Использование технологии критического развития мышления на уроках.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Advertisements

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС.
Рекомендации по подготовке к уроку в контексте ФГОС Учитель английского языка МОУ «Гимназия 53» Кузнецова С.В.
Технологическая карта как инновационный инструмент методического сопровождения учителя.
Подготовила учитель начальных классов ГБОУ СОШ пос. Коммунарский: Табакова Н. М.
Технологическая карта урока. 2. Понятие Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. Какой он? « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи Подготовила: Пичугина И.В., учитель.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Марьевская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Оренбургской области Проектирование.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа 22 декабря 2014 года.
Учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ 14 Овсянникова Н.В. Технологическая карта урока информатики.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС МАОУ «Лицей 1» Балаковского муниципального района Саратовской области Презентацию подготовила учитель.
Технологическая карта урока как новый вид методической продукции в условиях перехода на ФГОС Учитель начальных классов МОУ СОШ 6 имени Крылова И.В. Дозорова.
Технологическая карта урока Храмцова Наталья Сергеевна,зам.директора по УВР ; Волявко Наталья Николаевна, учитель начальных классов МКОУ БСОШ5 Северо-Енисейский.
Все начинается с урока. Как его построить, чтобы можно было реализовать все его учебно-воспитательные функции? Для творчески работающего учителя самый.
Наберись смелости и сделай попытку! Принцип минимакса при оценивании учащихся.
Перед учителем начальных классов стоит задача - научить ребёнка быть успешным с первого дня пребывания в школе. Главным результатом школьного образования.
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
«Планируемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» Единичный проект:
Транксрипт:

Использование технологии критического развития мышления на уроках

«Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы» Надежда Егоровна Щуркова. Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.

Три постулата заложены в основание новой технологии урока: 1. «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя». Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности. 2. «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры». Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни. 3. «Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства».

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

Технологическая карта позволит учителю: реализовать планируемые результаты ФГОС; определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; системно формировать у учащихся УУД; осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков); проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы); определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы; решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.); соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт; обеспечить повышение качества образования.

Структура технологической карты включает: 1.название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение; 2.цель освоения учебного содержания; 3.планируемые результаты (личностные, предметные, метапредмет-ные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); 4.метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); основные понятия темы; 5.технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и 6.диагностические задания на проверку его понимания и усвоения; 7.контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

рефлексияКоммуникационная: обмен мнениями о новой информации. Информационная: приобретение нового знания. Мотивационная: побуждение к дальнейшему расширению информационного поля. Оценочная: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса. Синквейн, кластер, карта познания, эссе, заполнение третьей колонки таблиц «Знаю. Узнал. Хочу узнать больше» и «Знаю. Исправляю. Дополняю», поиск дискуссионного вопроса, проведение дискуссии, взаимоопрос и взаимопроверка, разработка мини- проекта, групповое и коллективное обсуждение, оценка работы на уроке. Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям внести изменения, дополнения, дать творческие задания. Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально – в парах – в группах.

Технологическая карта с дидактической структурой урока Дидактичес кая структура урока Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Планируемые результаты Предметные Метапред- метные Личностные вызов осмысле ние рефлексия

Технологическая карта с методической структурой урока Дидактическая структура урока Методическая структура урока Признаки решения дидактических задач вызов Методы обучения Форма деятельности Методические приемы и их содержание Средства обучения Способы организации деятельности осмысление рефлексия Домашнее задание

кокаин

" Кокаин " Шелков и сердился, и смеялся, и убеждал - ничего не помогало. Актриса Моретти, поддерживаемая своей подругой Сонечкой, упорно долбила одно и то же. - Никогда не поверим, - пищала Сонечка. - Чтобы вы, такой испорченный человек, да вдруг не пробовали кокаину! - Да честное же слово! Клянусь вам! Никогда! - Сам клянется, а у самого глаза смеются - Слушайте, Шелков, - решительно запищала Сонечка и даже взяла Шелкова за рукав. - Слушайте - мы все равно отсюда не уйдем, пока вы не дадите нам понюхать кокаину. - Не уйдете? - не на шутку испугался Шелков. - Ну это, знаете, действительно жестоко с вашей стороны. Да с чего вы взяли, что у меня эта мерзость есть? - Сам говорит "мерзость", а сам улыбается. Нечего! Нечего! - Да кто же вам сказал? - Да мне вот Сонечка сказала, - честно ответила актриса. - Вы? - выпучил на Сонечку глаза Шелков? - Ну да, я! Что же тут особенного? Раз я вполне уверена, что у вас кокаин есть. Мы и решили пойти прямо к вам. - Да, да. Она хотела сначала по телефону справиться, да я решила, что лучше прямо пойти, потребовать, да и все тут. По телефону вы бы, наверное, как-нибудь отвертелись, а теперь уж мы вас не выпустим.

Шелков развел руками, встал, походил по комнате. - А знаете, что я придумал! Я непременно раздобуду для вас кокаина и сейчас же сообщу вам об этом по телефону или, еще лучше, прямо пошлю вам. - Не пройдет! Не пройдет! - завизжали обе подруги. - Скажите какой ловкий! Это б отделаться от нас! Да ни за что, ни за что мы не уйдем. Уж раз мы решили сегодня попробовать - мы своего добьемся. Шелков задумался и вдруг улыбнулся, точно сообразил что-то. Потом подошел к Моретти, взял ее за руки и сказал искренно и нежно: - Дорогая моя. Раз вы этого требуете - хорошо. Я вам дам попробовать кокаину. Но пока не поздно, одумайтесь. - Ни за что! Ни за что! - Мы не маленькие! Нечего за нас бояться. - Во первых, это разрушает организм. Во-вторых, вызывает ужасные галлюцинации, кошмары, ужасы, о которых потом страшно будет вспомнить. - Ну вот еще, пустяки! Ничего мы не боимся. - Ну, дорогие мои, - вздохнул Шелков, - я сделал все, что от меня зависело, чтобы отговорить вас. Теперь я умываю руки и слагаю с себя всякую ответственность! Он решительными шагами пошел к себе в спальню, долго рылся в туалетном столе.

" Господи! Вот не везет-то! Хоть бы мелу кусочек, что ли найти..." Прошел в ванную. Там на полочке увидел две коробки. В одной оказался зубной порошок, в другой - борная. Призадумался. "Попробуем сначала порошок". Всыпал щепотку в бумажку. - Он дивный человек! - шептала в это время актриса Моретти своей подруге Сонечке. - Благородный и великодушный. Обрати внимание на его ресницы и на зубы. - Ах, я уже давно на все обратила внимание. Шелков вернулся мрачный и решительный. Молча посмотрел на подруг, и ему вдруг жалко стало хорошенького носика Моретти. - Мы начнем с Сонечки, - решил он. - Кокаин у меня старый, может быть уже выдохся. Пусть сначала одна из вас попробует, как он действует. Пожалуйста, Сонечка, вот прилягте в это кресло. Так. Теперь возьмите это щепотку зубного... то есть кокаину - его так называют: "зубной кокаин", потому что... потому что он очень сильный. Ну-с, спокойно. Втягивайте в себя. Глубже! Глубже!

Сонечка втянула, ахнула, чихнула и вскочила на ноги. - Ай! Отчего так холодно в носу? Точно мята! Шелков покачал головой сочувственно и печально: - Да. у многих начинается именно с этого ощущения. Сидите спокойно. - Не могу! Прямо нос пухнет. - Ну вот. Я так и знал! Это начались галлюцинации. Сидите тихо. ради бога - сидите тихо, закройте глаза и постарайтесь забыться, или я ни за что не ручаюсь. Сонечка села, закрыла глаза и открыла рот. Лицо у нее было сосредоточенное и испуганное. - Давайте же и мне скорее! - засуетилась актриса Моретти. - Дорогая моя! Одумайтесь, пока не поздно. Посмотрите, что делается с Сонечкиным носом! - Все равно, я иду на все! Раз я для этого пришла, уж я не отступлю. Шелков вздохнул и пошел снова в ванную. "Дам ей борной. И дезинфекция, и нос не вздуется". - Дорогая моя, сказал он, передавая актрисе порошок. - Помните, что я отговаривал вас.

Моретти втянула порошок, томно улыбнулась и закрыла глаза: - О, какое блаженство... - Блаженство? - удивился Шелков. - Кто бы подумал! Впрочем, это всегда бывает у очень нервных людей. Не волнуйтесь, это скоро пройдет. - О, какое блаженство, - стонала Моретти. - Дорогой мой! Уведите меня в другую комнату... я не могу видеть, как Сонечка разинула рот... Это мне мешает забыться. Шелков помог актрисе встать. Она еле держалась на ногах и если не упала, то только потому, что вовремя догадалась обвить шею Шелкова обеими руками. Он опустил ее на маленький диванчик. - О, дорогой мой. Мне душно! Расстегните мне воротник... Ах! Я ведь почти ничего не сознаю из того, что я говорю... Ах, я ведь в обмороке. Нет, нет... обнимите меня покрепче... Мне чудится, будто мимо нас порхают какие-то птички и будто мимо нас цветут какие-то васильки... Здесь пуговки, а не кнопки, они совсем просто расстегиваются. Ах... я ведь совсем ничего не сознаю. Сонечка ушла домой, не дождавшись подруги, и оставила на столе записку: "Спешу промыть нос. Нахожу, что нюхать кокаин - занятие действительно безнравственное. Соня".

На другое утро актриса Моретти пришла к Шелкову, решительная и официальная. Шелков встретил ее светски вежливо и любезно: - Очень рад, милый друг. Какими судьбами... - Милостивый государь! - строго прервала его актриса. - Я пришла вам сказать, что вы поступили непорядочно. - Что с вами, дорогой друг? - наивно поднял брови Шелков. - Я вас не понимаю. - Не понимаете?- фыркнула Моретти. - Так я вам сейчас объясню! Вы поступили низко. Вы знали, какое действие производит кокаин на нервных женщин, и все-таки решились дать мне. - Ах, милый друг, ведь я же вас предупреждал, что это непредсказуемая штука. Вы же сами требовали. - Да, но вы-то должны были вести себя иначе! Воспользоваться беспомощностью одурманенной женщины, так порядочные люди не поступают. - Позвольте! Что вы говорите? - снова удивился Шелков. - Я ровно ничего не понимаю. Что я сделал? В чем вы упрекаете меня? Моретти покраснела, замялась и продолжала уже другим тоном. - Вы... целовали меня и... обнимали... Вы не имели на это никакого права, зная, что я в бессознательном состоянии. Так обращаться с порядочной женщиной без намерения на ней жениться - это подло! Да!

Шелков оторопел, посмотрел ей прямо в глаза и вдруг весь затрясся от смеха. - Почему вы смеетесь? - краснея, чуть не плача, лепетала Моретти. - Ах, дорогая моя! Уморили вы меня! Ну можно ли так пугать. Все ужасы, о которых вы сейчас рассказываете, не что иное, как галлюцинация! Самая обычная галлюцинация, вызванная кокаином. Моретти притихла и испуганно смотрела на Шелкова. - Вы думаете? - Ну конечно! И чудачка же вы! Вы тут тихонько сидели на диванчике и бредили о каких-то поцелуях, не то пуговицах, я толком не разобрал, да, признаюсь, даже не считал порядочным вслушиваться. Мало ли что можно сказать в бреду. Посторонние люди не должны этого знать. Моретти слушала с открытым ртом и, только уходя, приостановилась в дверях и смущенно спросила: - А скажите... бывают от кокаина такие галлицинации, когда человеку кажется, что он притворяется что у него галлюцинации? Шелков дружески хлопнул ее по плечу и сказал весело? - Ну конечно! Сплошь и рядом! Это самый распространенный вид. Даже науке известно. Можете справиться у любого профессора. Моретти вздохнула, посмотрела внимательно в честное, открытое лицо Шелкова, закрыла рот и вышла задумчивая, но спокойная.

Социоигровой приём РАФТ заимствован у американских педагогов, развивающих идеи технологии критического мышления. Название приёма произошло от первых букв слов. Р – роль (от имени кого этот текст) A – аудитория (кому адресован текст) Ф - форма (письмо, беседа, записка, дневник …) T - тема (о чем) Суть приёма заключается в описании, повествовании или рассуждении от имени выбранного персонажа. Причём исполнитель роли должен учитывать и все обстоятельства, в которые попадает его персонаж.

Приём «Диаманта» Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению 1, 7 строчки – существительные антонимы; 2 – два прилагательных к первому существительному; 3 – три глагола к первому существительному; 4 – два словосочетания с существительными; 5 – три глагола ко второму существительному; 6 – два прилагательных ко второму существительному.

Прием «перекрестная дискуссия» Я готов применить технологию развития критического мышления на своих уроках ДАНЕТ Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод.

Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!