РОСТ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА. Анатомия - наука, изучающая строение и форму тела Физиология - наука, изучающая функции организма, саморегуляцию, все жизненные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПериодыВозрастХарактеристика Новорожденный1-10 днейВскармливание ребенка молозивом Грудной возраст10 дн. - 1 годВскармливание молоком. Рост увеличивается.
Advertisements

Скелет человека. Значение скелета. Скелет человека (от греч. «скелетон»-высохший, высушенный) служит опорой телу и его органам. Состоит из костей черепа,
Физиологическое и психологическое развитие подростков Урок по основам безопасности жизнедеятельности.
Морфофункциональные особенности женского организма Физическое развитие и телосложение женщин во многом отличаются от мужского. Рост и масса тела. Мышечная.
Анатомно-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. На уроке мы познакомимся: На уроке мы познакомимся: с особенностями развития подросткового.
Методы определения и оценки физического развития Вопрос 2.
ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
LOGO Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте Автор: Коробков А.В. – учитель ОБЖ МБОУ «СОШ 1», г.Жиздра.
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Курс «Возрастная физиология и психо- физиология» представляет собой совокупность естественно-научных знаний об.
Анатомическое отличие скелетов мужчин и женщин Выполнила: Здановская К. Приняла: Вецкур Н.С.
ВОЗРАСТ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА демография
НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИИ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ МОУ «КУГЕСЬСКИЙ ЛИЦЕЙ»
Автор: Датиева И.А. [ РАБОТА МЫШЦ ]. Основные вопросы 1)Мышечное волокно. Типология мышечных волокон 2)Онтогенез мышечных волокон: эмбриональный период,
Лекция 1 на тему: «Клиническая анатомия черепа. Возрастные особенности. Краниометрия.»
Разработал учитель ОБЖ МОУ «Красногорбатская средняя общеобразовательная школа» Скрябин Алексей Александрович Анатомно-физиологические особенности человека.
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Физическое развитие школьников и пути его совершенствования.
Антропология Возрастная антропология Джорджоне. Три возраста человека гг.
Динамика и особенности физического развития дошкольников г. Челябинска – промышленного центра Южного Урала кафедра пропедевтики детских болезней и педиатрии.
Общие закономерности роста и развития организма. Впервые идея о существовании физиологических механизмов, поддерживающих постоянство внутренней среды.
Транксрипт:

РОСТ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА

Анатомия - наука, изучающая строение и форму тела Физиология - наука, изучающая функции организма, саморегуляцию, все жизненные направления Возрастная физиология - наука, изучающая становление и развитие организма от оплодотворения в яйцеклетке до конца жизни. Методы, которые используются при изучении ВАФГ: 1.Наблюдения 2.Эксперимента (естественного и лабораторного) 3.Статистической обработки данных 4.Поперечных срезов 5.Лангитюдного наблюдения

ОРГАНИЗМ КАК ЦЕЛОЕ. Существует 7 уровней организации организма: 1 уровень- молекулярный- отсутствие отличия живого от неживого 2 уровень- Органеллы- объединение молекул для выполнения общей функции. Отсутствие отличия живого от неживого 2 уровень- Клетка -объединение органелл для выполнения общей функции. Это низший, самостоятельно существующий уровень живого.

– это совокупность клеток и межклеточного вещества, которые объединены выполняемой функцией, общим планом строения и происхождения. 4 уровень- Ткани– это совокупность клеток и межклеточного вещества, которые объединены выполняемой функцией, общим планом строения и происхождения.Например: Эпителиальные Эпителиальные Мышечные Мышечные Соединительная Соединительная Нервная Нервная лимфа кровь жировые клетки костные

5 уровень- Органы -объединение фрагментов тканей по принципу сходства функций. 7 уровень- Организменный - объединение систем в единое целое 6 уровень- Системы органов - объединение органов для выполнения общей функции.

ПОНЯТИЕ РОСТА И РАЗВИТИЯ Развитие - процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Рост -количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров.

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ Организм человека, как и животных, проходит определенный жизненный цикл – «онтогенез». Онтогенез (от греч. опtоs – сущее, особь; gеnеsis –происхождение, развитие) – процесс индивидуального развития организма с момента зарождения (оплодотворение яйцеклетки) до смерти. Часть онтогенеза протекает внутриутробно, это пренатальный, онтогенез. Большая часть онтогенеза охватывает период от рождения до смерти. Это постнатальный онтогенез.

В современной науке нет общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ. Симпозиум по проблеме возрастной периодизации в Москве (1965), созванный Институтом физиологии детей и подростков АПН СССР, рекомендовал схему возрастной периодизации, которая имеет значительное распространение. Период Возраст МЖ 1. Внутриутробный эбриональный плодный 08 нед 9 нед 9 мес 2. Новорожденный 110 дней 3. Грудной возраст 10 дней 1 год 4. Раннее детство13 года 5. Первое детство47 лет 6. Второе детство812 лет811 лет 7. Подростковый возраст1316 лет1215 лет 8. Юношеский возраст1620 лет1721 год 9. Зрелый возраст 1-й период 2-й период 2235 лет 3660 лет 2135 лет 3655 лет 10. Пожилой возраст 11. Старческий возраст 12. Долгожители 6174 года5674 года 7590 лет 90 лет и старше

РОСТ И ПРОПОРЦИИ ТЕЛА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ. Факторы, влияющие на онтогенез Наследственные (генетические) средовые (влияние внешней среды). усиливается от периода новорожденности ко второму детству с последующим ослаблением к 1215 годам. Адаптация к экстремальным условиям вызывает столь глубокую перестройку функционирования всего организма, что не может не сказаться на процессах роста (срок менструации).

Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность и волнообразность. Выделяют 2 скачка развития: ПЕРВЫЙ СКАЧЕК: Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни при рождении рост ребенка в среднем = 50 см, то к концу первого года жизни он достигает см, т. е. увеличивается более чем на 50%; масса тела за год утраивается – при рождении ребенка она равна в среднем 3,0-3,2 кг, а к концу года – 9,5-10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5-2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0-5,0 см.

За год длина тела увеличивается на 7-8 и даже 10 см. Причем с лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни. Масса тела примерно до 25 лет у большинства людей постепенно увеличивается, а затем остается без изменений. После 60 лет масса тела, как правило, начинает постепенно уменьшаться, главным образом в результате атрофических изменений в тканях и уменьшения содержания в них воды. ВТОРОЙ СКАЧЕК: роста связан с наступлением полового созревания.

Пропорции тела зависят от возраста и пола человека. Длина тела и ее возрастные изменения, как правило, индивидуальны. Гармоничность пропорций тела является одним из критериев при оценке состояния здоровья человека. На основании вычисления пропорций тела в анатомии выделяют три основных типа телосложения человека: мезоморфный типу (нормостеники) брахиморфный типа (гиперстеники) долихоморфного типа (астеники ) отнесены люди, анатомические особенности которых приближаются к усредненным параметрам нормы (с учетом возраста, пола и т.д.). преобладают продольные размеры имеют более длинные конечности, слабо развитые мышцы и тонкую прослойку подкожного жира, узкие кости. Диафрагма у них расположена ниже, поэтому легкие длиннее, а сердце расположено почти вертикально. преобладают поперечные размеры, хорошо развита мускулатура, они не очень высокого роста. Сердце расположено поперечно благодаря высоко стоящей диафрагме. У гиперстеников легкие более короткие и широкие, петли тонкой кишки расположены преимущественно горизонтально.

Пропорции тела с возрастом также сильно меняются. С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища – в 3 раза, длина руки – в 4 раза, длина ноги – в 5 раз. Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины туловища, у ребенка 2 лет – 1/5, 6 лет –1/6, 12 лет –1/7 и у взрослых – 1/8

С возрастом, рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. До начала периода полового созревания (предпубертатный период) половые различия в пропорциях тела отсутствуют, а в период полового созревания (пубертатный период) у юношей конечности становятся длиннее, а туловище короче и таз уже, чем у девушек.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ И ПАСПОРТНЫЙ ВОЗРАСТ Биологический возраст- возраст развития. Паспортный- календарный или хронологический Основными критериями биологического возраста считаются: 1)зрелость, оцениваемая по степени развития вторичных половых признаков; 2) скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета); 3) зубная зрелость (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов, стертость зубов); 4) показатели зрелости отдельных физиологических систем организма на основании возрастных изменений микроструктур различных органов;

Первым признаком полового созревания у мальчиков следует считать начало увеличение яичек. В среднем это происходит в лет, индивидуальные вариации в норме могут охватывать период от 9 с половиной до 15 лет. события пубертатного периода проявляются в следующей последовательности: рост яичек > рост пениса > увеличение гортани > лобковое оволосение > подмышечное оволосение > ростовой спурт (скачок роста длины тела) > рост волос на лице и теле. У девочек первым признаком пубертата является : увеличение половых желез > яичников > увеличением молочных желез > скачек роста длины тела (оно начинается в 9-13 лет и заканчивается в лет.) Наиболее важным маркером полового созревания у девочек полового созревания является начало менструирования (менархе). 1)Уровень полового созревания

2) Костный возраст, или скелетная зрелость служит хорошим показателем биологического возраста для всех периодом онтогенеза, начиная с утробного и кончая периодом старения. Основными показателями возрастной дифференцировки являются ядра окостенения и образования стенозов. Сроки окостенения скелета кисти и дистального отдела предплечья у детей и подростков по М. А. Жуковскому и А. И. Бухману. Точки окостенения и синостозыСредний срок -мальчикидевочки Головчатая и крючковатая кости Дистальный эпифиз лучевой кости Эпифизы основных фаланг и запястных костей Эпифизы средних и концевых фаланг Трехгранная кость Полулунная кость Многоугольная большая, малая и ладьевидная кости Дистальный эпифиз локтевой кости Шиловидный отросток локтевой кости Гороховидная кость Сесамовидные кости в I пястно-фаланговом суставе Синостоз в I пястной кости Синостозы в концевых фалангах Синостозы в основных фалангах Синостозы в средних фалангах Синостозы во II- V пястных костях Синостоз дистального эпифиза локтевой кости Синостоз дистального эпифиза лучевой кости 3- 4 месяца месяца месяца месяца 3- 3,5 года 3,5- 4 года 5,5- 6 лет 7- 7,5 года 9,5- 10 лет лет 13,5- 14 лет 15,5- 16 лет ,5 года 16,5- 17 лет 16,5- 17 лет 16,5- 17 лет лет лет 2- 3 месяца месяца месяца месяца 2- 2,5 года 2,5- 3 года 4- 4,5 года 6- 6,5 года 7,5- 8 лет 8,5- 9 лет ,5 года 12,5- 13 лет 13,5- 14 лет лет 15,5- 16 лет 15,5- 16 лет 15,5- 16 лет 16,5- 17 лет

3) Зубной возраст, или зубная зрелость. Традиционный метод определения зубного возраста основан на учете числа (на данный момент и последовательности прорезавшихся зубов (как молочных, так и постоянных) и сопоставления этих данных с существующими стандартами. Используется в качестве показателя биологического возраста только до лет, так как молочные зубы прорезываются с 6 месяцев до 2 лет, а постоянные - в среднем с 6 до 13 лет (за исключением третьих моляров). Половые различия в прорезывании молочных зубов практически отсутствуют, но по прорезыванию постоянных зубов, как и по достижению костной зрелости, девочки опережают мальчиков, при этом наибольшие различия отмечены в сроках прорезывания клыков.

4) До некоторой степени в качестве критериев биологического возраста могут использоваться возрастные изменения физиологических и биохимических показателей. Однако информативность этих критериев намного ниже. Часть из них непосредственно связана с изменениями физических параметров ребенка. 1.Например, частота сердечных сокращений с возрастом уменьшается: от 100 ударов в минуту у 2-х летнего ребенка до ударов у взрослого. Эта закономерность совпадает с общебиологическим явлением - более частыми сердцебиениями при меньших размерах тела. 2. Кровяное давление продолжает подниматься не только в течении всего периода роста, но и на протяжении жизни: систолическое давление 5-летнего ребенка составляет примерно мм ртутного столба, у 18-летнего юноши мм. 3. Та же зависимость существует частоты дыхания: в минуту - у новорожденного и в среднем у взрослого. 4.Скорость основного обмена выше всего у новорожденного; за период от 6 до 20 лет она быстро снижается и продолжает снижаться на протяжении всей жизни. По некоторым данным, в пубертатном периоде она несколько повышается.

АКСЕЛЕРАЦИЯ И РЕТРДАЦИЯ Акселерация– ускорение физического развития и функциональных систем детей и подростков. Термин был предложен в 1935 г. Е. Кохом, первоначально обозначал лишь ускорение роста детей и подростков в 20 в. по сравнению с 19 в.

обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями Физические показатели: Длина тела новорожденных увеличилась за последние 50 лет на 2-2,5 см, масса – на 0,5 кг; У 15-летних длина тела увеличилась на 6-10 см, масса – на 3-10 кг. Половое созревание – на 2 года раньше. Сократилась продолжительность роста: он заканчивается в лет (50-60 лет назад – к годам). Акселерация физических характеристик развития стимулировала и психическое развитие. Однако, поскольку психическое развитие определяется и социальными условиями, следует говорить о двух типах психической акселерации: а) обусловленных ранним созреванием морфофункциональной основы психики; б) обусловленных социальным прогрессом.

Биологические механизмы акселерации не до конца выяснены. Основными возможными причинами её являются: 1.Эффект гетерозиса, связанного с широкой миграцией современного населения и увеличения количества смешанных браков. 2. Урбанизация населения и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития. 3. Увеличение уровня радиации на Земле в связи появлением и развитием новых технологий. 4. Улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни населения промышленно развитых стран. – ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определённых возрастных группах. Такие дети составляют в среднем 13-20% от общего числа детей данного возраста. Они физически полностью созревают к годам; быстрее наступает и их психическое созревание.

Ретардация – задержка физического развития и формирования функциональных систем. Число ретардированных детей составляет 13-20% от общего числа их в данной возрастной группе. Биологические механизмы ретардации недостаточно изучены; Считается, что большую роль здесь играют как биологические, так и социальные факторы.