Многолетняя тренировка юных пловцов А.Р. Воронцов, к.п.н. ( Ph.D.), А.Р. Воронцов, к.п.н. ( Ph.D.), © A. R. Vorontsov, last upgrade - 2009.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Морфофункциональные особенности женского организма Физическое развитие и телосложение женщин во многом отличаются от мужского. Рост и масса тела. Мышечная.
Advertisements

Спортивная подготовка Спортивная подготовка – это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющих направленно воздействовать.
Система многолетней спортивной подготовки Система многолетней спортивной подготовки к модулю 6. Многолетняя спортивная подготовка в ИВС.
1. индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека; 2. врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым.
«Физиологические механизмы и резервы физических качеств в спортивном ориентировании»
ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Тестирование по физической культуре.. 1.Под физической культурой понимается: A) часть культуры и общества; A) часть культуры и общества; Б) процесс развития.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР Тема: Динамика развития физических качеств у девушек при занятии спортивной борьбой Автор: Нейман Татьяна Владимировна тренер-преподаватель.
Двигательная активность в режиме дня школьника.. Двигательная активность включает: утреннюю гимнастику, уроки физкультуры, физкультминутки, подвижные.
Физическое развитие школьников и пути его совершенствования.
Теория и методика физического воспитания и спорта Доцент Степанова Т.А.
Влияние современных методологических принципов в спорте на выстраивание системы отбора и подготовки спортивного резерва С.Л.Садырин, Генеральный директор.
ДВИЖЕНИЕ - это ЖИЗНЬ! Изменения в образе жизни за последние 20 лет: Изменения в образе жизни за последние 20 лет: Потребление калорий выросло Физическая.
Доктор биологических наук, доктор биологических наук, член-корр. РАО, профессор В.К. Бальсевич ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО.
Формы оздоровительной физкультуры. Утренняя гимнастика Утренняя гигиеническая гимнастика способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние.
1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Сибирский федеральный университет Влияние гиподинамии, повышенного нервно- психического напряжения, монотонной деятельности.
Предстартовое состояние Еще до начала выполнения мышечной работы, в процессе ее ожидания, происходит целый ряд изменений в разных функциях организма.
Физическая подготовка Введение в стрелковый спорт.
Двигательная активность. Значение физических упражнений. Выполнили Ученицы 11 «В» класса Мочалина Юлия Некрасова Евгения.
Презентация урока по методике физического воспитания Преподаватель методики физического воспитания Хусяинова Наталия Шавкятьевна.
Транксрипт:

Многолетняя тренировка юных пловцов А.Р. Воронцов, к.п.н. ( Ph.D.), А.Р. Воронцов, к.п.н. ( Ph.D.), © A. R. Vorontsov, last upgrade

Первостепенные задачи МСТ/ LTAD: максимизировать естественный рост и функциональное развитие юных атлетов до завершения ими биологического созревания максимизировать естественный рост и функциональное развитие юных атлетов до завершения ими биологического созревания сформировать телосложение и состав тела отвечающие специфическим требованиям избранного спорта – плавания сформировать телосложение и состав тела отвечающие специфическим требованиям избранного спорта – плавания сформировать специфическую структуру плавательных способностей сформировать специфическую структуру плавательных способностей сформировать специализированные соревновательные навыки и обучить технике выполнения широкого круга неспецифических упражнений, которые являются средствами тренировки пловцов сформировать специализированные соревновательные навыки и обучить технике выполнения широкого круга неспецифических упражнений, которые являются средствами тренировки пловцов Развитие личности и мотивации !!! +

Рост и Развитие МСТ Временные рамки МСТ накладываются на процессы естественного роста и развития

Чрезвычайную важность Чрезвычайную важность приобретает знание биологических закономерностей роста и развития И умение использовать эти знания при планировании тренировочной и cоревновательной Программ для спортсменов возрастных групп и юниоров и юниоров Программы МСТ должны включать в себя модели развития, описывающие: n скорость (темпы) роста и развития двигательных способностей и функциональных возможностей в различные периоды онтогенеза n морфологические и функциональные различия между мальчиками и девочками в каждом возрастном периоде n эффект индивидуальных различий по уровню и темпам биологического созревания n возрастные периоды максимального ответа организма юных спортсменов на различные тренировочные нагрузки и методы тренировки (сенситивные периоды)

Возрастные границы МСТ в плавании n дети могут начинать занятия плаванием (начальное обучение)уже в 5-7 лет. Будущие пловцы должны изучить основы плавательной техники [1-2 года предварительного обучения]. Оптимальный возраст для обучения плаванию – 8- 9 лет Оптимальный возраст для начала специализированной тренировки в плавании– 9-10 лет для девочек и лет для мальчиков Оптимальный возраст для начала специализированной тренировки в плавании– 9-10 лет для девочек и лет для мальчиков возраст достижения первых больших успехов – выполнение стандартов для попадания на «взрослые» чемпионаты вскоре после достижения полной биологической зрелости = лет / лет n Возраст высших достижений - ВВД - для мужчин года, и лет для женщин...общая продолжительность МСТ может достигать 8-9 лет для девочек и для мальчиков [индивидуальная вариативность по срокам достижения [индивидуальная вариативность по срокам достижения высшего мастерства среди элитных пловцов – от 5-7 (fast track) до лет] «Взрослая тренировка»

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РОСТА И РАЗВИТИЯ МСТ охватывает: позднее детство позднее детство подростковый возраст подростковый возраст юношеский возраст юношеский возраст достижение полной биологической зрелости

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РОСТА И РАЗВИТИЯ Позднее Детство – возраст 6-9 лет Медленный рост. Не существует значительных различий в паттернах роста и уровнях физического развития между мальчиками и девочками Пре-пубертатный период 8-11/12 лет для девочек/ лет для мальчиков 1-я фаза Пубертатного периода – собственно пубертат лет - девочки/13-16 лет - мальчики 2-я фаза Пубертатного периода – Пост-пубертат – лет /16-20 years Пост-пубертат – лет /16-20 years Максимальная скорость роста Быстрое созревание + наиболее высокие темпы увеличения массы тела и силы Завершение созревания, остановка роста

Препубертатный период - (гипофизарная стадия) : Индивидуальный рост и развитие контролируется гормоном роста hGH. Начинается ускорение роста – «ростовой скачок»: Индивидуальный рост и развитие контролируется гормоном роста hGH. Начинается ускорение роста – «ростовой скачок»: У девочек скачок роста начинается в среднем на 2 года раньше, чем у мальчиков (соответственно в и лет ) У девочек скачок роста начинается в среднем на 2 года раньше, чем у мальчиков (соответственно в и лет ) Скачок массы тела имеет место через года после ростового скачка - между годами для и для Скачок массы тела имеет место через года после ростового скачка - между годами для и для Скачок массы тела знаменует собой вступление в пубертат СКАЧОК РОСТА начинатеся ДО ускорения полового созревания Он выражается в быстром увеличении: Он выражается в быстром увеличении: длины тела, размеров сердца и ЖЕЛ,, а следовательно и ударного объема, МОК и ЛВ

Пубертатный период (пуберта) –гонадная стадия – быстрое половое созревания контролируемое гормонами гонад – половых желез Интенсивная секреция половых гормонов ускоряет прирост мышечной массы, сопровождается повышением секреции адреналина и норадреналина и увеличением запаса гликогена в мышцах создаются благоприятные биологические предпосылки для развития анаэробно- гликолитической системы энергообеспечения, развития максимальной силы, силовой выносливости и скоростной силы (мощности) создаются благоприятные биологические предпосылки для развития анаэробно- гликолитической системы энергообеспечения, развития максимальной силы, силовой выносливости и скоростной силы (мощности)

Девочки вступают в эту фазу развития в среднем в лет Девочки вступают в эту фазу развития в среднем в лет Me+ возраст первой м. - примерно 13/14 лет Me+ возраст первой м. - примерно 13/14 лет Регулярный ОМЦ устанавливается в возрасте лет (через месяцев после Me+) Регулярный ОМЦ устанавливается в возрасте лет (через месяцев после Me+) Короткий ростовой скачок сменяется быстрым замедлением роста обусловленным действием эстрогенов, вызывающих: Короткий ростовой скачок сменяется быстрым замедлением роста обусловленным действием эстрогенов, вызывающих: 1) «закрытие» ростовых зон в трубчатых костях 1) «закрытие» ростовых зон в трубчатых костях 2) аккумулирование жировой массы 2) аккумулирование жировой массы n К моменту появления Me+ девочка достигает 97-98% величины «взрослого» роста и мышечной массы Установление регулярного Me цикла Установление регулярного Me цикла означает для девочки окончание её естественного роста и двигательного развития Дальнейшее развитие двигательных способностей и Улучшение результатов зависит только от тренировки !!! ДЕВОЧКИ Пубертатный период (пуберта) –гонадная стадия – быстрое половое созревания контролируемое гормонами гонад – половых желез

У мальчиков акселерация роста и развития начинается позже чем у девочек, но длится дольше и более высокими темпами Пики прироста массы тела и мышечной массы у мальчиков – между годами Пики прироста максимальной силы и большинства силовых способностей у мальчиков - в возрасте лет Мальчики Пубертатный период (пуберта) –гонадная стадия – быстрое половое созревания контролируемое гормонами гонад – половых желез

Пубертатный период развития – переход от детского развития к взрослому телосложению и половой зрелости Пубертат в среднем продолжается 2-3 года у девочек и 4-5 лет у мальчиков У индивидов с избытком веса, особенно его жирового компонента, пубертат начинается и завершается в более раннем возрасте (характерно для девочек) Питание и физические упражнения влияют на скорость созревания (матурации) Мальчики Пубертатный период (пуберта) –гонадная стадия – быстрое половое созревания контролируемое гормонами гонад – половых желез ДЕВОЧКИ

Мужчины продолжают рост и развитие (со снижением темпов роста) до лет Мужчины продолжают рост и развитие (со снижением темпов роста) до лет n В результате они превосходят женщин по длина и массе тела, мышечной массе, показателям аэробной и анаэробной мощности n Женщины могут демонстрировать более высокую экстенсивную выносливость, гибкость, плавучесть. n Они имеют более высокий процент жировой ткани n После лет женщины, если их не тренировать, демонстрируют значительное снижение силы, аэробных и анаэробных способностей Пост-пубертатный период – замедление процессов роста и достижение полной биологической зрелости. В это время устанавлияваются максимальные различия между мужчинами и женщинами по телосложению и физическому развитию – половой диморфизм

Мальчики 11-13лет (на пре-пубертатной стадии развития) обычно уступают девочкам того же возраста (уже вступившим в пубертат) в росте, массе тела, VO 2 max, но несколько превосходят девочек по силе тяги при V=0. После ростового скачка мальчики становятся выше, тяжелее чем девочки и имеют более высокое МПК Vorontsov, Chebotareva, Solomatin, 1986, 1989

Особенности МСТ для девочек-пловцов: Необходимо иметь в виду то, что девочки вступают в пубертат много раньше мальчиков и являются более биологически зрелыми чем мальчики в период между 11 и 16 годами Девочки нуждаются в более высоких объемах и интенсивности тренировки чем мальчики, особенно в возрасте лет. В лет они должны освоить Break-point volume – км за сезон (мальчики – в лет) До лет – фокус в силовой тренировке девочек на силе мышц туловища и специальной силе в воде. После лет – на максимальной силе и скоростной силе (мощности) После пубертата желательно, чтобы девушки имели объем силовой подготовки на 20-25% выше чем мальчики для поддержания оптимального состава тела + диета + контроль веса и состава тела

Среднестатистические границы периодов биологического развития являются условными - индивидуальные отклонения по срокам созревания (от средних) могут достигать +1-3 года Биологический возраст должен являться одним из важнейших критериев индивидуальной готовности к различным типам тренировки на выносливость и силовой тренировки и использоваться как предиктор спортивных достижений в плавании

Рост и развитие имеют предсказуемый характер каждый индивид последовательно одни и те же стадии развития Рост и развитие имеют предсказуемый характер каждый индивид последовательно одни и те же стадии развития В то же время каждый имеет уникальные паттерны развития по отношению к длительности каждой стадии и темпам роста В то же время каждый имеет уникальные паттерны развития по отношению к длительности каждой стадии и темпам роста В пубертатном периоде мальчики и девочки одного возраста демонстрируют значительные индивидуальные различия по темпам роста и уровням матурации В пубертатном периоде мальчики и девочки одного возраста демонстрируют значительные индивидуальные различия по темпам роста и уровням матурации Наибольшая межиндивидуальная вариация по уровням зрелости и развитию двигательных способностей наблюдается: у девочек – в возрасте 11-13, у мальчиков в лет Наибольшая межиндивидуальная вариация по уровням зрелости и развитию двигательных способностей наблюдается: у девочек – в возрасте 11-13, у мальчиков в лет Результатом межиндивидуальной вариации по уровню зрелости является межиндивидуальная вариация по уровню двигательных способностей и спортивных достижений

Процентное распределение девочек 13 лет и мальчиков 14 лет по типам полового созревания (матурации) в нормальной популяции школьников в больших города Благодаря отбору «по результатам», акселераты (A) могут составлять более 50% от общего числа юных чемпионов в плавании

Влияние биологического возраста на двигательное развитие и спортивные достижения n Акселераты [A], как правило, демонстрируют более высокие уровни физических способностей и результатов чем их одногодки с нормальными [N] или замедленными уровнями зрелости [R]

Различия в телосложении и силовых способностях среди девочек-пловчих 13 лет с разным уровнем биологической зрелости У девушек-подростков одного хронологического возраста различия по телосложению и силовым способностям определяются разницей в уровне биологической зрелости (аналогичная зависимость выявлена среди мальчиков) (Vorontsov, Binevsky, Korobova, Filonov, 1998)

Влияние биологического возраста на двигательное развитие и спортивные достижения nПРЕВОСХОДСТВО акселератов исчезает ко времени когда их менее зрелые одногодки достигнут полной биологической зрелости. Ранний ростовой спурт = ранняя остановка роста и развития n 50-80% юных чемпионов исчезают со спортивного горизонта до достижения оптимального возраста высших достижений n Высокие мальчики и девочки обладающие к тому же высокими уровнями аэробных способностей и нормальным или слегка замедленным уровнем матурации имеют наилучшие перспективы для достижения успеха в спортивном плавании

Каковы причины демонстрации высоких достижений в юном возрасте? Каковы причины демонстрации высоких достижений в юном возрасте? 50% - высокие объемы анаэробной тренировки, «натаскивание» на результат 48% - раннее созревание 2% - талант Почему юные чемпионы «исчезают» в старших возрастах??? Почему юные чемпионы «исчезают» в старших возрастах??? выполнили недостаточный объем аэробной тренировки и не овладели эффективной техникой плавания Потому, что выполнили недостаточный объем аэробной тренировки и не овладели эффективной техникой плавания © G.Sokolovas, US Swimming, 2002

ТЕОРИЯГОРМОНАЛЬНЫХ НОЖНИЦ Данная теория предполагает, что экстенсивная аэробная тренировка на стадии пре-пубертата и пубертата замедляет половое созревание и благоприятствует соматическому росту и функциональному развитию Что должен знать Тренер по этому поводу ?..

Теория гормональных ножниц Репродуктивная система «отключается» от снабжения кислородом и нутриентами первой –В течение продолжительных периодов стресса организм снижает общий расход энергии с целью сохранить достаточно энергии для борьбы со стрессом и для роста и развития Репродуктивная система «отключается» от снабжения кислородом и нутриентами первой –Экстенсивная аэробная тренировка подавляет активность гонад и способствует повышению секреции гормонов стресса, включающих гормон роста - hGH –Эти гормональные изменения могут замедлять процессы матурации у детей, находящихся на предпубертатной и пубертатной стадиях индивидуального развития –Замедленное созревание приводит к удлинению периода соматического роста и более высокому функциональному развитию

(Могендович, 1961, 1963, Аршавский, 1966,1968) ТЕОРИЯ МОТОРНО-ВИСЦЕРАЛЬНЫХ И ВИСЦЕРО-МОТОРНЫХ РЕФЛЕКСОВ (Могендович, 1961, 1963, Аршавский, 1966,1968) ГИПОТЕЗА: Сигналы (нервные импульсы) от работающих мышц в ЦНС и, наоборот, из ЦНС к работающим мышцам и внутренним органам позволяют установить специфические отношения между уровнем мышечной активности и уровнем активности функциональных систем

Роль висцеро-моторных рефлексов в стимулировании роста и физического развития u В процессе тренировки ЦНС устанавливает специфические «каналы коммуникации» между работающими мышцами с одной стороны и сердечно- сосудистой, дахательной и др. системами с другой u ЦНС выбирает параметры физиологического ответа, соответствующие уровню двигательной деятельности (результату), сохраняет эту информацию в памяти и «выдает по требованию» (механизм условных рефлексов)

u Аэробная тренировка умеренной интенсивности - наиболее эффективный стимулятором роста и функционального развития внутренних органов и организма в целом u Её эффект выражается в достижении больших размерах сердца, легких, диаметров крупнейших кровеносных сосудов, etc. u Она гармонизирует работу мышечно- двигательной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем

Чем ранее «каналы коммуникации» между двигательным аппаратом и физиологическими системами будут установлены - тем больший прогресс в росте и физическом развитии может быть достигнут Аэробные упражнения – наилучшая форма двигательной активности для установления таких каналов -

Эффект тренировки и матурации на физическое развитие и спортивные результаты у двух девочек-пловчих ( обе родились в феврале 1989 г., обе начали регулярную тренировку в возрасте 12 лет и 7 месяцев) 26 month 9 month EYOF 2 золотые медали

Может ли МСТ существенно модифицировать рост и развитие юных спортсменов ? ? ? Внутри индивидуальной генетической программы МСТ определенно может повлиять на результат роста и развития Без целенаправленной МСТ невозможно достичь потенциала развития двигательных способностей Без МСТ невозможно сформировать специфическую структуру способностей и технических навыков

Различия в физическом и моторном развитии между юными пловцами и их одногодками, не занимающимися спортом есть результат как отбора до тренировки так и МСТ Превосходство (в %)мальчиков-пловцов над мальчиками- неспортсменами в возрасте 11 и 18 лет (Vorontsov, 1989)

Влияние МСТ на функциональное развитие Различия между хорошо тренированными юными пловцами лет и их одногодками-неспортсменами по V E max, VO 2max, La max в стандартных лабораторных тестах = 40-60% (Timakova, 1985, Solomatin, 1988) Различия между хорошо тренированными юными пловцами лет и их одногодками-неспортсменами по V E max, VO 2max, La max в стандартных лабораторных тестах = 40-60% (Timakova, 1985, Solomatin, 1988)

Влияние МСТ в плавании на респираторную систему (факты) пловцы развили более широкую грудную клетку, содержащую увеличенное количество альвеол, а не только альвеолы увеличенного размера...» –… пловцы достигли более высоких объемов легких чем бегуны стайеры и испытуемые контрольной группы « пловцы развили более широкую грудную клетку, содержащую увеличенное количество альвеол, а не только альвеолы увеличенного размера...» Armour J., Donnelly P.M., Bye P.T., 1993

Телосложение и функциональное развитие юных пловцов есть результат специфической адаптации к направленной тренировке в условиях водной среды (ограничения на дыхание, гипервентиляция и задержка дыхания и задержка дыхания + объем и интенсивность тренировки) Вопрос: Какой тип тренировки является наиболее эффективным для максимизации результатов процесса роста и развития???

ПРЕИМУЩЕСТВЕННО АЭРОБНАЯ ТРЕНИРОВКА С УПОРОМ НА СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ – ОСОБЕННО НА РАННИХ СТАДИЯХ МСТ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО АЭРОБНАЯ ТРЕНИРОВКА С УПОРОМ НА СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ – ОСОБЕННО НА РАННИХ СТАДИЯХ МСТ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ Аэробная система энергообеспечения является наиболее важной как для нормального является наиболее важной как для нормального роста и развития так и для устойчивости к стрессу В процессе индивидуального развития она созревает значительно раньше чем система анаэробного энергообеспечения

Тренировка юных пловцов на выносливости до и в начале пубертата приводит к большим изменениям в размерах органов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, чем тренировка в более поздних возрастах Тренировка юных пловцов на выносливости до и в начале пубертата приводит к большим изменениям в размерах органов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, чем тренировка в более поздних возрастах Astrand, P. O. et al., Girl swimmers. Acta Pediatrica Scandinavica,Supplement 147; Eriksson, B. O., Physical training, oxygen supply and muscle metabolism in year old boys. Acta Physiologica Scandinavica, Supplement 384.

Ранняя предрасположенность к аэробной тренировке (факты) VO 2 max/кг массы тела примерно одинаковое (в плавании несколько ниже) у юных спортсменов лет и у взрослых спортсменов – VO 2 max/кг массы тела примерно одинаковое (в плавании несколько ниже) у юных спортсменов лет и у взрослых спортсменов –VO 2 max/кг мышечной массы у юных спортсменов на предпубертатной стадии развития может значительно превышать аналогичные значения у взрослых спортсменов (!!!) –

Особенности ответа кардиореспираторной системы на тренировку различной интенсивности у детей и подростков До ростового скачка размер сердца и просвет крупнейших сосудов маленькие. Организм отвечает на увеличение интенсивности почти исключительно путем увеличения ЧСС До ростового скачка размер сердца и просвет крупнейших сосудов маленькие. Организм отвечает на увеличение интенсивности почти исключительно путем увеличения ЧСС У пре-пубертатных спортсменов даже умеренное увеличение интенсивности сопровождается очень высокими значениями ЧСС У пре-пубертатных спортсменов даже умеренное увеличение интенсивности сопровождается очень высокими значениями ЧСС Длительная «экспозиция» интенсивностям, вызывающим высокую ЧСС – фактор риска, могущий привести к перетренировке: После завершения пубертатного скачка роста сердце отвечает на увеличение нагрузки увеличивая как ЧСС так и ударный объем. Сосудистое сопротивление также снижается Длительная «экспозиция» интенсивностям, вызывающим высокую ЧСС – фактор риска, могущий привести к перетренировке: После завершения пубертатного скачка роста сердце отвечает на увеличение нагрузки увеличивая как ЧСС так и ударный объем. Сосудистое сопротивление также снижается До ускорения роста дети предрасположены к экстенсивной тренировке - аэробной тренировке низкой интенсивности Максимальные темпы роста сердца, легких и кровеносных сосудов в возрасте лет у мальчиков в возрасте лет у мальчиков и в лет у девочек и в лет у девочек Это оптимальные возраста для развития Интенсивной аэробной выносливости (VO 2 max )

Развитие анаэробного энергообеспечения у юных спортсменов

Возможные причины низкой анаэробной «лактатной» выносливости у детей на пре-пубертатной стадии развития Низкие lactate способности (меньшие чем у взрослых запасы гликогена в мышцах и скорость его мобилизации - adrenaline/ noradrenaline/testosterone) низкая lactate tolerance (быстрое локальное утомление*) предохранительная активность ЦНС (центральное утомление*) предохранительная активность ЦНС (центральное утомление*) недостаток соответствующей тренировки и специфических адаптаций недостаток соответствующей тренировки и специфических адаптаций * - в лабораторных тестах дети 9-12 лет обычно прекращают интенсивные упражнения задолго до истощения

Низкие анаэробные возможности у детей на пре-пубертатной стадии Дети-спортсмены демонстрируют значения La La после максимальных и субмаксимальных упражнений в 2-3 раза более низкие чем взрослые Одна из причин – значительно более низкая активность энзимов гликолиза у детей по сравнению со взрослыми (Eriksson, 1972; Williams, Armstrong, Kirby, 1990) Изменение (–BE) после выполнения интенсивной интервальной тренировки не такое большое у детей по сравнению с юношами и взрослыми (Ratel S, Duche P, Hennegrave A, Van Praagh E, Bedu M 2002)

3.5-раз более низкая активность У детей отмечена в 3.5-раз более низкая активностьLDH (Eriksson et al., 1973; Boisseau N., Delamarche P.2000) Концентрация PFK = 8.4 mmol·l gˉ¹ min ˉ¹ – менее ½ от значения у взрослых (LDH и PFK – оба фермента ограничивают скорость анаэробного гликолиза) Низкие анаэробные возможности у детей на пре-пубертатной стадии

Концентрация лактата, аммиака и катехоламинов у детей и взрослых после анаэробной тренировки в плавании – L. S. PRADO, Department of Sports Sciences, University of Constance, 1996 Исследовался эффект 6-недельной анаэробной плавательной тренировки - серия: - серия: 3x[4x25 м макс. спринт, интервал 5 сек 3x[4x25 м макс. спринт, интервал 5 сек] отдых 5 мин] выполнялась 3 раза в неделю La, аммиак, катехоламины и Опрелелялись La, аммиак, катехоламины и Тестостерон в крови до и после периода тренировки после выполнения анаэробных упражнений: (100 м, 45 сек спринт, 3x[4x25 м] ). 12 мальчиков-пловцов, возраст 10.8 ± 0.7 лет, и 12 мужчин, возраст 24.1 ± 5.7 лет являлись испытуемыми) Как до так и после периода тренировки концентрация La и ammonia в крови оставалась значительно ниже у детей чем у взрослых после всех тестов

Способность к быстрой мобилизации запасов гликогена = анаэробная мощность Результаты по гормонам указывают на сниженную чувствительность к анаэробной тренировке до пубертата Матурация действует как триггер для развития Матурация действует как триггер для развития анаэробных способностей

Лактат крови после выполнения максимального плавательного теста - 4x50 м в/стилем (отдых 45/30/15) Лактат крови после выполнения максимального плавательного теста - 4x50 м в/стилем (отдых 45/30/15) у мальчиков-пловцов лет ( Solomatin, Vorontsov, Sidorov, 1990, 1998) Отмечено медленное увеличение лактатной мощности и емкости с 11 до 14 лет. Выявлено 2 пика прироста – в и в 16-17

Значения La найденные у юных пловцов во время выполнения ими степ-теста на оценку VO 2 max Автор Возр. La, mmol/l Автор Возр. La, mmol/l Åstrand Lact= Lact= Åstrand Lact= Lact= Cunningham10 Lact= Lact= Cunningham 10 Lact= Lact= Namura 10 Lact= Lact= Namura 10 Lact= Lact= Отмечена тенденция к увеличению с возрастом продукции La при работе на уровне VO 2 max

СТРУКТУРА МСТ/LTAD

СТРУКТУРА МСТ Теория СЕНСИТИВНЫХ ПЕРИОДОВ в физическом развитии и обучении двигательным навыкам Теория ПРЕДПОЛАГАЕТ что: Максимальный эффект физической тренировки на динамику роста и развития двигательных способностей может быть достигнут за счет: 1)целенаправленной тренировки избранных способностей у юных спортсменов в периоды быстрого роста и развития 2) изменения акцентов и содержания тренировки в соответствии с естественным ритмом роста и развития и уровнем матурации

СТРУКТУРА МСТ СТРУКТУРА МСТ MСТ подразделяется на периоды/стадии в соответствии с особенностями роста и развития. Каждая стадия имеет специфические задачи и содержание Ранние стадии МСТ имеют целью построение аэробной базы и обучение основам техники спортивных движений, укрепление здоровья, развитие у юных спортсменов интереса к плаванию и трудолюбия Более высокие стадии МСТ имеют целью развитие специфических двигательных способностей, ограничивающих достижения у элитным спортсменов, развитию специальных технических навыков до высшей степени автоматизма, созданию сильной и стабильной спортивной мотивации

Дети и юноши Дети и юноши MСТ -- LTAD MСТ -- LTAD

Содержание этапа: - обучение основам техники Плавания с использованием большого числа Подготовительных и специальных упражнений/ игр «Частота» занятий постепенно увеличивается с 3 до 4-6 раз в неделю Продолжительность увеличивается с Это автоматически увеличивает общую нагрузку И приводит к повышению общей и плавательной выносливости 1.СТАДИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ Оптимальный возраст для начала МСТ - в плавании лет девочки/8-10 лет мальчики. Продолжительность этапа года Задачи: Оценка предрасположенности к плавания на основе телосложения, плавучести, некоторых элементарных характеристик спортивного таланта к плаванию, приучение к труду Оценка предрасположенности к плавания на основе телосложения, плавучести, некоторых элементарных характеристик спортивного таланта к плаванию, приучение к труду

Физические качества у детей 5-7(8) лет Растут очень медленно. – Слишком раннее начало МСТ В плавании увеличивает продолжительность МСТ Без существенного прогресса в спортивных результатах Многие дети теряют интерес к плаванию из-за раннего начала специализации, ведущего к психическому утомлению N.B.! Акцент на развлекательном аспекте!!! 1.

2. ЭТАП БАЗОВОЙ ТРЕНИРОВКИ Средний возраст начала лет для девочек и лет для мальчиков Средняя продолжительность этапа года Средняя продолжительность этапа года Фокус этапа – на построении функциональной базы: развитие аэробной емкости и эффективности, Совершенствование техники плавания всеми способами, развитие силы мышц туловища, гибкости, мышечного баланса, стабильности суставов прогрессивное увеличение общего годового объема плавания и объема тренировки на суше. На последнем году этапа объем достигает: км для девочек и км для мальчиков

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: Поздняя специализация: все юные пловцы на этапе базовой тренировки должны рассматриваться как «средневики» и специалисты комплексного плавания (400 м) (- за исключением девочек-брассисток) -75% общего объема плавания = экстенсивная аэробная тренировка на «steady state» на мощности 60-70% of VO 2 макс. Акцент на аэробную тренировку до в во время ускорения роста % общего объема плавания = экстенсивная аэробная тренировка на «steady state» на мощности 60-70% of VO 2 макс. Совершенствование техники и эффективности гребков (соотношение SR/SL): сперва на низких аэробных скоростях, затем на быстрых аэробных скоростях и на соревновательной скорости Совершенствование техники и эффективности гребков (соотношение SR/SL): сперва на низких аэробных скоростях, затем на быстрых аэробных скоростях и на соревновательной скорости Постановка эффективной работы ног с раннего возраста - 80% от плавания на ногах – с контролем скорости (времени) Пиковое увеличение объема плавания – непосредственно перед скачком роста. Постепенное увеличение интенсивности (до и во время пубертата) Пиковое увеличение объема плавания – непосредственно перед скачком роста. Постепенное увеличение интенсивности (до и во время пубертата)

3. ЭТАП УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ Для девочек этот этап начинается между 12 и 14 годами. Для мальчиков (из-за более позднего созревания) – между 13 и 15. Продолжительность этапа года Готовность юных спортсменов к увеличению нагрузок должна определяться на основе биологической зрелости индивидов, текущих результатов и тренировочной «истории» Готовность юных спортсменов к увеличению нагрузок должна определяться на основе биологической зрелости индивидов, текущих результатов и тренировочной «истории»

3. На последнем году этапа общие объем плавания км для мальчиков / для девочек 65-70% аэробная тренировка, 15-25% объема – race pace training (La & VO 2 max ), 5-6% - алактатные нагрузки (спринт) Развитие функциональной мощности и емкости с помощью специализированной плавательной тренировки: «Перенос» выносливости, развитой в других циклических упражнениях, (бег, гребля, лыжи) на плавание снижается после лет Участие в соревнованиях – на уровне «взрослых» национальных чемпионатов и юношеских чемпионатов Мира и юношеских чемпионатов Мира И Европы

В лет пока еще «специализироваться» в комплексе ( м) и на 200 м в избранном способе, позднее – специализироваться в 1-2 избранных способах (на 1-2 дистанциях а каждом из них). Тренироваться к выступлениям на этих дистанциях На случай установления «плато» в спортивных достижениях после завершения матурации - иметь 2-3 «запасные» дистанции». Лучше, чтобы это были средние или длинные дистанции адаптационной (восстановительной) неделей с объемом км Поддерживать устойчивый средний объем плавания км в неделю на протяжении периода 4-5 недель, с последующей адаптационной (восстановительной) неделей с объемом км (принцип «отдых по требованию») Модели Соревновательной деятельности Внедрять в систему функциональной и технической подготовки Модели Соревновательной деятельности ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Средний возраст для начала тренировки к высшему спортивному мастерству лет - девочки/ лет - мальчики 4. ЭТАП СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕТСТВОВАНИЯ На этом этапе планируется выход на объемы плавания: км в год для спринтеров, км – для средневиков ( м) км и более для пловцов-стаейров Этот этап фокусируется на конечной цели МСТ достижении максимальных спортивных результатов

Индивидуализация и специализация тренировки на основе моделей соревновательной деятельности Дальнейшее совершенствование техники плавания, стартов и поворотов Последовательное улучшение Качества Тренировки -- Race pace, Race speed, maximal speed (HVO) Развитие максимальной и функциональной силы Развитие специальной силы в воде Использование соревнование как важнейшей формы специальной тренировки (2-3 соревнования средней трудности/важности перед главными стартами сезона (макро-цикла) ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ВОПРОСЫ ??? a_r