1)логический круг (_________________________________ __________________________________ __________________________________ _________________________________);

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Факт - единичное явление, носящее вполне частный конкретный характер. Под фактом понимается не только событие или явление, но также и высказывание об.
Advertisements

Тест 1. Понятие - это форма мысли, которая 1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств 2)выявляет общие и существенные признаки.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 46 Теория и практика. Критерии истинности познания. Научная истина.
Понятие истины. Религиозное и научное познание Урок 17.
Гипотеза: Любая теория современной науки считается единственно верной, пока не создана следующая. Невозможность доказать некоторое геометрическое утверждение.
Неопозитивизм и проблема моделей Нуриева А.У.. Неопозитивизм Третий этап в развитии позитивизма - неопозитивизм начинается с 20-х годов XX в. и продолжается.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Карина Истомина 9 «Б». Гипотеза: Любая теория современной науки считается единственно верной, пока не создана следующая. Невозможность доказать некоторое.
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
Основы логики.. Логика как наука возникла немногим более 2 тысяч лет назад и была развита в 4 веке до нашей эры в работах Аристотеля. Логика формальная.
ФИЗИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИР ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ.
Тема 3. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 1. Формальная логика как метод экономического исследования 2. Диалектика как метод экономической теории 3. Экономические.
Традиции и революции в естествознании. Традиции в науке Традиция является не тормозом, а наоборот, необходимым условием быстрого накопления научных знаний.
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
Первые учения о формах и способах рассуждений возникли в странах Древнего Востока (Китай, Индия), но в основе современной логики лежат учения, созданные.
Философские проблемы науки и техники 1.Философские концепции науки. 2.Логико-гносеологические, онтологические и аксиологические проблемы науки. 3.Техника:
ОСНОВЫ ЛОГИКИ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ Автор: Алексеева Тамара Юрьевна, учитель информатики МОУ «СОШ 1 п. Пурпе»
Гносеология (теория познания) это раздел философии (философская наука, философская дисциплина), в котором исследуется возможность познания человеком мира.
Что такое научное исследование?. Что такое исследование? Исследование – это научное познание предметов и явлений окружающего мира. Наука – это особая.
Транксрипт:

1)логический круг (_________________________________ __________________________________ __________________________________ _________________________________); 2)бесконечный регресс (_________________________________ __________________________________ __________________________________ _________________________________); 3)отсутствие критерия достаточности, (_________________________________ __________________________________ __________________________________ _________________________________). Чтобы вытащить себя из «болота» исследователь хватается за догму, как спасительную соломинку. Объясните в чем суть главных проблем доказательства, названных «Трилемма Мюнхгаузена»:

ТЕЗИСДА / НЕТАРГУМЕНТ Существовать – значит быть воспринимаемым. Бога не существует. Пока я мыслю, существует мир. Сознание – это свойство материи. Материя и дух вечны и не зависят друг от друга. Материя первична, из нее происходит в результате эволюции идеальное начало. Развитие мира определяется изначально заданной целью.

«На каком основании я доверяю учебникам по экспериментальной физике? У меня нет основания не доверять им!» Витгенштейн Дайте определение подчеркнутым понятиям, заполните таблицу пояснениями к способам закрепления верований Метод упорстваМетод авторитетаАприорный методНаучный метод Знание – это _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Вера – это _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________

Ясперс Заполните пропуски в предложениях и схеме, поясняющих этапы и особенности становления классической науки Первый этап: ___________________________________________________ ___________________________________________________ Второй этап: ____________________________________________________ ____________________________________________________ «ЧУДЕСА ПРИРОДЫ» Борьба политических элит за власть и Реформация Великие географические открытия «Чудеса природы» станут основой научных фактов, стандартными образцами флоры и фауны, которые заложат основы естественной истории.

Заполните пропуски в предложениях, характеризующих особый специфический стиль научного мышления классического периода: это, во-первых, __________________________________________________________________, и во-вторых, __________________________________________________________________. Эмансипация от традиционных авторитетов, в особенности от натурфилософии Аристотеля, и развитие количественно ориентированных методов радикально изменяют картину космоса и природы. Специфика науки как западного, буржуазного явления – __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Классическая наука – это ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________

Соотнесите ученого и его открытия или высказывания: 1. Природа – искусный ремесленник. 2. Индуктивный метод обработки данных – основа обновленной натурфилософии. 3. Книга природы написана на языке математики. 4. Автор гелиоцентрической системы мира. 5. Гипотезы могут быть полезны лишь при объяснении свойств вещей, но они не могут определять эти свойства вне пределов, выявленных экспериментом.

Пифагор …любую геометрическую операцию, сводящуюся к измерению величины, можно отразить ________________________________________________________ ________________________________________________________ …любую геометрическую фигуру можно представить _______________________________________________________ _______________________________________________________ 1) Геометрически площадь треугольника определяется как половина произведения основания на высоту. Как можно это выразить в арифметическом вычислении? 2) Докажите геометрически и арифметически (с помощью теоремы Пифагора) несоизмеримость стороны квадрата (а) и его гипотенузы (d). a d

Лосев Только отвлекаясь от этих фактических неправильностей наблюдаемых нами реальных фигур и только начиная видеть, что в основе всех этих вещественно неправильных фигур лежит _________________________________________________________________________ мы можем приступить к построению геометрии как точной науки. …все конечное требует признания _________________, все реальное требует признания ___________________, все единичное управляется __________ как своим законом, а всякий общий закон имеет смысл только тогда, когда существуют __________________________, которые он обобщает и осмысливает. Здесь – обычная картина платонизма.

_____________ _______________ ____________ ______________ Учение Аристотеля о причинах (какие это причины?)

Луций Анней Сенека Мне кажется, что число причин, перечисленных Аристотелем, или слишком велико, или слишком мало. Слишком мало, т.к. можно назвать еще множество причин (время, место, движение и т.д.) Слишком велико, т.к. можно назвать всего лишь одну самую главную причину, из которой вытекают все остальные. ЧТО ЭТО ЗА ПРИЧИНА?_______________________________________________________

Декарт Чувственное постигает Рациональное постигает Чувства Разум Надежные выводы Приблизительные выводы Соотнесите понятия первой и второй колонки: Объективное Субъективное Квантитативное Квалитативное Первичные качества Вторичные качества

Дайте формулировку закона достаточного основания: Что такое «демон Лапласа»? Дайте формулировку этого принципа: Лейбниц Лаплас

Лейбниц Знания, полученные с помощью _____________________________ _____________________________ _____________________________ К ним относятся _____________________________ _____________________________ Они имеют _____________________________ характер. «Истины разума» «Истины факта» Знания, полученные с помощью ______________________________ ______________________________ ______________________________ К ним относятся ______________________________ ______________________________ Они имеют ______________________________ характер.

Достаточное основание теплоты заключается: 1)______________________________ ______________________________ ______________________________ 2)______________________________ ______________________________ ______________________________ 3)______________________________ ______________________________ ______________________________ 4)______________________________ ______________________________ ______________________________ Таким образом, мы доказали a priori и подтвердили a posteriori, что причиною теплоты является _________________________________________________ _________________________________________________ Ломоносов

Дайте пояснения основным критериям научности: 1. Доказательность (__________________________________________________). 2. Обоснованность (__________________________________________________). 3. Последовательность (__________________________________________________). 4. Непротиворечивость (__________________________________________________). 5. Проверяемость (__________________________________________________). 6. Воспроизводимость (__________________________________________________). 7. Объяснительная сила (__________________________________________________).

Никакой факт не может быть истинным и признаваться существующим, никакое высказывание – правильным, если _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ Разумное существо, которое в каждый данный момент знало бы все движущие силы природы и имело бы полную картину состояния, в котором природа находится, могло бы _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ Лейбниц Лаплас «ДЕМОН ЛАПЛАСА»

Лейбниц Основная характеристика: _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ «Истины разума» «Истины факта» Основная характеристика: _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________

Дайте краткую характеристику каждому виду техники: _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ Техника случая Техника ремесла Техника техники Любая техника содержит два момента: А – создание проекта деятельности, метода, приема; В – реализация данного проекта.

Конт Объясните основные законы развития и иерархии знаний Огюста Конта: __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

Научные законы не являются знанием. Есть только знание о _________________________________________________ _________________________________________________ Таким образом, развитие научного знания есть _________________________________________________ _________________________________________________ Милль Научный закон Дайте описание этого метода и приведите примеры его использования: ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Гипотетико-дедуктивный метод

Какие логические противоречия обнаружил Д. Юм в определениях причинности? Какое решение этих противоречий он находит? _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________

Программа Венского кружка (основные положения) 1.___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 2. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 3. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ В науке нет никаких «глубин», всюду существует только «поверхность» М. Шлик

Научные суждения (классификация) 1)логико-математические (______________________); 2)эмпирические (_________________________); 3)метафизические (____________________________). Принцип верификации: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ U U U U1U1 U U n F W U2U2 U3U3 UnUn Рассел Карнап

Научная парадигма – это _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ Основные характеристики научных парадигм: _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ Кун Научно-исследовательская программа (основные компоненты) _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ Лакатос

Метод фальсификации в науке Первая логическая проблема верификации: _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ Вторая логическая проблема верификации: ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ modus tollens: P Q Q P А Б25 Гипотеза: «Карточки с гласными буквами на одной стороне имеют четное число на другой стороне». Какие карточки нужно перевернуть, чтобы установить истинность этой гипотезы? _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________

Интернализм: главное значение придается внутренним факторам развития науки, развитие науки следует объяснять, исходя их нее самой. Экстернализм: в развитии науки ведущую роль играют внешние (гл. обр. социально-экономические) факторы. Проблемная задача: Начало правления Наполеона, Франция в блокаде. Наполеон ставит ученым две конкретные задачи: 1) создать искусственные красители для тканей; 2) создать «новый» сахар (в замен тростникового). Была выполнена только вторая задача. Как можно объяснить этот факт с точки зрения интернализма и экстернализма? _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________

НАУЧНЫЕ КАРТИНЫ МИРА Представления: – ______________________________________ _____________________________________; – ______________________________________ _____________________________________. Онтология Систематизация знаний Исследовательская программа Вне картины мира научная теория не может быть построена в завершенной форме.

XVII – сер. XVIII в. _________________ _________________ _________________ _________________ _________________ Кон. XVIII – сер. XIX в. ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ Кризис классической науки: - революция в геометрии; - революция в математике и логике; - революция в физике; - революция в методологии научного исследования. Кон. XIX – сер. XX в. ____________________________ ____________________________ Кон. ХХ в. – наст. время ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Основные характеристики научных картин мира:

Евклид: «кратчайшее расстояние между двумя любыми точками – прямая»; «сумма углов любого треугольника – 180 »; «две параллельные прямые в своем продолжении нигде не пересекаются». Докажите, почему ни одно из этих положений евклидовой геометрии не применимо к сферической поверхности: __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________

Аристотель Объясните, исходя из этого утверждения, принцип движения стрелы, выпущенной из лука: ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ «Все места находятся внутри других мест, а все времена находятся внутри других времен»

Время определяется не через вращение Земли, а через ______________________________________ ______________________________________ Став четвертой координатой пространства, время теряет свой абсолютный характер, становится ______________________________________ ______________________________________ Будущее и прошлое отделены друг от друга конечным отрезком времени, зависящим _____________________________________ _____________________________________ Пространственно- временной континуум

В общей теории относительности Эйнштейн устанавливает эквивалентность _________________________________ _________________________________ Он толкует гравитацию как _________________________________ _________________________________ Так, например, лучи света вблизи больших масс отклоняются, т.е. следуют по искривленному пространству как по кратчайшему пути. Совокупность всех космических масс вызывает _________________________________ ________________________________, ведущее к _________________________________ _________________________________ _________________________________

Бор «Копенгагенская интерпретация» квантовых процессов: _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ Эверетт «Оксфордская интерпретация» квантовых процессов: ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________

«Эффект бабочки»: _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________

Онтологическое значение теории хаоса 1)Обнаруживается новая взаимосвязь между простым и сложным, частным и общим, заключающаяся в том, что _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 2)Процесс самоорганизации системы сопровождается _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 3)Новое понимание причинности, а именно, _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 4)Хаос выступает в качестве конструктивного фактора: _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 5)Классическая термодинамика оперирует понятием необратимости времени; «стрела времени» направлена в сторону увеличения энтропии системы, возрастания в ней беспорядка; теория хаоса дает _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________

Науки о природе (естественные)Науки о культуре (социо- гуманитарные) Предметное основание Методологическое основание