И ГРУШКИ - САМОДЕЛКИ И ТВОРЧЕСКИЕ РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовительная к школе группа (6-7 лет ). Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, которая заключается в том, что ребенок организует деятельность.
Advertisements

Старший дошкольный возраст Выполнила: Гусева Наташа КГБОУ СПО «Рубцовский педагогический колледж»
Старший дошкольный возраст Составила воспитатель : Польникова В. Н. МБДОУ д / с « Колосок » с. Сорочий Лог.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Большое место в жизни старших дошкольников занимает режиссёрская игра с мелкими игрушками,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад 23 «Родничок»
Средняя группа. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализация - это.
Презентация на тему: Игровые технологии в ДОУ Подготовила: Алиева М.Н.
«Театральная весна» Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Театральная весна» Выполнили: воспитатели.
«Игровая деятельность с детьми в летний период»..
Т ЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2 курс, специальность «Дошкольное образование»
Актуальность и перспективность опыта В современном обществе эмоциональной и коммуникативной сфере ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Приволенский детский сад 14 «Алёнка» Тема презентации: «Неделя театрализованной деятельности»
Муниципальное Бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида 39 г. Арзамас Нижегородской области Игра как основной метод развития личности.
Развитие творчества детей через театрализованные игры.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 33 «Малинка» ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ Подготовила: Старший.
Технологии сюжетно – ролевых игр в разных возрастных группах.
Автор проекта: воспитатель Ирина Михайловна Черемисина МДОУ «Колосок» Серпуховский р-он, Московская обл.
Сюжетно-ролевые игры в развитии дошкольника. Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра имеет огромное.
Тематическая неделя «Игры и игрушки». - привлечение внимания всех педагогов, специалистов, родителей к назначению детской игры; определение ее места в.
ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ. « МУЗЫКАЛЬНО – ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ » Руководители.
Транксрипт:

И ГРУШКИ - САМОДЕЛКИ И ТВОРЧЕСКИЕ РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В последнее время психологи отмечают уровня ролевых игр у дошкольников; дети играют меньше, их игры более примитивны и однообразны. Несмотря на обилие игрушек, у них отсутствует «материал» для игры – дети отдалены от взрослых, не видят и не понимают их деятельности. В отличие от своих бабушек и дедушек, которые в детстве с интересом играли с простейшими материалами (камешками, дощечками, лоскутками, баночками и т.п.), современные дети очень часто не в состоянии организовать сюжетную игру. Многие дети уже в дошкольном возрасте длительное время просиживают перед монитором компьютера или телевизора, но не способны самостоятельно придумать сюжет, распределить роли в игре со сверстниками. Еще одна причина того, что дети не играют, – недооценка этой деятельности взрослыми. Главный аргумент некоторых родителей: игра – деятельность, которая не пригодится в будущем (в отличие от письма, счета, иностранного языка). Игра в жизни дошкольника уходит на второй план, так как основной заботой родителей становится обучение дошкольников, раннее интеллектуальное развитие, подготовка к поступлению в престижные школы. Но как ни парадоксально, именно недостаток игры отрицательно сказывается на готовности к школе, наносит непоправимый ущерб развитию детей в целом. Взрослые если и играют с детьми, то предпочитают игры с правилами (прежде всего настольно-печатные), а сюжетная игра остается без внимания. Но наибольшее значение в дошкольном возрасте имеет именно сюжетная ролевая игра.

И ГРА Ролевая игра – ведущая деятельность дошкольников. Ее значение - интенсивная ориентация в основных направлениях человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. В игре ребенок переносится из области реально существующего в область воображаемого, в игре он впервые осуществляет интеллектуальную систематическую работу с помощью образов, громкой речи и игровых действий, а так же строит поведенческие коллизии. Совместная игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников. «Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» (Д.Б.Эльконин)

Т ВОРЧЕСКАЯ РОЛЕВАЯ ИГРА В традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр последние условно делятся на две группы: - игры, придуманные самими детьми (их называют творческими играми); - игры, придуманные взрослыми (их принято называть играми с правилами). К творческим играм относятся: - сюжетно-ролевые игры, - строительные игры, - игры-драматизации, или театрализованные игры (ряд ученых определяют игру- драматизацию как разновидность сюжетно-ролевых игр). В режиссерской игре с мелкими игрушками, как одной из форм сюжетной игры, ребенок развертывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняя одну или несколько ролей. Особый интерес для данного проекта представляют два вида творческих игр: - режиссерские сюжетные игры, - театрализованные игры с персонажами-игрушками. Важным условием является то, что персонажей и антураж для игр изготовляют дети (при помощи взрослых).

С ЮЖЕТНЫЕ РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ Ребенок оперирует мелкими куклами, фигурками, для которых придумываются и разыгрываются различные сюжеты; он ведет роль игрушечных персонажей, действуя за них, изображая их голосом, интонацией, движением фигурок. В этой игре ребенок выступает как режиссер, драматург, актер. Он сам разыгрывает игровую ситуацию, регулирует взаимоотношения персонажей и мотивирует их действия. Малыш учится смотреть на события с разных позиций, мысленно ставя себя на место каждого персонажа.

ПЕРСОНАЖИ Для режиссерских сюжетных игр: сюжетные игрушки – куклы и фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, мебель и др. Для театрализованных режиссерских игр: театрализованные игрушки – это куклы, театральные персонажи, наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, различных инсценировок – выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимики, пантомимики, стимулирует развитие театрально-речевых способностей. В играх дети часто используют игрушки, изображающие животных, но выполняют с ними действия, аналогичные действиям с куклой. Выступающие в «человеческих» ролях игрушки наделяются определенными чертами характера и обладают индивидуальными особенностями (непослушные непоседы-бельчата, добрый и серьезный ежик и т.д.).

П РИМЕР : Н АБОР ИГРУШЕК - САМОДЕЛОК ДЛЯ РЕЖИССЕРСКИХ ИГР НА ТЕМУ «Ж ИЗНЬ НАШЕГО ГОРОДА » В КЛЮЧАЕТ В СЕБЯ : 1. «М АРКЕРЫ ПРОСТРАНСТВА » : ДОМА, ОКЛЕЕННЫЕ ЦВЕТНОЙ БУМАГОЙ С ОТКРЫВАЮЩИМИСЯ ОКНАМИ И ДВЕРЬЮ, « ПЕРЕНОСНЫЕ » АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ИЗ КАРТОНА ( ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ ) С РАЗМЕТКОЙ И ПЕШЕХОДНЫМИ ПЕРЕХОДАМИ, ОГРАЖДЕНИЯ, ДЕРЕВЬЯ И ПР.; 2. П РЕДМЕТЫ - ФИГУРКИ : ЛЮДИ – ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ В ХАРАКТЕРНОЙ ДЛЯ НИХ ОДЕЖДЕ, ВЫПОЛНЕННЫЕ ИЗ КАТУШЕК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПУГОВИЦ, ТКАНИ, КРЫШЕЧЕК И КОНТЕЙНЕРОВ КИНДЕР - СЮРПРИЗОВ ( ДЛЯ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ ), 3. П РЕДМЕТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОБЫТИЯ ( СЮЖЕТЫ ) – ОБЫЧНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ( СКОРАЯ ПОМОЩЬ, ПОЖАРНАЯ МАШИНА, ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ РАЗНЫХ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗОВ, С ОТКРЫТЫМ И ЗАКРЫТЫМ КУЗОВОМ ), ВСЕ ДЕТАЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫ – ОТКРЫВАЮТСЯ, ДВИЖУТСЯ И Т. П., ПРИСУТСТВУЮТ ГЛАВНЫЕ АТРИБУТЫ СПЕЦТРАНСПОРТА (« МИГАЛКИ » СПЕЦСИГНАЛОВ И ПР.)

РАЗВЕРТЫВАНИЕ СЮЖЕТА : В ОДНОМ ИЗ ЖИЛЫХ ДОМОВ ИЗ - ЗА НЕОСТОРОЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ С ОГНЕМ ПРОИЗОШЕЛ ПОЖАР. Н А МЕСТО ПРОИСШЕСТВИЯ ПРИЕЗЖАЮТ СПАСАТЕЛИ - ПОЖАРНЫЕ, ОНИ ЭВАКУИРУЮТ ИЗ ЗДАНИЯ ЛЮДЕЙ, ЧТОБЫ НИКТО НЕ ПОЛУЧИЛ ОЖОГОВ И НЕ ЗАДОХНУЛСЯ В ДЫМУ. П ОТОМ ОНИ ПРИСТУПАЮТ К ТУШЕНИЮ ПОЖАРА. Е ГО УДАЕТСЯ БЫСТРО ЛИКВИДИРОВАТЬ, ПОТОМУ ЧТО ВСЕ ДЕЙСТВОВАЛИ СООБЩА, КАЖДЫЙ ПОЖАРНЫЙ ЗНАЛ СВОЕ МЕСТО В КОМАНДЕ И СВОИ ОБЯЗАННОСТИ : ОДИН РАЗМАТЫВАЛ ПОЖАРНЫЕ ШЛАНГИ, ДРУГОЙ УСТАНАВЛИВАЛ НАСОС, ТРЕТИЙ МОНТИРОВАЛ ЛЕСТНИЦУ – ГОРЯЩАЯ КВАРТИРА НАХОДИЛАСЬ НА ТРЕТЬЕМ ЭТАЖЕ. В ОЗМОЖНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ( РАСШИРЕНИЕ СЮЖЕТА ) – ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВОЙ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ : 1. К ОМАНДИР ПОЖАРНОЙ КОМАНДЫ ПОСТРАДАЛ ВО ВРЕМЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА, ЕГО НА МАШИНЕ «С КОРОЙ ПОМОЩИ « УВОЗЯТ В БОЛЬНИЦУ. 2. П ОСТРАДАВШИХ ЛЮДЕЙ, ЧЬИ КВАРТИРЫ СГОРЕЛИ ИЛИ БЫЛИ ЗАЛИТЫ ВОДОЙ ВО ВРЕМЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА, НУЖНО ГДЕ - ТО ВРЕМЕННО РАЗМЕСТИТЬ, ПРЕДОСТАВИТЬ ИМ ЖИЛЬЕ, ПОМОЧЬ ОТРЕМОНТИРОВАТЬ КВАРТИРЫ И Т. Д. Срочный вызов на пожар Врачи скорой помощи Т ЕМА : С ПАСАТЕЛИ

Р ОЛИ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА СЮЖЕТА, ПЕРСОНАЖИ - Пожарные, выполняющие разную работу - - Жильцы дома, в котором возник пожар - Слесарь, который может открыть любую дверь, чтобы спасти людей - Милиционеры (сотрудники ГИБДД) - Врачи скорой помощи, медсестры в больнице - Водители специального транспорта - Диспетчеры спасательной службы, которые принимают звонки о происшествиях в городе - Скалолазы, которые могут карабкаться по стенам домов - - Прохожие, оказывающие помощь пострадавшим

И ГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ - Строить спецтранспорт (пожарную машину, «Скорую помощь», автобус для эвакуации людей) - Управлять спецтранспортом - Собирать необходимые инструменты - Чинить спецтранспорт, ремонтировать технику, оснащать необходимым оборудованием - Тушить пожар: разматывать шланги, устанавливать насосы, собирать лестницу и карабкаться по ней, спасать людей из горящего дома и т.д. - Оказывать медицинскую помощь пострадавшим: накладывать повязки, осторожно нести к машине «Скорой помощи», везти в больницу, ухаживать за больным и т.д. - Сообщать о возгорании по телефону спасения - Принимать вызовы от пострадавших и направлять к месту происшествия спасательные бригады - Организовывать помощь, строить временное жилье

Т ЕМА : Д ЕРЕВНЯ У бабушки и дедушки в гостях Ухаживаем за домашними животными / На ферме В АРИАНТЫ : Н АШ ДОМ С САДОМ С КАЗОЧНАЯ ДЕРЕВНЯ К АНИКУЛЫ В П РОСТОКВАШИНО И ГРЫ ПО МОТИВАМ НАРОДНЫХ СКАЗОК

М ЕДВЕДИЦА ЗАБОТИТСЯ О СВОИХ МЕДВЕЖАТАХ С КАЗКА «Т РИ МЕДВЕДЯ » И ДРУГИЕ Повадки диких животных Т ЕМА : В ЛЕСУ В АРИАНТЫ : Л ЕСНЫЕ ЗВЕРИ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ В ЕСНА ПРИШЛА ! П УТЕШЕСТВИЕ В ЛЕСНУЮ СТРАНУ С ЕМЕЙНЫЙ ПОХОД В ЛЕС

Т ЕМА : К ОСМОДРОМ Т ЕМА : Н АША АРМИЯ

Т ЕМА : Д ОМ - СЕМЬЯ - КВАРТИРА Нам привезли мебель Новая бытовая техника В АРИАНТЫ : П ЕРЕСТАНОВКА В КВАРТИРЕ П ОДРУЖКИ У МЕНЯ В ГОСТЯХ У НАС НА КУХНЕ Г ОТОВИМСЯ К ПРАЗДНИКУ Г ЕНЕРАЛЬНАЯ УБОРКА

С ПЕРВОНАЧАЛЬНЫМ ТЕМАТИЧЕСКИМ НАБОРОМ, СОЗДАННЫМ ДЛЯ ОБЫГРЫВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕМЫ ( ПРОИГРЫВАНИЯ ОДНОГО СЮЖЕТА ), ДЕТИ ИГРАЮТ ТОЛЬКО ПЕРВОЕ ВРЕМЯ. З АТЕМ ЗАМЫСЛЫ И ЦЕЛИ ИГРЫ МЕНЯЮТСЯ, ИГРУШКИ НЕСКОЛЬКИХ ТЕМАТИК СОЕДИНЯЮТСЯ В ОДНОЙ ИГРЕ, КОМБИНИРУЮТСЯ, ЗАМЕЩАЮТСЯ ДРУГИМИ СОГЛАСНО ИГРОВОЙ ЗАДАЧЕ, ДОПОЛНЯЮТСЯ КАКИМИ - ЛИБО ПРЕДМЕТАМИ. Д ЕТИ МОГУТ ПРИДУМЫВАТЬ СЮЖЕТЫ, В КОТОРЫХ СОЧЕТАЮТСЯ РЕАЛЬНЫЕ И СКАЗОЧНЫЕ, ФАНТАСТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ, ИГРУШКИ ТАКИХ ТЕМАТИК, КАК «Д ОМ – СЕМЬЯ » И «Д ИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА », «Т РАНСПОРТ » И «С ТРОИТЕЛИ ». И ГРОВОЙ НАБОР «У ЛИЦЫ ГОРОДА » МОЖЕТ НА ВРЕМЯ ПРЕВРАТИТЬСЯ В «Ц ВЕТОЧНЫЙ ГОРОД Н ЕЗНАЙКИ И ЕГО ДРУЗЕЙ », МАКЕТ ЛЕСА ДЛЯ ИГР С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ – ОСНОВОЙ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИГР ПО МОТИВАМ МУЛЬТФИЛЬМОВ ПРО В ИННИ -П УХА. Строим новую школу К ОМБИНИРОВАНИЕ СЮЖЕТОВ : Т РАНСПОРТ С ТРОИТЕЛЬСТВО П УТЕШЕСТВИЯ И ДР. Мы перевозим грузы Поездка на поезде к бабушке

Т ЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ Проблемные игровые ситуации, игры-драматизации, игротренинги по нравственному воспитанию, коммуникативные игры В ЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ ВОСПИТАННИКОВ – РОДИТЕЛИ ( БАБУШКИ - ДЕДУШКИ ): - УЧАСТВУЮТ В ПОДБОРЕ МАТЕРИАЛА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШЕК, - САМИ ШЬЮТ И ВЯЖУТ ИГРУШКИ ДЛЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ И РЕЖИССЕРСКИХ ИГР.

Настольный театр «катушечных» и других картонных кукол П О СКАЗКАМ : «С МОЛЯНОЙ БЫЧОК », «З АЮШКИНА ИЗБУШКА », «К ОТ ЛИСА И ПЕТУХ », «Л ИСИЧКА - СЕСТРИЧКА И СЕРЫЙ ВОЛК » И ДРУГИЕ К УКОЛЬНЫЙ ТЕАТР Театр ложек

И ТАК : Р ЕЖИССЕРСКАЯ СЮЖЕТНАЯ ИГРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРУШЕК - САМОДЕЛОК Ребенок в ней и артист, сам сочиняющий слова и действия для своей роли, и зритель, воспринимающий их, он же и декоратор – подбирает, мастерит и творчески использует игрушки и декорации, он и техник- изобретатель – создает новые конструкции машин, техники, зданий, придумывает костюмы, изготовляет мебель.

С ОЗДАНИЕ И ВОПЛОЩЕНИЕ ИГРОВОГО ЗАМЫСЛА Творческая игра с предваряющим ее самостоятельным изготовлением действующих лиц и атрибутов способствует формированию у детей привычки трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Удачно сделанная игрушка способствует развитию содержания игры, обогащает ее, делает более длительной и развернутой. Игра становится источником возникновения новых действий, умений, желаний, чувствований детей. Изготовление игрушек-самоделок становится увлекательной деятельностью, предваряющей развертывание интересной творческой игры. Проявляя удивительную изобретательность, они придумывают, как сделать грузовики для транспортировки мебели и для перевозки строительного материала, размышляют и том, что особенного есть у машин скорой помощи и пожарной, и какие предметы, материалы могут изобразить данные детали, и т.д.

И ЕЩЕ : ТВОРЧЕСКАЯ РОЛЕВАЯ ИГРА - имеет решающее значение для развития воображения; - влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов: ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве, так игра оказывает влияние на умственное развитие дошкольника. Выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон, что способствует развитию децентрации, позволяющей представить другой взгляд на мир. - способствует общению детей, развитию умения сочинять, фантазировать, комбинировать разные события, согласовывать в общем сюжете индивидуальные замыслы, умение прогнозировать ответное ролевое поведении, комментировать свои действия – в процессе таких игр накапливается творческая инициатива детей, возникают новые игровые замыслы;

М ЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т.Н. Доронова. – М.: Линка-Пресс, Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, Краснощекова Н.В. Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников: целевые прогулки, беседы, занятия, изготовление атрибутов к играм / Н.В. Краснощекова. – Ростов на Дону: Феникс, Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем?.. Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – Спб.: Питер, Сорокина Н.Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей от 3 до 5 лет (в семье и детском саду): метод. издание / Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович. – М.: Обруч, Харчевникова А.Н., Деркунская В.А. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4-5 лет: Методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аркти, Щербакова Е.И. Формирование взаимодействия детей 3-5 лет в игре: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пединститутов по спец – М.: Просвещение, 1984.