1 Злоупотребление доминирующим положением Москва, 9 июля 2010 г. Дуглас Гинзбург.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Может ли быть юридически малозначительным нарушение законодательства о конкуренции? Американская точка зрения Расселл Дамтофт Заместитель директора Бюро.
Advertisements

Анализ рынка Судья Майкл Меллой Восьмой Окружной Апелляционный Суд США.
Пути применения антимонопольного законодательства к интеллектуальным правам в свете принятия Модельного закона о конкуренции ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Применение биржевых механизмов в антимонопольном регулировании Москва, 2012 год.
На тех рынках, где конкуренция слабая, отдельные фирмы могут оказать влияние на цену.
Урок по теме: Несостоятельность рынка и роль государства в экономике.
Антимонопольное законодательство США: обзор Судья Майкл Меллой Восьмой Окружной Апелляционный Суд США.
Дело компании «Швинн» По теме «Контрактная природа фирмы»
ОЦЕНКА ДЕЛ О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ДОМИНИРУЮЩИМ ПОЛОЖЕНИЕМ Расселл Дамтофт Заместитель директора Бюро по международным делам Федеральной комиссии по торговле.
Некоторые аспекты применения антимонопольного законодательства в России Начальник Правового управления ФАС России С.А. Пузыревский ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
Рынки с ослабленной конкуренцией Монополия. Монополия Монопо́лия (от греч. μονο (mono) один и πωλέω (poleo) продаю) исключительное (монопольное) право.
Рынок и конкуренция Конкуренция равнозначна награде для тех, кто производит лучшие товары по более низким ценам. И. Бентам.
Экономические задачи государства Должно ли государство вмешиваться в экономику?
Частноправовые иски: Актуальные проблемы Нумерова Анна Конференция «Особенности рассмотрения судами дел о нарушении антимонопольного законодательства:
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Уголовная и административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Москва, 2010 г.
Спрос и предложение. На графике изображено изменение предложения роликовых коньков на потребительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг.
Монополия Лекция 11. Вопросы 1.Монополия и монопольная власть. 2.Спрос на продукт монополиста и маржинальная выручка 3.Монопольное поведение фирмы 4.Последствия.
Ценовая политика туристского предприятия Цена – экономическое понятие, означающее «количество денег», за которое покупатель готов купить, а продавец согласен.
Применение антимонопольного законодательства: «третий антимонопольный пакет» ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Ижевск, 18 апреля 2012.
Главные вопросы экономики Бочкарёва Т.Н., учитель истории и обществознания.
Транксрипт:

1 Злоупотребление доминирующим положением Москва, 9 июля 2010 г. Дуглас Гинзбург

2 Злоупотребление доминирующим положением на рынке: обычные виды поведения Монополизация Попытка монополизации Ограничительные действия

3 Правило разумного подхода Оператор оптового рынка зерна установил правило, запрещающее участникам рынка покупать и продавать зерно по окончании работы рынка. Государство предъявило иск, обвинив оператора в нарушении антитрестовского законодательства. Торговый совет города Чикаго против США, 246 U.S. 231 (1918)

4 Подлинный критерий законности состоит в выяснении того, будет ли установленное [биржей] ограничение способствовать регулированию и тем самым конкуренции или его характер позволит подавлять или даже подрывать конкуренцию. Чтобы ответить на этот вопрос, суд должен, как правило, рассмотреть факты, относящиеся к предприятию, на которое наложено ограничение, его состояние до и после ограничения, характер самого ограничения и его последствия, фактические или вероятные. Уместными для рассмотрения фактами являются таже история ограничения, предполагаемое зло, вызвавшее ограничение, причина принятия данного варианта решения, предполагаемая цель его принятия. Правило разумного подхода Торговый совет города Чикаго против США, 246 U.S. 231 (1918)

5 Применение правила разумого подхода Поддерживает ли конкуренцию экономический эффект действий, или он ей вредит? –Конкурентный эффект комерческой деятельности может быть неоднозначен. –По правилу разумного подхода, относящимися к делу фактами являются такие факты, которые помогают понять: увеличивает ограничение объём производства или сокеращает его? увеличивает оно цены или снижает их?.

6 Применение правила разумного подхода Экономический анализ приводит расследование к возможным последствиям рассматриваемых действий. Пример: «Лиджин криэйтив лезер продактс инк.» (Leegin Creative Leather Products, Inc.) против «ПСКС инк.» (PSKS, Inc.), 551 U.S. 877 (2007) о поддержании цен перепродажи: «Общая дистанция между выгодой и затратами... по- видимому, невелика... Поддержание минимальной цены перепродажи может стимулировать конкуренцию между марками, т. е. конкуренцию между производителями, продающими различные марки товара одного и того же типа, - снижая конкуренцию внутри марки, т. е. конкуренцию между торговыми предприятиями, продающими товар одной и той же марки».

7 Агрессивные цены Претензия: компания «Америкэн эйрлайнс» перенаправила самолёты с более прибыльных маршрутов на менее прибыльные и снизила цены на менее прибыльные маршруты, чтобы вытеснить небольших и более низкозатратных перевозчиков. Претензия: вытеснив конкурентов, «Америкэн эйрлайнс» сократила количество полётов по этим маршрутам и подняла цены. Дело США против «Америкэн эйрлайнс» (U.S. v. AMR Corp. (American Airlines)), 140 F. Supp. 2d 1141 (D. Kan. 2001)

8 Противозаконно, если: –цены были ниже себестоимости и –«Америкэн эйрлайнс» могла возместить свои убытки от установления цен ниже себестоимости после вытеснения конкурентов Главные экономические вопросы: –Чем измерять «себестоимость»? –Какова вероятность возмещения затрат компанией «Америкэн эйрлайнс» с учётом потенциального появления новых конкурентов или возвращения старых? Агрессивные цены Дело США против «Америкэн эйрлайнс» (U.S. v. AMR Corp. (American Airlines)), 140 F. Supp. 2d 1141 (D. Kan. 2001)

9 Результат: «Америкэн эйрлайнс» выиграла дело в суммарном порядке. Иск государства не удовлетворён, потому что: 1.Компания «Америкэн эйрлайнс» не назначала цены ниже целесообразной меры себестоимости. 2.В худшем случае её цены соответствовали ценам конкурентам. 3.Но даже если она назначала цены ниже себестоимости, отсутствует опасная степень вероятности того, что она возместит свои убытки, а затем будет получать прибыль, поднимая цены выше конкурентного уровня. Агрессивные цены Дело США против «Америкэн эйрлайнс» (U.S. v. AMR Corp. (American Airlines)), 140 F. Supp. 2d 1141 (D. Kan. 2001)

10 Обязательные условия Факты: компания «Трайдент» располагала рыночной силой в отношении патентованного средства для печати на картоне. Она предоставляла лицензию на использование патента производителям, которые согласились использовать только чернила «Трайдент». Претензия: независимый производитель чернил подал иск, заявляя, что «Трайдент» распространяет своё положение на рынке принтеров на положение на рынке чернил. Дело «Иллиной тул уоркс инк.» против «Индепендент инк инк.» (Illinois Tool Works Inc. v. Independent Ink, Inc.), 547 U.S. 28 (2006)

11 Суд: истец должен показать, что у ответчика действительно есть рыночная сила. Патент сам по себе не обязательно подтверждает вывод о рыночной силе. Экономические вопросы –Определение товара: машина + радио? Компьютерная операционная система + интернет-браузер? –Фиксированная пропорция: левый ботинок + правый ботинок: потребитель ценит пакет, а не отдельные части Обязательные условия Дело «Иллиной тул уоркс инк.» против «Индепендент инк инк.» (Illinois Tool Works Inc. v. Independent Ink, Inc.), 547 U.S. 28 (2006)

12 Некоторые компании привязывают два товара друг к другу с целью ценовой дискриминации путём «дозирования». Например, продавец оборудования может требовать, чтобы покупатель обращался за техобслуживанием к продавцу («Кодак») или покупал у него расходные материалы (в данном случае – чернила), не позволяя покупателю обращаться за этим к независимым поставшикам. Такие действия сами по себе не влекут ответственности по антитрестовскому законодательствy, но могут повлечь ответственность, если такие требования также рассматриваются как антиконкурентная привязка одного товара к другому. Обязательные условия Дело «Иллиной тул уоркс инк.» против «Индепендент инк инк.» (Illinois Tool Works Inc. v. Independent Ink, Inc.), 547 U.S. 28 (2006)

13 Отказ от сделки Компания «Аспен скиинг» владела тремя горнолыжными участками в Аспене (штат Колорадо); у «Аспен хайлендс» был один участок. Обе компании продавали «общеаспенские» билеты, дававшие лыжникам доступ ко всем четырём участкам, и делили доходы от продажи этих билетов между собой. Затем «Аспен скиинг» отказалась от единого билета и стала продавать пропуски, дававшие право входа только на три принадлежащих ей участка. «Аспен скиинг» отказалась дать «Аспен хайлендс» право продажи билетов на участки «Аспен скиинг» даже по полной розничной стоимости. «Аспен хайлендс» заявила, что «Аспен скиинг» отказалась от сделки, не имея на это законных оснований. «Аспен скиинг компани» против «Аспен хайлендс скиинг корпорейшн» (Aspen Skiing Co. v. Aspen Highlands Skiing Corp.), 472 U.S. 585 (1985)

14 Общее правило: «При отсутствии причины для создания или сохранения монополии» частный предприниматель имеет право беспрепятственно «осуществлять своё независимое волеизъявление в отношении контрагентов своих сделок». Дело США против «Колгейт энд компани» (U.S. v. Colgate & Co) (1919). Суд: «Аспен» несёт ответственность за убытки. «Высокая цена, которую мы платим за право отказываться от сделок с другими фирмами, не означает что это право не ограничено». Отказ от сделки «Аспен скиинг компани» против «Аспен хайлендс скиинг корпорейшн» (Aspen Skiing Co. v. Aspen Highlands Skiing Corp.), 472 U.S. 585 (1985)

15 Критерии признания отказа от сделок с «Аспен» противозаконным –Прежний характер сделок между компаниями. –Свидетельство того, что отказ от продолжения сотрудничества наносит вред не только истцу, но и потребителям. –Ответчик не смог представить удовлетворительный коммерческий мотив отказа от сделок Отказ от сделки «Аспен скиинг компани» против «Аспен хайлендс скиинг корпорейшн» (Aspen Skiing Co. v. Aspen Highlands Skiing Corp.), 472 U.S. 585 (1985)

16 Ограничительные действия Претензия: магазин игрушек, занимающий доминирующее положение на рынке уговорил производителей игрушек не продавать эти же игрушки магазинам-дискаунтерам. Суд: «Ограничительные сделки являются необоснованным ограничением торговли, только когда из-за них значительная доля покупателей или продавцов вытесняется с рынка». «Тойз «Ар» ас инк.» против ФТК (Toys R Us, Inc. v. FTC) (7-й округ 2000)

17 Ограничительные действия Факты: «Менаша» подписала контракты с супермаркетами на оказание исключительных услуг по поставке внутрифирменных рекламных купонов; контракт был признан не противоречащим конкуренции и, следовательно, законным. Суд: конкуренция по контрактам на оказание исключительных услуг – это «жизненная форма соперничества... которую антитрестовское законодательство поощряет, а не подавляет». Дело «Менаша корпорейшн» против «Ньюс ам. мктг. ин-стор инк.» (Menasha Corp. v. News Am. Mktg. In-Store, Inc.), (7-й окр., 2004). Супермаркет 1 Рекл. комп. 1Рекл. комп. 2Рекл. комп. 3 Супермаркет 2 Рекл. комп. 1Рекл. комп. 2Рекл. комп. 3

18 Другие виды нарушений Уникальная деятельность тоже может быть антиконкурентной. В деле против «Майкрософт» фигурировало несколько технологических обвинений в антиконкурентном поведении: –ограничение возможности производителей компьютеров устанавливать конкурирующие интернет-браузеры –программные средства разработчика («Джава» компании «Майкрософт») были несовместимы с другими аналогичными программами («Джава») США против «Майкрософт корпорейшн», 253 F.3d 34 (D.C. Cir. 2001)