Читать, читать и еще раз читать – вот первый девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе. Писать, писать и редактировать написанное – вот второй.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Читать, читать и еще раз читать – вот первый девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе. Писать, писать и редактировать написанное – вот второй.
Advertisements

Характеристика структуры и содержания КИМ по литературе ГИА 9 класс.
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ЛИТЕРАТУРА План. 1.Статистика сдачи. 2.Специфика КИМов. 3.Практикум. 4.Рекомендации.
Государственная итоговая аттестация и единый государственный экзамен по литературе в 2011году.
Учитель МОУ СОШ 68 Насопрун В.В.. 1 часть – анализ художественного произведения (5 заданий). 1-4 задания предполагают развернутый ответ ограниченного.
Изменения КИМ ЕГЭ 2012 года и системы оценивания аттестационных работ выпускников по литературе Санкт-Петербург.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. (Сочинение. Максимум – 23 балла). Дорогу осилит идущий.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
ЕГЭ по литературе. Три части Анализ художественного текста произведения (фрагмент эпического или драматического произведения Анализ лирического произведения.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Проверка репетиционного сочинения (изложения) Видеоконференция г.
Ваша работа должна показать : 1.насколько глубоко и полно вы поняли смысл текста; 2.способны ли вы зрело судить о проблемах, затронутых в тексте; 3. можете.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
ЕГЭ по русскому языку. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Подготовка к ЕГЭ. Часть С Казарина Н. Н., учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ 10 с углубленным изучением отдельных предметов. Первоуральск,2013.
ГИА 9 РЯ Методические рекомендации по обучению школьников написанию сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста.
Сочинение-рассуждение на экзамене по русскому языку Сафронова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 сельского поселения «Село.
З алог успеха, Соль удачи – Трудолюбивое терпенье, А без терпенья мало значат И озаренье И уменье… Л.Татьяничева.
Транксрипт:

Читать, читать и еще раз читать – вот первый девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе. Писать, писать и редактировать написанное – вот второй девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе. Доказывать, доказывать и еще раз доказывать – вот третий девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе. ГИА-9 по литературе

1. Учащемуся необходимы теоретико - и историко - литературные знания, позволяющие войти в художественный мир писателя, осознать место его творчества в литературном процессе. 2. В основе экзаменационных заданий – анализ эпических, драматических фрагментов и стихотворных текстов. 3. Работа по литературе представляет собой три мини - сочинения и одно сочинение в объеме около 200 слов.

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей. Выполняя первую часть работы, необходимо выбрать для анализа эпический фрагмент или стихотворный текст. Выполняя вторую часть – одну тему сочинения из четырех предложенных. Содержание и структура экзаменационной работы

Фрагмент эпического ( или драматического, или лироэпического ) произведения и текст стихотворения ( или басни ). Первые два задания (1.1.1–1.1.2 или 1.2.1–1.2.2) предполагают анализ приведенного текста ; результаты этого анализа оформляются в виде ответа в примерном объеме 3–5 предложений с опорой на текст. Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) необходимо сопоставить данный текст с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе. Примерный объем ответа – 5–8 предложений. Оценка зависит от того, насколько конкретно и убедительно был дан ответ. Часть 1

4 темы сочинений. Объем сочинения не менее 200 слов. Сочинения менее 150 слов не оцениваются. Первая и вторая темы сочинений связаны с творчеством тех авторов, тексты которых были представлены для анализа в первой части работы. Часть 2

Часть 1 Номер заданияТип задания Максимальный первичный балл ( или 1.2.1) Задание с развернутым ответом в объеме 3–5 предложений ( или 1.2.2) Задание с развернутым ответом в объеме 3–5 предложений ( или 1.2.3) Задание сопоставительного характера с развер ­ нутым ответом в объеме 5–8 предложений 5 Часть или 2.2, или 2.3, или 2.4 Задание с развернутым ответом ( в объеме не менее 200 слов ) 12 Всего первичных баллов 23 Подведем итоги

воспринимать и анализировать художественный текст ; выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного ; определять род и жанр литературного произведения ; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения ; давать характеристику героев ; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно - выразительных средств ; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев ; выявлять авторскую позицию ; выражать свое отношение к прочитанному ; владеть различными видами пересказа ; строить письменные высказывания в связи с изученным произведением ; понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою ; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения. На экзамене по литературе проверяются следующие умения

основные теоретико - литературные понятия ( Художественная литература как искусство слова ; художественный образ ; фольклор ; жанры фольклора ; литературные роды и жанры ); основные литературные направления ( классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм ); форма и содержание литературного произведения ( тема, идея, проблематика, сюжет, композиция ; стадии развития действия : экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог ; лирическое отступление ; конфликт ; система образов ; образ автора ; автор - повествователь ; литературный герой ; лирический герой ; язык художественного произведения ); изобразительно - выразительные средства в художественном произведении ( эпитет, метафора, сравнение ; гипербола ; аллегория ); проза и поэзия ; основы стихосложения ( стихотворный размер, ритм, рифма, строфа ). Знать

При проверке работы оценивают : дан ли прямой связный ответ на вопрос с опорой на авторскую позицию ; приведена ли аргументация сформулированных тезисов ; основаны ли аргументы на анализе текста ; нет ли подмены анализа пересказом ; есть ли фактические ошибки и неточности. Требуется построить ответ как текст - рассуждение, соблюдая его традиционную композицию : тезис ( прямой ответ на вопрос ) – доказательства ( суждения, основанные на анализе текста и понимании авторской позиции ) – вывод. Задания 1.1.1–1.1.2 и 1.2.1–1.2.2

предельно четко определяем проблему, которую предстоит решить, выполняя задание. выделяем ключевые слова в формулировке вопроса : В начале и в конце письма Татьяна говорит о стыде. Чего стыдится героиня ? словарная работа переформулируем проблему для себя Что вызывает смущение, неловкость именно Татьяны Лариной и воспринимается ею как позор, когда она пишет письмо Онегину ? В начале и в конце письма Татьяна говорит о стыде. Чего стыдится героиня ?

Во время подготовки к экзамену не ленитесь обращаться к словарям, уточняя толкования слов и понятий. При анализе формулировки проблемы обязательно привлекайте знания произведения в целом – без этого не может получиться глубокий и чёткий ответ. Написав ответ, проверьте : выделенные при анализе формулировки задания ключевые слова должны обязательно встретиться в вашем тексте. Простые правила

В те времена было не принято, чтобы дама писала мужчине письмо, а тем более признавалась ему в любви (« То воля неба : я твоя »). Ведь если бы свет узнал об этом ее поступке, то все бы отвернулись от нее, осуждали бы Татьяну, то есть это был бы « стыд ». (= позор ) Татьяне стыдно и перед самим Онегиным, потому что она была не уверена в его взаимности. Когда Татьяна писала Онегину, она надеялась на его благородство, на то, что все останется между ними. (« Стыдом и страхом замираю … Но мне порукой ваша честь, и смело ей себя вверяю »). (= смущение ) Татьяне было бы стыдно перед родными и друзьями, если бы они узнали об этом. (= позор ) Скорее всего, чувство стыда, которое испытывала героиня, обуславливалось этикетом и моральными устоями общества, а также внутренним состоянием Татьяны. Работа 1

Татьяна стыдится того, что пишет письмо Онегину. Она ему пишет о своих чувствах. В XIX веке женщине было не принято признаваться мужчине в любви. Было не принято открывать свои чувства, писать письма чужому человеку. Онегин хоть и был возлюбленным Татьяны, но он не был ей ни мужем, никем, он был чужим. Но она не могла больше ждать. Она написала ему о том, как его любит. О том, что не может без него. Но тогда так не делалось. Этого она стыдится. Работа 2

1.Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов Баллы а ) авторскую позицию ( при анализе стихотворений учитывает авторский замысел ), формулирует свою точку зрения, аргументирует свои тезисы, подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста ; фактические ошибки и неточности отсутствуют 2 б ) экзаменуемый понимает суть вопроса, но не дает на него прямого ответа ; и ( или ) искажает позицию автора ( или при анализе стихотворений искажает авторский замысел ); и ( или ) ограничивается изложением своей точки зрения ; и ( или ) не все тезисы аргументирует ; и ( или ) отчасти подменяет анализ пересказом текста ; и ( или ) допускает 1–2 фактические ошибки 1 в ) экзаменуемый не справляется с заданием : не дает ответа на вопрос ; и ( или ) подменяет анализ пересказом текста ; и ( или ) допускает более 2- х фактических ошибок 0 2. Следование нормам речи а ) допущено не более 2- х речевых ошибок 1 б ) допущено более 2- х речевых ошибок 0 Максимальный балл 3 КРИТЕРИИ

Сопоставительный анализ Умение сопоставлять художественные произведения ( сравнивать тексты по указанному в задании направлению анализа, уметь строить сравнительную характеристику ) 2. Глубину приводимых суждений и убедительность аргументов ( дан ли прямой связный ответ на вопрос с опорой на авторскую позицию, сформулирована ли при необходимости собственная точка зрения, проведена ли аргументация тезисов, нет ли подмены анализа пересказом текста ; есть фактические ошибки и неточности ). Задания и 1.2.3

Проанализируйте последовательно первый и второй текст, результаты анализа оформите в таблице. Сопоставьте фрагменты рассказа Л. Н. Толстого « После бала » и повести И. С. Тургенева « Ася ». Чем различаются влюбленные герои ? Каким предстает герой в рассказе « После бала » Каким предстает герой в повести « Ася » Анализ : выделение значимых элементов текстаКомментарийАнализ : выделение значимых элементов текстаКомментарий Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое - то восторженно - нежное чувство … После ужина я танцевал с нею обещанную кадриль, и, несмотря на то, что был, казалось, бесконечно счастлив, счастье мое все росло и росло. Мы ничего не говорили о любви. Я не спрашивал ни ее, ни себя даже о том, любит ли она меня. Мне достаточно было того, что я любил ее. И я боялся только одного, чтобы что - нибудь не испортило моего счастья. Когда я приехал домой, разделся и подумал о сне, я увидал, что это совершенно невозможно. У меня в руке было перышко от ее веера и целая ее перчатка, которую она дала мне, уезжая, когда садилась в карету и я подсаживал ее мать и потом ее. Я смотрел на эти вещи и, не закрывая глаз, видел ее перед собой то в ту минуту, когда она, выбирая из двух кавалеров, угадывает мое качество, и слышу ее милый голос, когда говорит : « Гордость ? да ?» и радостно подает мне руку или когда за ужином пригубливает бокал шампанского и исподлобья смотрит на меня ласкающими глазами. герой - рассказчик любовь к героине перерастает в любовь ко всему миру восторг ощущение счастья растет даже не может помыслить о плохом вспоминает возлюбленную Въехавши на середину Рейна, я попросил перевозчика пустить лодку вниз по течению. Старик поднял весла и царственная река понесла нас. Глядя кругом, слушая, вспоминая, я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце... поднял глаза к небу но и в небе не было покоя : испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось ; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звезды ; тревожное оживление мне чудилось повсюду и тревога росла во мне самом. Я облокотился на край лодки... Шепот ветра в моих ушах, тихое журчанье воды за кормою меня раздражали, и свежее дыханье волны не охлаждало меня ; соловей запел на берегу и заразил меня сладким ядом своих звуков. Слезы закипали у меня на глазах, но то не были слезы беспредметного восторга. Что я чувствовал, было не то смутное, еще недавно испытанное ощущение всеобъемлющих желаний, когда душа ширится, звучит, когда ей кажется, что она все понимает и любит.. Нет ! во мне зажглась жажда счастья. Я еще не смел называть его по имени, но счастья, счастья до пресыщения вот чего хотел я, вот о чем томился... А лодка все неслась, и старик перевозчик сидел и дремал, наклонясь над веслами. Отправляясь на следующий день к Гагиным, я не спрашивал себя, влюблен ли я в Асю, но я много размышлял о ней ; ее судьба меня занимала, я радовался неожиданному нашему сближению. Я чувствовал, что только со вчерашнего дня я узнал ее ; до тех пор она отворачивалась от меня. И вот, когда она раскрылась, наконец, передо мною, каким пленительным светом озарился ее образ, как он был нов для меня, какие тайные обаяния стыдливо в нем сквозили... герой - рассказчик любовь к героине сопровождается тревогой тревога ощущение тревоги растет нет восторга размышляет о возлюбленной В Ы В О Д:В Ы В О Д: Герой Толстого – восторженный молодой человек ( цитата ). Герою Тургенева беспредметный восторг чужд ( цитата ). Любовь для него сопровождается все возрастающим ощущением счастья ( цитата ). Любовь для героя Тургенева сопряжена с ощущением нарастающей тревоги ( цитата ). Герой Толстого – человек сердца. Простившись с Варенькой, он продолжает представлять ее ( цитата ). Герой Тургенева – человек рассудка. Он размышляет о своей возлюбленной и ее судьбе ( цитата ).

Оба эти письма пронизаны сильными чувствами, и на этом, мне кажется, их сходства заканчиваются. Письмо Татьяны – признание в любви, а Веры – « исповедь ». Татьяна пишет своему идеалу, почти незнакомому человеку, а Вера – человеку, о котором сумела многое узнать, много перенести вместе с ним (« Я проникла во все тайны души твоей »). Письмо Татьяны – спонтанное, непродуманное, страстное, можно даже сказать « крик души ». Письмо Веры, напротив, тщательно обдуманное, составленное по зрелым и трезвым размышлениям. Вере не приходится скрываться и полагаться на честь Печорина. Здесь нету того чувства стыда, о котором говорит Татьяна. Письмо Веры полно несбывшихся желаний, горечи о том что уже случилось и чего нельзя изменить. Письмо же Татьяны, полно пусть и не смелых, но надежд на счастливое будущее. Анализ этих двух писем позволяет нам лучше понять двух таких разных людей – импульсивную и увлекающуюся Татьяну и рассудительную и мудрую Веру. Работа 3

Экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению анализа – говорит о различии в образах героинь, проявленном в их письмах ; умеет строить сравнительную характеристику -- не рассказывает сначала об одной героине, а затем о другой, а выделяет четыре параметра для сопоставления и « слоями » строит свой текст – 2 балла по первому критерию. Экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, формулирует свою точку зрения, подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста ; фактические ошибки и неточности отсутствуют – 2 балла по второму критерию. КРИТЕРИИ