Муниципальное право Российской Федерации. Тема 4. Принципы организации местного самоуправления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Участие населения в местном.самоуправлении.. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем.
Advertisements

Организация управления муниципальным образованием 1. Основные модели организации МСУ. Понятие «орган МСУ». 2. Варианты организации МСУ. Понятие «структура.
Самоуправление: основные понятия. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Участие населения в местном самоуправлении. Демократия (др.-греч. «народ» и «власть») - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного.
1 ТЕМА 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
Структура Органов местного самоуправления
Роль депутата представительного органа муниципального образования в осуществлении населением местного самоуправления Уточкин И.А., председатель Земского.
Понятие "местное самоуправление" закреплено в Федеральном законе от 6 октября 2003 г ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления.
1.Конституционно-правовые основы МСУ, его сущностные признаки. 2.Законодательные основы МСУ в Ставропольском крае. 3.Законодательные основы МСУ в муниципальных.
Местное самоуправление. Цель : Выработать понимание особенностей местного самоуправления в России Формировать активную жизненную позицию.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФОРМА НАРОДОВЛАСТИЯ
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – форма народовластия. 21 апреля – день местного самоуправления 21 апреля 1785 года Екатериной II был издан законодательный акт.
Презентация к уроку по обществознанию (11 класс) на тему: Местное самоуправление
1 ТЕМА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Подготовили : Студенты 41 группы Дегтеренко Марина и Жуковская Алла.
«Система муниципальных правовых актов в вопросах взаимодействия местной власти и населения и его участия в осуществлении местного самоуправления» ФЕДЕРАЛЬНОЕ.
1 ТЕМА 3 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТОВ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС.
Система муниципальных правовых актов. Устав муниципального образования.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «Конституционное и муниципальное право» Студент – Карасева Д.С. Проверил – Бормотов И.В. 900igr.net.
Учебная дисциплина «Конституционное и муниципальное право» Лектор к.ю.н., доцент Будаев Андрей Михайлович.
Транксрипт:

Муниципальное право Российской Федерации

Тема 4. Принципы организации местного самоуправления

1. Понятие принципов организации местного самоуправления 2. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения 3.Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления 4.Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданин 6. Гласность местного самоуправления 7. Правовое регулирование полномочий органов местного самоуправления 8.Материальная и финансовая обеспеченность полномочий местного самоуправления 9.Организационное обособление местного самоуправления в системе государственного управления 10.Сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении 11. Государственная гарантия местного самоуправления 12. Законность в организации и осуществлении местного самоуправления 13. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления Вопросы темы

Под общими принципами местного самоуправления понимаются принципы деятельности населения и его представителей (органов местного самоуправления) по решению вопросов местного значения, реализации иных полномочий, отнесенных к ведению местного самоуправления Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также актами, принятыми в соответствии с ними. К общим принципам местного самоуправления относятся: самостоятельность решения населением вопросов местного значения; организационная обособленность местного самоуправления в системе управления государством; взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций; сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан; соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям; ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением и государством; многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении местного самоуправления; законность в организации и осуществлении местного самоуправления; гласность при осуществлении местного самоуправления; сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении; наличие государственных гарантий местного самоуправления; возможность передачи на уровень местного самоуправления исполнения отдельных государственных полномочий. 1. Понятие принципов организации местного самоуправления

Статьей 130 Конституции РФ определено, что местное самоуправление "обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения". Понятие "самостоятельное решение" в данном контексте может иметь несколько вариантов понимания: а)решение, принимаемое населением через формы прямого волеизъявления местным референдумом, сходом (в малочисленных муниципальных образованиях); б)решение, принимаемое через формы прямого волеизъявления или представительным органом местного самоуправления; в)решение, принимаемое через формы прямого волеизъявления или обладающим соответствующим полномочием органом (должностным лицом) местного самоуправления. Для понимания, какой из приведенных вариантов более корректен, необходимо руководствоваться положениями Конституции РФ. Когда речь идет о прямом волеизъявлении населения, в Конституции РФ используется термин "непосредственно", в частности, в ст. 3 Конституции указано: "Народ осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления". 2. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения

В статье 132 Конституции в числе вопросов местного значения указаны: управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление охраны общественного порядка. Решение указанных вопросов осуществляется различными органами местного самоуправления. Более того, все эти вопросы не могут осуществляться исключительно представительным органом местного самоуправления, т.к. традиционным требованием к демократической организации власти является обособленность органов, обладающих полномочиями по утверждению бюджета и по его исполнению.

Организационные формы местного самоуправления выбираются населением каждого муниципального образования самостоятельно. Это следует из нормы ст. 131 (п. 1) Конституции РФ, установившей, что "структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно". Вместе с тем эта самостоятельность не абсолютна. Как отметил Конституционный Суд РФ в постановлении от 24 января 1997 г. "По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 19 апреля 1996 г. "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике", организация муниципальной власти должна соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации и вытекающим из этих основ принципам демократии и децентрализации власти. В целях реализации указанной правовой позиции Конституционного Суда РФ в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 6 октября 2003 г.) установлен ряд требований к структуре органов местного самоуправления. Во-первых, установлен перечень органов местного самоуправления, обязательных к формированию во всех муниципальных образованиях: представительный орган муниципального образования (исключение муниципальные образования с численностью избирателей менее 100 человек, где полномочия представительного органа осуществляет сход жителей муниципального образования), глава муниципального образования и местная администрация. 3. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления

Во-вторых, установлен запрет на совмещение должности главы местной администрации и председателя представительного органа муниципального образования (исключение муниципальные образования с численностью населения менее 1000 человек). Наряду с приведенными требованиями в названном Законе перечислен ряд норм, излагающих закрытый перечень вариантов решения отдельных вопросов организации местного самоуправления. Во-первых, определено, что представительный орган муниципального района может состоять из депутатов, избираемых населением непосредственно путем муниципальных выборов, или формироваться из глав внутрирайонных муниципальных образований и лиц, делегированных представительными органами внутрирайонных муниципальных образований из своего состава. Во-вторых, установлено, что глава муниципального образования может избираться либо населением на муниципальных выборах, либо представительным органом из своего состава. В-третьих, установлено, что глава местной администрации может или назначаться по контракту, или являться главой муниципального образования.

С учетом изложенного можно выделить следующие допустимые варианты организации местного самоуправления: представительный орган состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах; глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию (во всех типах муниципальных образований); представительный орган состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах; глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и является его председателем; местную администрацию возглавляет руководитель, нанятый по контракту (во всех типах муниципальных образований);

представительный орган формируется из глав внутрирайонных муниципальных образований и лиц, делегированных представительными органами внутрирайонных муниципальных образований из своего состава; глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию (только в муниципальных районах); представительный орган формируется из глав внутрирайонных муниципальных образований и лиц, делегированных представительными органами внутрирайонных муниципальных образований из своего состава; глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и является его председателем; местную администрацию возглавляет руководитель, нанятый по контракту (только в муниципальных районах); представительный орган состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах; глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах, возглавляет местную администрацию и является председателем представительного органа (только в муниципальных образованиях с численностью жителей менее 1000 человек);

представительный орган состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах; глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава, является его председателем и возглавляет местную администрацию (только в муниципальных образованиях с численностью жителей менее 1000 человек); полномочия представительного органа осуществляет сход жителей муниципального образования; глава муниципального образования избирается на сходе, председательствует на нем и возглавляет местную администрацию (только в муниципальных образованиях с численностью жителей менее 100 человек);

В рамках регламентации осуществления местного самоуправления в Конституции РФ неоднократно делаются указания на самостоятельность местного самоуправления: "местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно" (ст. 12); "местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения" (ст. 130). При этом существуют различные варианты понимания самостоятельности местного самоуправления. С точки зрения уровня самостоятельности это может выражаться в "безбрежной независимости", близкой к государственному суверенитету, или ограничением самостоятельности до права добросовестно исполнять директивы органов государственной власти. С точки зрения способов реализации самостоятельности это может быть выражено как идея о том, что местное самоуправление осуществляется исключительно через прямое волеизъявление народа, или квалификацией местного самоуправления как власти органов местного самоуправления, которые вправе принимать какие-либо решения. Представляется, что под самостоятельностью населения в осуществлении местного самоуправления подразумевается право населения соответствующей территории решать вопросы местного значения как через прямое волеизъявление, так и через представителей. 4. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан

Формами прямого волеизъявления являются: муниципальные выборы, местный референдум, отзыв населением выборных лиц местного самоуправления, сход граждан (в случае, когда уставом муниципального образования предусмотрено осуществление сходом полномочий представительного органа местного самоуправления), выявление путем голосования мнения населения по вопросу изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление. Местный референдум универсальная форма прямого волеизъявления, на него можно вынести любые вопросы местного значения, за исключением запрещенных федеральным законом. Иные формы прямого волеизъявления являются целевыми они предназначены для решения конкретных вопросов. Деятельность выборных и невыборных органов местного самоуправления является формой осуществления местного самоуправления через представителей. Наряду с осуществлением местного самоуправления Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает институт участия населения в осуществлении местного самоуправления. Это собрания и конференции жителей на части территории муниципального образования, территориальное общественное самоуправление, правотворческая инициатива граждан, участие жителей в публичных слушаниях, опросах граждан, обращения жителей в органы местного самоуправления.

Соотношение между тремя указанными формами следующее. Решения, принятые через формы прямого волеизъявления, имеют законодательно установленные правовые последствия, изменить которые можно лишь путем повторного обращения к соответствующей форме прямого волеизъявления. Такие решения обладают приоритетом по отношению к решениям, принимаемым органами местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования на основании норм действующих законов. Решения органов местного самоуправления, принятые в пределах установленной компетенции, обязательны на всей территории муниципального образования, но не могут отменять решения, принятые путем прямого волеизъявления. Решения и действия, осуществленные в формах участия граждан, имеют характер индивидуальных или коллективных инициатив жителей. Решения, принятые жителями через инициативные формы участия в местном самоуправлении, подлежат рассмотрению в органах местного самоуправления. Однако предложения собраний жителей, органов территориального общественного самоуправления могут быть приняты или отвергнуты органами местного самоуправления. Не носят упомянутые решения обязательного характера и для жителей той части муниципального образования, где прошло соответствующее собрание и организовано территориальное общественное самоуправление.

Проблема осуществления властных полномочий по вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения смыкается с проблемой осуществления индивидуальных прав человека и гражданина. Конституция России (ст. 18) установила, что права и свободы человека и гражданина "определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием".В отношении местного самоуправления эта норма является не столько дополнительным требованием, сколько выражением сути этой формы народовластия. Не случайно Европейская хартия местного самоуправления (абз. 7 преамбулы, п. 3 ст. 4) говорит о местном самоуправлении как о власти, максимально приближенной к гражданам. Решение вопросов местного значения, создание условий для обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения в целом это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина в демократическом обществе права на достойную жизнь. Уровень гарантированности этого права вполне можно рассматривать как показатель уровня развития демократии в государстве. Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина отнесены Конституцией РФ к ведению Российской Федерации (ст. 71), а защита прав и свобод человека и гражданина к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.72). 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина

Таким образом, исходя из конституционных требований соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении местного самоуправления является обязательным, но при этом муниципальные правовые акты не могут вторгаться в сферы регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина. В Конституции РФ указан ряд прав и свобод человека и гражданина, к обеспечению которых в соответствии с конституционными нормами имеют непосредственное отношение органы местного самоуправления: право доступа к информации, затрагивающей права и свободы человека и гражданина; право обращения в органы местного самоуправления; право на участие в управлении делами государства; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на образование; право на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов местного самоуправления. Кроме того, исходя из норм ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Гражданского кодекса Российской Федерации осуществление местного самоуправления имеет отношение к таким конституционно гарантированным правам и свободам человека и гражданина, как: свобода передвижения; право свободно получать информацию; право на объединение; свобода экономической деятельности; право частной собственности; право на благоприятную окружающую среду; право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры; право защиты от злоупотребления властью.

Целью осуществления местного самоуправления является решение вопросов местного значения непосредственного обеспечения жизнедеятельности жителей муниципального образования. Данная цель требует работы органов местного самоуправления в постоянном контакте с жителями, широкого информирования населения о деятельности муниципальных властей. Можно выделить следующие основные формы обеспечения гласности в деятельности органов местного самоуправления: учреждение печатного издания муниципального образования, в котором публикуются официальные тексты решений органов местного самоуправления; создание муниципальной информационной службы, а также вменение в обязанность лицам, обладающим собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, регулярного информирования электронных и печатных СМИ о результатах и планах своей работы; проведение регулярных встреч выборных лиц местного самоуправления и иных лиц, обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, с жителями муниципального образования (система отчетов перед избирателями); 6. Гласность местного самоуправления

проведение публичных слушаний (Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что публичные слушания в обязательном порядке проводятся по вопросам принятия и внесения изменений в устав муниципального образования, по проекту местного бюджета и отчета о его исполнении); проведение опросов жителей по наиболее важным вопросам, предполагаемым к решению органами местного самоуправления (опросы не только дают муниципальным властям информацию о взглядах жителей на те или иные проблемы, но и обеспечивают население информацией о направлениях работы органов местного самоуправления); создание совещательных органов из лиц, представляющих интересы отдельных групп населения и обладающих собственными механизмами доведения информации до жителей (общественные советы по территориальному общественному самоуправлению, по координации деятельности местных отделений политических партий, по экологическим проблемам и т.д.).

Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен перечень вопросов местного значения. Данный перечень не может быть изменен иначе как посредством изменения или дополнения именно данного Федерального закона. Такой принцип правового регулирования полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения является новеллой в российском законе, поскольку ранее можно было изменить перечень предметов ведения местного самоуправления любым отраслевым федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Как показала практика, это привело к тому, что перечень предметов ведения местного самоуправления настолько расширился, что органы местного самоуправления стали исполнять государственные полномочия на 95% за счет средств местного бюджета. Принцип правового регулирования полномочий органов местного самоуправления позволяет закрепить единый источник финансирования реализации полномочий этих органов по решению вопросов местного значения. 7. Правовое регулирование полномочий органов местного самоуправления

В настоящее время решение вопросов местного значения должно осуществляться за счет средств местного бюджета. При этом федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные источники финансирования затрат на выполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Это могут быть средства федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и другие. Однако полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по определению объемов расходов из местных бюджетов ограниченны. Ни федеральным законом, ни законом субъектов Российской Федерации объемы расходов из местных бюджетов определены быть не могут. Существовавшая в 90-х годах прошлого века практика определения объемов и состава расходов из местных бюджетов органами государственной власти не дала положительных результатов.

Напротив, появилась финансовая зависимость органов местного самоуправления от этих органов власти, т.к. определение расходов из местных бюджетов государственными органами власти практически "парализовало" активность на местах. Органы государственной власти грубо вмешивались в компетенцию органов местного самоуправления, нарушалось конституционное положение о самостоятельности местного самоуправления. Установление перечня вопросов местного значения только в одном федеральном законе, а также лишение права органов государственной власти устанавливать объемы расходов на решение вопросов местного значения позволят стабилизировать законодательно установленные нормы, контролировать объемы устанавливаемых органам местного самоуправления государственных полномочий, предотвращать случаи нарушения полномочий органов местного самоуправления при решении ими вопросов местного значения.

Проблема соответствия материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям относится к наиболее острым. Необходимость указанного соответствия является одним из требований к организации местного самоуправления, установленных в Европейской хартии местного самоуправления. В Российской Федерации в течение последнего десятилетия существовала практика принятия законов, предусматривающих наличие нефинансируемых обязанностей органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В целях решения существующих проблем Президентом РФ в 2002 г. была создана Комиссия по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Комиссией был сделан вывод о необходимости внесения серьезных изменений в законодательство Российской Федерации. При этом речь шла не только об изменении перечня полномочий органов власти, но и о содержаниие норм, гарантирующих конструктивное взаимодействие между уровнями власти, иных сил, имеющих политическое влияние в государстве, норм, регулирующих разрешение различных потенциально возможных конфликтных ситуаций. 8. Материальная и финансовая обеспеченность полномочий местного самоуправления

Результатом работы данной Комиссии стали проекты федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Важно отметить, что с внесением названных законопроектов не ставился вопрос о кардинальной ломке действующей системы организации власти в Российской Федерации и замене ее совершенно новой системой публичной власти. Круг вопросов, подлежащих решению органами власти субъектов Федерации и муниципальных образований, остался в основе своей прежним. Законопроекты были направлены на более четкое определение границ компетенции властей различных уровней, установление ясных критериев и действенных механизмов ответственности органов власти, создание условий для урегулирования проблемы адекватного соответствия полномочий органов власти и ресурсного обеспечения для реализации этих полномочий.

Общими направлениями решения данной проблемы стали: а)формирование налоговой базы каждого из уровней власти за счет налоговых источников, содействие развитию которых может быть осуществлено в рамках деятельности органов соответствующего уровня власти; б)пересмотр законодательства о льготах в целях: изменения статуса льгот как одного из источников дохода в механизм поддержки лиц, социально слабо защищенных, повышения адресности льгот; перевода льгот в преимущественно денежную форму; однозначного установления, что льготы финансируются за счет бюджета того уровня публичной власти, органы которого издали акт о введении льгот; в)расширение возможностей обеспечения решения вопросов местного значения не путем использования средств местного бюджета и иной муниципальной собственности, а путем создания условий для решения соответствующих вопросов через рыночные механизмы.

Конституцией РФ определено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако утверждение, что местное самоуправление отделено от государства (аналогично церкви), некорректно. Местное самоуправление это элемент государственного устройства Российской Федерации, являющийся одновременно и составной частью системы управления государством, и самостоятельным уровнем публичной власти, и элементом самоорганизации граждан. Существует довольно распространенное мнение о несоответствии норм ст. 12 Конституции РФ об организационной обособленности местного самоуправления требованиям Хартии. Как справедливо указывают ее критики, данная конституционная норма не имеет прямых аналогов среди норм Европейской хартии местного самоуправления. Однако сам по себе этот факт еще не может рассматриваться как утверждение о наличии противоречий между ст. 12 Конституции РФ и Хартией, поскольку в Хартии нет положений, предписывающих вхождение органов местного самоуправления в систему органов государственной власти. Для оценки рассматриваемой нормы Конституции с точки зрения соответствия ее нормам Европейской хартии местного самоуправления недостаточно простого сравнения текстов. Анализ Хартии позволяет утверждать следующее. 9.Организационное обособление местного самоуправления в системе государственного управления

А. Норма о том, что "органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти", служит основанием для утверждения о необходимости осуществления публичной власти в муниципальных образованиях лицами, замещающими свои должности в силу избрания их населением, и о недопустимости замещения соответствующих должностей путем назначения органами или должностными лицами государственной власти. Такое следствие применения российской конституционной нормы в полной мере соответствует положениям Хартии, а именно: о приверженности принципу децентрализации власти (преамбула); об осуществлении местного самоуправления "советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования" (ст. 3). В качестве косвенного аргумента в подтверждение соответствия данного следствия применения российской конституционной нормы принципам Хартии следует указать, что в ст. 7 Хартии, озаглавленной "Условия осуществления полномочий на местном уровне", излагаются положения, относящиеся исключительно к выборным лицам.

Б. Реализация нормы Конституции России о том, что "органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти", препятствует широкому, не санкционированному законодательно применению механизмов административного воздействия органов (должностных лиц) государственной власти на органы (должностные лица) местного самоуправления. Такой результат применения рассматриваемой конституционной нормы соответствует требованиям ст. 8 Хартии ("Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления"), в частности, нормам Хартии о том, что "любой административный контроль за органами местного самоуправления может осуществляться только в порядке и в чаях, предусмотренных Конституцией или законом" (п. 1); "любой административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, преследует лишь цели обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов" (п. 2).

В. Обособленность органов местного самоуправления от системы органов государственной власти исключает возможность определения компетенции органов и должностных лиц муниципальной власти через подзаконные акты органов государственной власти и, таким образом, приводит к необходимости решать данный вопрос через законы, что соответствует требованиям ст. 4 Хартии: "Сфера компетенции местного самоуправления". В названной статье Хартии, в частности, указано, что основные полномочия органов местного самоуправления должны быть установлены Конституцией или законом (п. 1); а полномочия органов местного самоуправления "могут быть поставлены под сомнение или ограничены каким-либо другим центральным или региональным органом власти только в пределах, установленных законом" (п. 4). Анализ иных норм Хартии не дает оснований для вывода о том, что реализация рассматриваемой нормы ст. 12 Конституции России препятствует в какой-либо мере их реализации.

Конкретные организационные формы местного самоуправления определяются в уставе каждого муниципального образования. Вместе с тем федеральным законодательством установлены определенные гарантии сочетания коллегиальности и единоначалия в осуществлении местного самоуправления. Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрены обязательность наличия коллегиального органа местного самоуправления представительного органа муниципального образования и главы местной администрации лица, возглавляющего деятельность местной администрации на принципах единоначалия. Должность главы местной администрации может быть как самостоятельной, так и совмещаться с должностью главы муниципального образования. При этом в Федеральным законе введено принципиально важное новшество: установлена возможность существования единоличных органов местного самоуправления должностных лиц, обладающих собственными персональными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава местной администрации относится к данной категории должностных лиц. 10. Сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении

Разделение функций между этими органами местного самоуправления определяется уставом муниципального образования. Однако в Федеральном законе изложен ряд норм, предопределяющих, что представительный орган является в основном органом нормоустанавливающим, а глава местной администрации исполнительным. В частности, прерогативой представительного органа является принятие таких общеобязательных правил, как устав муниципального образования и местный бюджет. Такое разделение достаточно типично и логично. Коллегиальный выборный орган состоит из лиц, имеющих различные взгляды, отражающих интересы различных групп населения не только по территориальному признаку по избирательным округам, но и в силу своих личных качеств социальных, возрастных, этнических и иных групп населения. Выработка решения в условиях многообразия взглядов дает возможность повысить адекватность окончательного решения интересам населения муниципального образования в целом. Вместе с тем, коллегиальная работа требует значительного времени. Так, работа над местным бюджетом в представительном органе продолжается, как правило, не менее двух-трех месяцев. Следует отметить, что глава местной администрации, хотя и наделен собственными полномочиями на решение вопросов местного значения, однако практически всегда организует работу таким образом, чтобы документы, выходящие за его подписью, проходили обязательное визирование в соответствующих профильных подразделениях местной администрации. Таким образом, местная администрация, хотя и не является коллегиальным органом местного самоуправления, обеспечивает элемент коллегиальности в подготовке решений главы местной администрации.

Конституцией России (ст. 12) определено, что в Российской Федерации "признается и гарантируется местное самоуправление". Эта статья дает основания для вывода о том, что наличие государственных гарантий местного самоуправления относится к основам конституционного строя Российской Федерации. Государственные гарантии местного самоуправления условно можно разделить на три группы: создающие условия для осуществления местного самоуправления; направленные на недопущение или пресечение деятельности, препятствующей осуществлению местного самоуправления; обеспечивающие право местного самоуправления защищать свои интересы. К первой группе государственных гарантий относятся: формирование законодательной базы о местном самоуправлении; установление обязанности выплаты компенсации местному самоуправлению расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; разработка государственных образовательных стандартов и организация подготовки и повышения квалификации кадров муниципальных образований; формирование совещательных органов при государственных должностных лицах по проблемам местного самоуправления; разработка государственными органами и содействие разработке иными структурами методических материалов по порядку решения вопросов местного значения, реализации иных полномочий органами местного самоуправления. 11. Государственная гарантия местного самоуправления

Ко второй группе государственных гарантий относятся: установление ответственности за неисполнение муниципальных правовых актов; установление запрета на ограничение законных прав местного самоуправления; возможность обращения в суд, а также в прокуратуру по вопросам незаконности решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления (их должностных лиц); установление права органов государственной власти на досрочное прекращение полномочий органов (должностных лиц) местного самоуправления, нарушающих законы; установление, что в случае бездействия органов, обязанных принять решения, необходимые для осуществления местного самоуправления в определенные сроки (назначение муниципальных выборов, установление границ муниципальных образований, регистрация уставов муниципальных образований), соответствующее решение вправе принять иной орган власти. К третьей группе государственных гарантий относятся: право местного самоуправления на судебную защиту и защиту системой прокуратуры; право обжалования в суд решений и действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, обращения в прокуратуру; право населения муниципального образования на отзыв выборных лиц местного самоуправления.

Местное самоуправление власть подзаконная. На обязанность соблюдения органами местного самоуправления Конституции России и законов указывает ст. 15 Конституции РФ. Формы обеспечения законности в деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц не отличаются от форм, обеспечивающих законность деятельности органов государственной власти и государственных служащих. Это выполнение норм действующего законодательства, действие строго в рамках своих полномочий, доступность к информации о деятельности органов местного самоуправления, обязанность решать возникающие проблемы населения, неукоснительно соблюдать Устав муниципального образования и т.д. Конституцией РФ (ст. 46, 52) установлены возможность обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, а также государственная гарантия защиты от злоупотребления властью. Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что устав муниципального образования (акт, обладающий высшей юридической силой в системе нормативных правовых актов муниципального образования) вступает в силу после его государственной регистрации. Государственная регистрация в данном случае является элементом государственного контроля. 12. Законность в организации и осуществлении местного самоуправления

В законодательстве предусмотрены также механизмы принуждения органов местного самоуправления и их должностных лиц к соблюдению требования законности. Федеральным законом предусмотрена обязанность прокуратуры надзирать за законностью в деятельности по осуществлению местного самоуправления, а также установлено, что в случае нарушения представительным органом или главой муниципального образования законов их полномочия могут быть принудительно досрочно прекращены органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Действующим законодательством ответственность коллегиальных органов местного самоуправления перед населением не предусматривается. Население не вправе распустить представительный орган местного моуправления, однако вправе отозвать отдельных депутатов, иных выборных лиц. Статус выборных лиц местного самоуправления выборных должностных лиц, депутатов, иных выборных лиц (как и представителей других уровней публичной власти) носит двойственный характер. Обслуживаемым субъектом для выборных лиц является народ, их избравший. Но выборные лица являются не только "слугами народа", но и его представителями, выразителями его интересов, ведь именно для этого их и избирают. Таким образом, выборные лица сочетают в себе полномочия как обслуживающего, так и обслуживаемого субъектов. Соответственно, выборные лица должны нести ответственность и как лица, занимающиеся обслуживанием населения, и как руководители населения муниципального образования. Как лица, занимающиеся обслуживанием населения муниципального образования, выборные лица могут нести ответственность за решение вопросов местного значения в формах, максимально отвечающих интересам населения, за исполнение своих предвыборных обязательств, за результаты работы с обращениями населения. 13. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

Как руководители муниципального образования выборные лица могут нести ответственность за соответствие своей деятельности требованиям законодательства и устава муниципального образования, за результаты взаимодействия с руководством иных муниципальных образований, с органами государственной власти. При ненадлежащем исполнении своих функций выборными лицами местного самоуправления население может применить к ним следующие меры воздействия: отзыв соответствующего лица населением; отказ в доверии на очередных муниципальных выборах; обращение в суд в целях признания актов органов местного самоуправления незаконными; обращение в органы государственной власти субъекта Российской Федерации с предложением о роспуске представительного органа местного самоуправления, отрешении от должности главы муниципального образования; критика в рамках публичных слушаний, иных публичных мероприятий

Семинар 2. Институты прямой демократии в системе местного самоуправления. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления: 1.Местное самоуправление как основа конституционного строя, право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения, форма народовластия. 2.Местное самоуправление уровень публичной власти. 3.Представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством. 4. Местный референдум, муниципальные выборы. 3.Формы взаимоотношений депутата, выборного должностного лица местного самоуправления и населения. Институт отзыва в системе местного самоуправления. 5.Публичные слушания, опрос граждан, собрания (сходы), конференции граждан, народная правотворческая инициатива, обращение граждан в органы местного самоуправления 6.Территориальное общественное самоуправление. 7.Голосование населения в целях учета мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.