Тема: «Формирование основ учебной самостоятельности (умение учиться) младших школьников».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС нового поколения. Образовательный стандарт Является отражением социального заказа. Рассматривается разработчиками проекта как общественный договор,
Advertisements

Системно- деятельностный подход - методологическая основа ФГОС.
«Универсальные учебные действия» Копотева Г.Л.. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
L/O/G/O Способы их формирования ФГОС второго поколения Универсальные учебные действия.
«Формирование универсальных учебных действий» Шевченко М.А. учитель начальных классов Педагогическая конференция «Формирование модели качества образования.
2 Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система.
«Универсальные учебные действия» Копотева Г.Л.. Требования к результатам Ориентация на результат Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном.
«Универсальные учебные действия» Копотева Г.Л.. Требования к результатам Ориентация на результат Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном.
МБОУ БГИМЦ БРЯНСК Требования к результатам Ориентация на результат Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности,
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
НОВАЯ ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Новые образовательные запросы семьи, общества и государства Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Новая.
О СНОВНАЯ ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 22 Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества,
УУД как основа результатов реализации ФГОС НОО. Нужен человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. ЛИЧНОСТНЫЕ УУД ЛИЧНОСТНЫЕ УУД САМОПОЗНАНИЕ И САМО- ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМЫСЛООБРАЗО- ВАНИЕ И СМЫСЛО- ПОРОЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННО- ЭТИЧЕСКОЕ.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Cистемно-деятельностный подход в обучении и воспитании Оформление Багрий М. Г., методист КУ «КРМЦ»
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Федотова А.В., методист ГИМЦ г.Комсомольск-на-Амуре Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования.
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
Ф ОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ И НОСТРАННЫЙ ЯЗЫК. Иванникова Олеся Павловна.
Транксрипт:

Тема: «Формирование основ учебной самостоятельности (умение учиться) младших школьников».

В материалах ФГОС второго поколения (начальное образование) одним из ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации» [6, с. 8]. В связи с этим ключевой компетенцией младшего школьника является учебная самостоятельность, которая основывается на рефлексивных навыках, учитывает индивидуальные особенности учащихся и опирается на общеучебные умения и навыки.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию[3,с.3]. В результате обучения у ребёнка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Именно поэтому сегодня учитель начальных классов переосмысляет свой педагогический опыт и ставит перед собой вопросы: Как обучать детей? Как формировать умение учиться? Что значит уметь учиться? Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

ВИДЫ УУД Личностные Личностные Регулятивные Регулятивные Познавательные Познавательные Коммуникативные Коммуникативные

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД Личностные УУД СамоопределениеСмыслообразование Нравственно- этическое оценивание

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая само регу ляция КоррекцияОценка

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Познава- тельные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером

Современные программы начальной школы содержат требование воспитывать учебную самостоятельность и формировать умение учиться. Ребёнок, который к концу начального образования не приобрёл этих качеств, в основной школе не справляется с растущими требованиями к усвоению учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. Он теряет интерес к занятиям, учится значительно ниже своих возможностей, а став выпускником школы, оказывается не в состоянии без посторонней помощи творчески выполнять свою работу.

Под самостоятельной работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств (И. Ф. Харламов).

Эффективность воспитания учебной самостоятельности у детей младшего школьного возраста возможна при принципиальной перестройке позиций педагога, который должен: рассматривать воспитание самостоятельности как целенаправленную, особо значимую для развития личности задачу; отказаться от мелочной опеки, авторитарности; предусмотреть адекватность позиции взрослого уровню самостоятельности детей (советчик, консультант, участник); максимально учитывать желания, возможности, способности, знания и умения детей; активно использовать механизмы стимулирования (например, поощрения, игровые оформления); создать эмоционально благоприятный фон, доброжелательную, доверительную атмосферу в классе; способствовать развитию субъектной позиции школьников; строить воспитательную работу на основе взаимосвязи учебного и воспитательного процессов, взаимодействия школы и семьи; учитывать, что развитие самостоятельности идёт как бы в двух плоскостях: от внутренней логики (меньше – больше, полнее) и от класса к классу; не форсировать воспитательный процесс и соблюдать индивидуальный подход, учитывая своеобразие каждого ученика и темп его развития.

Одним из непременных условий формирования универсальных учебных действий на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися этих действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом. Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся. Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения – всё это требует от педагога грамотного подхода.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных форм и методов обучения на уроке. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций в учебном процессе.

А. М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности». Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект (ученик) хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать [5, c.19]. Проблемная ситуация - средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий сознательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.[5, c.11].

Современному ученику нужен такой урок, на котором реализуется исследовательский подход к обучению (ребёнок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда), где учитель учит ребёнка учиться, обучает деятельности. А. А. Леонтьев отмечает «Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» [4, c.5].

Учитель строит обучение младших школьников на основе выбранной им технологии. Если, к примеру, строить обучение учащихся на основе коммуникативной технологии, то данная технология способствует воспитанию ученика, умеющего и желающего учиться, быть инициативным в получении новых знаний, умеющего отстаивать свою точку зрения и в то же время умеющего слушать, доброжелательно и с уважением относиться к точке зрения других, быть общительным. Особенность данной технологии – построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных средств (источников) информации.

Организационные формы: обучение в содружестве, взаимообучение, работа в парах и группах сменного состава, учебный диалог, учебная дискуссия.

Действенным средством при развитии самостоятельности у учащихся начальных классов является групповая форма обучения. Использование групповых форм ведет к тому, что у учеников возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность; меняется способ общения между детьми; учащиеся более точно оценивают свои возможности; дети приобретают навыки, которые помогут им в дальнейшей жизни: ответственность, такт, уверенность.

Важно в этом случае вспомнить о некоторых достоинствах групповой работы (по В.Оконю). Эта форма организации деятельности детей: способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности, готовности оказать помощь другим, к партнерству; способствует реализации познавательных целей, повышает производительность труда учащихся, развивает их познавательную активность и самостоятельность; расширяет границы межличностных отношений и способствует возникновению связей между учащимися; делает объективнее процесс самооценки, повышает объективность в оценке других.

Учителю отводится главная роль. Надо так организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик мог реализовать свои возможности, видеть процесс своего продвижения, оценить результат своей и коллективной (групповой) работы, при этом развить в себе самостоятельность, как одно из главных качеств личности.

Таким образом, включение в урок проблемных ситуаций, групповых форм обучения, построение урока в технологии деятельностного метода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.

Спасибо за внимание!