Педагогические технологии в обучении (из опыта работы) учитель химии Шаманина Н.С.
Схема развития образовательной сферы Случайный опыт Создание методики (деятельность как ремесло) Технологический уровень
Признаки педагогической технологии Диагностичность описания цели. Воспроизводимость педагогического процесса (в том числе предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучаемых). Воспроизводимость педагогических результатов.
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами: 1) научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств, для достижения планируемых результатов обучения; 3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и педагогических средств.
Сравнительная характеристика «методики» и «технологии» Признаки сравненияМетодикаТехнология Назначение Рекомендует применение конкретных методов, организационных форм, средств обучения. Рекомендует процесс создания системы методов организационных форм и средств обучения с учетом целей и управления обучения. Определение Система научно обоснованных методов, правил и приёмов обучения. Инструментарий достижения целей обучения. Систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения, систем, способов и средств достижения целей управления процессом обучения. Фактические исходные предпосылки создания Обоснование и процесс построения находит в технологии. Цели, ориентация на результат. Методологическая основа методики. Парадигма Совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса. Проект будущего учебного процесса. ОриентацияНа обучающих (преподавателей)На обучающихся. Направленность На конкретный предмет или на реализацию определённых целей. На универсализацию подходов к изучению учебного материала. Отражение динамичности обучения Дает вполне определённые конкретные рекомендации. Отражает процессуальный динамичный характер процесса обучения. Интеллектуальный подход Узко предметный аспект к данному (ой) предмету (теме). Культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью педагога.
Классификация педагогических технологий по уровню применения: общепедагогические частнометодические (предметные) локальные (модульные) по ведущему фактору психического развития: биогенные социогенные психогенные идеалистские по ориентации на личностные структуры: информационные операционные саморазвития эмоционально – художественные эмоционально – нравственные Эвристические прикладные по характеру содержания и структуры обучающие и воспитывающие светские и религиозные общеобразовательные и профессионально – ориентированные гуманитарные и технократические монотехнологии, политехнологии и проникающие технологии по подходу к ребенку авторитарные дидакто-, социо-, антропо-, педоцентрические личностно-ориентированные гуманно-личностные технологии сотрудничества свободного воспитания по организационным формам классно-урочные и альтернативные академические и клубные индивидуальные и групповые коллективный способ обучения дифференцированное обучение и др.
Общие признаки нетрадиционных педагогических технологий самостоятельность деятельности учащихся ( до 60 – 90% учебного времени); индивидуализация (индивидуальная образовательная траектория); иная деятельность учителя (организатор, помощник); отказ от традиционной классно – урочной системы и др.
Выбор педагогической технологии задач занятия; содержания занятия; степень сложности материала; уровень подготовленности учебной группы; сравнительные характеристики возможности сильных и слабых сторон различных методов обучения; особенности сильных сторон личности самого преподавателя; возможности учебной материальной базы по данному предмету; регламент учебного времени.
Министерство образования Российской Федерации Омский государственный педагогический университет Технологии обучения студентов в ВУЗе. (учебное пособие) Омск 2002 Под редакцией: к. п. н., доцента кафедры педагогики Г.П.Синицыной. Составители: к. п. н., доцент кафедры педагогики Л.А.Струценко; преподаватель, студентка 2 курса магистратуры ОмГПУ Е.В.Шмакова. В разработке пособия участвовали студенты 2 курса магистратуры ОмГПУ направления Педагогика (магистерская программа «Высшее образование»): Васильев В., Глуховская Т.Н., Гололобова Е.Г, Завьялова М.В., Казанцева С.Б., Кисилёва Н., Нуритденов Х.Н., Майер Е.А., Муровицкая Ю.Ф., Сенченко Н.В., Сергеенко В.В., Черемнова Н.В., Шаманина Н.С. Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Чекалёва Н.В. к.п.н., доцент кафедры педагогики Баташова С.М. Технологии обучения студентов в ВУЗе: Учебное пособие для студентов магистратуры. Под ред. Г.П.Синицыной.- Омск, Предлагаемое учебное пособие создано совместно с магистрантами, осваивающими магистерскую программу «Высшее образование», с целью учебно-методического обеспечения курса «Традиционные дисциплины и новые технологии обучения в ВУЗе». В пособии подробно рассматриваются известные в педагогике подходы к изучению педагогических технологий, даётся характеристика структурных компонентов дидактической технологии, выявляются особенности технологии обучения студентов в ВУЗе. Особое внимание уделено инновационным технологиям обучения в ВУЗе. Пособие предназначено для преподавателей высшего и среднего профессионального образования, студентов магистратуры, слушателей системы повышения квалификации, желающих получить дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы». Омский государственный педагогический университет, 2002г.
Тематическое планирование по парацентрической технологии (на примере темы «Непредельные углеводороды» 10 класс) ОВУИВУПЦТОПИВУПЦТОКи 0,5 ч 3 ч1 чО,5 ч1,5 ч1 ч
МУ к СО 10 класс МУ 1 СО1 Тема: Этиленовые углеводороды (Номенклатура). 1. Прочитай текст 2. Составь в тетради алгоритм, с помощью которого можно называть гомологи этилена. Форма отчета: выполни упражнения 171, 172 с. 200
Спасибо за внимание!