Автор: Руководитель Департамента налоговой безопасности ЗАО Аудиторской фирмы «Аудит-Классик» КАФТАННИКОВ Алексей Александрович.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Нижегородский государственный инженерно-экономический.
Advertisements

© МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ КОНТРАГЕНТОВ И КОНТРОЛИРУЕМОСТИ СДЕЛОК ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
Контроль трансфертного ценообразования при экспортных операциях 31 октября 2008 года.
Трансфертное ценообразование при осуществлении внешнеэкономической деятельности предприятий 2014 г.
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Методы ее определения.
ЭТАПЫ ПРИНЯТИЯ ФЗ 227-ФЗ ДАТАЭТАПЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 25 декабря 2009 года Законопроект внесен Правительством РФ в Государственную думу.
Контроль за трансфертным ценоообразованием в целях налогообложения: новое в российском законодательстве и зарубежная практика Гончаренко Любовь Ивановна.
1 Заместитель начальника Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России А.И.Сухова Обзор важных законодательных изменений.
Порядок сдачи уведомлений о контролируемых сделках за 2013 год и особенности их заполнения 2014 г.
КРУЖОК ФИНАНСОВОГО ПРАВА 6 марта 2012 Налоговые последствия сделок между взаимозависимыми лицами: новый механизм контроля трансфертных цен Докладчик: канд.
Кудимова Татьяна Васильевна 7-8 июня 2012 года Европейско-Азиатский правовой конгресс Шестая сессия г. Екатеринбург.
Тема 7: Определение стоимости товара при экспертной оценке в таможенных лабораториях.
© БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ В ОАО «ТАТНЕФТЬ», СВЯЗАННЫЕ С ТЦО (ч.2 Схемы бизнес-процессов)
Тема 6. Налоговые последствия применения различных договорных условий. Защита позиции налогоплательщика Лекция 15. Налоговые последствия применения различных.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для страхового рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Практические проблемы применения метода зачета и проблемы уклонения от налогообложения Григорьев Алексей Сергеевич Евразийский научно-исследовательский.
Слайд КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СДЕЛКИ: ПОДГОТОВКА УВЕДОМЛЕНИЯ И ДОКУМЕНТАЦИИ Елена Богданова Эксперт-аудитор 30 ноября 2012 г. г. Москва.
© 2012 Central Asian Tax Research Center Владимир Тютюрюков Налоговый исследовательский центр Центральной Азии 3 февраля 2012 г. Регулирование трансфертного.
Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении.
Требования к уставу образовательной организации. Статья 25 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 1 ) тип образовательной организации;
Транксрипт:

Автор: Руководитель Департамента налоговой безопасности ЗАО Аудиторской фирмы «Аудит-Классик» КАФТАННИКОВ Алексей Александрович

ГЛАВА 1. Причины налогового регулирования трансфертного ценообразования

1.1. Понятия «трансфертные цены» и «трансфертное ценообразование» ТРАНСФЕРТНЫЕ ЦЕНЫ - цены, применяемые компаниями (в первую очередь, но не исключительно холдингами) при сделках между ее подразделениями, филиалами, подконтрольными фирмами, т.е. внутри групп компаний, между взаимозависимыми лицами. ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ (transfer pricing) - ценообразование в сделках зависимых друг от друга лиц.

Письмо Минфина РФ от 28 ноября 2011г. N /5-14 В случае, когда анализируемой сделкой является трансграничная сделка, следует учитывать общепринятые в международной практике подходы к применению данного метода. В частности, Руководство ОЭСР

1.2. Международное регулирование контроля трансфертных цен Основным международным правовым актом, регламентирующим порядок налогообложения при применении трансфертных цен, является Руководство Организации экономического сотрудничества и развития 1995г.

1.3. Российские особенности контроля трансфертных цен 1.В настоящее время все регулирование в данной сфере сосредоточено в одной статье - ст. 40 НК РФ июля 2011 года принят Федеральный закон N227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения». 3.В Налоговый кодекс вводится новый раздел V.1 «Взаимозависимые лица. общие положения о ценах и налогообложении. налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании», состоящий из 6-ти глав и 25-ти статей (больше 30-ти страниц текста).

Порядок введения новых положений Положения закона 227-ФЗ вступают в силу с г. (за искл. отдельных положений, для которых предусмотрен более длительный переходный период). с г. фактически ст.40 НК РФ и связанная с ней ст.20 НК РФ прекращают свое действие. Хотя формально они и не исключены из кодекса, реально действовать они уже не будут. Обратите внимание! Положения ст.40 НК РФ будут актуальны еще в течение 3-х лет– в течение срока для выездных налоговых проверок в отношении сделок, доходы или расходы по которым признаны налогоплательщиком по г. включительно (ст.5 и ФЗ)

ПИСЬМО Минфина РФ от 19 марта 2012г. N /2-34 Положения ст. ст. 20 и 40 НК РФ со дня вступления в силу Федерального закона 227-ФЗ применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 НК РФ до дня вступления в силу Федерального закона.ст. ст главой 25

Интерпретация новых положений НК РФ 1.Необходимо руководствоваться сложившейся практикой применения судами ст.ст.20 и 40 НК РФ (в части, не противоречащей новому закону) 2. Нужно учитывать рекомендации ОЭСР и международную практику в области трансфертного ценообразования (в т.ч. судебную).

ГЛАВА 2. Понятие рыночной цены товара (работы, услуги) в Налоговом кодексе РФ

ЦЕНА СДЕЛКИ В ГРАЖДАНСКОМ КОДЕКСЕ РФ 1.В гражданском законодательстве закреплен ПРИНЦИП СВОБОДЫ ЦЕНЫ ДОГОВОРА (п.1 ст.424 ГК РФ). Стороны ПОЛНОСТЬЮ свободны при формулировании в договоре условий о цене сделки. Допускается даже ОТСУТСТВИЕ цены в возмездном договоре. 2.ГК РФ допускает возможность изменения цены ПОСЛЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА. Стороны могут самостоятельно определить момент, с которого будет действовать изменение цены. !! Если Вы решите, что изменение цены необходимо распространить на уже существующие отношения, то не забудьте это прямо прописать в соглашении!! ГК РФ предоставляет право определять цену сделки и порядок ее формирования сторонам сделки ПО СОБСТВЕННОМУ УСМОТРЕНИЮ.

Понятие рыночной цены в целях налогообложения 1. свобода определения цены договора сторонами сделки, закрепленная в нормах гражданского законодательства, совершенно не означает, что налоговые обязательства участников сделки всегда будут определяться исходя из цены, определенной сторонами сделки. В налоговом законодательстве закреплены случаи, когда налоговые последствия сделки определяются не исходя из цены сделки, а по рыночным ценам (ст.40 НК РФ в действующей редакции и глава V.1 НК РФ с г.). 2. Цель введения нормы - противодействие уклонению от уплаты налогов с помощью манипулирования ценами. Статья 40 и глава V.1 не диктует организациям и ИП, какие цены следует применять при заключении сделок и никаким образом не ограничивает субъектов хозяйственной деятельности в установлении цен, тарифов, расценок и т.п.

Случаи применения рыночных цен Контроль налоговых органов за ценой сделки Установление цены сделки для определения налоговой базы по отдельным налогам Установление денежной оценки сделки для целей налогообложения по безвозмездным сделкам Случаи, когда для целей налогообложения применяется рыночная цена товара

ГЛАВА 3. Налоговый контроль цены сделки

Презумпция соответствия договорной цены уровню рыночных цен Как и в п.1 ст.40 НК РФ, в п.3 ст НК РФ установлена ПРЕЗУМПЦИЯ СООТВЕТСТВИЯ ДОГОВОРНОЙ ЦЕНЫ УРОВНЮ РЫНОЧНЫХ ЦЕН: по общему правилу ценой реализации товаров, работ или услуг для целей налогообложения является цена сделки, указанная сторонами. Т.е. пока не доказано обратное, предполагается, что ЦЕНА СДЕЛКИ = УРОВНЮ РЫНОЧНЫХ ЦЕН (п.3 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ N41/9 от г. и Определение КС РФ N441-О от г.). ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ основания и порядок опровержения налоговым органом презумпции соответствия цены сделки рыночной ценой предусмотрены в статье 40 НК РФ.

Глава V.1 НК РФ устанавливает следующие презумпции соответствия цены рыночной: цены на регулируемых рынках (тарифы ЕТО и т.п.); цены, применяемые в соответствии с предписанием ФАС России или его территориальных органов; цена определена в результате биржевых торгов (по российским или международным правилам); цена определена оценщиком, в случае если проведение оценки является обязательным в соответствии с законодательством; цена определена в соответствии с соглашением о ценообразовании, заключенным налогоплательщиком в порядке главы 14.6 НК РФ.

Вопрос: признается ли рыночной цена, по которой товар приобретен взаимозависимым с продавцом лицом на открытых торгах? Конечная стоимость объекта имущества проданного на открытых торгах устанавливается в условиях конкуренции и состязательности сторон. Таким образом, сложившаяся в таких условиях цена является рыночной, хотя такое основание НК РФ и не предусмотрено.

Виды проверяемых налогов в п.4 ст НК РФ прямо поименованы налоги, правильность и полнота исчисления которых может быть проверена налоговым органом: налог на прибыль организаций; НДФЛ, уплачиваемый ИП, нотариусами, адвокатами и иными лицами, ведущими частную практику; НДПИ (только в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ и предметом сделки является добытое полезное ископаемое); НДС (только в случаях, когда одна из сторон сделки не является плательщиком НДС либо освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС).

Предмет сделок, подлежащих контролю

Возможность контроля за сделками при отклонении цен в сторону завышения В ст раздела V.1 НК РФ этот вопрос решается однозначно – контролю подлежат любые доходы, которые могли быть получены любой стороной сделки. Таким образом, предметом претензий может быть и размер произведенных расходов налогоплательщика, если это повлекло занижение размера налоговой базы.

Подлежат ли контролю сделки с имущественными правами Ясности нет, разъяснения противоречивы. С учетом существующих тенденций международного регулирования трансфертного ценообразования в области имущественных прав представляется, что неясность в законодательстве в этой части будет решена в пользу расширения контроля за ценами и на эту область.

Контролируемые сделки, относящиеся к сделкам об оказании услуг в международной практике к оказанию услуг могут приравниваться юридические факты, которые непосредственно не составляют предмет сделки. Например, обоснованность размера % может быть проверена не только при наличии формальной сделки по выдаче займа, но и при начислении платы (пеней) за просрочку исполнения обязательства по оплате реализованного товара (услуги), т.е. когда происходит фактическое кредитование покупателя

Письмо Минфина РФ от 24 февраля 2012г. N /1-15 Сделки по предоставлению беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами могут являться примером создания или установления коммерческих или финансовых условий, отличных от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разд. V.1 НК РФ сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми. разд. V.1

Применение положений Раздела V.1 НК РФ к предоставлению имущества в аренду Деятельность налогоплательщика по предоставлению имущества за плату во временное владение и пользование или во временное пользование является в целях налогообложения услугой, потребляемой контрагентом в процессе такой деятельности. Следовательно, право налоговых органов проверять правильность применения цен по сделкам распространяется на деятельность по оказанию услуг по сдаче имущества в аренду

Основания применения налогового контроля за ценой сделки Контролируемые сделки (ст НК РФ) Сделки между взаимозависимыми лицами Сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами

Сделки между взаимозависимыми лицами

Взаимозависимость организаций

Взаимозависимость организации и лица (физического или юридического):

Взаимозависимость физических лиц: одно лицо подчиняется другому по должностному положению; физические лица состоят в отношениях родства - являются супругами, родителями (в том числе усыновителями) и детьми (в т.ч. усыновленными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, опекуном (попечителем) и подопечным.

Совокупная доля участия в организации

Признание лиц взаимозависимыми по решению суда Суду по-прежнему предоставлено право признания лиц взаимозависимыми по иным основаниям, не перечисленным выше, если отношения между этими лицами позволяют говорить о наличии влияния на условия или результаты сделок или деятельности зависимого лица

Признание лиц взаимозависимыми судом по неперечисленным в законе основаниям «Право признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п.1 ст.20 НК РФ, может быть использовано судом лишь при условии, что эти основания указаны в других правовых актах, а отношения между этими лицами объективно могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров». Определение КС РФ N441-О от г. НПА, в которых установлены основания признания лиц взаимозависимыми: ГК РФ (ст.105 и 106); ФЗ «об ООО» и ФЗ «об АО»; ФЗ «о некоммерческих организациях»; ФЗ «о государственных и муниципальных унитарных предприятиях»; ФЗ «о таможенном тарифе»; ФЗ «о защите конкуренции»

Признание ФОРМАЛЬНО НЕЗАВИСИМЫХ лиц взаимозависимыми по решению суда В деле НК ЮКОС взаимозависимыми были признаны лица, формально между собой независимые. Суд посчитал, что управление формально независимыми юридическими лицами осуществлялось другой стороны сделки (Пост. ФАС МО КА-А40/ от и КА-А40/ от ).

Расчет доли косвенного участия одной организации в другой организация А непосредственно не участвует в организации С, но доля ее косвенного участия составляет 27% (50% x 60% x 50% + 40% x 30%), поэтому организации А и С для целей налогообложения будут являться взаимозависимыми (более 25%) ПИСЬМО Минфина РФ от г. N /1-27

Сделки, между взаимозависимыми лицами, подпадающие под контроль на соответствие рыночным ценам Контролируемые сделки м/у взаимозависимыми лицами ВСЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СДЕЛКИ! сделки на территории РФ, перечисленные в п.2 ст

Сделки на территории РФ под налоговым контролем одна из сторон сделки – резидент ОЭЗ, оборот по сделкам более 60 млн. руб. в год у одной из сторон сделки налог на прибыль 0% или освобождение, оборот по сделкам более 60 млн. руб. в год оборот по сделкам более 1 млрд. руб. в год (3 млрд. руб. в 2012, 2 млрд. руб. в 2013гг) ЕСТЬ ИСКЛЮЧЕНИЯ! (см. следующую схему) одна из сторон сделки уплачивает НДПИ, оборот по сделкам более 60 млн. руб. в год одна из сторон сделки находится на ЕСХН или ЕНВД, оборот по сделке более 100 млн. руб. в год, после 2014 года

Письмо Минфина РФ от 24 февраля 2012г. N /1-14, от 11 марта 2012г. N /1- 25 Согласно п. 9 ст Кодекса для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных гл. 25 Кодекса.п. 9 ст гл. 25

Не подлежащие контролю сделки Сделки между участниками одной консолидирова нной группы Сделки, с суммой доходов более 1 млрд. руб., сторонами которых являются лица, которые: - зарегистрированы в одном субъекте РФ - не имеют обособленных подразделениях в других субъектах РФ или за рубежом - не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ - не имеют убытков (вкл. убытки прошлых лет)

Контролируемые сделки, приравниваемые к сделкам между взаимозависимыми лицами 1. Совокупность сделок с участием (при посредничестве) независимых лиц (прослоек) и взаимозависимых лиц 2. Внешняя торговля товарами биржевой торговли 3. Сделки с офшорами, включая представитель ства = условия сделок с взаимозависимыми лицами оборот по сделкам более 60 млн. в год 4. Суд вправе признать сделку контролируемой, когда формальна сделка не отвечает признакам контроля, однако подобные условия созданы налогоплательщиком искусственно

1. Совокупность сделок с участием (при посредничестве) независимых лиц (прослоек) и взаимозависимых лиц = условия сделок с взаимозависимыми лицами Прослойки не принимают рисков и не используют доп. активы Прослойки не выполняют доп.функций

2. Внешняя торговля товарами биржевой торговли Черные и цветные металлы Нефть и продукты ее переработки Драгоценные металлы и камни Минеральные удобрения оборот по сделкам более 60 млн. в год

3. Сделки с офшорами (включая представительства) Список утверждается Минфином. ПриказПриказ Минфина России от N10н и называется «Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)»Перечень оборот по сделкам более 60 млн. в год

3. Внешнеторговые сделки К внешнеторговым относятся все сделки, заключаемые резидентами РФ с нерезидентами независимо от того, в какой валюте осуществляются расчеты (в иностранной или в рублях), в том числе и сделки, совершаемые на территории РФ. К внешнеторговым сделкам НЕ ОТНОСЯТСЯ: случаи приобретения экспортного товара на внутреннем рынке; реализация на внутреннем рынке товаров, приобретенных у иностранных лиц; случаи поставки российским организациям товаров, которые впоследствии были экспортированы К внешнеторговым сделкам относится выполнение работ и оказание услуг: российской фирмой - иностранцу (или иностранной компанией - нашему предприятию); в РФ - иностранному заказчику (или за границей - российской организации); российским предприятием через его представительство за рубежом (или инофирмой через ее представительство в РФ); российской фирмой, не имеющей заруб. представительства, через ее представителя (или инофирмой, не имеющей представительства в РФ, через представителя).

4. Наличие контроля по решению суда Согласно Руководству ОЭСР (п.1.37) структура сделки может быть пересмотрена в следующих случаях: 1) несовпадение правовой формы и экономического содержания сделок; 2) контролируемая сделка в совокупности с иными, связанными с нею, сделками отличается от сделок, которые совершили бы независимые лица, а фактическая структура сделки не дает возможности налоговому органу определить правильную цену.

ГЛАВА 4. Методы определения рыночной цены для целей налогообложения

Методы трансфертного ценообразования, используемые в международной практике МЕТОДЫ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ МЕТОДЫ, основанные на анализе прибыли МЕТОДЫ, основанные на анализе сделки МЕТОД сопоставимой неконтролируемой цены МЕТОД цены последующей реализации МЕТОД «издержки плюс» МЕТОД распределения прибыли МЕТОД чистой прибыли

Внутренние и внешние сопоставимые сделки контролируемая сделка внутренняя сопоставимая сделка внешняя сопоставимая сделка Независимая компания оптовой торговли Иной производитель аналогичных товаров Независимая компания оптовой торговли Взаимозависимая компания оптовой торговли Производитель (контролируемый налогоплательщик) Производитель (контролируемый налогоплательщик)

Методы трансфертного ценообразования, используемые в РФ информационный метод = метод сопоставимой рыночной цены метод цены последующей реализации затратный метод + метод сопоставимой рентабельности +метод распределения прибыли

Последовательность применения методов приоритет метода сопоставимых рыночных цен остальные – по принципу лучшего метода Общее правило приоритета 1 Метод распределения прибыли будет использоваться лишь при невозможности применения других методов Общее правило приоритета 2 если товар перепродается без переработки, перепродавец не владеет объектами НМА - приоритет метода сопоставимой рентабельности Исключение из правил

Получение заключения оценщика Получение такого заключения теперь имеет смысл только в прямой предусмотренных законом случаях обязательной оценки (п.10 ст НК РФ), по разовым сделкам (абз.2 п..9 ст НК РФ), если налогоплательщик не может применить ни один из методов определения рыночной цены. В остальных случаях отчет оценщика может использоваться лишь в качестве отправной точки для определения рыночной стоимости товара (работы, услуги).

Метод сопоставимых рыночных цен (СРЦ) применение метода СРЦ заключается в следующем: определяется, находились ли на рынке товаров в обороте товары, идентичные или однородные по отношению к товару, реализованному по контролируемой сделке; из них выбираются идентичные или однородные товары, которые были реализованы в сопоставимых условиях; цена, примененная по контролируемой сделке, сравнивается с ценой идентичного или однородного товара, реализованного в сопоставимых условиях в течение анализируемого периода (интервалом цен).

Внутренние и внешние сопоставимые сделки внутренняя сопоставимая сделка внешняя сопоставимая сделка Независимая компания оптовой торговли Иной производитель аналогичных товаров Независимая компания оптовой торговли Производитель (контролируемый налогоплательщик) ВАЖНО! Установлен приоритет использования внутренних цен налогоплательщика по сделкам с независимыми лицами. При наличии таких сделок, проверяющий орган не вправе использовать иную информацию для определения интервала рыночных цен

Идентичные и однородные товары Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель). При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. Однородными признаются товары, имеющие сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности работ (услуг) учитываются их качество, товарный знак, репутация на рынке, а также вид работ (услуг), их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость

сопоставимые коммерческие и (или) финансовые условия сделки Условия сделок на рынке идентичных (однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью корректировок ВАЖНО! В случае, когда существуют различия в условиях реализации идентичных (однородных) товаров, указанные различия могут быть учтены с помощью поправок, которые должны быть отражены в соответствующих расчетах, прилагаемых к акту проверки.

Информация о ценах сопоставимых сделок Используемая налоговым органом Информация налогоплательщика Информация из общедоступных источников, перечисленных в ст НК РФ Используемая налогоплательщиком Информация из любых общедоступных источников

Информация из общедоступных источников сведения о ценах и котировках российских и иностранных бирж таможенная статистика внешней торговли ФТС России сведения о ценах (пределах колебаний цен) и биржевых котировках, содержащиеся в официальных источниках информации органов государственной власти и органов МСУ данные информационно-ценовых агентств информация о сделках, совершенных налогоплательщиком При отсутствии (недостаточности) указанной информации общедоступные сведения, полученные из бухгалтерской и статистической отчетности организаций сведения о рыночной стоимости объектов оценки иную информацию в порядке главы 14.3 НК РФ

Данные информационно-ценовых агентств нефть и нефтепродукты – агентства «Platts», «Reuters»; природный и сжиженный газ – «Platts», «Reuters»; зерновые и масличные культуры – «АПК-Информ», «Цена- Информ»; хлопок – «Cotlook Limited»; драгоценные металлы – «Reuters», «Metal Bulletin»; цветные и черные металлы – «Platts», «Reuters», «Metal Bulletin», «Мегасофт Россия»; финансовые услуги – «Reuters», «Bloomberg»; руды и концентраты – «Цена-Информ», «Мегасофт Россия», «The TEX Report Ltd»; «Ryan,s Notes», «Alloy Metals and Steel Market Research»; драгоценные металлы «Reuters», «Metal Bulletin».

Таможенная статистика внешней торговли применение в целях налогового контроля за трансфертным ценообразованием таможенной стоимости возможно со значительными оговорками и должно базироваться на принципе «использования в случае, если другими источниками не доказано другое».

Используемый период сопоставления цен для определения интервала рыночных цен Интервал рыночных цен определяется на основе имеющейся информации о ценах, примененных в течение анализируемого периода, или информации на ближайшую дату до совершения контролируемой сделки. Приоритетный способ выбора периода для установления интервала цен НК РФ не определен. По нашему мнению в 1-ую очередь должна применяться информация об аналогичных сделках на момент совершения сделки

Интервал рентабельности Контролируемая цена признается рыночной, если находится в интервале рыночных цен, определенном в установленном порядке. Если цена контролируемой сделки не вписывается в установленный диапазон (интервал), то в целях налогообложения она должна быть приведена к минимальному или максимальному значению определенного интервала.

Сравнение с одной неконтролируемой сопоставимой сделкой При наличии информации только об одной сопоставимой сделке, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги), цена указанной сделки может быть признана одновременно минимальным и максимальным значением интервала рыночных цен

Метод цены последующей реализации В основе метода цены последующей реализации лежит сравнение цены перепродажи товаров, приобретенных у взаимозависимой стороны, скорректированной на величину нормальной маржи, с ценой, по которой товары были у взаимосвязанной стороны приобретены Использование возможно только при перепродаже

Затратный метод затратный метод предполагает расчет рыночной цены путем увеличения затрат по контролируемой сделке на величину нормальной маржи для расчетов применяется показатель валовой рентабельности затрат, определяемой как отношение валовой прибыли к себестоимости проданных товаров (работ, услуг)

Сфера применения затратного метода при выполнении работ (оказании услуг) лицами, являющимися взаимозависимыми с продавцом (за исключением случаев, когда при выполнении работ (оказании услуг) используются нематериальные активы, оказывающие существенное влияние на уровень рентабельности затрат продавца); при продаже сырья или полуфабрикатов лицам, являющимся взаимозависимыми с продавцом при оказании услуг по исполнению функций единоличного исполнительного органа организации при оказании услуг по управлению денежными средствами, включая осуществление торговых операций на рынке ценных бумаг и (или) валютном рынке

Метод сопоставимой рентабельности Метод сопоставимой рентабельности (МСР) предполагает сопоставление операционной рентабельности стороны контролируемой сделки с интервалом операционной рентабельности по сопоставимым неконтролируемым сделкам.

Метод распределения прибыли Метод распределения прибыли применяется при невозможности использовать другие методы (стороны сделки совместно владеют объектами интеллектуальной собственности, н/плательщик оказывает услуги по управлению активами взаимозависимому лицу, осуществляет от лица взаимозависимой стороны брокерскую и дилерскую деятельность). В основе метода лежит распределение между сторонами контролируемой сделки суммы прибыли всех сторон сделки.

ГЛАВА 5. Последствия налогового контроля за трансфертными ценами

Самостоятельная корректировка налоговой базы Раздел V.1 НК РФ прямо оговаривает право налогоплательщика на самостоятельное применение для целей налогообложения рыночной цены Корректировка производится путем подачи уточненной налоговой декларации. срок корректировки «привязан» к дате представления налоговой декларации по налогу на прибыль за налоговый период, в котором произошло искажение суммы налога (28 марта следующего года) пени до указанной даты не начисляются

Уведомление о контролируемых сделках Раздел V.1 НК РФ предусматривает обязанность налогоплательщиков по представлению в налоговые органы сведения (уведомления) о совершенных ими контролируемых сделках информация должна быть представлена в налоговые органы не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом,, в котором совершены контролируемые сделки. Уведомления направляются по месту учета налогоплательщика.

ПИСЬМО Минфина РФ от 19 марта 2012г. N /2-32 Если сделка не признается контролируемой, то представления уведомления в отношении этой сделки не требуется. ПИСЬМО Минфина РФ от 2 марта 2012г. N /1-24: в 2012 г. направление налогоплательщиками в налоговые органы уведомлений о контролируемых сделках не требуется

Проект приказа ФНС России на сайте Об утверждении форм и форматов уведомления о контролируемых сделках, предусмотренного пунктом 2 статьей НК РФ, а также порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках и порядка представления уведомления о контролируемых сделках в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи

Представление документов по запросу органа контроля Раздел V.1 НК РФ предусматривает обязанность налогоплательщиков по запросу налогового органа подготавливать в произвольной форме комплект документов, содержащих обоснование методики ценообразования, использованной в контролируемых сделках Срок для ответа на запрос законом не установлен. НО! ПИСЬМО Минфина РФ от 24 февраля 2012 г. N /1-13 в течение 30 дней со дня получения соответствующего требования. Требование может быть предъявлено не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки

Документация по трансфертному ценообразованию может включать в себя 1. Анализ отрасли2. Анализ деятельности компании3. Функциональный анализ4. Экономический анализ ВАЖНО! до г. уведомления направляются и отчетность предоставляется по сделкам, доход по которым в 2012 году превышает 100 млн. рублей, в 2013 году - 80 млн. рублей ВАЖНО! до г. уведомления направляются и отчетность предоставляется по сделкам, доход по которым в 2012 году превышает 100 млн. рублей, в 2013 году - 80 млн. рублей

ФНС России проверка будет проводиться по месту нахождения ФНС России Орган налогового контроля Процедура аналогична обычным проверкам Возможна как камеральная, так и выездная проверка Сроки проверки увеличены в 2 раза Налоговые проверки возможно во вне судебном порядке Взыскание доначисленных налогов

Ответственность За применение нерыночных цен годы Штрафа нет годы 20% после 2017 года 40% За непредставления уведомления о контролируемых сделках Штраф рублей

Симметричные корректировки у сторон сделки если налоговыми органами будет установлено, что цена, используемая в контролируемой сделке, не соответствует рыночной и вынесено решение об увеличении налоговой базы в отношении одной из сторон этой сделки, другая сторона будет иметь право на уменьшение (корректировку) своей налоговой базы исходя из скорректированной (рыночной) цены

Предварительные соглашения о ценообразовании ПСЦ могут помочь в следующих ситуациях: когда недостаточно открытых данных о рыночных ценах для сравнения цен налогоплательщика с ними; когда схема работы налогоплательщика уникальна, и потому его финансовые показатели нельзя сравнивать с показателями других организаций; когда система ценообразования налогоплательщика изучается налоговыми органами разных стран

ПИСЬМО ФНС России от 12 января 2012 г. N О ЗАКЛЮЧЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Процесс заключения ПСЦ 2-й этап Компания- продавец ФНС России Налоговая инспекция по месту регистрации продавца Предварительное соглашение о ценообразовании Компания- покупатель продажа закупка 1-й этап

Ограничения ПСЦ налогоплательщики, отнесенные ст.83 НК РФ к категории крупнейших Срок действия соглашения – не более 3-х лет Госпошлина за рассмотрение составляет 1,5 млн. руб.

ГЛАВА 6. Влияние реформы трансфертного ценообразования на процесс финансового планирования в организации

Первый этап Настоящее время – 1 января 2011 г. внедрение методологии трансфертного ценообразования для 2012 г., определение целевого рыночного уровня трансфертных цен/рентабельности для 2012г. Второй этап 1 января 2011 г. – 31 марта 2012 г. постоянный контроль и оценка возможных отклонений фактических трансфертных цен/рентабельности по сравнению с установленными целевыми показателями

Департамент налоговой безопасности ЗАО АФ Аудит-Классик Налоговые споры: - контроль цен; - налоговый арбитраж; - возражения на акт проверки Аудит: - налоговый аудит; - дью дилидженс (предпродажная проверка) Спецуслуги: - ознакомление с материалами дел

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Ул.Пушкина, 12, г. Челябинск, тел.: (351) , моб.: КАФТАННИКОВ Алексей Александрович, Руководитель Департамента налоговой безопасности ЗАО Аудиторской фирмы «Аудит-Классик» 90