Своевольные смыслы: опыт микроисторического исследования лексики 19 – 20 веков Грант программы «Научный фонд» ГУ-ВШЭ «Учитель-ученики» – 2012 гг
Цель проекта изучение и описание изменений в значении и употреблении 30 лексем русского языка на протяжении вв.
Результат ряд очерков, каждый из которых посвящен истории одного слова
Исследования исторических изменений лексики многочисленные исследования В.В. Виноградова Очерки исторической семантики русского языка раннего Нового времени. Под редакцией В.М. Живова. М.,
Особенность проекта – сочетание научных методов с ориентацией на широкий круг читателей опора на первичные данные, собранные участниками проекта использование статистических данных о частотности явлений представление результата в увлекательной для читателя форме
Организация Два года (январь 2010 – декабрь 2012) руководитель Н.Р. Добрушина (ГУ-ВШЭ), соруководитель М.А. Даниэль (МГУ) 6 исполнителей – студенты 3 курса ОДиПЖ Маргарита Данова, Анастасия Опачанова, Варвара Печурина, Даниил Скоринкин, Елена Тимохина, Ангелина Хазан каждый студент описывает 5 слов
Организация Первый год – 18 слов (по 3 слова) Второй год – 12 слов (по 2 слова) ЦИКЛ: o Первый, второй месяцы – сбор и обработка материала o Открытый семинар o Третий, четвертый месяцы – подготовка статей
Материал Национальный корпус русского языка – открытый ресурс, содержащий разнообразные русские тексты вв общим объемом словоупотребления (
Принципы выбора слов Слова должны а) быть интересными для широкого круга читателей б) обладать яркими особенностями развития в вв в) не быть обремененными большой исследовательской литературой г) быть представленными в корпусе достаточным количеством примеров
Сегодня Привет – Рита Данова Наушник – Ася Опачанова Свалка – Варя Печурина