Построение конкурентного образовательного учреждения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Advertisements

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Качество образования каждому ученику. Качество образования – масштабное и многогранное понятие, которому придается особое значение в современных условиях.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Модель управления системой качества образования ГБОУ гимназия 1530 « Школа Ломоносова »
«Организация маркетинга в образовательном учреждении» Полякова Жанна Борисовна Выпускная квалификационная работа по программе профессиональной переподготовки.
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Образовательная программа лицея СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК МЕХАНИЗМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Самообразование учителя Материалы к школьной методической конференции 2009 года.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Маркетинг персонала. «Маркетинг персонала – вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ как средство стратегического управления ДОУ.
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
Окружной педагогический Форум «Организация методической работы образовательного учреждения в условиях введения ФГОС»
1. Анализ потенциала развития ДОУ 2. Концепция развития ДОУ 3.Инструментарий развития ДОУ 3.1. Цель и задачи развития ДОУ 3.2. Целевая программа «Здоровье»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Формирование лидерских качеств личности в условиях инновационного развития школы»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Формирование лидерских качеств личности в условиях инновационного развития школы»
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
Повышение конкурентоспособности образовательного учреждения на основе маркетинговых инноваций, реализуемых в системе гарантии качества университета Маслова.
Транксрипт:

Построение конкурентного образовательного учреждения

Ключевые понятия Конкурентоспособность образовательного учреждения - это способность занять своё место на рынке образовательных услуг посредством предоставления качественного образования, приобретения наибольших конкурентных преимуществ по сравнению с другими образовательными учреждениями. Конкурентное преимущество это положение организации (образовательного учреждения) на рынке образовательных услуг, позволяющее ему преодолевать силы конкуренции и привлекать инвесторов и потребителей (контингент учащихся). Конкурентные преимущества есть «эксклюзивная ценность, которой обладает система и которая дает ей превосходство перед конкурентами» (Фатхутдинов, с. 200). Показатели конкурентного ОУ: - оптимально осуществлять инновационную деятельность, направленную на совершенствование содержания и технологий образовательного процесса; - осваивать маркетинговую деятельность, способствующую реализации стратегических задач лицея, анализу изменения потребительского спроса, с целью создания конкурентоспособного продукта; - обеспечивать качество образования, соответствующее современным требованиям педагогической теории и практики, способное удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства; - вести успешную финансово-экономическую деятельность, за счет маневрирования материальными и финансовыми ресурсами; - обеспечивать повышение профессионального роста педагогов.

Первый этап – оценка конкуретных преимуществ: а) качество образования, реализуемого в ОУ; б) вариативность образования (ассортимент профилей, спецкурсов, форм обучения, дополнительное образование); в) ассортимент образовательных услуг в ОУ; г) перспективные связи с другими учебными заведениями (по вертикали: ДОУ-школа-колледж-вуз); д) уровень материально-технического оснащения; е) уровень развития профессионального мастерства педагогического коллектива; ж) реальное использование современных образовательных технологий; з) личные достижения, публичная позитивная известность руководителей и педагогов; и) сформировавшаяся в социуме внешняя привлекательность (имидж) ОУ, престижность получения образования в нем.

На констатирующем этапе: 1. Уровень участия родителей в жизнедеятельности ОУ (в %). 2. Уровень оказания материальной и нематериальной помощи потенциальных организаций-спонсоров. 3. Уровень помощи со стороны учреждений ДОУ в осуществлении образовательного процесса. 4. Обеспеченность традиционных (внешних и внутренних) конкурентных преимуществ (наличие статуса, вариативность образовательных услуг по учебному плану, развитие дополнительных образовательных услуг, внешняя привлекательность, поиск и привлечение деловых партнеров, спонсоров; связи с другими учебными заведениями ДОУ-школа-колледж- вуз, развитие материально-технической базы). 5. Стремление преодолевать внутренние препятствия консервативного мышления и развития на неформальном уровне, в поддержке научных исследований и инноваций. 6. Взаимоотношения со средствами массовой информации. Направления работы: 1.Маркетинговая деятельность образовательного учреждения.

(Содержание маркетинга осуществляется посредством аналитической и рекламной деятельности. Аналитическую деятельность осуществляют администрация учреждения, представители различных служб ОУ, специалисты управления образования и другие субъекты по следующим направлениям). 2. Изучение запросов вузов, учащихся, организаций, предприятий в образовательных услугах; 3. Ознакомление с деятельностью конкурентов (других ОУ в микрорайоне, районе, городе и т. д.); 4. Анализ и коррекция собственной образовательной деятельности;. 5. Определение стратегии развития ОУ; 6. Разработка системы повышения качества педагогических кадров; 7. Сотрудничество с различными структурами (общественными, научными, государственными и др.) в вопросах формирования конкурентоспособной личности. Использование рекламы: 1. Публикации о деятельности учреждения в адресных справочниках (эффективно и необходимо в первую очередь, в больших городах с разветвленной, сложной сетью учреждений); 2. Создание сайта (эффективно для платных образовательных услуг в образовательном учреждении); 3. Установка рекламных щитов - возле учреждения, а также на оживленных трассах города в период активного выбора - март-август (эффективно в силу новизны: общеобразовательные учреждения еще редко пользуются этой формой рекламы); 4. Публикация в местной печати; демонстрация содержательной информации и рекламных роликов по местному или кабельному телевидению; 5. Выпуск рекламных буклетов учреждения; 6. Создание рекламно-информационных плакатов, листовок для размещения в жилых домах, автотранспорте, железнодорожных и автовокзалах; 7. Выпуск сувениров-предметов с символикой учреждения (майки, ручки, карандаши и т. д.).

Конкуренция среди образовательных учреждений предполагает привлечение потенциальных конкурентов, что способствует объединению образовательных учреждений по региональному или профильному основанию. Конкурентоспособность образовательного учреждения зависит от его успешной финансово-экономической деятельности. Финансово-экономическая деятельность учреждения в современных рыночных условиях требует от руководителя принципиально новых подходов (см., например, книгу М.М. Поташника «Управление качеством образования»).

Важную роль в этом играет высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. Механизмом реализации данной идеи выступают следующие меры: - переход от позиции «педагог-транслятор знаний» к позиции «педагог-мыслитель, интегратор знаний», обеспечивающий целостное развитие учащихся»; - обеспечение направленности на непрерывное самосовершенствование, самообразование, повышение своей конкурентоспособности, путем следования тезиса «Образование через всю жизнь»; - обеспечение возможности включения педагогов в опытно-экспериментальную деятельность с успехом их личной ориентации. Реализация данных мер требует от руководителя образовательного учреждения изменения кадровой политики в условиях конкуренции: отношение к сотрудникам как самостоятельным исполнителям; расстановка кадров в соответствии со способностями развития широкой коммуникации; улучшение социально-психологического климата. Внедрение технологии формирования конкурентоспособной личности требует повышения профессионального роста всех специалистов, что является залогом их успешной профессиональной деятельности. Для этого можно использовать следующие виды работы с кадрами: - формальное образование, завершение которого сопровождалось выдачей сертификата (удостоверения, свидетельства о повышении квалификации на базе); - неформальное образование (через организацию работы «Школы молодого педагога», наставничество, методические объединения, творческие мастерские педагогов, объединения классных руководителей, лаборатории педагогов, работающих в профильных классах и др.); - информальное образование (в процессе свободного общения, консультаций, использования разнообразных литературных источников, переработки сведений из средств массовой информации). Особое значение имеет перспективное и текущее планирование. В их основе должны лежать, прежде всего, знание и учет внутренних факторов конкурентоспособности организации, а именно: - качество управления организацией; - качество стратегии повышения конкурентоспособности; - потенциал организации; - организационно-технический уровень деятельности организации.

Необходимо включение следующих важных направлений деятельности: - повышение качества управления (например, переподготовка или повышение квалификации администрации ОУ по проблемам образовательного менеджмента, маркетинга и т.п.; создание специальной службы, подразделения, а в условиях недостаточного финансирования - формирование на общественных началах инициативной творческой группы по организации маркетинговой деятельности учреждения; рационализация управления учреждением на основе использования компьютерных программ и технологий; повышение научного обоснования управленческих решений; разработка или коррекция локальных нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы стимулирования творческой активности и инновационной деятельности педагогического персонала); - совершенствование связей с внешней средой ОУ (например, мониторинг основных параметров социума школы или детского сада, влияющих на формирование образовательного заказа, ассортимент образовательных услуг; организация «открытых» для социума мероприятий культурно-массового и просветительского характера с целью формирования позитивного имиджа учреждения, привлечения общественности и в том числе потенциальных спонсоров); - совершенствование инновационной деятельности (соотнесение реальной полезности результатов инновационной деятельности, опытно-экспериментальной, научно- методической работы с конкретными проблемами учреждения: согласование целей и задач различных инновационных разработок, ведущихся в учреждении); - развитие кадрово-методического потенциала («ревизия» образовательных программ, технологий, дидактических средств, на предмет конкурентных преимуществ; планирование переподготовки или повышения квалификации педагогов по проблемам совершенствования образовательных программ, технологий, дидактических средств; организация разработки методического продукта ОУ, который может быть предложен другим потребителям и т.д.).

Модель конкурентоспособной личности выпускника - интеллектуальный потенциал; - самоактуализация; - адекватная самооценка; - самообучение; - коммуникабельность; - способность принимать ответственные решения: - готовность к профессиональному самоопределению. Среди компонентов: 1) парадигмально-прогностический компонент предполагает выявление личностных перспектив конкурентоспособного поведения, самосовершенствование в соответствии с идеальной моделью конкурентоспособного - поведения; 2) информационно-содержательный компонент образует комплекс знаний, связанных с «Я- концепцией», определением стратегии и тактики конкурентоспособного поведения, принятием решения, самооценка, коммуникативными и регулятивными действиями; 3) деятельностный компонент составляет умения и навыки познавательного, коммуникативного, регулятивного характера, определяющие успешность конкурентоспособного поведения. Коммуникативный потенциал: а) умение устанавливать конструктивные отношения с другими людьми, не основанные на подавлении; б) умение разрешать конфликты ненасильственным путем; в) умение самостоятельно принимать решения и осознавать меру ответственности за них; г) умение использовать механизмы защиты прав человека. Познавательный потенциал: а) знания, умения, навыки и способы выполнения деятельности; б) навыки аналитического и критического мышления; в) способность к активной умственной деятельности. 4) Мотивациоино-ценностный компонент отражает ценностные ориентации личности, стремления к нравственному самосовершенствованию, позитивную установку на различные виды социально значимой активности, потребности самоактуализации, самоутверждения, самовыражения, саморазвития.

Ценностный потенциал: а) восприятие человеческой жизни как главной ценности, уважение и защита прав человека и его основных свобод; б) признание свободы мысли, совести; в) осмысление понятий: дом, честь, ответственность, профессиональная гордость, гражданственность, Отечество; г) социальная активность; д) стремление к здоровому образу жизни. Творческий потенциал: а) творческое мышление и креативность; б) способность к самоопределению и самореализации; в) разносторонние интересы; 5) Эмоционально-волевой компонент включает ответственность, самостоятельность, инициативность, уверенность в себе, сопереживанию, самоконтроль. Качество подготовки конкурентоспособной личности выпускника можно оценивать по четырем важнейшим критериям: 1) готовность к продолжению образования; 2) уровень коммуникативной культуры; 3) стремление к профессиональному росту (дополнительное образование и самообразование) » 4) уровень социальной адаптации выпускников к жизни; 5) наличие портфолио. Портфолио -индивидуальный портфель официальных документов, отражающих знания, умения, навыки учащихся, которые могут быть востребованы на рынке труда. Основное назначение портфолио помочь выпускникам совершить переход от учебы в школе к продолжению обучения на более высоком уровне или представить работодателям наиболее полные сведения о квалификации, а также академических знаниях, умениях и навыках молодых людей - претендентов на место работы.

Уровни управления: Оперативный уровень: 1) Обеспечение качества образования, соответствующего современным требованием педагогической теории и практики, способного удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства. 2) Увеличение количества учащихся, социально определившихся на момент окончания школы (увеличение процента выпускников профильных и профессиональных классов продолживших образования в вузах и сузах по выбранному профилю; увеличение процента учащихся, поступающих в Вузы и Сузы по результатам единого государственного экзамена); 3) Прибыльность школы, повышение внебюджетных доходов.

Тактический уровень управления конкурентоспособностью школы: - Оптимальное осуществление инновационной деятельности, направляемой на совершенствование содержания и технологий образовательного процесса; - Профессиональный рост педагогов; - Стратегичность управления (осваивание маркетинговой деятельности, способствующей реализации стратегических задач центра, анализу изменения потребительского спроса, с целью создания конкурентоспособного продукта. - Финансовая и управленческая прозрачность (ведение успешной финансово - экономической деятельности, за счет маневрирования материальными и финансовыми источниками); - Позицонирование за счет расширения деловых связей; Стратегический уровень управления - Возросшая конкурентоспособность выпускника на рынках - труда, а самого образовательного учреждения - на рынке образовательных услуг; - Устойчивый имидж.

Диагностический анализ конкурентоспособной среды ОУ Примечание. Таблица заполняется администрацией образовательного учреждения (ОУ) на основе самоанализа ситуации, сложившейся на момент проведения данного опроса (кроме первого раздела). Раздел 1 (Потребители образовательных услуг) заполняется на основе изучения уровня удовлетворенности по специальным методикам в средних показателях. Вариант ответа ставится в соответствующей колонке таблицы (высокий, средний, низкий уровень) путем выделения (обвести, зачеркнуть или выделить знаком «+») нужного варианта по каждой позиции (а, б, в, г, д...) отдельно в соответствии с представленными расшифровками ответов.