АСИНХРОННАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Гривцов Владимир Владиславович начальник учебного управления.
Advertisements

НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: АДАПТАЦИЯ ИДЕЙ VS НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФОРМАЦИЯ.
1. Положение об организации учебного процесса в СВФУ с использованием системы зачетных единиц 2. Положение о кредитно- модульной организации учебного процесса.
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ЛИПЕЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 1.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Новые аспекты Положения об организации контроля знаний учебный год УМО НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
О работе факультета гуманитарного образования по переходу на систему зачётных единиц О работе факультета гуманитарного образования по переходу на систему.
Комплексный подход к реализации Болонских принципов в Новосибирском государственном техническом университете Елена Алексеевна Зима, директор научно-методического.
С 1999 года, после подписания Болонской декларации о создании единого европейского образовательного пространства, конкуренто- способного в условиях цивилизации.
« Проектирование образовательных программ, основанных на результатах обучения и ECTS» ПРОЕКТ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.
1 Проект кафедр ВМ-1 и ВМ-2 «Разработка электронных УМК по дисциплинам «Линейная алгебра», «Основы математического анализа», «Дискретная математика», «Теория.
На базе СПО Сокращенные программы Ускоренные программы На базе ВПО Образовательные программы с сокращенным сроком обучения Сокращенными называются такие.
Информационная поддержка реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС3 и принципами Болонского соглашения Е.А. Зима, О.Е. Аврунев, Е.В. Афонина,
ECTS ECTS, Европейская Система Перевода и накопления Кредитов, была разработана Комиссией Европейского Сообщества, чтобы обеспечить общие процедуры гарантии.
Ведущий эксперт УМО УМУ, доцент каф. ТАМП, к.т.н. Ефременков Е.А. Учись учиться Томск
Балльно-рейтинговая (накопительная ) система. Опыт внедрения (по ВМ-2)
П О Л О Ж Е Н И Е Об организации учебного процесса в Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ) с использованием зачетных единиц (кредитов)
Санкт-Петербургский государственный университет Факультет журналистики ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального.
Транксрипт:

АСИНХРОННАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ Цель : сделать высшее образование сопоставимым, улучшить его качество, обеспечить мобильность студентов, облегчить их трудоустройство на европейском рынке труда Основные задачи введение единой двухуровневой системы высшего профессионального образования, принятие системы кредитов для признания результатов обучения, организация сопоставимой с европейской системы обеспечения качества образования

Проблемы российского высшего образования Приверженность к субъект-объектной парадигме обучения (в высшем образовании большинства развитых стран превалирует субъект-субъектная парадигма) Ограниченные при поточно-групповой организации возможности индивидуализации учебного процесса, академической мобильности студентов и образовательных программ Несовершенство используемой системы оценивания знаний, контроля и стимулирования качества учебного процесса (отсутствие разделения функций преподавателя по обучению и оценке знаний, проблема бесконечных пересдач экзаменов и зачетов)

Типы организации учебного процесса: Синхронное обучение - поточно-групповое обучение ; Асинхронное обучение - индивидуально- ориентированное обучение.

АСИНХРОННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ: 1. АСИНХРОННОСТЬ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ДИСЦИПЛИНАМ (МОДУЛЯМ) (ЧТО ИЗУЧАТЬ ?) 2. АСИНХРОННОСТЬ ПО СРОКАМ ИХ ОСВОЕНИЯ (КОГДА ИЗУЧАТЬ ?) 3. АСИНХРОННОСТЬ ПО МЕСТУ ОБУЧЕНИЯ (ГДЕ ИЗУЧАТЬ ?) Согласно рекомендациям Болонской декларации каждому студенту желательно проводить семестр в другом вузе (желательно зарубежном) РЕАЛИЗАЦИЯ АСИНХРОННОГО ПРИНЦИПА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАНА НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Цель асинхронизации процесса обучения – предоставление студентам большей свободы в выборе места и программы обучения

УРОВНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ Первый уровень - формальное введение кредитов в учебные планы В России на первом уровне система ECTS введена в 2002 г. после появления рекомендованной Министерством Методики расчета трудоемкости основных образовательных программ в зачетных единицах Первый уровень не требует от вуза никаких кардинальных изменений в организации учебного процесса

Второй уровень использования кредитной системы - проектирование образовательной программы, позволяющей обеспечить гибкую и мобильную подготовку студента на основе индивидуального учебного плана (асинхронную систему организации учебного процесса) Второй уровень требует изменения подхода к управлению образовательным процессом на всех уровнях. Для реализации второго уровня в ТПУ разработано «Временное положение об организации учебного процесса с использованием кредитных и балльно-рейтинговых оценок освоения образовательных программ»

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» УТВЕРЖДАЮ Ректор ТПУ Ю. П. Похолков « 14 » ноября 2005 г. ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ об организации учебного процесса с использованием кредитных и балльно-рейтинговых оценок освоения образовательных программ Томск – 2005

Создание кредитной системы предусматривает 1.Унификацию образовательных программ (разработку интегрированных образовательных программ, объединяющих несколько направлений и/или специальностей, имеющих разницу в содержании до 30 процентов)

Интегрированные образовательные программы АВТФ Информатика и вычислительная техника Направление «Информатика и вычислительная техника» Специальности «Информационные системы и технологии» «Программное обеспечение ВТ и автоматизированных систем» Прикладная математика и информатика Направление «Прикладная математика и информатика» Специальность «Прикладная информатика в экономике» Автоматизация и управление Направление «Автоматизация и управление» Специальность «Автоматизация технологических процессов и производств» Интегрированные образовательные программы ЭЛТИ «Электроэнергетика» «Электротехника, электромеханика и электротехнологии»

2. Использование кредитов при разработке учебных планов Кредиты должны выполнять две основные функции 1. Перезачет курсов, полученных в другом вузе (без этого условия академическая мобильность невозможна) 2. Накопление. Студент может получать образование «порциями», с разрывом во времени, меняя вузы и т.д. Кредиты накапливаются, пока студент не наберет их нужную сумму для получения соответствующей академической степени (бакалавра, магистра). Кредитная система - инструмент для реализации принципа «образование через всю жизнь».

3. Участие студента в формировании индивидуального учебного плана Когда, какие занятия и каких преподавателей посещать, в каком порядке изучать дисциплины студент решает сам в рамках определенных ограничений

3.1. Выбор дисциплин в индивидуальный учебный план Три группы дисциплин базового учебного плана: а) изучаемые обязательно в строго определенные семестры б) изучаемые обязательно, но не строго последовательно (указываются семестры, в которых студент может их изучить) в) изучаемые студентом по его выбору в рекомендованные в учебном плане семестры Дисциплины группы «б» и «в» обеспечивают асинхронную модель организации учебного процесса В индивидуальные семестровые учебные планы допускается включать только те дисциплины, пререквизиты которых уже изучены и студент по ним успешно аттестован Индивидуальные учебные планы составляются · на первый семестр обучения – в течение первых двух недель семестра · на каждый последующий семестр – за 1,5 месяца до окончания текущего семестра. На младших курсах мало свобод выбора дисциплин Есть ограничения Затягивание оформления ИУП в начале семестра (надо раньше)

3.2. Регистрация по преподавателям В деканате собираются резюме на всех преподавателей, обеспечивающих дисциплины по КРС В течение 2-х недель с начала семестра студент имеет право остаться в первоначальной группе или перерегистрироваться к другому преподавателю По альтернативным предметам (по выбору) студент в течение 2-х недель с начала семестра должен обязательно выбрать предмет и, соответственно, преподавателя

4. Наличие института академических консультантов За каждым студентом закрепляется академический консультант из числа опытных преподавателей, который представляет академические интересы студента в университете, помогающий студенту в разработке собственной образовательной траектории, участвует в составлении и корректировке индивидуальных семестровых учебных планов консультирует студента по всем другим вопросам, связанным с учебным процессом.

5. Планирование учебных занятий Когда индивидуальные планы студентов сформированы, необходимо осуществить их слияние и формирование потоков на каждую дисциплину. Решение этой задачи в масштабах крупного вуза возможно только с использованием автоматизированных информационных технологий При формировании групп по интегрированному УП возможны потоки по студентов. Возникает проблема с аудиторным фондом, составлением расписания и использованием АСУ «Деканат» Расписание должно обеспечивать возможность реализации асинхронной модели организации учебного процесса. В тех случаях, когда занятия по учебной дисциплине (модулю) планируется обеспечивать в семестре одновременно несколькими преподавателями, эти занятия должны проходить синхронно

6. Семестровая аттестация студентов Допуск к сдаче зачета или экзамена возможен, если студент набрал по балльно-рейтинговой системе в течение семестра не менее 60 баллов Организация экспертизы экзаменационных билетов Зачеты и экзамены сдаются в письменной форме Письменные работы студентов шифруются и проверяются назначенными экспертами При несогласии студента с оценкой по его письменному заявлению деканат создает конфликтную комиссию Сроки пересдачи зачетов и экзаменов назначаются только в первые две недели следующего семестра Возможно повторное изучение дисциплины в следующем семестре реализация этих положений полностью зависит от организации работы деканатов (не затрагивает систему упр вуза) и здесь удалось многое реализовать

Положительные моменты внедрения КРС Наличие интегрированных образовательных программ Наличие единой рабочей программы по дисциплине, читаемой несколькими преподавателями Единые требования к экзаменационным билетам по дисциплине Анонимность письменных экзаменационных работ студентов. Независимая оценка знаний студентов Отсутствие допуска к экзамену не препятствует сдаче других экзаменов Имеется возможность повысить оценку на конфликтной комиссии Наличие четкой системы пересдачи экзаменов (в первые две недели очередного семестра)

Результаты сессий студентов 1 и 2 курсов АВТФ до внедрения КРС Учебный год Сессия1 курс2 курс Абсолютная успеваемость (%) Качеств о учебы (%) Абсолютная успеваемость (%) Качество учебы (%) 2004/2005зима весна после внедрения КРС Учебный год Сессия1 курс2 курс Абсолютная успеваемость (%) Качеств о учебы (%) Абсолютная успеваемость (%) Качество учебы (%) 2006/2007зима весна

Анализ успеваемости после введения КРС Абсолютная успеваемость на 1курсе в зимнюю сессию понизилась на 10%, в весеннюю сессию понизилась на 5%. на 2 курсе в зимнюю сессию повысилась на 1.5%, в весеннюю сессию повысилась на 2.6%. Качество успеваемости на 1 курсе в зимнюю сессию понизилась на 9%, в весеннюю сессию понизилась на 1.5 % на 2 курсе в зимнюю сессию понизилась на 6%; в весеннюю сессию повысилась на 1% Введение КРС оказывает отрицательное влияние на успеваемость 1 курса. Незначительные улучшения успеваемости на 2-м курсе объясняется тем, что курс «очистился» от студентов-задолжников и студенты уже имеют навыки учебы в условиях КРС Число отличников с введением КРС резко сократилось. Это связано с необходимостью сдачи всеми студентами всех экзаменов в письменной форме, независимо от успеваемости в семестре

Проблемы обучения по «Временному положению» Сроки зачетов и экзаменов Отсутствие отдельной зачетной недели. Трех сессионных недель недостаточно для качественной подготовки и сдачи экзаменов, так как в этот период проходят и конфликтные комиссии по каждому предмету. Организация экзаменов Необходимо привлечение больших человеческих и материальных ресурсов (для организации экзаменов, шифровки и расшифровки студенческих работ, организации и проведения конфликтных комиссий) Форма зачетов и экзаменов При письменной форме теряется непосредственное общение студента с преподавателем, у студентов отсутствует культура письма Обостряется проблема списывания Проверка экзаменационных работ Работа экспертов затруднена из-за небрежных и малопонятных записей в экзаменационных работах. Время на проверку работ ограничено.

Отсутствие процедуры досрочной сдачи сессии Переэкзаменовки По «Положению» только один раз в сентября, феврале месяцах по тем же правилам, что и в сессию, что отвлекает студента-задолжника от учебы в текущем семестре Повторное изучение дисциплины Предусматривает оплату по дополнительному договору (нет нормативных документов) Недобор кредитов за семестр Расписание занятий Из-за нехватки аудиторий невозможно в одно и то же время чтение лекций по конкретной дисциплине в разных потоках. Тем самым принцип выбора преподавателя не реализуется Оплата работы экспертов Оплачивается только проверка зачетов и экзаменов по расписанию (переэкзаменовки не оплачиваются) Оплата работы академических консультантов

Предложения по совершенствованию кредитно- рейтинговой системы Увеличить сессионные сроки до 4-х недель, ввести зачетную неделю Выбор формы проведения зачета оставить за преподавателем Ввести гибкий подход к форме экзаменов. Для дисциплин гуманитарного цикла экзамены проводить в устной форме, для других дисциплин - письменно Разрешить отлично успевающим в семестре студентам досрочную сдачу сессии Формировать расписание таким образом, чтобы студент действительно имел возможность посещать все выбранные в индивидуальный план занятия Поощрять работу преподавателей, академических консультантов и экспертов, работающих в КРС Внести изменения в структуры деканатов тех подразделений, которые работаю в КРС Внести необходимые поправки во «Временное положение об организации кредитно-рейтинговой системы» Разработать дополнительные нормативные документы для возможности полной реализации положений КРС

Разработка пакета нормативных документов: 1)Положение о кредитной системе вуза 2)Положение о контроле учебной деятельности студентов 3)Положение об академическом консультанте – тьюторе 4)Положение об организации самостоятельной работы студентов 5)Рекомендации по расчету учебной нагрузки преподавателей в системе кредитов Потребуется внесение изменений и в десятки нормативных документов, регламентирующих учебный процесс в настоящее время. Нормативные сроки обучения Для асинхронизации процесса обученияна помимо организационных решений на уровне факультета (института), в вузе с централизованной системой управления образовательным процессом необходимы такие же решения на уровне всего вуза. Эти решения должны обеспечить полномасштабное применение асинхронного обучения на основе уже сложившейся в вузе системы управления учебным процессом,