемической деятельности (Bjorklund, Douglas, 1997)

Пример использования стратегий в задаче на бегущий объем памяти В задаче на бегущий объем памяти список элементов завершает предъявляться в момент, который неизвестен испытуемому; задача испытуемого состоит в том, чтобы назвать последние элементы ряда после завершения его предъявления. Эта задача получает широкое распространение в последнее время в исследованиях. Выделено две стратегии выполнения задачи: 1) малоресурсная стратегия простого пассивного просматривания элементов до самого окончания предъявления ряда (элементы поступают в хранилище памяти); 2) высокоресурсная стратегия постоянного повторения элементов (обновления) во всё время предъявления (Michael Bunting; Nelson Cowan)

Многоплановый подход к изучению познавательных процессов со стороны сознания со стороны деятельности со стороны физиологических процессов

Можно ли «локализовать» стратегию? СТРАТЕГИЯ ДействиеОперация Сознание Неосознаваемое Опосредствованное Непосредственное … …

СТРАТЕГИИ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Шилко Роман Сергеевич Доцент факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидат психологических наук