КОНЦЕПЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА З.ФРЕЙДА Лекция 5.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Advertisements

Психосексуальное развитие Горанская Светлана Владимировна канд. мед. наук, доцент.
Зигмунд Фрейд основатель психоанализа
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Выполнил: студент группы м-105 Сэу Павел Александрович Проверила: преподаватель Анастасия Владимировна Выполнил: студент группы м-105 Сэу Павел Александрович.
Зигмунд Фрейд ( ) Психоанализ теория, объясняющая психическое развитие личности (теория личности); метод исследования личности; метод психологической.
Структура личности по З. Фрейду. Слово «ИД» происходит от латинского «ОНО», в теории Фрейда означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности,
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России Кафедра философии Автор курса: доц., к.п.н. Светлана Михайловна Медведева.
Основные направления психологической науки Ассоциативная психология. Психоанализ.
Изменение практик детского развития. «Проблема развития является центральной и основной для всех областей научного знания.» Л. С. Выготский.
Зигмунд Фрейд Подготовили: Атясова Екатерина Балдина Ангелина.
Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» Институт.
Самопроверка. 1.Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности определяется понятием: а. гражданин, б. личность, в. индивидуум,
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ТРУДЕ ТОЛКОВАНИЙ СНОВИДЕНИЙ ЗИГМУНТА РЕЙДА / ФИЛОСОФИЯ / ПРЕКРАСНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
Концепция личности по З. Фрейду; механизмы психологической защиты; структура личности;
Внутриличностные конфликты - острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые.
Изменение практик развития К.Поливанова Изменение практик развития и его последствия К.Н.Поливанова.
ПЛАН 1.Суть проблемы соотношения обучения и развитияСуть проблемы соотношения обучения и развития 2.Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения.
Транксрипт:

КОНЦЕПЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА З.ФРЕЙДА Лекция 5

Проблема детерминант психического развития ребенка Теория З.Фрейда - двухфакторная равновесно-интеграционная теория. Цель психической деятельности – равновесие психодинамических сил. Теория З.Фрейда - двухфакторная равновесно-интеграционная теория. Цель психической деятельности – равновесие психодинамических сил. Вытеснение и подавление наследственного фактора социальным – основной закон развития. Социализация – вытеснение природного в человеке и замена его социальным. Вытеснение и подавление наследственного фактора социальным – основной закон развития. Социализация – вытеснение природного в человеке и замена его социальным.

Психическое развитие – борьба 2-х факторов, где Н – ведущий фактор. По Фрейду история человеческих от- ношений складывается из двух тенден- ций: консервативной – биологической и прогрессивной – социологической. Именно они ведут к своеобразному «спиралевидному развитию человека» (Л.С.Выготский) По Фрейду история человеческих от- ношений складывается из двух тенден- ций: консервативной – биологической и прогрессивной – социологической. Именно они ведут к своеобразному «спиралевидному развитию человека» (Л.С.Выготский) Психическое развитие человека обус- ловлено органически, зафиксировано наследственно и может наступить без всякой помощи воспитания. (З.Фрейд) Психическое развитие человека обус- ловлено органически, зафиксировано наследственно и может наступить без всякой помощи воспитания. (З.Фрейд)

Наследственность – ведущий фактор, определяющий влечения и принцип регуляции психической деятельности 1. Человеку врождены два рода влечений: Эрос – влечение к жизни, сексуальное влечение. Наделено энергией либидо, характеризуется сексуальными целями и объектами. Эрос – влечение к жизни, сексуальное влечение. Наделено энергией либидо, характеризуется сексуальными целями и объектами. Танатос – влечение к смерти, обеспечивающее равновесие природы. Проявляется в двух формах – аутоагрессия и внешняя агрессия. Танатос – влечение к смерти, обеспечивающее равновесие природы. Проявляется в двух формах – аутоагрессия и внешняя агрессия.

Принцип регуляции психической деятельности Цель психической деятельности – получение удовольствия и достижение равновесия психодинамических сил. Цель психической деятельности – получение удовольствия и достижение равновесия психодинамических сил. Принцип удовольствия – направленность на получение наслаждения. Принцип удовольствия – направленность на получение наслаждения. Принцип реальности – учет социальных норм и запретов. Принцип реальности – учет социальных норм и запретов. От господства принципа удовольствия – к уравновешиванию и согласованию принципов удовольствия и реальности. От господства принципа удовольствия – к уравновешиванию и согласованию принципов удовольствия и реальности.

Постулат инфантильной сексуальности Подчинена принципу удовольствия Подчинена принципу удовольствия Присоединяется к жизненно важной функции человека (питанию, выделению) Присоединяется к жизненно важной функции человека (питанию, выделению) Ребенок аутоэротичен, не нуждается в другом объекте для удовлетворения влечения Ребенок аутоэротичен, не нуждается в другом объекте для удовлетворения влечения На латентной стадии ранние сексуальные переживания ребенка вытесняются – амнезия инфантильной сексуальности На латентной стадии ранние сексуальные переживания ребенка вытесняются – амнезия инфантильной сексуальности

Основные линии развития личности в онтогенезе Развитие сексуальных целей и объектов Развитие сексуальных целей и объектов Развитие структуры личности Развитие структуры личности Развитие защитных механизмов Развитие защитных механизмов

Сексуальные цели и объекты Эрос характеризуется целями и объектом. Эрос характеризуется целями и объектом. Сексуальные цели – телесные области, связанные с удовлетво- рением влечения (эрогенные зоны). На протяжении онтогенеза цели изменяются в соответствии с наследственностью. Сексуальные цели – телесные области, связанные с удовлетво- рением влечения (эрогенные зоны). На протяжении онтогенеза цели изменяются в соответствии с наследственностью. Сексуальный объект – выбира- ется прижизненно ( 2 выбора объ- екта – на фаллической Эдиповой стадии и в подростковом возрасте ) Сексуальный объект – выбира- ется прижизненно ( 2 выбора объ- екта – на фаллической Эдиповой стадии и в подростковом возрасте )

Развитие сексуальных целей и объектов Эротическое влечение характеризуется сексуальными целями и объектами. Эротическое влечение характеризуется сексуальными целями и объектами. Сексуальная цель – телесная область, которая является источником получе-ния удовольствия (эрогенная зона). Наследственность определяет переме- щение либидо от одной телесной зоны к другой и изменение целей. Сексуальная цель – телесная область, которая является источником получе-ния удовольствия (эрогенная зона). Наследственность определяет переме- щение либидо от одной телесной зоны к другой и изменение целей. Сексуальный объект – изменяется прижиз- ненно от аутоэротизма к первому выбору объекта (фаллическая стадия) и второму выбору (подростковый возраст – гетитальная стадия) Сексуальный объект – изменяется прижиз- ненно от аутоэротизма к первому выбору объекта (фаллическая стадия) и второму выбору (подростковый возраст – гетитальная стадия)

Развитие структуры личности Id или ОНО Id или ОНО Врождено и наследственно зафиксировано. Врождено и наследственно зафиксировано. Составляет область бессознательно- го. Включает врожденные влечения, а также вытесненное и приобретенное. Снабжено энергией либидо. Находится в конфликте с Я и Сверх- Я, которые возникают из Оно.

Ego или Я Возникает и дифференцируется из Оно на оральной стадии развития как приспособительный аппарат. Возникает и дифференцируется из Оно на оральной стадии развития как приспособительный аппарат. Основная функция – посредник между Оно и Сверх-Я, решает задачу согласования принципа удовольствия и принципа реальности (« и волки сыты, и овцы целы»). Основная функция – посредник между Оно и Сверх-Я, решает задачу согласования принципа удовольствия и принципа реальности (« и волки сыты, и овцы целы»).

Super-Ego или Сверх Я Возникает на фаллической стадии в результате преодоления Эдипова комплекса и интериоризации родительских требований и запретов. Возникает на фаллической стадии в результате преодоления Эдипова комплекса и интериоризации родительских требований и запретов. Включает компоненты врожденного – комплекс кастрации и чувство вины. Объективирует в себе систему идеалов, социальных норм, стандартов, ценностей, правил. Включает компоненты врожденного – комплекс кастрации и чувство вины. Объективирует в себе систему идеалов, социальных норм, стандартов, ценностей, правил. Основная функция –контроль и санкции, выступает как цензор и судья по отношению к Я. Регулирует поведение и активность человека. Основная функция –контроль и санкции, выступает как цензор и судья по отношению к Я. Регулирует поведение и активность человека.

Стадии психосексуального развития Основные критерии выделения стадий Основные критерии выделения стадий Сексуальная цель – эрогенная зона Сексуальная цель – эрогенная зона Процессы развития – развитие сексуальных объектов, формирование структур личности и защитных механизмов. Процессы развития – развитие сексуальных объектов, формирование структур личности и защитных механизмов. Источник конфликтов, поле столкновения приницпов удовольствия и реальности Источник конфликтов, поле столкновения приницпов удовольствия и реальности

Оральная стадия. 1 -1,5 года Цель - Рот, губы, язык. Цель - Рот, губы, язык. Процессы развития Процессы развития - Фазы: 1.орально-инкорпоративная (1-6мес.) 2. орально-садистическая (6-12 мес.) 2. орально-садистическая (6-12 мес.) Доминирование принципа удовольствия. Аутоэротизм. Глобальный нарциссизм. Доминирование принципа удовольствия. Аутоэротизм. Глобальный нарциссизм. Инкорпорация пищи – прообраз интроекции и идентификации. Амбивалентность (кусание груди матери) Инкорпорация пищи – прообраз интроекции и идентификации. Амбивалентность (кусание груди матери) 6-8 мес. – дифференциация Я и не-Я, начало роста Ego, дифференциация объекта. Фиксация либидо и формирование орального характера. 6-8 мес. – дифференциация Я и не-Я, начало роста Ego, дифференциация объекта. Фиксация либидо и формирование орального характера. Источник конфликта – Питание. Кормление грудью. Источник конфликта – Питание. Кормление грудью. Отлучение от груди, уход матери. Отлучение от груди, уход матери.

2.АНАЛЬНАЯ стадия 1-3 г. Цель – анус. Цель – анус. Процессы развития – Процессы развития – Фазы: 1.Анально-садистическая (1-1.5 г.) Фазы: 1.Анально-садистическая (1-1.5 г.) 2. Анально-ретентивная (удержание) (1.5-3 г.) 2. Анально-ретентивная (удержание) (1.5-3 г.) Соотнесение принципа удовольствия и принципа реальности. Ego – сформировано. Тестирование реальности. Овладение теле- сными функциями – приобретение контроля и произвольности в форме удержания – отпус- кания. Агрессивное садистическое поведение. Фиксация и регресс. Соотнесение принципа удовольствия и принципа реальности. Ego – сформировано. Тестирование реальности. Овладение теле- сными функциями – приобретение контроля и произвольности в форме удержания – отпус- кания. Агрессивное садистическое поведение. Фиксация и регресс. Источник конфликта - Приучение к туалету. Первое противостояние ребенок- общество Источник конфликта - Приучение к туалету. Первое противостояние ребенок- общество

3. ФАЛЛИЧЕСКАЯ стадия 3-5 лет Цель – пенис, клитор Цель – пенис, клитор Процессы развития - Первый выбор сексу- ального объекта – родителя противоположного пола. Открытие различий полов, первосцена. Процессы развития - Первый выбор сексу- ального объекта – родителя противоположного пола. Открытие различий полов, первосцена. Формирование Эдипова комплекса (Электры) и его преодоление (комплекс кастрации, комплекс вины, идентификация с отцом). Формирование Эдипова комплекса (Электры) и его преодоление (комплекс кастрации, комплекс вины, идентификация с отцом). Формирование Super-Ego. Вытеснение. Сублимация влечений. Формирование Super-Ego. Вытеснение. Сублимация влечений. Источник конфликта - Эдипов комплекс – объектное влечение к матери и амбивалентная установка к отцу. Источник конфликта - Эдипов комплекс – объектное влечение к матери и амбивалентная установка к отцу.

4. ЛАТЕНТНАЯ стадия (6 лет – до начала полового созревания) Сексуальная жизнь подавляется. Сексуальное развитие прерывается. Ранние детские сексуальные переживания вытесняются. Либидо – сублимируется в игре, учении, хобби. Регресс на инфантильные стадии Сексуальная жизнь подавляется. Сексуальное развитие прерывается. Ранние детские сексуальные переживания вытесняются. Либидо – сублимируется в игре, учении, хобби. Регресс на инфантильные стадии

5. Генитальная стадия (12 – 18 лет) 5. Генитальная стадия (12 – 18 лет) Цель – пенис, вагина Цель – пенис, вагина Процессы развития – Процессы развития – Второй выбор сексуального объекта. Возрастание либидонозной энергии, концентрирующейся на генитальных чувствах. Защитные механизмы – интеллектуальность, аскетизм. Оконча- тельное преодоление Эдипова комплекса. Формирование генитального характера (нарциссизм, психологическая гомосексуальность) Второй выбор сексуального объекта. Возрастание либидонозной энергии, концентрирующейся на генитальных чувствах. Защитные механизмы – интеллектуальность, аскетизм. Оконча- тельное преодоление Эдипова комплекса. Формирование генитального характера (нарциссизм, психологическая гомосексуальность) Источник конфликта - социальные запреты. Внутренняя цензура Источник конфликта - социальные запреты. Внутренняя цензура