Цели модуля Иметь современные представления об экологии как междисциплинарной науке Заложить основы экологической культуры Осознать значение экологической.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Введение : предмет экология.. ПЛАН История экологии. История экологии. Предмет и задачи экологии. Подразделения экологии. Предмет и задачи экологии. Подразделения.
Advertisements

ЭКОЛОГИЯ Бородин Юрий Викторович Доцент кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности (ЭБЖ) 137 ауд. 8 к.
Экологические основы природопользования ТЕМА: Вклад ученых в развитие экологии Студент Костин Роман, группа г.
Давлятшина Люция Группа ИЗ Экология ( от др. греч ο κος обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος понятие, учение, наука ) наука о взаимодействиях.
Объект, предмет и задачи экологии Экология – наука, изучающая закономерности существования, формирования и функционирования биологических систем всех.
Экология как наука предмет, задачи и структура экологии
История развития экологии. Выполнил: Пухов Н. 11 класс. Проверил: Речкина С. А. Проверил: Речкина С. А. МОУ «Романовская средняя общеобразовательная школа»
Презентация по теме: История развития экологии. Выполнил: Костромин Д.И. Проверила: Речкина С.А. МОУ «Романовская средняя общеобразовательная школа»
НАУКА ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ И ОБЛАСТИ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ Экология (от греч. оikos дом, жилище) - наука, изучающая условия существова­ния живых организмов во.
Урок 1 Введение. Предмет изучения дисциплины " Экологические основы природопользования " Дисциплина " Экологические основы природопользования " является.
Основы экологии Урок 1. Учитель высшей категории МОУ лицей имени В.Г. Сизова Г. Мончегорска Мурманской области Скрутелева И.А.
Тема «Экология как наука об окружающей среде. Предмет, объект, задачи и методы экологии.» Вопросы: 1.Экология как наука 2.Эволюция экологии 3.Что исследует.
Эколо́гия (от греч. οικος дом, жилище, хозяйство, обиталище, местообитание, родина и λόγος понятие, учение, наука) наука, изучающая взаимоотношения живой.
История развития экологии как науки Автор : учитель биологии Синдеева Елена Анатольевна МКОУ « Архангельская средняя общеобразовательная школа имени А.
Основы учения об эволюции пособие для учащихся 9 класса Проценко Л.В. учитель биологии МОУ «Гимназия 10»
Связь экологии с другими науками. Выполнила: Мамедрзаева Офелия.
2013 год в России Год охраны окружающей среды (Указ Президента Российской Федерации от года)
Предмет и задачи современной экологии. ЭРНСТ ГЕНРИХ ГЕККЕЛЬ (1834–1919) В 1866г. ввел термин «экология». Геккель разработал теорию происхождения многоклеточных.
Транксрипт:

Цели модуля Иметь современные представления об экологии как междисциплинарной науке Заложить основы экологической культуры Осознать значение экологической культуры для гармоничного развития человека и природы Темы модуля Предмет и задачи экологии История развития экологии Значение экологического образования Рекомендуемые процедуры оценки Выпускной письменный тест (реферат) по окончании курса Оценка усвоения модулей (по оценочному тесту, упражнению)

У того, кого непосредственно интересует красота природы, имеются, по крайней мере, задатки морально доброго образа мыслей И. Кант

Тема 1. Предмет и задачи экологии Предметом экологии является совокупность или структура связей между организмами и средой. Главный объект изучения в экологии – экосистемы. Экология (от греч. «ойкос» - дом, жилище и «логос» - учение) – наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. Термин «экология» ввел немецкий биолог-эволюционист Эрнест Геккель в 1866 г.

Общая по уровням организации : Аутэкология (организм и среда) Демэкология (популяционная) Синэкология (глобальная) Учение о биосфере Геоэкология по типам среды : экология суши экология моря экология пресных вод и др. Прикладная по сферам деятельности человека : промышленная сельскохозяйственная химическая природопользование рекреационная экология растений экология животных экология микроорганизмов Экология человека экология города экология народонаселения Социальная экология экология личности экологическая культура этноэкология Структура современной экологии

ЭКОЛОГИЯ Задачи : разработка общей теории устойчивости экосистем изучение экологических механизмов адаптации к среде исследование регуляции численности популяций изучение биоразнообразия и механизмов его поддержания моделирование состояния экосистем и биосферных процессов Задачи : прогнозирование и оценка последствий в ОПС деятельности человека улучшение качества ОПС сохранение, воспроизводство, рациональное использование природных ресурсов оптимизация инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных и др. решений для обеспечения УР Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы человеком способы предотвращения этого процесса разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов Теоретическая экология (вскрывает общие закономерности организации жизни)

Тема 2. История развития экологии Крашенинников Степан Петрович Лепехин Иван Иванович Паллас Петр Симон описали растительность и животный мир труднодоступных районов (Сибирь, Арктика) собрали первые сведения об образе жизни различных видов первые выдвинули идеи о зависимости организмов от среды обитания Русские естествоиспытатели, путешественники Отечественные ученые I этап (…до 60-х гг.ХIХ в) Зарождение и становление экологии как науки Отечественные ученые: И.И.Лепехин, П.С. Паллас, А.Ф. Миддендорф, С.П. Крашенников Зарубежные ученые: Ж.Бюффон, К.Линней и др.

Русский естествоиспытатель, путешественник, исследователь Сибири изучал приспособления растений и животных к жизни в суровых условиях собрал богатую зоологическую коллекцию на побережье Охотского моря исследовал и составил естественно- историческое описание Северной и Восточной Сибири и Дальнего Востока Миддендорф Александр Федорович ( )

Зарубежные ученые Карл Линней систематика животных и растений расшифровка плана Божественного творения ввел понятие «вида» иерархический принцип в систематике (таксоны) Шведский естествоиспытатель

Русский естествоиспытатель, основатель современного научного генетического почвоведения заложил основы генетического почвоведения создал учение о географических зонах дал научную классификацию почв изложил комплекс мер борьбы с засухой Василий Васильевич Докучаев ( ) II этап (с 60-х гг. ХIХ в. по 50 гг. ХХ в.) Оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний Отечественные ученые: К.Ф.Рулье, Н.А.Северцев, В.В.Докучаев, В.Н.Сукачев Зарубежные ученые: К.Мебиус, Ч.Дарвин, Э.Геккель, А.Тенсли Отечественные ученые Карл Франциевич Рулье 1814 – 1858 Российский биолог, биолог-эволюционист доказал причинную зависимость эволюции живых форм от изменения среды их обитания считал, что наследственность определяется исторически сложившимися условиями, а изменчивость есть процесс приспособления организма к условиям существования развивал идею об изучении «зообиологии» науки об организмах во всей совокупности их проявлений в определённых условиях, разработав, т. о., широкую программу исследований о экологии животных и зоопсихологии

Николай Алексеевич Северцов установил зависимость распространения животных Средней Азии от высоты их местожительства указал различия между фауной Европейских Альп и Тянь- Шаня и причины этих различийАльпТянь- Шаня установил зоологические области громадного участка Средней Азии, от Алтая до Памира включительноАлтаяПамира составил списки птиц по областям и провизорную карту Памиро-Тянь-Шанской системы в различные геологические эпохи Зоолог и путешественник, Владимир Николаевич Сукачев Советский ботаник, лесовед основоположник фитоценологии, учения о растительных сообществах основатель биогеоценологии, учения о взаимообусловленных комплексах живых и косных компонентов природы, связанных между собой обменом веществ и энергии, составляющих оболочку нашей планеты Схема биогеоценоза

Эрнст Генрих Геккель 1834–1919 Немецкий биолог-дарвинист разработал теорию происхождения многоклеточных сформулировал биогенетический закон, согласно которому в индивидуальном развитии организма как бы воспроизводятся основные этапы его эволюциибиогенетическийорганизма построил первое генеалогическое древо животного царствагенеалогическое древо предложил весь круг вопросов, связанных с проблемой борьбы за существование и влияния на живые существа комплекса физических и биотических условий, назвать термином экология оказал важную услугу зоологии и вызвал оживленную работу в этом направлении Зарубежные ученые Немецкий гидробиолог ввел важнейшие понятия о биоценозе как закономерном сочетании организмов в определенных условиях среды Карл Мёбиус

Артур Тенсли Английский геоботаник, один из создателей науки об экосистемах рассматривал экосистемы как основные единицы природы на поверхности Земли подчеркивал, что органические и неорганические компоненты экосистемы тесно связаны и нельзя рассматривать организмы вне среды их обитания Продуценты Консументы Редуценты Круговорот Английский естествоиспытатель, основоположник эволюционного учения: происхождение видов путем естественного отбора механизм эволюционного процесса движущие силы эволюции (наследственность, изменчивость) Чарльз Роберт Дарвин

Академик РАН, президент Эколого- Политологического университета, председатель национальных комиссий зеленого креста и ЮНЕП теория и методы расчета систем управления и траекторий космических объектов оптимизация природопользования модели динамики биосферы и ее стабильности при антропогенных воздействиях философия естествознания, методологические вопросы взаимоотношений элементов биосферы, общества Никита Николаевич Моисеев III этап (с 50 гг. ХХ в. по настоящее время) Превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя разделы географии, геологии, химии, физики, теории культуры, экономики Отечественные ученые: И.П.Герасимов, А.М.Гиляров, Н.Ф.Реймерс, Н.Н.Моисеев Зарубежные ученые: Ю.Одум, А.Швейцер, М.Бигон, Т.Миллер Сегодня, представители вида homo sapiens не только потребители богатств, но и ее загрязнители. Осознание проблем экологии и масштаба возможной катастрофы требует нового мышления и нового отношения к происходящему. Отечественные ученые

Альберт Луи Филипп Швейцер Философ, музыковед, органист, литератор- публицист, врач, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии принцип благоговения перед жизнью относится ко всем формам жизни: к людям, к зверям, к насекомым, к растениям этичный человек не спрашивает, в какой степени то или иное существо заслуживает сочувствия или является ценным, или в какой степени оно способно чувствовать жизнь как таковая священна для него. Этичный человек не отрывает листка с дерева, не срывает цветка и стремится не наступать на насекомых Зарубежные ученые

Многовековую тенденцию во взаимоотношениях человека и природы можно охарактеризовать как антропогенный экоцид – разрушение людьми экологической среды жизни на Земле, в том числе и условий собственного существования. Примечательно, что эта критическая экологическая ситуация многократно предсказывалась с давних времен

Одно из ярких высказываний принадлежит Ж.Б.Ламарку: «Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания» (1809)

Тема 3. Значение экологического образования Экологическое образование должно нести в себе такую идею, которая бы стала основополагающей мировоззренческой идеей и психологической установкой, вооружающей человека на борьбу с надвигающейся экологической катастрофой Идея экологической ответственности личности исходит из гуманистических философских течений этики (И. Кант, Дж. Стюарт Милль, У. Джеймс, Ф. Ницце) Основным показателем экологического сознания личности является её высокая ответственность перед природой и обществом, что обеспечит переход к устойчивому развитию России

Структура экологического образования Экология становится одной из важнейших наук будущего и «возможно само существование человека на нашей планете будет зависеть от ее прогресса» (Ф.Дре 1976 г.) Экологическая культура – выражается в способности людей осознанно пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности Экологическое сознание – совокупность экологических и природоохранных представлений и мировоззренческих позиций в отношении к природе со стратегиями взаимодействия с ней Экологизация всех учебных дисциплин (т.к. экологические проблемы носят глобальный, междисциплинарный характер) Введение в содержание образования на различных уровнях предмета «Экология» Экологическое образование – система обучения экологии, направленная на усвоение теории и практики рационального природопользования и охраны природы, мировоззрения, базирующегося на принципе индивидуальной экологической ответственности

Вопросы для обсуждения 1. Что такое экология и предмет ее изучения? 2. В чем состоят функциональные различия и задачи теоретической и прикладной экологии? 3. Этапы исторического развития экологии как науки. Роль общественных ученых в ее становлении и развитии. 4. Что такое природоохранная деятельность и каковы ее основные виды? 5. Почему необходимы каждому члену общества экологическая культура и экологическое образование?

Творческое задание 1. Упражнение: заполните таблицу. Я вижуЯ хочу видеть На основе данных таблицы сделайте выводы. Резюме: «Если не можешь получить желаемое, измени свои действия» (древняя китайская пословица). 2. Анкета «Определение готовности к обучению». 3. Диагностические задания: - методика диагностики мотивации взаимодействия с природой «Альтернатива»; - методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП»; - методика диагностики доминантности субъективного отношения к природе «Доминанта»; - методика диагностики доминантности субъективного отношения к природе «Натурфил». На основе полученных данных прорефлексируйте свое личное отношение к природе. 4. Семантическое поле учебной дисциплины. Древа понятий основных терминов. 5. Экологическое эссе «Я и экология». Обоснуйте свою позицию. 6. Семинарское занятие «Значение экологического образования».

Тесты: «Альтернатива», «ЭЗОП» Номер вопроса ВариантНомер вопроса Вариант

Инструкция : Выразите степень значимости (важности для Вас предложенных понятий в различных планах. Для этого выберите три наиболее важных и наименее важных понятий из предлагаемого списка: МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ (хорошие вещи) ПРИРОДА И ЖИВОТНЫЕ ОКРУЖАЮЩИЕ ЛЮДИ СЕКС (отношения мальчиков и девочек) ТРУД (профессия, учеба) НРАВСТВЕННОСТЬ (добро и зло) НАУКА И ИСКУСТВО Я САМ (отношение к себе). и запишите в таблицу:

В эмоциональном плане (эмоциональный) Наиболее важныеНаименее важные В плане получения информации (когнитивный) Наиболее важныеНаименее важные В практическом плане (практический) Наиболее важныеНаименее важные

Тест «Натурфил»

Пример древа понятий Чувство удовольствия т.е. стремления желания, потребности удовлетворяющие чего- либо Согласованность; Красота Любовь стройность в сочетании чего-нибудь Совокупность Удовлетворение Чувство качеств, доставляющих самоотвер- наслаждение женной взору, слуху Радость сердечной успешность привязанности Склонность пристрастие ГАРМОНИЯ Согласованность Благозвучие Уравновешенность Равновесие Устойчивость (жизнь по объективным озарение (эквивалентный законам, в т.ч. радость обмен), природным) любовь равнозначность Гармония

Темы для творческой работы 1. Античная экология. Работы Аристотеля. 2. Ч.Дарвин и его учение об эволюции органического мира. 3. Жизнь и творчество великого русского ученого В.И.Вернадского. 4. В.В.Докучаев - основоположник современной теории почвоведения. 5. Вклад современных ученых в историю экологии (Н.Н.Моисеев). Литература 1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. – М., Вернадский В. Жизнеописание. Избранные труды /Сост. Г.П. Аксенов. – М., Стадницкий Г.В. Экология: Учебник для вузов. – СПб., Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д., Петров К.М. Общая экология. – СПб., Энциклопедии и справочники.