ИСТОРИЯ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СССР План 1.Периодизация природоохранного законодательства в СССР. 2.Природоохранная политика 1917 – начала.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экологические проблемы России и их решения. Россия - одна из самых загрязненных в экологическом отношении стран на планете. Спад производства не сопровождался.
Advertisements

Лекция 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.
- Об охране ОС, - О защите территории и населения от ЧС, - О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных курортах, - О животном мире, - О мелиорации.
Экологическое право. Понятия Экология (Эрнст Геккель) - наука о взаимоотношениях между живыми организмами и местом их обитания. Экология - наука о социальных.
Россия - одна из самых загрязненных в экологическом отношении стран на планете. Спад производства не сопровождался аналогичным уменьшением объема вредных.
Россия - одна из самых загрязненных в экологическом отношении стран на планете. Спад производства не сопровождался аналогичным уменьшением объема вредных.
Безопасность жизнедеятельности Законодательные основы БЖД.
Презентация Экологические проблемы России
Понятие, субъекты, функции и виды управления природопользованием Выполнила: Медникова Ольга Группа ОСМ
1. Ситуация в России 2. Загрязнение атмосферы 3. Причины 4. Города с наибольшим уровнем загрязнения 5. Области повышенной кислотности 6. Усиление водохозяйственной.
Статистика окружающей среды и природных ресурсов.
Экологическая ситуация складывалась под влиянием двух противоречивых тенденций: 1. Активизировалась борьба за экологию: Разработаны методические подходы.
КАРЛОВ ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПОДКОМИТЕТА ПО ВОДНЫМ РЕСУРСАМ
Понятие экологического контроля Цель экологического контроля Задачи экологического контроля (Закон Республики Узбекистан «Об охране природы») Объекты.
Президент России Дмитрий Медведев утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период.
Законы Омской области. Задачи органов исполнительной власти: обеспечение экологической безопасности население в области; соблюдение природопользователями.
Внедрение экологического менеджмента. популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов; популяризация основных принципов.
Человечество на Земле не может жить и развиваться изолированно от природы, ее богатств. Среди них выделяют пять основных видов : минеральные, климатические,
Правовые основы охраны атмосферы.
1.П РАВОВАЯ ОХРАНА ЛЕСОВ 2. Э КОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Подготовил: Бирюков И. А. ЮФ
Транксрипт:

ИСТОРИЯ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СССР План 1.Периодизация природоохранного законодательства в СССР. 2.Природоохранная политика 1917 – начала 1920-х годов: закладка основ. 3.Природоохранная политика начала 1920-х – 1957 годов. 4.Природоохранная политика конца 1950-х – 1960-е годов. 5.Природоохранная политика 1970-х – 1980-х годов. 6.Причины экологического неблагополучия в конце ХХ века.

Литература 1.Банников А.Г. Основы экологии и охраны окружающей среды. М., Голиченков А.К., Новицкая Т.В., Чиркин С.В. Очерки истории экологического права: развитие правовых идей охраны природы // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1, 3, 6. 3.Кульпин Э.С. Путь России. М., Минеева В.А. Правовая политика Российского государства в области экологи: проблема реализации. Дис… канд. юр. наук. Ставрополь, Шмыглева А.В. Исторические аспекты формирования экологичской политики России ХХ век // URL: (дата обращения 24 сентября 2012) 6. права_в_России&oldid= » - интернет-ресурс по истории природопользования в России (дата обращения 24 сентября 2012).ttp://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=История_экологического_ права_в_России&oldid=

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ПОЛИТИКИ В СССР А становление советского законодательства об охране и использовании природных ресурсов; активное развитие союзного законодательства природноресурсового направления; принятие во всех республиках СССР законов об охране природы - новой формы природоохранительного законодательства, принятие Закона РСФСР об охране природы в РСФСР от 26 октября 1960 г.;

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ПОЛИТИКИ В СССР гг. - проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе; гг. - попытка перестроить общественные отношения в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, разработать закон об охране природы в СССР и создать специальные органы управления в СССР и республиках;

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ПОЛИТИКИ В СССР Б Возникновение, становление и развитие экологического права в рамках «земельного права в широком смысле» (до принятия Основ земельного законодательства) Развитие экологического права в рамках природоресурсовых отраслей (ст.2 Основ земельного законодательства «отпочковывает» иные природоресурсовые отрасли (горные, лесные, водные), когда создаются многочисленные законодательные акты, вовлекающие в сферу регулирования экологические связи объектов (Закон об охране атмосферного воздуха, Закон об использовании и охране животного мира и др.). Время, когда экологическое право признается в СССР как самостоятельная отрасль права – по настоящее время. Современный период развития экологического права, его выход за рамки природоресурсовых отраслей. Изучение экологического права на юридических факультетах университетов.

Вторая половина XIX – начало XX вв. – эпоха «буржуазной модернизации», «интенсивного экономического роста», начала индустриализации страны: 1. Актуализация природоохранных проблем – «пасторальная» (окружение царя, часть бюрократии и аграриев), «экологическая» (учёное сообщество, часть аграриев) и «прагматическая» (деловые круги, часть бюрократии) позиции по отношению к ним; 2. Смещение центра тяжести природоохранной деятельности из центра на места (земства, городское самоуправление), не только государственное законодательство, но и местное нормотворчество («обязательные постановления» губернаторов); 3. Активизация общественных сил: а) ученые (при Императорском географическом о- ве – Природоохранная комиссия + АН предполагала создание спец. учреждения для контроля за охраной природы; подготовлен проект Закона об охране природы); б) интеллигенция, аграрии (научные и научно-просветительные о-ва + природоохранные парки: Баргузинский, «Аскания Нова», «Лес на Ворскле» и др.); в) интеллигенция и городское самоуправление вместе с губернскими властями за улучшение окружающей среды в городах. ОХРАНА ПРИРОДЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ

характеристика периодов природоохранной политики в СССР ПРИРОДООХРАННАЯ ПОЛИТИКА 1917 – начало 1920-х годов начало1920-х – «экологический» подход: оформление советской системы охраны природы : 1) законодательство: а )национализация природных ресурсов (Декрет о земле 1917, Земельный кодекс РСФСР 1922, Положение о недрах земли и разработке их 1923); б ) регулирование пользования и охрана важнейших природных ресурсов ( - Об учете буровых на воду скважин 1918; - О сроках охоты и о праве на охотничье оружие 1919 и др. ; - создание государственных природных заповедников – Астраханский 1918, Ильменский 1920, Байкальский 1921; в) экологизация политики в отношении природных ресурсов (Декрет о лесах 1918) ; 2 ) создание специальных учреждений: Центральный комитет водоохранения при ВСНХ 1919, Главрыба 1918, Всероссийский комитет по охране природы 1923.

характеристика периодов природоохранной политики в СССР ПРИРОДООХРАННАЯ ПОЛИТИКА начало 1920-х – 1957 годы (2 подпериода: до и после начала 30-х годов) 1. Интерпретация и развитие законодательства первых лет советской власти в условиях создания СССР и развития союзных отношений: *Об общих началах землепользования и землеустройства в СССР 1928 *Положение о недрах земли и их разработке 1924 *Об основах организации рыбного хозяйства СССР 1924 (Об организации промысла морских котиков и морских бобров 1926) *Горное положение СССР 1928 *Лесные кодексы в республиках 2. Изменения в природоохранной политике с начала 30-х годов: На смену «экологическому» подходу приходит новый – прагматический – государство стремиться господствовать над природой, используя ее ресурсы, обеспечить форсировать экономический рост. Крайними проявлениями этой тенденции становятся, с одной стороны, «сталинский план преобразования природы», а с другой возвышение лжеученого академика Т. Д. Лысенко.

СТАЛИНСКИЙ ПЛАН ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРИРОДЫ Цель: полное самообеспечение СССР продовольствием за счет рационализации сельского хозяйства. Задачи: 1) Предотвращение засух, песчаных и пыльных бурь путём строительства водоёмов и посадки лесозащитных насаждений в южных районах СССР (всего планировалось высадить более 4 млн га леса, и создать государственные полезащитные полосы длиной свыше 5300 км.: защита от суховеев, закрепление склонов оврагов). 2) Внедрение прогрессивных методов обработки полей: применение чёрных паров, зяби и лущения стерни; правильная система применения органических и минеральных удобрений; посев отборных семян высокоурожайных сортов, приспособленных к местным условиям. 3) Внедрение травопольной системы земледелия, при которой часть пашни в севооборотах засевалась многолетними бобовыми и мятликовыми травами, служившими кормовой базой животноводства и естественным средством восстановления плодородия почв.

характеристика периодов природоохранной политики в СССР ПРИРОДООХРАННАЯ ПОЛИТИКА начало 1920-х – 1957 годы (2 подпериода: до и после начала 30-х годов) 3. Перестройка учреждений, ответственных за природоохранные мероприятия: наркоматы – (1946) – министерства: земледелия (сельского хозяйства), лесной промышленности, здравоохранения, геологический комитет ВСНХ (мин-во геологии и охраны недр), центральный к-т водоохранения при ВСНХ (мин-во мелиорации и водного хозяйства) Сталинский план не был выполнен, более того – свернут при Хрущеве В конце 50-х экологическая проблема о б о с т р я е т с я

характеристика периодов природоохранной политики СССР ПРИРОДООХРАННАЯ ПОЛИТИКА КОНЦА 1950-х – 1960-е ГОДЫ О б о с т р е н и е э к о л о г и ч е с к и х п р о б л е м в к о н ц е 1950-х… *Закон об охране природы в РСФСР 1960: важный закон, но прежде всего все- таки природопользовательский, а не природоохранный, отсутствуют статьи об ответственности за экологические правонарушения («отсылочные» санкции). *Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968: рациональное ведение сельского хозяйства. *Основы законодательства Союза ССР о здравоохранении 1969: положения и меры по предотвращению загрязнения окружающей среды.

характеристика периодов природоохранной политики СССР ПРИРОДООХРАННАЯ ПОЛИТИКА 1970-х – 1980-х годов Активное развитие не столько природопользовательского, сколько п р и р о д о о х р а н н о г о законодательства: 1. Общее законодательство: Основы водного законодательства СССР 1970 О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы … 1972 Основы законодательства о недрах СССР 1975 Основы лесного законодательства СССР 1977 Об использовании и охране животного мира 1980 Об охране атмосферного воздуха Законодательство по отдельным проблемам: Правила пожарной безопасности в лесах СССР 1971 О мерах по предотвращению загрязнения бассейнов рр. Волги и Урала сточными водами 1972 О рекультивации земель при разработке полезных ископаемых … 1976

характеристика периодов природоохранной политики СССР ПРИРОДООХРАННАЯ ПОЛИТИКА 1970-х – 1980-х годов 3. Изменения системы союзных органов власти и управления, связанных с природоохранной деятельностью: Министерства: Мин-во сельского хозяйства Мин-во мелиорации и водного хозяйства Министерство рыбного хозяйства Министерство здравоохранения Министерство геологии

характеристика периодов природоохранной политики СССР ПРИРОДООХРАННАЯ ПОЛИТИКА 1970-х – 1980-х годов Государственные комитеты и управления: Гос. К-т по науке и технике Гос. плановый к-т Гос. К-т по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору Гос. К-т по гидрометеорологии и контролю природной среды Государственный комитет по лесному хозяйству Главное управление по контролю за работой газоочистных установок и др. «Всё хорошо, прекрасная маркиза! Всё хорошо, всё хорошо!» (неофициальный гимн «развитому социализму») Всё хорошо?

А ЧЕМ ДАЛЬШЕ, ТЕМ ХУЖЕ… Загрязнение атмосферы: Архангельск, Братск, Грозный, Кемерово, Красноярск, Москва, Новосибирск, Омск и др. Огромный водозабор из рек: Дон 64%, Терек 68%, Кубань 80% стока. Загрязнение водоемов: 12% -условно-чистые, 32% - умеренно-загрязненные, 56% - грязные, неспособные с саморегенерации. Истощение и загрязнение подземных вод, ухудшение качества питьевой воды: примерно 50% населения пользуется водой, качество которой по тем или иным санитарным показателям неудовлетворительное. Деградация земель… Сокращение площади лесов… Подсчитали – прослезились: 16-18% территории – зона экологического бедствия. Пример – Калмыкия. Волгоградский промышленный район + деградация пастбищ в результате директивного культивирования монокультуры – овцеводства (83% пастбищ «выбито»), дефицит питьевой воды (20-кратное ПДК солей), скачок заболеваний онко, крови, смертности… ПОЧЕМУ ?

1) Природоохранная политика долгое время была политикой охраны ресурсов, а не природы и человека, а когда начала превращаться в экологическую было уже поздно в том смысле, что государство оказалось неспособным реализовать ее на практике. При этом случались и крупные отступления от провозглашаемой экологичности – целина, широкомасштабная добыча нефти и газа, создание зоны по выращиванию хлопчатника, тот же Калмыцкий эксперимент…

ПОЧЕМУ? 2) Экстенсивное развитие экономики, добыч а сырья ради продажи, отсутствием системы переработки отходов, освоение новых и списание нарушенных сельхозугодий. Избыточная материал о - и энергоемкость производства дает увеличение вредных выбросов в окружающую среду, а также прогрессирующее падение эффективности природоэксплуатирующих отраслей, вызывает необходимость постоянно увеличивать долю финансовых и материальных ресурсов, направляемых в эти отрасли только для поддержания достигнутых объемов производства.

ПОЧЕМУ? 3) Деформированная структура народного хозяйства с превалированием природоэксплуатирующих производств, создающих постоянную чрезмерную нагрузку на экосистемы; гипертрофированное развитие ресурсоемких, "грязных" производств - энергетики, металлургии, горнодобывающей промышленности.

ПОЧЕМУ ? 4) Монополизм государственной собственности на природные ресурсы и средства производства лишал природопользователей стимулов к охране окружающей среды, сводил к формальностям государственный контроль за экологической ситуацией. Получалось так: государство само через свои предприятия эксплуатировало природные ресурсы, само себя контролировало через соответствующие органы и само себя наказывало, в том числе и материально, за нарушения законодательства, которое оно же, государство, принимало.

ПОЧЕМУ ? 5) Милитаризация экономики - это господство военно-промышленного комплекса (ВПК), "закрытого" и потому бесконтрольного в отношении используемых технологических процессов, размещения и расширения мощностей, потребления производственных, в том числе природных ресурсов. Территории, занятые различными объектами ВПК, в несколько раз превышают территории, занимаемые всеми заповедниками страны.