А.М.Горький Пьеса «На дне» 11 класс Учитель русского языка и литературы Н.М. Рыжкова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А.М.Горький Пьеса «На дне» 11 класс.
Advertisements

Обитатели ночлежки в пьесе Горького «На дне» 1902 Среда, 18-го Декабря _______________ ___.
Правда в пьесе А.М. Горького «На дне» И только Мысль - подруга Человека, и только с ней всегда он неразлучен, и только пламя Мысли освещает пред ним препятствия.
Урок - диспут в 11 классе М. Горький. Художник И. Бродский. Спектакль Kleines Theater, Берлин. Фото 1903.
М.Горький пьеса «На дне». М.Горький пьеса «На дне». Спор о человеке, проблема правды (занятие-дискуссия)
Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии – в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие.
Герои пьесы Максима Горького «На дне». Верующие и неверующие. Выполнила ученица 11 «Б» класса Улётовской средней школы Воронина Виктория.
Максим Горький пьеса « На дне» Автор – Кравченко Н.В. учитель русского языка и литературы.
Урок – проект по пьесе М. Горького «На дне» Цель урока: 1) изучить духовную сущность пьесы- «Свобода во что бы то не стало!» 2) выявить основной мотив.
Пьеса «На дне». Максим Горький (имя при рождении Алексей Максимович Пешков) (16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская Империя 18 июня 1936, Горки,
Образ Луки в пьесе «На дне». Одним из главных действующих лиц в пьесе максима горького На дне является Лука, пожилой странник, на некоторое время появляющийся.
Автор проекта : Шахзадова Виолетта Руководитель : Ананьева Наталья Валентиновна.
КАЖДЫЙ, КТО ЛЮБИТ ПРАВДУ, ПРИХОДИТ К СВЕТУ; ОН НЕ БОИТСЯ ОБНАРУЖИТЬ ДЕЛА СВОИ, ЛЕВИ ДОУЛИНГ.
ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»
Спор о правде и мечте В пьесе М. Горького «На дне»
Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет,- Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой! Пьер Беранже Человек- вот правда! Сатин.
Уроки литературы 11 класс ПЬЕСА М.ГОРЬКОГО «НА ДНЕ». ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОНФЛИКТА. Разработан учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 1 г.Юрьевца.
« На дне » Максим Горький 1 Урок литературы в 11 классе. Шебалова О.В., учитель МОУ «Чернухинская СОШ»
Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет, - Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой! Пьер Беранже Человек – вот правда!
Драма – жанр драмы Драма – жанр драмы выполнил ученик 11-В класса Стариков Юрий.
Транксрипт:

А.М.Горький Пьеса «На дне» 11 класс Учитель русского языка и литературы Н.М. Рыжкова

История создания пьесы Драма «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. А.М.Горький отмечал, что пьеса – итог его почти 20-летних наблюдений над миром «бывших людей».

Смысл названия пьесы Первоначально пьеса называлась «Ночлежка», потом – «Без солнца». Почему «На дне»? В названии заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на «дно», уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Акт II. Спектакль Kleines Theater, Берлин.

Новаторство А.М.Горького Новаторство А.М.Горького Впервые перед зрителем предстал невиданный ранее мир воров, бродяг и проституток, а в нем отражение мира, откуда были извергнуты эти люди. Изображение этого страшного мира – обвинительный акт против несправедливого общественного строя.

Развитие драматического конфликта определяют диалоги героев, обитателей ночлежки. Действие пьесы переведено во внесобытийный ряд – это характерно для жанра философской драмы. Жанр произведения Акт II. Художник Д. Шмаринов.

Проблематика драмы Пьеса продолжает тему униженных и оскорбленных в русской литературе. Пьеса продолжает тему униженных и оскорбленных в русской литературе. В центре – спор о человеке. Главное в этом споре – проблема правды и лжи. В центре – спор о человеке. Главное в этом споре – проблема правды и лжи. Горький ставит философский вопрос: «что лучше – истина или сострадание»? Горький ставит философский вопрос: «что лучше – истина или сострадание»? Типаж-группа босяков. Фотоснимок, присланный Горьким Московскому Художественному театру

Конфликт пьесы Социальный конфликт: общество виновато в существовании «дна». Социальный конфликт: общество виновато в существовании «дна». Философский конфликт :что важнее для человека – ложь или правда? Философский конфликт :что важнее для человека – ложь или правда? Макет ночлежки. Рисунок, присланный Горьким Московскому Художественному театру

Обитатели ночлежки Обитатели дна выброшены из жизни условиями, царящими в обществе. Люди изуродованы, сломлены жизнью и обречены на гибель, хотя достойны лучшей участи. Перед нами – глубоко страдающие и одинокие люди. Каждый замкнут в своем горе Фотоснимок, присланный Горьким Московскому Художественному театру

Клещ и Анна Клещ – слесарь. Попал на «дно», потеряв работу. Мечтает выбраться из ночлежки и заняться честным трудом. Живет надеждой на освобождение, которое принесет ему смерть жены. Умирающая Анна всю жизнь «над каждым куском хлеба тряслась» и постоянно тревожится, «как бы больше другого не съесть». Акт I. Художник С. Гонков.

Барон Разорившийся дворянин. Все его достояние – воспоминания о былом величии своего рода. Живет за счет Насти, но ее слезы и фантазии лишь забавляют его. Все его достояние – воспоминания о былом величии своего рода. Живет за счет Насти, но ее слезы и фантазии лишь забавляют его. Издевается над всеми и быстро теряет человеческий облик. Издевается над всеми и быстро теряет человеческий облик. Барон: «А…ведь зачем- нибудь я родился… а?» Барон В. Качалов. Спектакль Московского Художественного театра.

Актер Бывший театральный актер. Когда-то играл на сцене и носил звучную фамилию Сверчков-Задунайский, а теперь спился. Живет воспоминаниями о прекрасном. Из всех ночлежников отличается тонкой душевной организацией. Актер Э. Рейхер. Спектакль "Kleines Theater", Берлин.

Настя Пытается вырваться из грязного прошлого и настоящего, где «…опротивело все! Вся жизнь… все люди!..» в мир «чистой любви». Живет мечтами, которые заимствует из книги «Роковая любовь». Настя О. Книппер. Московский Художественный театр.

Васька Пепел Вор. Сын вора. Родился в тюрьме и обречен идти по этой дороге. Но он жаждет правильной жизни: мечтает жениться на Наташе, уйти из-под власти Василисы. «…надо жить… иначе! Лучше надо жить! …чтобы самому себя можно мне было уважать…» Васька Пепел И. Сканке. Спектакль театра Альмы и Иохана Фальстрам. Христиания (ныне Осло), Норвегия..

Бубнов Оказался в ночлежке, уйдя из дому «от греха подальше», чтобы не убить жену и ее любовника. Сам признается, что пьяница и ленив: «Страсть как работать не люблю!» Двор ночлежки. Карандашная зарисовка М.Горького

Сатин Бывший телеграфист. Шулер. Попал на «дно», после того как отсидел в тюрьме за убийство (не веря в правосудие, отомстил негодяю, погубившему его сестру). Сатин Р. Валентин. Спектакль Kleines Theater, Берлин.

Лука Имя – двойственность образа: Лука означает «светлый» (имя одного из 4-х канонических евангелистов) и вызывает ассоциации со словом «лукавый». Находит подход к каждому ночлежнику. В любом видит человека, его светлые стороны, вселяет в людей веру в лучшее и в себя. Лука И. Москвин. Спектакль Московского Художественного театра

Три философии – три ответа на главный вопрос пьесы Философия Луки Философия Сатина Философия автора

Философия Луки Лука – носитель философии веры. Он верит в любого человека. Суть его философии: вера может изменить реальную правду, так как она помогает уйти от ужасной реальности в мир прекрасных иллюзий. Правда Луки выражается простой формулой: «Во что веришь, то и есть». Акт II. Художник С. Гонков.

Философия Сатина Сатин верит не в человека, слабого и маленького, а в человечество. Вместо «любви к ближнему». Он предлагает «любовь к дальнему»человеку, человеку мечты. Сатин: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека» «Человек – вот правда! Человек! Это звучит… гордо!» Акт IV. Художник С. Гонков.

Философия автора Философия автора А.М.Горький спорит с Лукой: жить в плену иллюзий нельзя, а прозрение всегда трагично. А самое страшное – то, что человек может примириться со своей беспросветной жизнью. Этого примирения допускать нельзя. Композиция пьесы разоблачает философию Луки.

Кто прав? Чья философия побеждает? Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Это вопрос не субъективный, а общефилософский. А.М.Горький А.М.Горький Вечный вопрос?.. А.М.Горький

Использованные материалы: Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 11 класс. – СПб.: Издательский Дом «Литера», – (Серия «Средняя школа»); Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 11 класс. – СПб.: Издательский Дом «Литера», – (Серия «Средняя школа»);