Интеграция дистанционно пилотируемых авиационных систем (ДПАС) в гражданское воздушное пространство – некоторые проблемы и возможные пути решения; самоорганизующиеся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
A b d c e Топология сетей Физическая топология сети - это конфигурация графа, вершинами которого является активное сетевое оборудование или компьютеры,
Advertisements

-сеть "точка - точка" -сеть "облако". В сети с технологий "точка - точка" каждым двум узлам выделяется отдельная линия, а для объединения N узлов требуется.
Лекция 7. Маршрутизация сообщений во вторичных сетях связи (ВСС) Учебные и воспитательные цели: 1.Ознакомить студентов с задачами плановой системы управления.
Раздел 3 Сетевые модели. Тема 3.1 Понятие сетевой модели. Архитектура сети определяет основные элементы сети, характеризует ее общую логическую организацию,
Поколение 2G. Хэндовер в GSM Лектор ст. преп. Зарипова Эльвира Ринатовна.
Лекция 6. Передача сообщений во вторичных сетях связи Учебные и воспитательные цели: 1.Уяснить сущность и особенности методов коммутации во вторичных сетях.
На сегодняшний день в мире существует более 130 млн. компьютеров и более 80 % из них объединены в различные информационно-вычислительные сети - от малых.
Компьютерные сети и Интернет Локальные сети. Локальные сети. Для связи с внешним (периферийными)устройствами компьютер имеет порты, через которые он способен.
Тема 3 Рассматриваемые вопросы 1. Классификация сетей 2. Назначение сетей 3. Компоненты вычислительных сетей 4. Топологии сетей 5. Архитектура сетей.
Сетевой Канальный Физический Прикладной Представит. Сеансовый Транспортный Сетевой Канальный Физический Прикладной Представит. Сеансовый Транспортный Сетевой.
Технические ресурсы Интернет Технические ресурсы Интернет.
Передача информации.Локальные и глобальные компьютерные сети.
Сетевой Канальный Физический Прикладной Представит. Сеансовый Транспортный Сетевой Канальный Физический Прикладной Представит. Сеансовый Транспортный Сетевой.
Структура компьютерных сетей. Компьютерные сети являются одной из самых перспективных и быстро развивающихся технологий XXI века. Желание передавать информацию.
Принципы пакетной передачи данных Борисов В.А. КАСК – филиал ФГБОУ ВПО РАНХ и ГС Красноармейск 2011 г.
Лекция 3: Классификация ЛВС По расстоянию между узлами В зависимости от расстояний между связываемыми узлами различают вычислительные сети: территориальные.
Компьютерные сети Что такое компьютерная сеть? Компьютерная сеть- это программно- аппаратный комплекс, обеспечивающий автоматизированный обмен.
1.Типы маршрутизации : самомаршрутизация; - самомаршрутизация; - таблично-контроллерная маршрутизация; - многомаршрутная коммутация.
Общие сведения о вычислительных сетях. Вычислительной сетью называется система, состоящая из двух или более удаленных ЭВМ, соединенных с помощью специальной.
Работа протоколов стека TCP/IP Борисов В.А. КАСК – филиал ФГБОУ ВПО РАНХ и ГС Красноармейск 2011 г.
Транксрипт:

Интеграция дистанционно пилотируемых авиационных систем (ДПАС) в гражданское воздушное пространство – некоторые проблемы и возможные пути решения; самоорганизующиеся воздушные сети (СВС); математическое моделирование использования СВС при управлении воздушным движением; требования к СВС с точки зрения организации полетов ДПАС в гражданском воздушном пространстве. ГосНИИ авиационных систем (ГосНИИАС) Э.Я.Фальков 29/08/20131Авионика и CNS/ATM, МАКС 2013

Предмет рассмотрения Полеты ДПАС в воздушном пространстве классов А – С по правилам IFR (инструментальные правила полетов) Полеты в специально выделенном воздушном пространстве (segregated airspace) не рассматриваются В остальных классах, включая класс G: хорошо бы решить все и сразу, но на ближайшие годы, а может быть, навсегда, это невозможно

К вопросу о Detect and Avoid в классе G Ставится задача ДПАС летать в классе G. Достаточно часто делаются инстинктивные попытки повторить пилота на борту ДПВС и повторить т.н. зрительный анализатор, в т.ч«глаза пилота», и, в частности, установить на борту устройств формирования изображения (ТВ, FLIR и пр.). После получения изображения на борту ВС возникают две тупиковые возможности: 1)обработать изображения на борту, принять решение и послать полученный результат о принятом решении пилоту ДПВС; вопросы связи в этом случае не вызывают проблем, но имеются большие сомнения относительно надежности автоматического принятия решений на борту ВС; ножницы при достижении достижимого и требуемого результата 2) послать изображение пилоту ДПВС в широкой полосе частот, чтобы принять решение на СДП. Широкие полосы частот сейчас в УВД не применяются; в будущем это можно будет разрешить с помощью AeroMax (только для движения по поверхности). Для ДПВС в воздухе решения не видно. Пилотируемой авиации это не нужно. Обе возможности весьма проблематичны. Но гораздо большие проблемы – увидеть ДПВС пилотом авиации общего назначения. Вывод: до получения опровергающих результатов не разрешать ДПАС летать в классе G.

ДПАС: голосовая связь и данные от/к системе УВД

Где делать шлюз? ИКАО: Голосовые УКВ сообщения от УВД к дистанционному пилоту поступают на ДПВС, преобразуются в цифровую форму и транслируются на СДП по ЛПД С2. Голосовые сообщения от ДП к УВД преобразуются в цифровую форму на СДП, посылаются на ДПВС по каналу С2, преобразуются в аналоговые голосовые сообщения и передаются по УКВ радио – шлюзы на каждом ДПВС. Асимметричный метод (персонал УВД посылает и получает голосовые сообщения в аналоговой форме, ДП делает то же самое в цифровой форме) поддерживает ся желанием не изменять оборудование и процедуры УВД в глобальном масштабе. Но это значительно усложняет оборудование всех ДПВС, больших и малых, и должно выполняться с учетом ограничений по массе, размеру, расположению, электроснабжению, управлению, обслуживанию и пр. Другой возможный метод: голос на пути от УВД к СДП преобразуется в цифровую форму не на борту ДПВС, а в наземной службе УВД; далее – все в цифровом виде. Конечно, это потребует установки определенного нового сертифицированного оборудования в УВД (точнее, не в УВД, а поблизости), где будут применяться две частоты для голоса – одна УКВ для аналоговой голосовой связи на пилотируемых ВС с организацией линий прослушивания, а другая (возможно, не УКВ) – для цифровой голосовой связи по каналу С2 для ДП с помощью ретрансляции (в цифре) посредством ДПВС. Применять цифровую голосовую связь проще и эффективнее; это общепринятый способ в звуковой индустрии и в беспроводной телефонной связи.

Вместо множества шлюзов на каждом ДПВС – один наземный шлюз, связанный с УВД Новое оборудование, предназначенное для УВД, не оказывает влияния на эксплуатацию пилотируемых ВС и будет касаться только действий ДПАС. Помимо УКВ голосовой связи также должна бытьорганизована трансляция данных УВД от УВД на СДП с помощью канала С2. Необходим шлюз между связью УВД (голосовой и данных) и каналом С2, и можно рассмотреть два подхода. Первый – ничего не менять в оборудовании УВД и возложить всю тяжесть задачи на ДПВС при существенных ограничениях. Второй – упростить бортовую часть и передать часть заданий на землю, не в службу УВД, а в некоторые наземные модули ДПАС УВД, что абсолютно не влияет на организацию полетов пилотируемых ВС, а в части ДПАС доставляет информацию в обоих направлениях – от ДПАС в УВД для построения полной картины УВД и от УВД к ДП для выполнения полетов под полным контролем УВД. Вместо множества шлюзов на борту ДПВС применяется один общий наземный шлюз.

ДПАС УВД модуль для двустороннего приема/передачи голоса и данных УВД (ATN patch)

RLOS: СДП и ДПВС в прямом доступе (Link d - прямой канал) C2 Link d RPS RPA

BRLOS: доступ СДП к ДПВС через спутник (Link s - спутниковый канал) RPARPA RPS C2 Link s

Долой монополию! Могут быть и другие способы взаимодействия ДПВС и СДП друг с другом и с пользователями воздушного пространства. Например, ДПВС 1 управляется СДП 1, а ДПВС 2 управляется СДП 2. Данные о положении ДПВС 1 может получить СДП 2, а данные о положении ДПВС 2 может получить СДП 1. В результате и СДП 1 и СДП 2 могут получить информацию о ситуации от обоих ДПВС. Это условие может распространяться на множество ДПВС и другие ВС, оснащенных таким же образом, что повысит общую ситуационную осведомленность. Для данного примера передача информации на землю от ДПВС должна быть организована следующим образом: - (i) данные о положении передаются в режиме вещания, - (ii) данные от ДПВС к своей СДП о статусе механизмов, определяющих поведение ДПВС, информация по встроенному контролю и др. могут передаваться в режиме радиовещания или в сквозном (на соответствующую СДП) режиме

Не только получать/посылать собственные, но и ретранслировать чужие сообщения Одним из важных моментов обеспечения интеграции ДПАС в гражданское воздушное пространство является требование иметь надежную связь между СДП и ДПВС. Когда какое-либо ДПВС способно быть соединенным со своей СДП не только напрямую, но также и через некоторые другие надежные/запасные пути, робастность функционирования ДПАС в гражданском воздушном пространстве существенно повышается. Когда какое-либо ДПВС способно получать данные не только от своего СДП и передавать не только данные о собственном ДПВС, фактически предоставляется функция ретранслятора в режиме переприема через ДПВС. В этом случае СДП может посылать контрольный сигнал для модификации поведения ДПВС не только напрямую, но и с помощью одного или более ДПВС, действующих как находящаяся в воздухе ретрансляционная станция/станции. Вместо ДПВС могут применяться и другие ВС, если они оснащены надлежащими транспондерами канала С2.

Воздушная сеть обеспечивает робастность связи При получении информации от окружающих ВС, использовании ее для ситуационной осведомленности и самоэшелонирования (фактически являющегося фундаментом для построения последующих систем Detect and Avoid), повторной передачи этих данных и передачи данных о собственном положении на все оборудованные ВС, СДП и УВД, ДПВС будет действовать как узел воздушной сети. Одно из важных свойств такой сети – робастность (повышенная устойчивость к помехами и к различного рода сбоям). ДПВС может получать управляющие сигналы/посылать статусную информацию не только напрямую от своего СДП, но и от находящихся поблизости ДПВС (действующих как ретрансляционные станции), при необходимости, несколькими дополнительными путями. Воздушная сеть должна удовлетворять ряду описанных ниже требований, это же соответственно относится и каналу С2.

BRLOS: доступ СДП к ДПВС в воздухе (RPA r - ДПВС-ретранслятор или любое оборудованное воздушное судно, Link a -канал ретрансляции в воздухе) RPS RPA RPA r C2 Link a В случае воздушной связи метка BRLOS содержит всю информацию об имеющейся воздушной сети между СДП и ДПВС (карту сети); количество скачков «борт-борт» и запаздывание сигнала минимизированы и известны.

BRLOS: доступ СДП к ДПВС через воздушную сеть C2 Link a RPA r RRRA r RPA RPA r RPS

Требования к воздушной сети (1) Основная функция воздушной сети (A-network) – обеспечить обмен информацией между объектами в пределах зоны обычного радиодоступа. К этим объектам могут относиться любые пилотируемые и беспилотные ВС, движущиеся и стационарные наземные и надводные устройства (передатчики/ приемники), снабженные аппаратурой (HW) и /или программным обеспечением (SW) для выполнения функций коммутируемых сетевых узлов. Все объекты A-network имеют привязку по координатам времени, например, с помощью GNSS. Зона обычного радиодоступа – это область, где каждый объект имеет радиодоступ по крайней мере к одному соседнему объекту. Вся циркулирующая в сети информация доступна для всех пользователей (узлов). При необходимости, каждый пользователь способен посылать данные в сквозном режиме. Обмен информацией ведется в пакетном режиме. При отсутствии прямого радиодоступа между объектами информация передается (транслируется) через другие объекты.

Требования к воздушной сети (2) Для подавления ложных имитируемых сигналов и обращения в системе «обнаружить и уклониться», время отправки каждого пакета соотносится со шкалой времени; это время включается в пакетное сообщение. Время прихода сигнала определяется при получении сигнала. Разница между временем отправки и получения сигнала позволяет вычислить расстояние между отправителем и получателем. Функции маршрутизации и коммутации пакетов возлагаются на HW/SW A-network, которая обеспечивает протоколы координации взаимодействия, поиск назначенных объектов, создание, обеспечение и контроль целостности пакетов. Для случая, когда все узлы сети используют одну и ту же частоту для получения и отправки сообщений, после получения данных узел должен хранить их до передачи. Работу сети следует организовать так, чтобы сократить время хранения данных во всех узлах, участвующих в цепи трансляции по доставке данных в нужный узел.

Требования к воздушной сети (3) A-network построена по принципу самоорганизации; она хранит и регулярно обновляет карту A-network, включающую: -текущую архитектуру сети в форме географических координат доступных для соединения объектов и их взаимодействия; -таблицу расстояний между объектами, вычисленных по их географическим координатам; -таблицу расстояний между объектами, вычисленных по измеренной величине времени распространения сигнала между объектами; -таблицу явных несоответствий между расстояниями, определенными по координатам и времени распространения; - таблицу пропускной способности каналов связи между объектами; -базу данных о местности и препятствиях для прогноза границ зоны прямого - радиодоступа. Сетевые адреса (номера) объектов с географической, временной и сетевой привязкой известны всем объектам сети.

Требования к воздушной сети (4) A-network обеспечивает следующие дополнительные функции электросвязи: a)Поиск объекта в A-network. Когда надо передать информацию на конкретный объект, можно применять «штурмовой» принцип, то есть послать запрос в режиме вещания, защищенном от повторного вещания в том же канале между узлами. b) Приoритеты сообщений определяются, исходя из содержания. Часть карты A-network для объекта позволяет маршрутизацию сообщения «вручную» или автоматическую в зависимости от ранга сообщения. Срочные (или критичные ко времени доставки) сообщения направляются согласно минимальному количеству трансляционных станций. Сообщения, требующие повышенной достоверности, направляются по кратчайшим возможным путям, обладающим наивысшей устойчивостью к помехам. Маршрутизация сообщений, не требующих специального внимания, осуществляется Таким образом, чтобы минимизировать потери пропускной способности каналов между узлами.

Требования к воздушной сети (5) с)Организация голосового обмена плюс к обмену данными; голосовые сети и сети данных используют разные частоты в соответствии с планами частот; если необходимо, A-network управляет переключением узлов для голосовой связи. d) Возможность посылать голосовые сообщения в режиме вещания (реализация функции спаренной линии («Party line»), используя свойства A-network для организации голосовой связи). e) Способность хранить информацию, полученную ранее от других объектов, когда ДПВС находится вне A-network, и доставлять ее в A-network в пределах зоны доступа (почтовая служба). f) Возможность защитить переданную информацию от несанкционированного доступа, замены, перехвата, ввода ложной информации с целью проверки подлинности сообщения

Голос и данные от/к УВД через спутник

Избежать задержки от спутников: линейные воздушные сети

Робастные mesh сети

Сочетание ДПАС УВД модуля и воздушной сети

Воздушно-космическая сеть Воздушные суда, входящие в воздушную сеть, функционируют и взаимодействуют с УВД самостоятельно. АЗ Н-В сообщения от воздушных судов в УКВ диапазоне и 1090 МГц, не входящих в сеть, поступают на низкоорбитальные спутники (Иридиум, Гонец) и ретранслируются на наземные спутниковые приемные станции, откуда поступают в систему УВД. Для получения информации эти воздушные суда ожидают вхождения в сеть. Глобальный характер применения. Прозрачный характер организации сети в случае использования самоорганизующегося временного множественного доступа.

Входные данные flighradar24.com (полетные данные онлайн)

Построение маршрутов (пример) Полёт AC029 Vancouver – Shanghai UTC00:0001:0001:3002:1002:3003:20 Координаты, °с.ш., в.д , , , , , , 131 Высота, км10,511 10,710,510,3

NameFlight 1 node[0]AC025 Vancouver – Shanghai 2 node[1]AC029 Vancouver – Beijing 3 node[2] SYL 499 Yakutsk – Ugolny (Anadyr) 4 node[3]AAR2453 Seattle - Seoul 5 node[4]Yakutsk – Ugolny (Anadyr) 6 Stnode[0]UAL7 Houston - Tokyo 7 Stnode[1]UAL803 Washington - Tokyo 8 Stnode[2]PO243 Cincinnati - Austin 9 Stnode[3] CZ318 Los Angeles - Guangzhou Statnode[0]: Komsomolsk-on-Amur station; Statnode[1]:Ugolny (Anadyr) station

Approximation to real flight traffic

Ugolny (Anadyr) AC025 Vancouv er – Shanghai AC029 Vancouv er – Beijing SYL 499 Yakutsk – Ugolny AAR245 3 Seattle - Seoul Yakutsk – Ugolny UAL7 Houston - Tokyo UAL803 Washing. - Tokyo PO243 Cincinna ti - Austin CZ318 LA – Guangzh. Komsom olsk-on- Amur Ugolny (Anadyr) AC025 Vancouv er – Shanghai AC029 Vancouv er – Beijing SYL 499 Yakutsk – Ugolny AAR245 3 Seattle - Seoul Yakutsk – Ugolny UAL7 Houston - Tokyo UAL803 Washing ton - Tokyo PO243 Cincinna ti - Austin CZ318 LA – Guangzh. Komsom olsk-on- Amur Моделирование сети, UTC = 00:

Ugolny (Anadyr ) AC025 Vancouv er – Shangha i AC029 Vancouv er – Beijing SYL 499 Yakutsk – Ugolny AAR245 3 Seattle - Seoul Yakutsk – Ugolny UAL7 Houston - Tokyo UAL803 Washing. - Tokyo PO243 Cincinna ti - Austin CZ318 LA – Guangzh. Komso molsk- on- Amur Ugolny (Anadyr ) - AC025 Vancouv er – Shangha i - AC029 Vancouv er – Beijing - SYL 499 Yakutsk – Ugolny - AAR245 3 Seattle - Seoul - Yakutsk – Ugolny - UAL7 Houston - Tokyo - UAL803 Washing t. - Tokyo - PO243 Cincinna ti - Austin - CZ318 LA – Guangzh. - Komso molsk- on- Amur - Ugolny (Anadyr ) - Моделирование сети, UTC = 01:

Ugolny (Anadyr) AC025 Vancouv er – Shanghai AC029 Vancouv er – Beijing SYL 499 Yakutsk – Ugolny AAR245 3 Seattle - Seoul Yakutsk – Ugolny UAL7 Housto n - Tokyo UAL80 3 Washin g. - Tokyo PO243 Cincinn ati - Austin CZ318 LA – Guangz h. Komsomo lsk-on- Amur Ugolny (Anadyr) - AC025 Vancouve r – Shanghai - AC029 Vancouve r – Beijing - SYL 499 Yakutsk – Ugolny - AAR2453 Seattle - Seoul - Yakutsk – Ugolny - UAL7 Houston - Tokyo - UAL803 Washingt on - Tokyo - PO243 Cincinnati - Austin - CZ318 LA – Guangzh. - Komsomo lsk-on- Amur - Моделирование сети, UTC = 02:

Ugolny (Anadyr) AC025 Vancouv er – Shanghai AC029 Vancouv er – Beijing SYL 499 Yakutsk – Ugolny AAR245 3 Seattle - Seoul Yakutsk – Ugolny UAL7 Houston - Tokyo UAL80 3 Washin g. - Tokyo PO243 Cincinn ati - Austin CZ318 LA – Guangz h. Komsomo lsk-on- Amur Ugolny (Anadyr) - AC025 Vancouver – Shanghai - AC029 Vancouver – Beijing - SYL 499 Yakutsk – Ugolny - AAR2453 Seattle - Seoul - Yakutsk – Ugolny - UAL7 Houston - Tokyo - UAL803 Washingto n - Tokyo - PO243 Cincinnati - Austin - CZ318 LA – Guangzh. - Komsomo lsk-on- Amur - Ugolny (Anadyr) - Моделирование сети, UTC = 02:

Ugolny (Anadyr ) AC025 Vancou ver – Shangha i AC029 Vancou ver – Beijing SYL 499 Yakutsk – Ugolny AAR24 53 Seattle - Seoul Yakutsk – Ugolny UAL7 Housto n - Tokyo UAL80 3 Washin g. - Tokyo PO243 Cincinn ati - Austin CZ318 LA – Guangz h. Komsom olsk-on- Amur Ugolny (Anadyr) - AC025 Vancouve r – Shanghai - AC029 Vancouve r – Beijing - SYL 499 Yakutsk – Ugolny - AAR245 3 Seattle - Seoul - Yakutsk – Ugolny - UAL7 Houston - Tokyo - UAL803 Washingt on - Tokyo - PO243 Cincinnat i - Austin - CZ318 LA – Guangzh. - Komsom olsk-on- Amur - Моделирование сети, UTC = 03:

Additional station on Kamchatka Peninsula

Использование вертолетов

Coverage area (1) Covered area: km 2 Covered area: km 2 Neighboring nodes: 3Neighboring nodes: 5 To determine the coverage area there is a need of taken to account the value of desired probability of connectivity Pcon. Coverage area is defining by radio range R. Pcon = 90% R = 400 km

Coverage area (2) Covered area: km 2 Covered area: km 2 Neighboring nodes: 3Neighboring nodes: 5 To determine the coverage area there is a need of taken to account the value of desired probability of connectivity Pcon. Coverage area is defining by radio range R. Pcon = 99% R = 400 km