ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗХРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Лекция 1. Предмет, задачи, методы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Общие вопросы возрастной психологии.
Advertisements

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Феноменология психического развития Теория культурно-исторического развития высших психических функций Возрастная периодизация психического.
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Психология развития и возрастная психология Выполнила студентка 2 курса заочного отделения Е. Б. Мельник.
ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ. Возрастная психология это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную.
1. Пренатальный ( внутриутробный ) период – 266 дней. 2. Детство – от рождения до 12 лет. 3. Отрочество и юность до – 20 лет. 4. Зрелость - от 20 до 60.
Возрастная психология Основные закономерности развития Киселева Татьяна Геннадьевна, к.пс.н., доцент.
Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы развития. Периодизация психического развития выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности.
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Курс «Возрастная физиология и психо- физиология» представляет собой совокупность естественно-научных знаний об.
Московский Городской Психолого-Педагогический Университет Факультет Психологического Консультирования Кафедра Детской и Семейной Психотерапии Проект научного.
Закономерности психического развития детей с нарушением слуха.
ГУ им.Шакарима г.Семей СРО По возрастной психологии. На тему: Развитие личности и межличностных отношений в младшем школьном возрасте. Подготовила: ученица.
Переходный возраст Урок 1 Обществознание 7 класс 1.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛЕКЦИЯ 1. ПСИХОЛОГИЯ – ЭТО НАУКА О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПСИХИКА – ЭТО.
Алматы 2018 г. Периодизация возраста. Возраст – ограниченный относительными хронологическими границами период в физическом развитии человека.
Урок коррекции Понятие о развитии в специальной психологии.
1.Понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» в современной науке 2.Возрастные особенности личности 3.Возрастная динамика и закономерности.
Жизненные циклы инноваций. Общая модель жизненного цикла.
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
Транксрипт:

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗХРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Лекция 1. Предмет, задачи, методы.

Предмет психологии развития и возрастной психологии Предмет – закономерности психического Предмет – закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждой из возрастных стадий развития. развития человека в онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждой из возрастных стадий развития. Онтогенез – индивидуальное развитие от рождения до смерти (от начала до завершения жизненного цикла). Онтогенез – индивидуальное развитие от рождения до смерти (от начала до завершения жизненного цикла).

Разделы курса 1. Введение: предмет, задачи, методы 1. Введение: предмет, задачи, методы 2. Детерминанты психического развития человека в онтогенезе 2. Детерминанты психического развития человека в онтогенезе 3. Характеристика возрастных стадий. 3. Характеристика возрастных стадий.

ПАРАДОКСЫ РАЗВИТИЯ От беспомощности человека в начале онтогенеза к могуществу в зрелости. От беспомощности человека в начале онтогенеза к могуществу в зрелости. Стабильность ЦНС и прогресс психического развития Стабильность ЦНС и прогресс психического развития Проблема универсальности и многообразия индивидуальных траекторий развития личности, стабильности и индивидуальных различий Проблема универсальности и многообразия индивидуальных траекторий развития личности, стабильности и индивидуальных различий Гетерохронность, или неравномерность развития Гетерохронность, или неравномерность развития Влияние депривации на психическое развитие Влияние депривации на психическое развитие

Две парадигмы развития: «лестница» и «соты»

РОСТ, РАЗВИТИЕ, СОЗРЕВАНИЕ РАЗВИТИЕ – качественные изменения, перестройка, преобразование структуры. РАЗВИТИЕ – качественные изменения, перестройка, преобразование структуры. СОЗРЕВАНИЕ – запрограммированный процесс органического роста и развития в соответствии с генетическим планом. СОЗРЕВАНИЕ – запрограммированный процесс органического роста и развития в соответствии с генетическим планом. РОСТ – количественные изменения, увеличение размеров, функциональных возможностей органа, системы, организма. РОСТ – количественные изменения, увеличение размеров, функциональных возможностей органа, системы, организма.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ Качественные изменения объекта Качественные изменения объекта Необратимость развития на основе преемственности изменений. Необратимость развития на основе преемственности изменений. Специфический объект развития Специфический объект развития Структура развития - объект и условия развития Структура развития - объект и условия развития Направленность развития – прогрессивное и регрессивное Направленность развития – прогрессивное и регрессивное Источник развития –внутреннее противоречие Источник развития –внутреннее противоречие Форма развития – эволюционная и скачкообразная (кризисы) Форма развития – эволюционная и скачкообразная (кризисы) Стадиальность развития Стадиальность развития

МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ Эволюционная модель развития Эволюционная модель развития Детерминистическая факторная модель- - механистическая модель Детерминистическая факторная модель- - механистическая модель -модель спонтанности -модель спонтанности Адаптационная или интеграционно-равновесная модель Адаптационная или интеграционно-равновесная модель Диалектическая модель Диалектическая модель

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Изучение общих закономерностей психического развития человека. Определение детерминант развития. Изучение общих закономерностей психического развития человека. Определение детерминант развития. Построение периодизации психического развития человека. Построение периодизации психического развития человека. Определение соотношения и взаимообусловленности обучения и развития (проблеме соотношения обучения и развития). Определение соотношения и взаимообусловленности обучения и развития (проблеме соотношения обучения и развития). Изучение психологических особенностей развития человека на каждой из возрастных стадий («психологический портрет возраста»). Изучение психологических особенностей развития человека на каждой из возрастных стадий («психологический портрет возраста»).

Каково соотношение дисциплин: Детская психология Детская психология Возрастная психология Возрастная психология Психология жизненного цикла Психология жизненного цикла

ВСЕВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД БАЛТЕСА Всевозрастное развитие – процесс возрастного развития происходит в течение всей жизни, сочетая количественные (кумулятивные) и качественные (инновационные) изменения. Всевозрастное развитие – процесс возрастного развития происходит в течение всей жизни, сочетая количественные (кумулятивные) и качественные (инновационные) изменения. Многонаправленность – сочетание прогресса и регресса на каждой из возрастных стадий. Многонаправленность – сочетание прогресса и регресса на каждой из возрастных стадий. Развитие как «приобретения» – «потери». Развитие как «приобретения» – «потери». Пластичность (изменчивость) – в определенных границах Пластичность (изменчивость) – в определенных границах

ВСЕВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД БАЛТЕСА Историко-культурная обусловленность развития в онтогенезе (когортные различия) Историко-культурная обусловленность развития в онтогенезе (когортные различия) Контекстность как парадигма. Развитие определяется 3 группами факторов _ - возрастными, историко-культурными, индивидуальными. Контекстность как парадигма. Развитие определяется 3 группами факторов _ - возрастными, историко-культурными, индивидуальными. Развитие как междисциплинарный объект (психология, антропология, биология, социология). Развитие как междисциплинарный объект (психология, антропология, биология, социология).

Основные разделы ВП Детская психология: Детская психология: -младенческий возраст (от рождения до 1 года), -младенческий возраст (от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 до 3 лет), ранний возраст (от 1 до 3 лет), дошкольный возраст ( лет), дошкольный возраст ( лет), младший школьный возраст ( лет). младший школьный возраст ( лет). 2. Подростковая и юношеская психология: 2. Подростковая и юношеская психология: - младший подростковый возраст ( лет), - младший подростковый возраст ( лет), - старший подростковый возраст ( ранняя юность, лет) - старший подростковый возраст ( ранняя юность, лет) юность (17-19 лет). юность (17-19 лет). 3.Психология зрелости - молодость, ранняя, средняя и поздняя зрелость. 3.Психология зрелости - молодость, ранняя, средняя и поздняя зрелость. 4. Психология старения и старости - пожилой возраст, старость и долгожительство. 4. Психология старения и старости - пожилой возраст, старость и долгожительство.