«ОБРАЗ ЛУЧШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ» Педагогическое общение. Составила презентацию зам зав по УВР Щеглак А.А. МДОУ «ЦРР-д/с 78» г. Магнитогорск corowina.ucoz.com
История профессии: История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции, в те времена воспитанием ребёнка занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал от опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель, а впоследствии после популяризации общественного образования появилась профессия воспитатель.… corowina.ucoz.com
Имидж профессии – Имидж – это «мнение, суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь». (С.И.Ожегов). Имидж воспитателя – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. Основные составляющие имиджа воспитателя: - визуальная привлекательность; - вербальное поведение; - невербальное поведение; - манеры, этикет; - обаяние. corowina.ucoz.com
ОБРАЗ ЛУЧШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ Какие они, лучшие воспитатели? широко и многогранно образованные, духовно богатые (осознающие смысл и назначение своей жизни и жизни детей), с развитым чувством собственного достоинства, владеющие интеллектуальной культурой (умеющие рефлексировать, владеющие адекватной самооценкой), мажорные, уравновешенные, радостные, ответственные, находящиеся постоянно в поиске и самосовершенствовании. люди, которые любят, ценят неповторимость каждого ребенка, они понимают, что каждый день жизни дошкольника в саду - это день жизни человека, который радостен только тогда, когда удовлетворяется его ведущая человеческая потребность: самоутверждение,а это происходит тогда, когда каждую минутку человек любого возраста одновременно и познаёт, и общается, и играет. corowina.ucoz.com
Обаяние - неотъемлемое качество имиджа воспитателя. На лице и во всём внешнем виде у обаятельного воспитателя отражается радость, возбуждаемая видом и обществом детей, ярко светится открытое для них сердце, всегда готовая возвышенная любовь и кротость, соединённая с нравственной силой, способной всё укротить, всё покорить, всё увлечь за собой. Воспитательное воздействие взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта, отвергают или принимают его в зависимости от этого строят своё поведение. Обаятельного воспитателя дети почитают и легко поддаются влиянию его личного примера, с лёгкостью выполняют его педагогические поучения.
Умения управлять своим поведением, владение своим телом (мимика, пантомимика); управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психологического напряжения, создание творческого самочувствия); социально- перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи). Воспитатель, должен владеть педагогической техникой, это- corowina.ucoz.com
Умения, связанные с воздействием на личность ребёнка: управление педагогическим общением, технологические приёмы предъявления требований; коммуникативные, организаторские и конструктивные. К. С. Станиславский на поставленный собой вопрос: "Что такое талант?" - отвечает: "Талант - это счастливая комбинация многих творческих способностей человека в соединении с творческой волей". Далее он перечисляет, в чём состоят творческие способности актёра … Воспитатель, должен владеть педагогической техникой, это- corowina.ucoz.com
"...наблюдательность, впечатлительность, память (аффективная), темперамент, фантазия, воображение, внутреннее и внешнее воздействие, перевоплощение, вкус, ум, чувство внутреннего и внешнего ритма и темпа, музыкальность, искренность, непосредственность, самообладание, находчивость, сценичность и пр.". И добавляет: "Нужны выразительные данные, чтобы воплощать создания таланта, то есть, нужен хороший голос, выразительные глаза, лицо, мимика, линии тела, пластика и пр." Безусловно, эти свойства необходимы педагогу- воспитателю - главному действующему лицу в театре одного актёра при построении своего имиджа. Воспитатель, должен владеть педагогической техникой, это- corowina.ucoz.com
ЧЕТЫРЕ СТУПЕНЬКИ ПРОФЕССИОНАЛИ3МА Первый - это уровень эклектики, дилетантства. Все, кто заканчивает вузы и педучилища - что-то слышали, что-то пробовали, но мало кто самостоятельно готов грамотно работать. Чтобы совершить новый виток своего саморазвития, нужно начать с первого уровня: осознать, что они во многом не профессионалы, а дилетанты. Второй уровень, уровень репродуктивной деятельности: делать так, как написано, отказаться от себя, сосредоточить свои усилия не на придумывании событий, а на внимательности к детским проблемам и инициативам. Третий уровень - работа по аналогии, «эвристический» уровень. И только потом происходит переход на творческий ypoвень, на котором воспитатель находит себя в профессии, открывает свой неповторимый стиль. Высший уровень – уровень духовных перемен. Он характеризуется тем, что человек, прежде всего, изменяет своё самосознание, отказывается духовно от того, что было основой его прежнего взгляда на вещи. Этот уровень – готовность совершить шаг в крутой поворот своей судьбы.
corowina.ucoz.com Профессиональные обязанности дошкольного педагога характеризуются многообразием особенностей, отличающих эту профессию от всех других в системе образования : Первое отличие: воспитатель одновременно содействует становлению, развитию и саморазвитию у дошкольника разных видов детской деятельности. В общей сложности в поле внимания воспитателя ежедневно находится более 20 видов деятельности ребенка (7 видов игр, 4 вида труда, 4 вида речи, 4 вида продуктивной деятельности и т.д.), в которых тот развивается под его непосредственным или опосредованным руководством
corowina.ucoz.com Профессиональные обязанности дошкольного педагога характеризуются многообразием особенностей, отличающих эту профессию от всех других в системе образования : Второе отличие :значительный объём всего его рабочего дня занимает организация всей жизни детей, причём преимущественно бытовой сё стороны, в ходе которой воспитатель обязан также обеспечить охрану жизни и здоровья маленьких подопечных,
corowina.ucoz.com Профессиональные обязанности дошкольного педагога характеризуются многообразием особенностей, отличающих эту профессию от всех других в системе образования : Третье отличие :его внимание поглощается также необходимостью организации и проведения непосредственного многовариантного общения с каждым из детей и всей группой воспитанников во время организации их жизни и деятельности.
Педагогическое общение Как нам всем известно, в общении складывается важная система взаимоотношений между людьми, которая способствует эффективности общения. Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения. corowina.ucoz.com
В стиле общения находят выражение: особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности детского коллектива. 1.Авторитарный стиль -тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль. -воспитатель часто прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. -любая инициатива дошкольников воспринимается таким педагогом как акт своеволия, как посягательство на его авторитет и достоинство. -этот стиль руководства является средством реализации тактик диктата и опеки. -такой стиль общения способствует развитию у детей пассивности, слепого послушания, снижает инициативность и самостоятельность, отрицательно влияет на характер взаимоотношения между детьми. В группе такого воспитателя дошкольники, особенно старшего возраста, пытаются разговаривать со сверстниками тоном приказа, заимствуя у педагога авторитарные формы и способы общения. corowina.ucoz.com
Попустительский, или игнорирующий стиль -характеризуется стремлением педагога максимально обеспечить свою задачу и не брать на себя лишнюю, по его мнению, ответственность. -формально выполняя свои обязанности, педагог на деле пытается самоустраниться от руководства коллективом детей. Этот стиль руководства является средством реализации тактики невмешательства, своеобразного «мирного сосуществования», в основе чего лежит равнодушие. Дисциплина в группах, руководимых такими педагогами, нередко бывает неудовлетворительной. corowina.ucoz.com
Демократический стиль Любые усилия даже самого знающего и опытного наставника пропадут в пустую, если он не добьется поддержки от своих подопечных, не увидит в них возможных союзников и помощников. основной рычаг управления, используемый таким педагогам, - опора на коллектив. Демократический стиль руководства детьми – единственно возможный способ организации реального сотрудничества педагога и дошкольников. чтобы обеспечить полноценное воспитание, необходимо ориентироваться в общении с детьми не только на поддержание дисциплины, достижения успехов в различных видах деятельности, но и на нравственное развитие, на формирование гуманных отношений к окружающим. общения к детям должны быть индивидуальными; необходимо учитывать положение ребенка в группе сверстников, особенности его характера corowina.ucoz.com