Технология развития критического мышления на уроках в начальной школе как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании. Дятлова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология развития критического мышления (ТРКМ) Подготовила: Федорова Светлана Олеговна (учитель начальных классов)
Advertisements

Технология критического мышления через чтение и письмо.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Опарина О.А.,учитель истории МОУ СОШ 2. : - способность ставить новые, полные смысла вопросы; - вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; -
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить. Критическое.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Технология развития критического мышления (далее ТРКМ) была разработана американскими учеными и преподавателями в конце ХХ века.
Вопрос, как средство обучения Каков вопрос таков и ответ (Народная мудрость)
Технология развития критического мышления. Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете. Л. С. Выготский.
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
Адаптированные приёмы и методы технологии РКМЧП на уроках русского языка в 3 классе Подготовила: Белобородова Светлана Новомировна, учитель начальных классов.
Развитие критического мышления на уроке. Критическое мышление Направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, использование.
Кашицына И.Ф., учитель начальных классов, МБОУ «СОШ 9», г. Когалым.
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, используя приемы технологии, превращает обучение.
МАСТЕР-КЛАСС «Технология развития критического мышления в преподавании истории»
Урок открытия новых знаний в рамках СДП Подготовительный этап.
Транксрипт:

Технология развития критического мышления на уроках в начальной школе как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании. Дятлова Раиса Григорьевна Учитель начальных классов Первая квалификационная категория 2 класс учебный год

Мышление развивается в проблемной ситуации,когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете. Л. Выгодский Если возникшая мысль сразу принимается, то перед нами некритическое мышление. Д. Дьюи Критическое - не значит негативное, критика толерантна, конструктивна. К.Поппер

Что такое критическое мышление? Это умение человека реально оценить происходящие вокруг него события, определить своё «я» в нём. Далеко не каждый взрослый может это делать. Поэтому уже с детства необходимо развивать самостоятельное мышление, которое носит индивидуальный характер.

4 Сравнение признаков обыденного и критического мышления Критическое мышлениеОбычное мышление Оценивающее суждениеГадательное предположение Взвешенное суждениеПредпочтение КлассификацияГруппирование ДопущениеВерование Логическое формулирование выводов Формулирование выводов Понимание принциповОбъединение понятий по ассоциации Построение гипотезыПредположение (без достаточных оснований) Предложение мнений с аргументами Предложение мнений без аргументов Формулирование суждений на основе критериев Формулирование суждений без опоры на критерии

Задачи: помочь личности осознать происходящие в ее психике процессы развития; вызвать их мотивацию; научить ребенка осознанно управлять ими, ставить цели своего развития.

Основные направления Теоретическое изучение основ технологии Использование моделей уроков в учебно- воспитательном процессе Распространение накопленного педагогического опыта

Роль учителя в ТКМ : направляет усилия учеников в определенное русло сталкивает различные суждения создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

Уровнем развития критического мышления является не объём полученной информации, а умение применять её в жизни. Следовательно, перед учителем стоит важная задача по формированию критического мышления учащихся. Нужно помнить, что оно состоит из трёх этапов: I этап – вызов, II этап – осмысление содержания, III этап – рефлексия.

Основа ТКМ – трехфазная структура урока: вызов осмысление рефлексия

10 Технологические этапы 1я- стадия ВЫЗОВ 2-я стадия ОСМЫСЛЕНИЕ 3-я стадия РЕФЛЕКСИЯ Актуализация знаний Побуждение интереса к получению новой информации Постановка учеником собственных целей обучения Получение новой информации Корректировка поставленных учеником целей обучения Рождение нового знания Постановка учеником новых целей обучения

Структура урока в технологии РКМЧП 1 этап Вызов Приемы: Верные, неверные высказывания Кластер Таблица ЗХУ Корзина идей Дерево предсказаний

Структура урока в технологии РКМЧП 2 этап Осмысление Приемы: Инсерт Зигзаг Таблицы

Структура урока в технологии РКМЧП 3 этап Рефлексия Приемы: Кластер Эссе Таблицы Синквейн

Приемы технологии РКМЧП Верные, неверные высказывания Игра «Верите ли вы?» Дерево предсказаний Корзина идей Кластер Инсерт Таблица ЗХУ Толстые и тонкие вопросы Зигзаг Синквейн

Если ребенок мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока.

Какими приёмами технологии развития критического мышления я пользуюсь на уроках? На уроках литературного чтения, окружающего мира замечательно проходят приёмы тонких и толстых вопросов, составление кластера, синквейна.

Немного расшифрую: « Толстые» и «тонкие» вопросы. «Тонкими» вопросами называют простые односложные вопросы, которые требуют простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов «тонкие» вопросы «толстые» вопросы Кто...? Что...? Когда...? Может...? Будет...? Могли...? Как звать...? Было ли...? Согласны ли вы...? Верно ли...? Дайте три объяснения: почему? Объясните: почему...? Почему вы думаете...? Почему вы считаете...? В чем различие...? Предположите: что будет, если...? Что, если...?

Кластер. Цель: установить максимальное количество признаков изучаемого понятия. Кластер (пучок) – схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям.

Правила очень простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся.

Правила работы над кластерами Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. Постараться построить как можно больше связей.

Часть Имя прилагательное Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Является в предложении второстепенным членом предложения Изменяется по числам и падежам Часть речи Обозначает признак предмета

Приём «Верные и неверные утверждения» Окружающий мир. 3 класс, «Почва» Вопросы: … ветер может разрушить горы? … опавшие осенью листья вредят почве? … 1см почвы образуется за 300 лет? … норы животных, живущих в почве, разрушают её? … растения участвуют в образовании почвы? … почва и камень родственники? … почва – наша кормилица?

Прием «Корзина» или «Мозговая атака» Позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. В корзине будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Окружающий мир. 2 класс, «Что такое погода?» Погода – это … … температура воздуха … осадки и ветер … изменения на улице … облачность … светит солнце или нет Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения и в конце урока подводится итог.

Приём «Таблица ЗХУ» Что знаем Хотим узнать Что нового узнали *Растения – часть живой природы. *Растения – часть живой природы. *Растениям необходимы: тепло, свет, вода и воздух. *Растения нужны людям и животным. *На какие группы делятся растения? *Что полезного в растениях? *Интересные сведения. *Как связаны растения с воздухом? Как называется наука о растениях? ? Окружающий мир. 2 класс, « Какие бывают растения?»

Приём «Шесть шляп» 1 группа. Белая шляпа. - С помощью атласа- определителя расскажите о кошках и собаках только фактами, цифрами. 2 группа. Жёлтая шляпа. - Подумайте! Почему кошки и собаки были одомашнены? 3 группа. Чёрная шляпа. -Докажите: что кошки и собаки необходимы людям. Используйте материал учебника на стр группа. Красная шляпа. - Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как люди обижают или оберегают домашних животных? 5 группа. Зелёная шляпа. - Что бы вы сделали для того, чтобы кошки и собаки всегда радовали нас? 6 группа. Синяя шляпа. - Обобщите высказывания других групп.

Ромашка Блума Простой вопрос Уточняющий вопрос Оценочный вопрос Творческий вопрос Вопрос интерпретация Практический вопрос ?

Ромашка Блума Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

31 Дерево предсказаний Ствол – тема Ветви – предположения Листья – основания предположения Защитит ли дамба наш город? Город надежно защищен Городу грозит катастрофа

Прием «Фишбоун-рыба» Проблема Причина Причина Факты Факты Вывод

В заключении… Тот, кто, обращаясь к старому, способен открыть новое, - достоин быть учителем. Конфуций