к.ч.лись волны заброше.ый сад краше.ая ло.ка со.нце плав.т скоше.ая тр.ва всё пр.снул.сь
качались волны заброшенный сад крашеная лодка солнце плавит скошенная трава всё проснулось
Словосочетание – это сочетание двух (и более) слов, связанных между собой грамматически и по смыслу. не является самостоятельной единицей сообщения, общения; не имеет смысловой и интонационной законченности. осенний ветер срывает листья кричат громко
Предложение – основная синтаксическая единица, так как в предложении оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить (высказать) слушающему или читающему. «Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли». В.В. Виноградов - обладает смысловой законченностью и интонационной целостностью; - содержит сообщение, вопрос или побуждение.
Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении. (урок обобщения знаний) Учитель русского языка Саюн О.В. С. Заречное
Цель: 1.обобщение знаний о сложном предложении; 2. закрепление навыков постановки знаков препинания в сложных предложения разных видов;
-Спишите предложения, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Определите вид предложения. 1.Плох тот наро. который н. помн.т н. цен.т н. люб.т св.ей истори.. 2.По морю шла в.лна и пена обл.зывая б.рта пар.хода тотчас та.ла. 3.И м.ховые б.лота и пни всё хорошо под сиянием лу.ым. 4.Скоро все уг.монились пр.тихли птиц. застыл воздух потух к.стёр. 5.Ру.кий чел.век так уверен в св.ей сил. что он не прочь поломать себя он мало зан.мает.ся своим прошедш.м и смело гл.дит вперед.
Проверь себя. 1.Плох тот народ, который не помнит, не ценит, не любит своей истории. (СПП) 2.По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла. (ССП) 3.И моховые болота, и пни - всё хорошо под сиянием лунным. (Простое) 4.Скоро все угомонились: притихли птицы, застыл воздух, потух костёр. (БСП) 5.Русский человек так уверен в своей силе, что он не прочь поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. (С разными видами связи)
Предложения Простые[ ]. Сложные [ ],[ ],и[ ]. Союзные БессоюзныеБессоюзные ССП ССП СПП СПП
Сложносочиненное предложение Части равноправные Сочинительные союзы (соединительные, противительные, разделительные) Схема: [ ], и [ ]. Не путай! [ - = и = ]. (однородные члены)
Садилось солнце и кончался день. То ли врачи ошиблись то ли рана сама собой заросла. В лесу пели птицы и стрекотали кузнечики. К счастью время прошло и всё забылось. Когда началась гроза игра прекратилась и дети разбежались по домам. Когда состоится концерт и кто выступает? Как она прекрасна и какой чудесный у неё голос!
Проверим задание [Садилось солнце], и [кончался день]. [То ли врачи ошиблись], [то ли рана сама собой заросла]. [В лесу пели птицы] и [стрекотали кузнечики]. К счастью, [время прошло] и [всё забылось]. (Когда началась гроза), [игра прекратилась] и [дети разбежались по домам]. Когда состоится концерт и кто выступает? Как она прекрасна и какой чудесный у неё голос!
Знаки препинания в ССП [ ], и [ ]. [ ] ; и [,, ]. Нет запятой перед И, ИЛИ, ЛИБО, если есть: 1.Общий второстепенный член. 2.Общее вводное слово. 3.Общее придаточное. 4.Два вопросительных или восклицательных предложения. предложение
Сложноподчиненное предложение Главное + придаточное Подчинительные союзы и союзные слова Схема: [ ], ( чтобы ). (Если), [ ]. [,(который), ]. Придаточное может находиться после главного, перед ним, внутри него Указательное слово – всегда в главном предложении (то, так, туда, оттуда, столько …) (Каково лето), [таково и сено].
1.Грош цена человеку который не может сломать дурной привычки. 2.Друг это тот кому можно доверять. 3.Кто сам на себя много берёт тот от других вправе ждать многого. 4.Я не знаю куда мы попали и как отсюда выбраться. 5.Ученику сказали что если он ещё раз прогуляет вызовут его родителей. 6.Заметьте что чем больше об этом думаешь тем меньше это нравится. 7.Я приду только если буду способен.
Проверим задание [Грош цена человеку], (который не может сломать дурной привычки). [Друг – это тот], (кому можно доверять). (Кто сам на себя много берёт), [тот от других вправе ждать многого]. [Я не знаю], (куда мы попали) и (как отсюда выбраться). [Ученику сказали], (что, (если он ещё раз прогуляет), вызовут его родителей). [Заметьте],( что (чем больше об этом думаешь), тем меньше это нравится). [Я приду], (только если буду способен).
Знаки препинания в СПП [ ], (когда ). [ ], (куда ) и ( как ) однородное подчинение [ ], (что, ( если ) ). [ ], ( что _ ( если ), то ). так, так и, тем, но, однако предложение
Бессоюзное предложение Без союзов [ ], [ ]. [ ] ; [ ]. [ ] : [ ]. [ ] - [ ]. Части соединяются по смыслу и интонации, без помощи союзов или союзных слов. БСП можно заменить синонимичным СПП [Павел чувствует] : [чья-то рука касается его]. [Павел чувствует], (что чья-то рука касается его). [Лес рубят] – [ щепки летят]. (Когда лес рубят), [щепки летят]. [Лето припасает] - [зима поедает]. [Лето припасает], а (зима поедает).
Пунктуация в БСП [ ], [ ] и перечисление фактов [ ] ; [,, ] [ ] : [указывает причину] потому что [ ] : [дополняет смысл] что, как [ ] : [поясняет] а именно [ ] - [ ] противопоставление а, но [время или условие ] - [ ] когда, если [ ] - [вывод, следствие] так что, поэтому [ ] - [сравнение] как, словно, будто [ ] - [ ] быстрая смена событий [ ] - [ ] перед это [ ] - [ ] вторая часть – неполное предложение Замени БСП СПП или ССП. :, ; _
1. Мы знаем главное предназначение человека оставить свой добрый след на земле. 2. Поговоришь с добрым человеком солнечный луч озарит твою душу. 3. Желаешь себе добра не делай зла другому. 4. Мудрость доброты в одном она не к себе а к людям ко всему окружающему. 5.У каждого времени своя жестокость а доброта одна на все времена. 6. Будешь думать о хорошем мысли созреют в добрые поступки. 7. Добрые деяния никогда не следует откладывать всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. 8. Доброта качество излишек доброты нам не вредит. 9.Добрый человек оставляет добрую память злой человек будет быстро забыт.
1. Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. [ - = ] : [ - - =]. дополнение 2. Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу. [ = ] - [ - = ]. сравнение 3. Желаешь себе добра – не делай зла другому. [ = ] – [ = ]. условие 4. Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. [ - ] : [ - ]. пояснение 5.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена. [ - ], а [ - ]. ССП 6. Будешь думать о хорошем - мысли созреют в добрые поступки. [ =] – [ - = ]. условие 7. Добрые деяния никогда не следует откладывать - всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. [ = ] : [ - = и = ]. причина 8. Доброта - качество: излишек доброты нам не вредит. [ - - = ] - [ - =]. вывод 9.Добрый человек оставляет добрую память - злой человек будет быстро забыт. [ - = ] - [ - = ]. противопоставление Проверим задание
Цель моего присутствия на уроке …. Какая часть моей сегодняшней цели решена?... Эффективнее всего на уроке я работал(а), когда… Урок помог мне систематизировать… систематизировать… (вспомнить) (вспомнить) совершенствовать … совершенствовать … задуматься о … задуматься о … Сегодня за урок я ставлю себе …
Составить или найти в художественных произведениях предложения, соответствующие схемам.