СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ ФИЗИКИ Выступление на педсовете 11.01.13 учителя физики Вавиловой В. Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ Автор-составитель – Тридчикова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы ВСОШ города Салехарда год.
Advertisements

заседание кафедры естественно- математического цикла.
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ ФИЗИКИ УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ РОМАН Л.С.
Скажи мне – и я забуду Покажи мне – и я запомню Вовлеки меня – и я научусь». Китайская народная мудрость.
« Успех в учении-единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться…» К. Д. Ушинский « Успех в.
Создание ситуации успеха на уроках ИЯ как одного из факторов формирования коммуникативной компетенции «ВСЁ, ЧТО ПЕРЕСТАЁТ УДАВАТЬСЯ, ПЕРЕСТАЁТ И ПРИВЛЕКАТЬ»
Ситуации успеха в учебной деятельности школьников и пути их создания Подготовила учитель математики МОУ Озерницкой ООШ Вылегжанина Г.М
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Партизанская средняя общеобразовательная школа Подготовила Директор школы Юрьева Л.В..
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ.. Успех – это умение двигаться от одной неудачи к другой не теряя при этом энтузиазма!
Педагогический совет «Обучение и воспитание успехом»
«Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности»
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСИЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ОБУЧЕНИЯ Цели педсовета: 1. Анализ влияния успеха на различные аспекты деятельности учащихся.
Приемы создания ситуации успеха на уроке Ситуация успеха- сочетание условий, обеспечивающих успех Главная задача учителя: -дать каждому из своих воспитанников.
. Создание ситуации успеха на уроке.. Успех- 1. удача в достижении чего- либо; 2. общественное признание; 3. хорошие результаты в работе, учёбе и других.
ПЕДСОВЕТ: «Организация ситуации успеха на уроке».
Метод и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся Выступление на педагогическом совете Константиновой.
Педагогический совет Учитель – организатор учебно – познавательной деятельности учащихся.
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Новопокровская средняя общеобразовательная школа» Подготовила заместитель директора по УВР Фролова С.Г.
О.В. Кашпарова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ г. Иркутска СОШ 37, учитель математики 2012 г.
ПЕДСОВЕТ: «Обучение и воспитание успехом». В.А.Сухомлинский: Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления.
Транксрипт:

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ ФИЗИКИ Выступление на педсовете учителя физики Вавиловой В. Н.

Готовы ли мы, учителя, работать так, чтобы не навредить ребенку ? Как сделать обучение интересным ? Какова роль ситуации успеха ? Знаем ли мы приемы создания ситуаций успеха ? Если знаем, то как часто применяем их на практике ?

Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен организовать учитель. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Многие наши современники высказывают мысль о том, что ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.

Какова роль ситуации успеха ? Организация учебного процесса, основанного на гуманистический позициях, будет результативной при условии сотрудничества между учителями и учащимися. И только в том случае, если обучающие будут испытывать успех в познании окружающей действительности.

В процессе учебной деятельности положение учителя и ученика далеко не равнозначно. Учитель связан с учащимися целой системой формальных и неформальных связей, за характер которых он несет ответственность перед обществом, перед семьей учащегося, перед учеником и перед своей совестью. Нужно чаще разговаривать с учеником, выбирая для этого темы интересны для него, пожелания, потребности, чтобы помочь ему успешно пройти сложный путь личностного самоопределения. Учитель должен стремиться быть откровенным и открытым, постараться вселить силы в учащегося, то есть учитель и ученик должны находиться в равноправных позициях : откровенность учителя должна быть направлена к ученику, как к человеку. Педагог должен видеть личность, признавать ее неповторимость, незаменимость, уважать мысли, чувства учащихся, право на свободу выбора. Этим он признает их равенство, их право на сотрудничество, в каких бы официальных отношениях они не состояли.

В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении

Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально - психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным задания

Алгоритм создания ситуации успеха Психолого - педагогический аспект урока С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. С педагогической точки зрения успех – это достижение значительных результатов в деятельности, как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом

С чего начинается успех ? Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов – важные компоненты залога успеха на уроке Предвкушение необычности, способности учителя удивлять, приносить элемент романтичности играют важную роль Необычное начало урока

Что ведет к успеху ? Нетрадиционные формы обучения Интегрированные занятия, объединённые единой темой или проблемой Комбинированные ( лекционно – семинарские и лекционно – практические ) занятия, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества и культуры умственного, учебно - продуктивного и творческого труда

Поощрение деятельности обучающихся Стимулы первого порядка :« Как поощрение деятельностиучащихся » Оценка Яркая образная, эмоциональная речь учителя Словесная похвала ( Молодец ! Умница !) Организация коллективной деятельности Разноуровневые задания Усложнение заданий ( креативный уровень ) Сравнение успехов ученика с его прежними Анализ учебных результатов учителем Положительный пример

Создание условий, при которых дети работают с большей отдачей Занимательная ситуация Дозированное домашнее задание Познавательная игра Использование элементов соревнования Концентрация внимания на промежуточных успехах учащегося Креативная минутка Опора на анализ жизненных ситуаций

Своевременная оценка деятельности обучающихся Контролируемое доверие Задание практического характера Юмористическая минутка Запись благодарности в дневник Взаимоконтроль Учебная дискуссия Рейтинг по результатам учебной деятель ности в классе и на параллели Решение задач и проблем профессиональ ной направленности

Ситуации успеха и её типы 1. Неожиданная радость. Учитель должен осознавать свою сопричастность к успеху, осмысливать творческое начало в своей деятельности, должен быть убежден в правильности применяемых методов

Некоторые приемы « неожиданной радости » Прием Лестница или Встань в строй. Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих

Алгоритм 1 шаг : Психологическая атака. Суть состоит в том, чтобы переломить состояние психологического напряжения. Создание условий для вхождения в эмоциональный контакт. 2 шаг : Эмоциональная блокировка. Суть состоит в том, чтобы локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы. Самое главное – помочь ученику переосмыслить свой неуспех, найти его причину с позиции : неуспех – случаен, успех – закономерен. Важно переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую. 3 шаг : Выбор главного направления. Необходимо установить не только очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации

4 шаг : Выбор разных возможностей. Необходимо создать условия, при которых ученик, для которого создается ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению с одноклассниками. 5 шаг : Неожиданное сравнение. Может сработать единожды. 6 шаг : Стабилизация. Суть заключена в том, что приятная для отдельного учащегося общая реакция удивления для отдельного учащегося общая реакция удивления не оказалась единственной, чтобы неожиданная радость трансформировалась в сбывшуюся

Прием « даю шанс » Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать

2. Общая радость Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это прежде всего эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Радость тогда в радость, когда она воспринимается с остротой новизны, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка, его прорыв к лучшему. Раскроем приемы, с помощью которых можно создать ситуацию успеха, вызывающую общую радость.

Прием « следуй за нами » Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

Алгоритм 1 шаг : диагностика интеллектуального фона. Пробуждение ума, когда ребенку хочется догнать ушедших вперед одноклассников. 2 шаг : выбор интеллектуального спонсора. Проще, прикрепить сильного ученика. Для этого нужны побудительные мотивы, нужен взаимный интерес.

3 шаг : фиксация результата и его оценка. Необходимо, чтобы дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы поддержку и самое главное – желание повторить его, развить его. Например : совместное участие в подготовке, проведении тематических вечеров, смотров, конкурсов и тому подобное. Наиболее эффективный путь – привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств « старшего », и осознание собственного интеллектуального « Я ». В тоже время слабому ученику лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость перед одноклассниками, у него существует аванс доверия к возможностям своего спонсора.

Действия учителя, обеспечивающие ситуацию успеха : 1. Не заострять внимание на негативном ; чаще улыбайтесь, используйте элементы юмор а приобщении. 2. Проявляйте интерес и великодушие к св оим ученикам. 3. Не давайте детям прозвища, не вешайт е на них ярлыки. 4. Не сравнивайте ребёнка с другими, отм ечайте « персональную исключительность.

5. Аргументируйте необходимость Ваших действий ; ту отметку, которую Вы выставляете ученику. 6. Оценивайте действия ученика с акцентом на детали. 7. Не говорите много за детей, вызывайте их на диалог, позволяйте выражать им своё мнение. 8. Не высказывайте недовольство ученику при всём классе, не применяйте угрозы. 9. Помните, что Вы, как педагог, формируете личность учащегося, его самооценку, и частично несёт ответственность за его дальнейшую судьбу.