ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФИЛИАЛ Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Предпосылки создания информационной системы Задачи информатизации.
Advertisements

Информационные системы управления Информационное пространство учреждения образования ИПКиП 2011г.
Россия, , г. Самара, ул. Ново-Садовая, 14а ИНТЕГРАЦИЯ ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫ ОБРАЗОВАНИЕМ С.
Администрация городского округа Самара 1.Отсутствует научно-методическое сопровождение процессов информатизации. 2.Город не имеет единой телекоммуникационной.
Муниципальная автоматизированная система управления и обеспечения безопасности жизнедеятельности г. Пенза.
Лекция 2 Принципы создания, классификация, состав и структура ЭИС.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «CIO. ГОССЕКТОР 2004» ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «CIO. ГОССЕКТОР 2004» В.А. Виттих, Е.А. Гриценко, О.Л. Сурнин, Д.В. Волхонцев,
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
Общая архитектура системы электронного правительства.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Информационные системы в экономике Лекция 1. Основные понятия и определения Автоматизированная информационная система это совокупность технических программных.
Определение РСЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных.
Информационные ресурсы 1. Виды ресурсов 2 Материальные ресурсы 3 Материальные ресурсы совокупность предметов труда, предназначенных для использования.
ОГИР ЗАГС-ПВС-ЖКХ Создание объединенных государственных информационных ресурсов ЗАГС-ПВС-ЖКХ информационных ресурсов ЗАГС-ПВС-ЖКХ в Самарской области Е.В.
Правовое регулирование взаимодействия администрации и персонала в области защиты информации.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Транксрипт:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФИЛИАЛ Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» В Г. ТВЕРИ 2009 г. «Информационные технологии в управлении» Краткое содержание лекции. (презентация )

План лекции 1.Основные концепции управленческой деятельности с позиции ИТ (7). 2.Информационное обеспечение государственного(муниципального) управления (10). 3.Информационные технологии управления (22) ((с точки зрения компьютерных наук). 4.Основные схемы организации управленческих команд (23). 5.Понятие информационной технологии управления (29). 6.Информационные системы (35). 7.Технологии реализации комплексных информационных систем (41). 8.Типовые территориальные информационные системы управления (59). 9.Базовые территориальные системы управления территориями (65). 10.Экономическая эффективность территориальных информационных систем (77).

СТРАТЕГИЯ 2020 Развитие информационно- коммуникационных технологий в долгосрочной перспективе. развитие информационного общества формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры совершенствование законодательной и нормативной базы, поддерживающей развитие информационно-коммуникационных технологий повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий стимулирование распространения информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической сфере и государственном управлении формирование единого информационного пространства, в том числе для решения задач обеспечения национальной безопасности обеспечение конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и повышение экспортного потенциала информационно-коммуникационных технологий

Цели развития электронного правительства Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Повышение качества и эффективности государственного управления на основе использования ИКТ Обеспечение контроля за результативностью деятельности органов государственной власти Снижение издержек для населения и организаций, связанных с предоставлением данных государству Расширение возможностей доступа граждан к информации Прекращение избыточного государственного регулирования Придание официального статуса электронным формам взаимодействия Повышение оперативности предоставления государственных услуг Повышение качества и доступности государственных услуг ЦЕЛИ ФЦП «ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ» ЦЕЛИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ

Основные мероприятия административной реформы «Модернизация информационного обеспечения органов исполнительной власти» 6. Организация оперативного анализа поступающей информации в целях своевременного обнаружения отклонений от плана реализации проектов (программ) 5. Организация текущего мониторинга показателей результативности деятельности органов исполнительной власти, обеспечивающего целенаправленный сбор информации, необходимой для получения достоверного представления о ходе достижения поставленных целей и задач, выполнения планов 4. Формирование системы показателей результативности деятельности органов исполнительной власти и бюджетных программ 3.Развитие нормативно-правовой и методической базы системы информационно- статистического обеспечения органов исполнительной власти 2. Создание эффективной системы мониторинга показателей деятельности субъектов бюджетного планирования 1.Разработка методических основ и систем мониторинга процессов управления по результатам, качества предоставления государственных услуг Цель – модернизация системы информационного обеспечения деятельности органов исполнительной власти на основе внедрения международных стандартов и создания систем мониторинга по основным направлениям реализации административной реформы:

Схема архитектуры «Электронного правительства Схема архитектуры «Электронного правительства» Граждане и представители деловой среды Информационные посредники УСТРОЙСТВА ДОСТУПА Мобильные телефоны. Цифровое ТВ. Контактные центры(contact centers) Информационные киоски. Центры телефонного обслуживания (call centers). ПОРТАЛЫ Шлюз Региональные и местные органы власти Защищённый правительственный Интранет Министерства и ведомства Правительство Закрытый правительственный Интранет

Основные концепции управления Концепция регламентированных заданий. Сущность этой концепции в выдвижении измеримых целей – заданий и выработке конкретных средств для их достижения. Концепция « системно –целостного управления » Механизмом управленческого контроля служит « философия » или « теория» фирмы, т.е. система ценностей и убеждений, определенная в ней учредителями. Ведущие научно – прикладные решения, которым соответствуют тенденции компьютеризации управленческой деятельности: Первое – ориентация на замену (вытеснение) человека из автоматизированных систем управления (с середины 50-х годов до начала 70-х). Второе – фиксирует как объективную реальность тенденцию развитие науки, техники и производства для освобождения (интеллектуализации) управленческого труда, устранение его отчужденности. Ориентирует на поддержку человека в условиях использования информационных технологий (ИТ),

Особенности и современные принципы регионального управления и муниципального самоуправления. К недостатками первого решения можно отнести: реализацию в основном учетных функций, отсутствие развитых коммуникационных связей рабочих мест, низкая эффективность нижних уровней управления, по причине значительной избыточности информации. Принципиальными отличиями использования ИТ в рамках второго решения являются: процесс управления, как правило, не может быть непрерывным, так как соединяет работу рутинного типа и творческую; ИТ управления предъявляют самые высокие требования к « человеческому фактору», социальный подход ко всем инновациям. Поддержка человека в условиях использования ИТ технологий управления строятся на следующих принципах: Системность, введение структурной человеко-машинной единицы управления; Оптимизация в процессе работы за счет структуризации пользователем решаемых задач; Уменьшение нагрузки на Центральные вычислительные центры Возможность получения ответов на задачи типа: « Что будет если…?»; Общедоступность телекоммуникационных сетей связи.

Определение информации Информация - это универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и сведений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения» (ЮНЕСКО ) Информация - это «…сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.»(ст2). К законодательно закреплённым принципам относятся(ст.3 ): –свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; –установление ограничений доступа к информации только федеральными законами; –открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; –равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации; –обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации; –достоверность информации и своевременность её предоставления; –неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. ( Федеральный закон 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ) К объектам информационной деятельности государственного управления относят: документированную информацию; информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги, средства информационного обеспечения.

Информационное обеспечение государственного (муниципального) управления Государственное управление - понимается как «информационно- интеллектуальное воздействие государства, его органов и должностных лиц на сознание, поведение и деятельность людей, их коллективов, общностей в стратегических целях обеспечения целостности, суверенитета, безопасности, упорядоченности и развития общества». Система государственного и муниципального управления : учебник / под общ. ред. Г.В. Атаманчука. – 2-е изд. – М. : РАГС, – С. 32. Информационное обеспечение государственного управления - это совокупность организационных, методических и интеллектуальных видов деятельности работников аппарата органов власти по сбору, систематизации, анализу, хранению и использованию сведений в процессе принятия управленческих решений. Энциклопедия государственного управления в России : в 2 т. Т. 1 / под общ. ред. В.К. Егорова; Отв. ред. И.Н. Барциц. – М. : Изд-во РАГС, – С Государственные информационные ресурсы можно определить как документированную информацию, содержащуюся в государственных информационных системах и находящуюся в распоряжении органов государственной власти и иных государственных организациях. Коноплева, И.А. Информационные технологии : учеб. пособие / О.А. Хохлова, А.В. Денисов, под ред. И.А. Коноплевой. – М. : ТК Велби; Проспект, – С. 7.

Наиболее значимые государственные информационные ресурсы. Библиотечные ресурсы около 150 тысяч библиотек, из которых более 2,5 тыс. научных и публичных библиотек имеют автоматизированные информационные технологии и базы данных. Архивный фонд Российской Федерации общим объёмом более 460 млн.ед.хр., в том числе в непосредственном ведении Росархива - свыше 193 млн.ед.хр. и несколько сот баз данных. Информационные ресурсы Государственной системы научно- технической информации (ГСНТИ), в формировании которых участвуют более 30 специализированных организаций федерального и отраслевого уровня, 69 региональных информационных центров, а также государственные предприятия отраслей материального производства. Государственные информационные ресурсы правовой информации, сосредоточенные в Минюсте России и Спецсвязи России, подведомственных им центрах правовой информатизации, а также разнообразные ресурсы судебных органов. Информационные ресурсы органов государственной власти и управления всех уровней, включающие массивы социальной и управленческой информации. В настоящее время не менее 30% национальных информационных ресурсов России являются государственными, т.е. созданными за счёт средств налогоплательщиков в процессе деятельности государственных органов власти и управления всех уровней, а также при выполнении предприятиями всех форм собственности государственных заказов. Титоренко, Г.А. Информационные технологии управления : учеб. пособие для вузов / под ред. проф. Г.А. Титоренко. – 2-е изд., доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, – С. 411.

Виды управленческой информации Социальная информация - часть информации, которая обусловлена существованием человеческой деятельности, независимо от того, где она возникает и циркулирует. Так как понятие информации тесно связано с понятием «отражение», социальную информацию необходимо анализировать на основе социального отражения. (Энциклопедия государственного управления в России : в 2 т. Т. 1 / под общ. ред. В.К. Егорова; Отв. ред. И.Н. Барциц. – М. : Изд-во РАГС, – С. 285.) Социально значимая информация - информация о состоянии окружающей природной среды (экологическая информация); правовая информация; информация о чрезвычайных происшествиях, угрожающих безопасности людей; информация о гражданах (персональные данные); информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (некоторые категории социально значимой информации упоминаются в действующем законодательстве). Управленческая информация - часть социальной информации, которая выделена из её общего массива по критериям пригодности к обслуживанию государственно-правовых процессов формирования и реализации управляющих воздействий: отражает управленческие потребности, интересы и цели людей, их совокупную властную волю, конкретные механизмы и способы управленческой организации и регулирования их сознания, поведения и деятельности. Правительственная информация - специфика заключается в следующем: – во-первых, государство является владельцем самого большого объёма социально значимой информации; – во-вторых, государственные информационные ресурсы являются самыми востребованными в обществе; –в-третьих, право на доступ к информации о деятельности государственных органов( является сравнительно новым для Российской Федерации).

Информационное обеспечение органов государственной власти Информационная функция государства - это одно из основных направлений его деятельности по развитию информационной сферы России, которое охватывает всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, передачей информации во всех её видах - экономической, правовой, научной, образовательной, управленческой и т.п. Осуществление этой функции предполагает :: создание единого информационно-коммуникационного пространства России как части мирового информационного пространства, её полноправное участие в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов; дальнейшее развитие международного сотрудничества в области формирования и использования информационных ресурсов; обеспечение свободного доступа пользователей к информации путём постоянного её накопления, обновления и распространения; развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальный потенциал социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах; обеспечение координации и поддержки научно-исследовательских работ и производств по созданию новых типов информационных технологий, вычислительных, информационных и телекоммуникационных средств и систем; повышение уровня образования населения и квалификации работников; укрепление материально-технических, финансовых, организационно-правовых, кадровых и научных основ информатизации; организацию единой системы обеспечения защиты информации и информационной безопасности; создание эффективной системы реализации прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития. Жукова, Н. Применение информационных технологий на государственной службе / Н. Жукова // Кадровик. Трудовое право для кадровика. – – 11. – С. 50.

Информационная обеспечение управления Цель информационного обеспечения органов государственной власти состоит в том, чтобы на базе собранных исходных данных получить обработанную, агрегированную информацию, которая должна служить основой для принятия эффективных решений по управлению государством как целостной социально- экономической системы. Целью информационного обеспечения управления - является создание условий для принятия эффективных решений по управлению государством. При современных потоках информации эффективное решение этих задач невозможно без использования средств вычислительной техники и новых информационных технологий. Система информационного обеспечения управления включает: информационные ресурсы, организационно- функциональное, функциональное, программное, техническое, технологическое, правовое, кадровое и финансовое обеспечение. (Никитов, В.А. Информационное обеспечение государственного управления / В.А. Никитов, [и др.]; под ред. Ю. В. Гуляева. – М. : Славянский диалог, – С. 12.)

Информационное обеспечение деятельности Президента РФ (вариант)

* Концептуальные подходы и требования к информационному обеспечению системы государственного управления сводятся к следующему: обеспечение независимости источников (МИД, Минобороны, ФСБ, СВР, МВД, и др.), непосредственно представляющих свои информационные документы Президенту и руководству Правительства Российской Федерации; создание 4-уровневой системы информационного обеспечения принятия управленческих решений: высший уровень интеллектуальной деятельности - имеются в виду управленческие решения в масштабе государства, принимаемые Президентом и руководством Правительства Российской Федерации; аналитический уровень - информационно-технологическое обеспечение: ситуационные центры Президента, Администрации Президента, Совета безопасности; Правительства Российской Федерации; информационно- аналитические подразделения Администрации Президента, Совета безопасности Правительства Российской Федерации (включая создание системы автоматизированной поддержки аналитических исследований); федеральный уровень - информационно-технологическое обеспечение руководства субъектов Федерации, глав администраций, министерств и ведомств, Спецсвязи России, Госкомстата, Центрального банка Российской Федерации; региональный уровень - информационно-технологическое обеспечение субъектов хозяйствования в государственной и негосударственной сферах, территориальных органов министерств и ведомств, политических и общественных организаций, информационных агентств, независимых аналитических центров и т. д. Никитов, А.В. Указ. соч. – С. 215.

Проблемы организации информационного обеспечения органов государственной власти Отсутствие в ФЗ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», важнейших определений таких как: «информационное обеспечение государственного управления», «система информационного обеспечения органов государственного управления», «информатизация», «информационные процессы», «информация о гражданах (персональные данные)», «средства обеспечения информационных автоматизированных систем». Разобщенность и несовместимость существующих ведомственных информационных ресурсов (ИР) и систем (ИС). Отсутствие механизма организации взаимодействия имеющихся информационных систем, нерешённость вопросов автоматизации работы с информационными объектами и их метаописаниями с целью исключения дублирования при разработке новых и доработке унаследованных информационных систем. Отсутствие комплексного правового регулирования вопросов организации и функционирования системы информационного обеспечения государственного управления, имеется в виду: фрагментарность правового регулирования не согласованность между собой действующих актов информационного законодательства и т.д. ( Федеральный закон 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», )

Основные схемы организации управленческих команд Факторы, влияющие на надежность принимаемых решений: Недостатки организации труда членов управленческой команды 10%; Недостатки подбора кадров 25%; Недостатки системы информационного обеспечения 20%; Недостатки в обеспечении деятельности средствами и доведение решений 20%; Несвоевременное принятие решений 15%; Другие факторы 15%. Надежность принятия «рациональных» управленческих решений составляет: 0,367 – 0,552 ДЭН Ленский А.Н. «Основы управления холдингом»,дисс., М., 2004.

Основные типы управленческих команд Различают следующие типы управленческих команд: –Диффузная команда работает не коллективными методами, а посредством индивидуальных контактов с лидером; –Моноцентристский тип организации команды - по выполнению функций связан с определенной специализацией членов команды в связи с закреплением функций за одним или несколькими членами команды; –Функциональный полицентризм имеет место в управленческих командах, включающих разнородные структурные образования, и градообразующие предприятия; –Дисперсный тип функциональной структуры команд связан с действием таких механизмов и органов корпоративного управления, как комитеты, комиссии и другие временные структуры, создаваемые в связи с решением постоянно действующих, или возобновляющихся проблем; –Мобильный тип команды обычно реализуется посредством создания специальных подгрупп в ее составе в связи с решением неожиданно возникающих проблем.

Схемы возможной организации команд управления. Р П1П1 П2П2 П3П3 П4П4 Параллельная Р П1П1 П2П2 П3П3 П Последовательная Р П1П2П3 Парно- параллельная Взаимно- независимая Р П1П1 П4П4 П2П2 П3П3 Низкая надежность решения задач из-за искажения информации и низкой скорости решения (R 0 =0.072) Иcполнители работают независимо друг от друга при выработке общего решения (R 0 =0.27)/ Все подчиненные работают параллельно, Пропускная способность такой схемы низкая (R 0 =0.49)/ Все члены управленческой команды работают параллельно. Пропускная способность системы низкая (R 0 =0.97)/ R 0 =f(R р, R и ), надежность решения управленческих задач, R р – руководителя, R и – исполнителя. ДЭН Ленский А.Н. «Основы управления холдингом»,дисс., М., 2004.

Уровни принятия решения Стратегический (долгосрочный) Функциональный (Тактический) Операционный (оперативный) Динамика принятия решения Степень возрастания власти, ответственно сти за принимаемые решения Многократно повторяющиеся задачи Реш. задач треб. анализа Цели

Иерархии уровней государственного управления Иерархии уровней государственного управления. Основная задача «высшего» уровня – обеспечение стратегического управления страной, определяющее её долгосрочное развитие в целом или отдельных сфер, объектов, территорий, задающее направление деятельности каждому звену управления. Оно, как правило, тесно увязывается с общим политическим курсом государства или с той или иной доктриной. Тактическое управление выражается в конкретных действиях для реализации стратегических установок. При этом на базе надёжной информации сравниваются показатели стратегического плана с достигнутыми результатами за определённый период. Если имеются отклонения, то принимаются меры по исправлению положения, среди которых может быть и пересмотр каких-то целей, если выявилось действие ранее неучтённых и неконтролируемых факторов. Оперативное управление призвано решать текущие или возникающие в результате нежелательных отклонений вопросы. Оно ставит конкретные, количественно измеряемые ориентиры (задачи) и использует ситуационный подход, при котором выбирается приемлемый вариант, исходя из сложившихся условий. На муниципальном уровне стратегические установки и замыслы преобразуются через структуры местного управления в текущие производственно-хозяйственные планы, собирается и анализируется информация об их выполнении». (Граждан, В.Д. Указ. соч. – С. 306.)

Информационные технологии Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы Информационные технологии – это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. (ст. 2 Федерального закона 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Различают: –Глобальную информационную технологию, включает модели, методы и средства, формализующие и позволяющие использовать информационные ресурсы общества; – Базовую информационную технологию, предназначена для определенной области применения; –Конкретные информационные технологи, реализуют обработку данных при решении функциональных задач пользователя.

Структура информационной технологии. Государственное, региональное, муниципальное управление.

Информационные технологии в управлении. Информационные технологии управленческого процесса - это средства организации управленческого труда, направленные на упорядочивание системы процессов и действий должностных лиц по получению, переработке, использованию и распространению информации. Это механизм регулирования информационных потоков внутри органов государственной власти, между органами управления и объектами управления и внешней информационной средой. Информационная технологии в управлении направлены на целесообразное использование информационных ресурсов и снабжение ими всех элементов организационной структуры государства. Информационные технологии характеризуются следующими признаками : интегрированность информации (осуществляется сквозная информационная поддержка на всех этапах прохождения информации на основе интегрированной базы данных, предусматривающая единую унифицированную форму представления, хранения, поиска, отображения, составления и защиты данных); гибкость (возможность адаптивной перестройки формы и способа представления информации в процессе решения задачи); интерактивность (диалоговый режим решения задач с широкими возможностями для пользователя ). По значимости и характеру применения в управлении разделяют следующие виды информационных технологий: высокие интеллектуальные информационные технологии, которые представляют собой генерацию технических решений, реализующих ситуационное моделирование, позволяющих выявить связь элементов, их динамику и обозначить объективные закономерности среды;интеллектуальные вспомогательные информационные технологии - ориентированы на обеспечение выполнения определенных функций (бухгалтерский учет и статистика, ведение системы кадров, документооборота, ведение финансовых операций, системы для стратегического управления и т.д.);. вспомогательные

* Классификация информационных технологий как инструмента принятия управленческих решений (Опорные). Технология проблемного мониторинга, предназначена для постоянного слежения за ситуацией с целью текущего информирования руководителей регионального управления и муниципального самоуправления (организации, предприятия), а в случае необходимости – акцентирования их внимания на актуальных и настораживающих событиях; Технология поддержки принятия решения предусматривает широкое использование экономико – математических методов и моделей, пакетов прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, бизнес – планов по процессам и явлениям производственно – хозяйственной деятельности; Информационная технология экспертной поддержки принятия решения ориентирована на использование достижений в области новейших подходов к автоматизации (интеллектуализации) работы специалистов и руководителей. Использует аналитические методы, модели, накопленный опыт в оценке ситуации, т.е. сведения составляющие базу знаний в конкретной предметной области; Электронный офис – предусматривает использование интегрированных пакетов прикладных программ, которые обеспечивают комплексную реализацию задач предметной области. Необходимость работы с документами, материалами и базами данных муниципального образования, территории.

* Информационная технология, отдельные информационные процессы могут быть представлены тремя уровнями: концептуальным, логическим и физическим. Концептуальный уровень определяет содержательный аспект информационной технологии; логический отображается формализованным (модельным) описанием; физический уровень раскрывает программную и аппаратную реализацию информационных процессов и технологии. Основу современных («новых») ИТ составляют четыре технические достижения: Развитие носителей информации, позволяющие хранить практически неограниченные объемы информации; Реализация средств связи, обеспечивающих доставку информации в любую точку земного шара без существенных ограничений во времени; Возможность автоматизированной обработки информации в местах ее возникновения с помощью ПК; Возможность удаленного доступа и обработки информации, хранящейся в распределенных базах и банках данных. Современные ИТ обеспечения управленческой деятельности предполагают использование информационных процессов, базирующихся на средствах вычислительной техники (СВТ). Под ними понимается вся совокупность форм, методов и средств автоматизации информационной деятельности в различных сферах и в первую очередь в организационно-экономическом управлении. Требования к информационной технологии: - возможность разделения обработки данных на этапы (фазы), операции, действия; - должна отвечать поставленной цели.

Информационная система управления Информационная система - это «совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий и технических средств». ( Федеральный закон 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст. 2).) Основная целевая функция современной ИС, действующей в сфере государственного управления, - формирование информационной основы управления (любого уровня и масштаба), обеспечение процессов принятия управляющих решений на основе достоверной и полной информации с необходимой степенью детализации и обобщения. Организационно-правовыми формами этих систем являются: библиотеки, архивы, информационные фонды, депозитарии, банки и базы данных, информационные службы различных уровней и масштабов. (Никитов, В.А. Информационное обеспечение государственного управления / В.А. Никитов, [и др.]; под ред. Ю. В. Гуляева. – М. : Славянский диалог, – С. 12.)

Концептуальные подходы к созданию информационной системам управления Система информационного обеспечения управления государством основана на следующих принципах: независимость деятельности основных источников информации; полнота охвата всего информационного поля, необходимого для выработки управленческих решений; исключение информационного "шума" и представление высшему государственному руководству в концентрированном виде только той информации, которая необходима для управленческой деятельности; подключение всё большего числа интеллектуальных "источников" для аналитической обработки исходных данных по мере продвижения информации от регионального уровня к высшему; обеспечение безусловной безопасности обработки, хранения и передачи информации; актуализация правового поля, через которое должны проходить проекты управленческих решений.

Классификация информационных систем Классификацию информационных систем даёт Федеральный закон,который предлагает различать их в зависимости от их владельцев. В соответствии с этим различают: государственные информационные системы (федеральные и региональные), созданные на основании федеральных и региональных законов; муниципальные информационные системы (созданы на основании решения органа местного самоуправления); иные информационные системы. 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», (ст. 13), В этой связи информационные системы управления подразделяются на: –федеральные системы информационного обеспечения управления; – Системы информационного обеспечения управления, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, её субъектов и местных органов; – Системы информационного обеспечения управления субъектов Российской Федерации ( Территориальные информационные системы); –Негосударственные системы, используемые в интересах предоставления информационных услуг органам государственной власти и управления. Саак, А.Э. Информационные технологии в управлении : учебник / А.Э. Саак, Е.В. Пахомов, В.Н. Тюшняков. – 2-е изд. – СПб. : Питер, – С. 18.

Информационные системы государственного управления По мнению одного из ведущих учёных теории государственного управления В.Д. Граждана: «Архитектура государственной информационной системы должна соответствовать иерархии органов государственного управления…» и иметь многоуровневую систему сбора, обработки и передачи информации. Граждан В.Д. Указ.соч. – С.306 Основными задачами, которые необходимо решать при внедрении ИКТ в государственном управлении являются: – создание инструментов административного моделирования; упорядочение и формирование механизмов сбора, переработки, хранения и передачи государственной информации в электронном виде; – создание «инфраструктуры доверия», обеспечивающей юридическую значимость электронного взаимодействия при выполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг; – формирование системы стандартизации программного обеспечения, используемого в государственном управлении.

Основные направления реализации информационных систем управления Направления деятельности по формированию информационных систем управления: Чисто технико-технологическое, решаемое кибернетиками и другими специалистами в области электронно-вычислительной техники и информатики; Непосредственно управленческое - состоит в стандартизации и унификации управленческой информации. Информатика как новая механизированная технология сбора, передачи, переработки и использования информации, основанная на новейших ЭВМ и периферийных устройствах, средствах коммуникации и взаимосвязях человека с информацией; Развитием профессиональной и психологической подготовки персонала управления. Необходимо обучать государственных служащих обращению с информативной техникой и устройствами, психологически готовить их к работе в условиях машинной обработки информации; Информация в государственном управлении при обработке и хранении её любыми средствами имеет правовой характер, и должна быть основана на правовых нормах и часто служит юридическим основанием для принятия управленческих решений.

Технология Нисходящего проектирования Нисходящее проектирование Комплексных информационных систем основано на структурировании деловых процессов и создании (подбору) соответствующего математического обеспечения и отдельных информационных технологий. Включает: Методологию процедурно-ориентированного программирования; Методологию объектно-ориентированного программирования; Методологию объектно-ориентированного анализа и проектирования; Методологию системного анализа и моделирования.

Методологию процедурно- ориентированного программирования Реализует: разработку последовательности элементарных действий, каждое из которых преобразуется в программу (процедуру); использует специальные языки программирования, позволяющие преобразовать отдельные операции в программу. Основные понятия: Алгоритм-под которым понимается некоторое предписание выполнить точно определенную последовательность действий; Процедура- последовательность действий или операций, направленных на решение отдельной задачи; Модуль- представляет собой совокупность процедур для решения некоторой совокупности задач.

Методологию объектно- ориентированного программирования Включает: Организацию классов и объектов в виде некоторой иерархической структуры аналогично схеме классификации понятий на основе формальной логики. Основные понятия : Класс - некоторая абстрактная совокупность объектов, которые имеют общий набор свойств и обладают одинаковым поведением. Каждый объект рассматривается как экземпляр соответствующего класса; Понятие - характеризуется некоторым объемом и содержанием; Объем понятия-все мыслимые значения параметров объекта, для которых исходное понятие может служить определяющей категорией или главной частью; Содержание понятия- составляет совокупность всех его признаков и атрибутов, отличающих данное понятие от всех других; Иерархия понятий- в качестве общего понятия берется понятие, имеющее наименьшее содержание, затем понятие конкретизируется, тем самым уменьшается его объем и увеличивается содержание.

Основные принципы методологии Объектно – ориентированного программирования. Наследование – принцип в соответствии с которым знание о более общей категории разрешается применять для более узкой категории; Инкапсуляция – сокрытие отдельных деталей внутреннего устройства классов от внешних по отношению к нему объектов или пользователей. Позволяет разделить объект на Интерфейс и Реализацию; Полиморфизм – понимают свойства некоторых объектов принимать различные внешние формы в зависимости от обстоятельств; Объектно – ориентированная декомпозиция – структурными единицами программы являются классы и объекты с соответствующими свойствами и методами (а не процедуры и функции). В результате все программы стали СОБЫТИЙНО -_ УПРАВЛЯЕМЫМИ

Методология объектно- ориентированного анализа и проектирования; Включает: Разработку концептуальной схемы, которая отражала бы общие взаимосвязи предметной области и особенности организации соответствующей информации. Основные понятия: Предметная область – принято понимать ту часть реального мира, которая имеет существенное значение или непосредственное отношение к процессу функционирования программы; Концептуализация предметной области - процесс выделения и идентификации компонентов предметной области; Компонента – некоторая абстрактная единица, которая обладает функциональностью, т.е. может выполнять определенные действия, связанные с решением поставленной задачи. При этом отдельные компоненты выбирают таким образом, чтобы при последующей разработке их было удобно представить в виде классов и объектов.

Методологию системного анализа и моделирования Методологию системного анализа и моделирования. Включает: Разработку моделей сложных систем. Может быть эффективно использована для построения логических и графических моделей систем различного целевого назначения. Методология тесно связана с концепцией автоматизированной разработки программного обеспечения Используют: Язык UML – представляющий собой общецелевой язык визуального моделирования, обеспечивающий спецификацию, визуализацию, проектирование и документирование компонентов программного обеспечения бизнес – процессов и т.д. CASE – средства обеспечивают структурирование процесса разработки комплексной информационной системы на основе моделирования её поведения, декомпозицию системы на уровне модулей, процессов, задач. Локализацию фаз разработки в соответствии с этапами жизненного цикла. Теперь под термином CASE-средства понимаются программные средства, поддерживающие процессы создания и сопровождения АИС, включая анализ и формулировку требований, проектирование прикладного ПО и баз данных, генерацию программного кода, тестирование, документирование, обеспечение качества, конфигурационное управление и управление проектом, а также другие процессы.

Жизненный цикл программы (Стандарт ISO/IES 12207) Под жизненным циклом программы понимают совокупность взаимосвязанных и следующих во времени этапов, начиная от разработки требований к ней и заканчивая отказом от её использования. Состоит: Анализ предметной области и формулировка требований к программе (концептуальная схема); Проектирование структуры программы; Реализация программы в кодах (программирование); Внедрение программы; Сопровождение программы; Отказ от использования программы.

Геоинформационные технологии ГИС - технология - это технология сбора, хранения, преобразования, отображения и распространения пространственно - координатной информации, имеющая целью обеспечить решение задач инвентаризации, оптимизации, управления геосистемами Основные области применения ГИС: 1.Управление земельными ресурсами, земельные кадастры. 2.Инвентаризация и учет объектов распределенной производственной инфраструктуры и управление ими. 3.Проектирование, инженерные изыскания и планирование в градостроительстве, архитектуре, промышленном и транспортном строительстве. 4.Управление природными ресурсам и (водными, лесными и т.д.).. 5.Мониторинг состояния окружающей среды. Реагирование на чрезвычайные и кризисные ситуации. 6.Геология, минерально-сырьевые ресурсы и горнодобывающая промышленность. 7.Планирование развития транспортных и телекоммуникационных сетей. 8.Маркетинг, анализ рынка. 9.Комплексное управление и планирование развития территории, города..

Составляющие геоинформационной технологии Карта - один из наиболее важных источников массовых данных для формирования позиционной и содержательной части баз данных. ГИС в виде цифровых карт - реализует единую основу для позиционирования объектов, и набора тематических слоев данных, совокупность которых образует общую информационную основу ГИС Блок визуализации данных, где важное значение занимают графические и картографические построения. Картографический модуль ГИС обеспечивает картографическое представление исходных, производных или результирующих данных в виде цифровых, компьютерных и электронных (видеоэкранных) карт, являясь элементом интерфейса пользователя и средством документирования итоговых результатов. Программное обеспечение позволяет производить предобработку введенного изображения для повышения его качества, автоматизирует процесс перевода его в форму ЦК, управляет сложными базами картографических данных, представляющими из себя огромное количество информации.

Work Flow – технология Work Flow – технология. Work – Flow– это упорядоченное во времени множество рабочих заданий, получаемых и обрабатываемых с помощью средств автоматизации (или вручную), но в тех последовательностях и рамках тех правил, которые определены для данного бизнес-процесса. Основные решаемые задачи: Формирование единого языка описания бизнес – процессов для менеджеров организации (предприятия). Создание библиотеки бизнес – процессов организации ; Быстрая интеграция («склеивание») в рамках единого процесса управления сотрудниками и компьютерных систем организации ( быстрая сборка из разнородных «кирпичиков») связанного, качественного процесса. Данные содержатся в глобальных (соответствующих всему бизнес-процессу) и локальных (соответствующих одному узлу) переменных. При этом от одного исполнителя к другому передается точка управления. Бизнес-процесс- это упорядоченный во времени набор заданий, выполняемый как персоналом, так и информационными системами организации, который направлен на достижение заранее известной цели за известное время.

Связь бизнес-процессов и WF- системы управления

Использование WF – систем в управлении

Пример произвольного цикла из патернов

Пример графа бизнеса WF системы

Сервисная шина предприятия (Enteprise Service Bus ). Основная идея. ESB-метод построения программной инфраструктуры предприятия, в рамках которого компоненты КИС собираются в слабо связанные (loosely-coupled) бизнес-сервисы. Вызов этих сервисов возможен без знания о том, где и на какой технологической платформе они выполняются. Приложения могут активизироваться из любой точки шины, а так же активизироваться сами в любой точке шины, обходя центральный концентратор[19]. Назначение. Позволяет объединять, комбинировать существующие элементарные сервисы (приложения) для поддержки новых бизнес-сервисов. Обеспечивает повторное использование программного обеспечения ИС, изменение бизнес-процессов происходят быстрее, дешевле и с меньшим риском. Особенности. ESB представляет собой слой межплатформенного программного обеспечения, предназначенного для передачи данных между приложениями и системами через шинную или кольцевую архитектуру локальной вычислительной сети, с интеллектуальной трансформацией и маршрутизацией для достижения большей надежности.

Сервисная шина предприятия (Enteprise Service Bus ). В свете развивающейся технологий построения Web- сервисов применяются стандартные компоненты, где функции модулей ориентированы на бизнес-сервисы. Большинство разработчиков сосредотачивают усилия на организации уровня сервиса, скрывающую от пользователя глубинную реализацию услуг Реализация ESB стала возможной в связи с принятием более жестких стандартов для языков БД, приложений, Web- служб и т. д. Рис Уровень сервиса ESB

* Логистика и информационные системы управления Суть логистических систем производства. В основе концепции лежит оптимизация процессов путем их ранжирования по признакам, определяемых понятиями Муда (топ-менеджер, экономист ): 1.Процессы, ведущие к перепроизводству; 2.Процессы ожидания; 3.Процессы лишней транспортировки; 4.Процессы излишней обработки; 5.Процессы, приводящие к избытку запасов; 6.Процессы, содержащие лишние движения; 7.Процессы, создающие дефекты; 8.Потери, обусловленные игнорированием человеческого фактора.

Классификация логистических систем по степени интеграции бизнес – процессов. 1PL (First Parti Logistik) –автономная логистика, все операции выполняет сам грузовладелец; 2PL-традиционная, предполагает, что логистическая компания оказывает традиционный набор услуг по транспортировке и управлению складскими помещениями; 3PL-логистика для «третьей» стороны, добавляются операции со значительной добавочной стоимостью; 4PL- интегрированная логистика, интеграция всех компаний, вовлеченных в цепь поставки грузов - решает задачи, связанные с планированием, управлением и контролем всех логистических процессов компании с учетом долгосрочных перспектив; Интернет логистика -управление всеми компонентами, составляющую единую цепь поставки грузов, с помощью электронных средств (WEB- логистика) Рост рынка PL услуг Сокращение затрат на управление запасами

Основные понятия Логистики ЛОГИСТИКА - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и др. материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до промышленных предприятий; внутризаводской переработки сырья, материалов, полуфабрикатов; доведения готовой продукции до потребителя в соответствии е его требованиями а также передачи, обработки и хранения соответствующей информации. Логистика предприятия Логистика снабжения Лог. пр-ва Логистика сбыта Рынок Поставщик Склад Поставщика Склад Получателя Пр-воСклад Гот. Прод. Склад Поставщика Заказчик Логистика складирования Логистика внутризаводского транспорта Соотношение различных циклов создания и производства продукции.

Система Информационного обеспечения деятельности Президента РФ

Информационные системы стратегического уровня Ситуационный центр совокупность программно-технических средств, научно-математических методов, различных инженерных решений для автоматизации процессов отображения, моделирования и анализа ситуаций в управлении. Взаимодействие Ситуационного центра управления возможно в трех режимах: мониторинговом, планового обсуждения и чрезвычайном. В мониторинговом режиме СЦ позволяет отслеживать ситуацию, при которой информация, как правило, поступает из определенных источников и имеет единую тематику. В режиме планового обсуждения основная задача СЦ предоставить полную информацию по обсуждаемой проблеме. В этом режиме СЦ выполняет функцию отображения текущей ситуации. Кроме того, этот режим обеспечивает информационную поддержку сообщений (докладчик и оппоненты могут обращаться в СЦ за дополнительными сведениями). При чрезвычайном режиме количество информации сводится к минимуму. Время на моделирование ситуации при принятии решений также ограничено. В этом случае поступающая информация постоянно меняется, решения принимаются быстро в процессе развития ситуации.

Общий вид Ситуационного центра На прикладном уровне СЦ На прикладном уровне СЦ представляет собой комплекс вычислительной и презентационной техники (экраны индивидуального и коллективного пользования) со специальным программным обеспечением. Основными достоинствами применения СЦ являются:достоинствами оперативность сбора и агрегирования больших объемов разнородной информации; возможность удобного и наглядного визуального отображения представляемой информации; организация аналитической работы в режиме реального времени.

Государственная система документационного обеспечения управления (ГС ДОУ) ГС ДОУГС ДОУ Структура ГС ДОУ Основные положения Переход от систем делопроизводства к решениям, способным управлять внутренним содержанием документа; Управление всем жизненным циклом документа; Возможность интеграции сдругими системами, масштабируемость; Схема «движения» документа высокая производительность, возможность хранить и обрабатывать большие объемы информации.

Lotus Notes представляет собою гибрид СУБД и почтовой системы, - с возможностью организации структурированной коммуникации - форумы, календари и так далее, - она позволяет быстро создать корпоративное хранилище документов и обеспечить базовые процедуры работы с ним. - Самые распространенные - разработка компании Intertrust «Office Media», система «Босс-референт» от «АйТи» и «Золушка» (Институт развития Москвы). По оценке специалистов, по функциональности и эксплуатационным характеристикам уступают системам, реализованным на базе полноценных СУБД, таким как «Дело» от «Электронных офисных систем», LanDocs от «Ланит» или Optima Workflow от «Оптимы». - Главной особенностью лотусовской базы данных является ее ориентация на хранение больших плохо структурированных документов и коллективную работу с ними ; - Документы в базе могут ссылаться друг на друга ; - В LN реализована изощренная система управления правами пользователей, позволяющая назначать права отдельным пользователям и их группам. реализовать полноценную систему корпоративного документооборота, удовлетворяющую требованиям ГОСТов, не получается.

Система документационного обеспечения управления Система документационного обеспечения управления «Евфрат- Документооборот » Предназначена для управления информационными потоками и документами. Организации-клиенты способны настроить ее самостоятельно. В систему заложена возможность масштабирования, так что она в состоянии изменяться и развиваться вместе с предприятием. В его типовую поставку включены следующие основные компоненты: сервер системы «Евфрат-Документооборот»; СУБД «Ника»; АРМ пользователя; http-сервер, обеспечивающий доступ к документам системы из любой точки мира с помощью стандартного веб-браузера; «Администратор сервера системы «Евфрат-Документооборот» - средство настройки системы документооборота; модуль настройки электронно-цифровой подписи (ЭЦП); модуль «Дизайнер форм» - средства настройки и дизайна РКК; модуль «Дизайнер маршрутов» - средства создания и конфигурирования маршрутов прохождения документов; «Менеджер журналов и отчетов» - средства настройки шаблонов. модуль «Конфигурирование БД» - средства конфигурирования БД; модуль «Обслуживание сервера» - средства администрирования и утилиты сохранения/восстановления БД; модуль «Системные протоколы», позволяющий осуществлять подробный контроль выборочных действий пользователя.

Электронная торговая площадка За последние четыре года мировой оборот бизнеса в Интернет вырос более чем в 20 раз. Ни одна другая отрасль экономики не может похвастаться такими темпами развития. (B2G,B2B) Наиболее впечатляющими темпами (более, чем в сто раз за четыре года) вырос оборот в области межфирменной торговли (business-to- business trade или В2В).business-to- business trade или В2В). Оборот рынка В2В в России в 2004 году оценивался в 20 млрд. долл. Менее чем за год число торгово-информационных ресурсов В2В в Рунете удвоилось и достигло 111. Десятки российских и зарубежных компаний предлагают широкий спектр решений для создания систем В2В.

Посредническая деятельность в секторе В2В и обзор российских торговых площадок Вступил в силу 1 января 2006 г. закон от г. 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", установивший единый порядок проведения торгов для всех распорядителей бюджетных средств. В 2006 г. этот закон помог органам финансового контроля и экономической безопасности вернуть в бюджет около 100 млрд. руб. В октябре 2007 г. Вступил в действие закон от ФЗ внесено более 150 поправок.

Автомат изирован ная система Паспорт но визовой службы

Вся информация в рамках системы передается по защищенным каналам связи, а каждое обращение в центральную БД фиксируется и сохраняется в течение пяти лет. Все места работы для специалистов паспортно-визовых отделов персонифицированы и защищены средствами разграничения доступа в любой момент можно проверить количество подсоединений и четко определить все запросы, поступившие в течение рабочего дня. Скачать БД на локальный носитель невозможно весь массив данных размещен в защищенном ДАТАЦЕНТРЕ, запросы с рабочих мест производятся с помощью удаленною доступа. Записывать данные в БД может только четко ограниченный круг специалистов, существует специальная служба, которая контролирует систему ключей для авторизованного доступа и устанавливает границы полномочий тех или иных сотрудников при работе с системой. К примеру, при запросе на низовом уровне специалист ПВС не сможет получить информации больше, чем ему необходимо для принятия решения об оформлении документов или передачи их для дополнительной проверки, если по какой-либо базе будет выявлена проблема, то поступит сам сигнал о наличии дополнительных вопросов, а не раз­вернутая справка о текущей ситуации. При попытке получить больше информации, чем положено, система зафиксирует подобный факт и отметит его в журнале. Безопасность данных АИС ПВС

Структура «Системы – 112»

Программно-технический комплекс ЕДДС «Системы – 112»

План внедрения « Системы -112 » в субъектах Российской Федерации Эффективность «Системы-112 Эффективность «Системы-112 » По оценке Мининформсвязи, в результате внедрения оперативность реагирования служб вырастет более чем на 30%; ожидается уменьшение человеческих потерь на 1015% и спасение не менее 15 тыс. человек в год. Система поможет не менее чем на 10% сократить материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций, а средства, затраченные на ее создание, могут окупиться за срок, не превышающий пяти лет. Регионы РФ

Территориальное управление Понятие «территориальное управление» включает в себя как государственное управление, так и местное самоуправление, осуществляемое на любой территории административного образования. В соответствии с действующим законодательством территориальное управление осуществляется на следующих трех уровнях ( Логинов В.Н. Информационные технологии управления. М:, КНОРУС, 2008.) : Муниципальн ые районы Городские округа Крупные административные единицы Города федерального значения Городские поселения Сельские поселения Внутригородские районы Муниципальные районы городов федерального значения Субъекты РФ

Современные территориальные информационные системы (ТИС) можно представить как интегрированные системы, предназначенные для информационно-аналитической поддержки управления органов государственного и муниципального управления Основными системными компонентами региона как объекта управления, являются: территория, население, инженерная инфраструктура, социальная инфраструктура, имущество и бюджет. Основными задачами информатизации в территориальном управлении являются: 1.управление социальной инфраструктурой, бюджетными средствами. 2. ведение территориального кадастра для оптимизации строительных решений; 3. ведение инженерного кадастра для оперативного управления жизнеобеспечением региона; 4. ведение имущественного кадастра для эффективного управления имуществом региона; Функциональная совместимость предусматривает разработку целей, функций и задач взаимодействующих информационных систем, а так же системную совместимость и согласование в первую очередь информационного, технического, программного, правового и организационного обеспечения.

Вложенность структур территориальных информационных систем МИС – межотраслевые информационные системы; ОИС – отраслевые информационные системы; ЛИС – локальные информационные системы Территориальная информационная система ТИС-город МИС ОИС ЛИС ТИС- район МИС ОИС ЛИС

Локальные ИС (ИС на уровне компонентов системы), автоматизирующие деятельность отдельных предприятий, организаций, служб, в которых создаются информационные ресурсы, содержащие детальную информацию по направлениям их деятельности; Отраслевые ИС (ОИС) на уровне ведения отдельных функций территориального управления по социально-экономическому развитию, бюджету и финансам, имуществу и земле­ пользованию, предпринимательству, охране окружающей среды, производственно-хозяйственной, внешнеэкономической деятельности; ИС подразделений администрации территории межотраслевые системы (МИС), содержащие проблемно-ориентированную информацию по комплексам экономического развития, социальной защиты, развития потребительского рынка, строительству, инвестициям, внешних связей, территориальной инфраструктуры; ИС стратегического уровня управления (АСОИДО) по проблемам административно-правового регулирования, социально- экономического развития, бюджетно-финансовой политики, приватизации, обеспечивающие процесс принятия решений высшими, исполнительными и представительными органами управления территорией, глав администраций и их заместителей. Основные функции территориальных систем.

В соответствии с иерархическим уровнем и автоматизируемыми функциями управления в ТИС можно выделить следующие информационные системы. ИС администрации региона

Базовые информационные системы территориального кадастра регистра населения ИСРН осуществляет информационное обеспечение решения задач: разработки программ социально- экономического развития территорий; оперативного обеспечения органов управления информацией о населении для административных и исследовательских целей; составления демографических и социологических прогнозов; управления интенсивностью и направлениями потоков миграции; изучения доходов, жилищных, социальных условий проживания граждан; обеспечения избирательного процесса (подготовка списков избирателей для Государственной автоматизированной системы ГАС «Выборы»); подготовки к переписи населения; информационного взаимодействия с регистрами налогоплательщиков и пенсионного обеспечения; планирования и реализации мероприятий по социальной защите и охране здоровья населения. ЖЭО, ОМЗАГСПрочие организации первичного учета Данные о проживающих Записи АКТов гражданской регистрации БД ЖСК, Гостиниц, общежитий. ИС ОВД ГРН тис муниципального образования ГРН, БД о населении ПОТОКИ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТИС субъекта РФ ГРН ИС ОВД субъекта РФ ГРН

Информационные системы локального уровня в составе ТИС АС ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИ ЖКХ представляет собой автоматизированную систему сбора информации о состоянии жилого фонда и его инженерной инфраструктуры с использованием домовых регистраторов (приборов учета ЖКУ различного типа). Система реализует следующие функции: учет объемов потребления жилищно- коммунальных услуг (ЖКУ) (энергии, тепла, воды, газа); контроль параметров, поставляемых ЖКУ; контроль работы инженерного оборудования зданий; мониторинг безопасности зданий. ИС Расчета платежей Сервер АСДУ ЖКХ АРМ поставщиков ЖКУ АРМ диспетчера АРМ диспетчера АРМ диспетчера Подсистема учета электроэнергии Подсистема учета холодного водоснабжения Подсистема учета поставок газа Подсистема учета тепловой энергии Подсистема учета лифтового и др. оборудования Подсистема пожарной сигнализации и аварийной безопасности Регистрато р

Информационная система учета предоставления льгот с использованием пластиковых карт ИС учета льгот предназначена для : создания и ведения единого социального реестра населения; целевого адресного предоставления льгот; реализации предоставления льгот в денежном выражении и обеспечении адресных выплат; автоматизации процессов обслуживания льготных категорий населения; учета предоставленных льгот для планирования бюджета, прогнозирования бюджетных расходов и социально-экономических процессов, экономии и целевого использования бюджетных средств; интеграции информационных ресурсов территории, связанных с предоставлением льгот. АС ГРН Участники Организации соцзащиты Аптеки и поликлиники Транспортные организации Предприятия торговли Уполномоченные банки Почтовые отделения Сведения по эмиссии Отчеты Данные о льготника х Транзакции по пластиковым картам Административный орган управления ИС учета льгот с использованием пластиковых карт

Отраслевые информационные системы в составе ТИС Информационной основой подобных систем могут являться : БД статистической и другой отчетности, содержащие информацию о социально-экономическом развитии региона, муници­пального образования, города, отрасли в разрезе необходимых для анализа показателей. Используя эти данные, МИС эконо­мического планирования позволяют провести: многомерный анализ основных социально-экономических показателей развития территории и построение интегральной оценки уровня его социально-экономического развития (экономический паспорт территории); ситуационное прогнозирование показателей социально- экономического развития территории по принципу «что будет если...?», в зависимости от задаваемых сценарных параметров; целевое прогнозирование проведение вариантных расчетов по принципу «что необходимо, чтобы...?» для достижения заданного уровня показателей, выбранных в качестве целевых индикаторов; формирование аналитических отчетов, предоставляемых ответственным лицам органов власти.

Примеры отраслевых решений по информатизации территории Направления деятельности Решения по автоматизацииНазначение Примеры решений по информатизации социального развития территории Здравоохране- ние ИС, подсистема, АРМ анализа деятельности лечебно- профилактических учрежде­ ний Планирование, анализ выполнения объемов медицинской помощи и финансирования лечебно-профилактических учреждений ИС, подсистема, АРМ учета и контроля лекарственного обеспечения льготных категорий населения Проведение учета движения лекарст­венных и бюджетных финансовых средств, выделенных для лекарственно­го обеспечения льготных категорий населения в амбулаторных условиях БД сведений об организациях здравоохранения Статистический учет, планирование бюджета Образование Подсистема, АРМ, БД сведений об образовательных учреждениях Статистический учет, планирование бюджета Обеспечение занятости ИС, подсистема, АРМ органов трудоустройства Автоматизация деятельности органов трудоустройства, учет безработных, учет вакансий Социальное обеспечение БД сведений об объектах системы соцобеспечения Статистический учет, планирование бюджета БД по категориям социально нуждающихся граждан Справочно-информационное обеспече­ние работы отдела социальной защиты

Примеры возможных решений по межотраслевой информатизации в региональной экономике Направление деятельности Возможные решения по автоматизации Назначение Развитие потребитель- ского рынка и услуг ИС, подсистема, АРМ,БД товарных рын­ков Оценка обеспеченности территории ресур­сами, оценка уровней оптовых цен произ­водителей и потребителей ресурсов, по­вышение эффективности межрегиональ­ных обменов, выявление потенциальных рынков сбыта продукции БД предприятий торгов­лиВедение информации по всем торговым предприятиям и их местоположению БД по нарушениям и наказаниям Ведение информации о нарушениях и наказаниях в сфере торговли и услуг Управление развитием примышлен- ности и сельского хозяйства ИС, подсистема, АРМ, БД производственно- экономических показателей (по отраслям) Анализ и прогноз хозяйственно-финансовой деятельности предприятий ИС, подсистема, АРМ, БД производимой продукции Обеспечение деятельности системы государственного и муниципального заказа, разработка ежегодного прогноза баланса спроса и предложения продукции

Информационные системы стратегического уровня Ситуационный центр совокупность программно-технических средств, научно-математических методов, различных инженерных решений для автоматизации процессов отображения, моделирования и анализа ситуаций в управлении. На прикладном уровне СЦ представляет собой комплекс вычислительной и презентационной техники (экраны индивидуального и коллективного пользования) со специальным программным обеспечением. Основными достоинствами применения СЦ являются: оперативность сбора и агрегирования больших объемов разнородной информации; возможность удобного и наглядного визуального отображения представляемой информации; организация аналитической работы в режиме реального времени. Взаимодействие с СЦ управления территорией возможно в трех режимах: мониторинговом, планового обсуждения и чрезвычайном. В мониторинговом режиме СЦ позволяет отслеживать ситуацию, при которой информация, как правило, поступает из определенных источников и имеет единую тематику. В режиме планового обсуждения основная задача СЦ предоставить полную информацию по обсуждаемой проблеме. В этом режиме СЦ выполняет функцию отображения текущей ситуации. Кроме того, этот режим обеспечивает информационную поддержку сообщений (докладчик и оппоненты могут обращаться в СЦ за дополнительными сведениями). При чрезвычайном режиме количество информации сводится к минимуму. Время на моделирование ситуации при принятии решений также ограничено. В этом случае поступающая информация постоянно меняется, решения принимаются быстро в процессе развития ситуации.

Экономическая эффективность территориальных информационных систем управления Финансирование работ в области ТИС осуществляется из следующих источников: средств бюджета РФ; средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований; средств негосударственных, коммерческих организаций; собственных средств, участвующих в проекте создания ИС предприятий и организаций; средств пользователей услуг ИС; других финансовых источников, консолидируемых территорией для решения задач информатизации. Факторы экономии (прироста прибыли) от территориальной информатизации можно разделить на коммерческие и бюджетные. Источником коммерческих доходов - являться продажа информационных, рекламных, телекоммуникационных услуг пользователям систем. Размер коммерческих доходов ТИС определяется маркетинговыми исследованиями, исходя из предполагаемого объема и стоимости услуг, предоставляемых как организациям, так и населению. Источником бюджетных доходов (экономии) - является повышение эффективности управления территорией. Размер доходов ТИС рассчитывается при обосновании инвестиций в создание или развитие систем. Общая величина годовой экономии (прироста прибыли) может складываться: по бюджетным расходам за счет создания территориальной информационно- телекоммуникационной системы (за счет сокращения расходов бюджета субъектов РФ, муниципальных образований на оплату услуг связи, амортизацию оборудования, линейных сооружений, электроэнергию и др.); по бюджетным расходам, связанным с информатизацией, за счет комплексного характера программы создания ТИС(тиражирование проектных решений, закупка технических и программных средств по более выгодным ценам и др.) по отдельным структурным составляющим и функциональным подсистемам ТИС.

Экономическая эффективность создания информационных систем Факторы экономической эффективности ТИС предполагают более качественное, своевременное и комплексное решение задач, связанных с использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов территории, обеспечивающих планомерное и гармоничное развитие промышленно- хозяйственной базы, населения и окружающей среды. Для ИС локального уровня производственной сферы, сферы обслуживания факторы экономической эффективности определяются прежде всего сокращением прямых потерь ресурсов (материалов, рабочего времени, непроизводительных затрат) и потерь от недоиспользования основных производственных фондов. На отраслевом уровне управления создание ИС обеспечивает значительную величину общей экономии. Это объясняется тем, что основная доля получаемой экономии достигается за счет более рационального использования планируемых и реализуемых ресурсов в масштабе всей отрасли. На межотраслевом уровне управления создание ИС предполагает достижение более целенаправленной и эффективной работы совокупности отраслей, взаимодействующих между собой посредством производственно-хозяйственных связей и объединенных по принципу общей конечной цели производства продукции или услуг (потери, связанные с недостаточной координацией и синхронизацией производственно-хозяйственной деятельности отраслей территории).

Методы определения экономии (прироста прибыли) от создания ИС Для ИС локального уровня производственной сферы, сферы обслуживания (АСУ-ТП, АСУП) годовой экономический эффект (Э) в основном получается за счет увеличения объема реализуемой продукции (услуг), снижения ее себестоимости и может быть определен по формуле: где Q1,Q2 объем реализуемой продукции (услуг), соответственно до и после внедрения системы; С1,С2 соответственно, себестоимость единицы реализуемой продукции (услуг) до и после внедрения системы; Р1 прибыль от реализации продукции (услуг) до внедре­ния Что касается ИС более высокого уровня, то определение общей величины экономического эффекта (дохода организации, прироста прибыли, денежных поступлений в бюджет, и др.) может осуществляться по формуле: где э i величина экономического эффекта по каждой основной (i) задаче, входящей в состав системы и реализующей определенную функцию управления. Величина экономического эффекта по каждой i-й задаче определяется исходя из предмета экономии, т.е. целевого параметра экономических результатов ее решения. Выделение предмета экономии может осуществляться посредством разработки «дерева целей» эффективности функционирования системы (вершина которого целевой параметр) и является главным в постановке и решении этих задач.

Затраты на создание и эксплуатацию ИС Затраты на создание ИС (Кис) представляют собой сумму затрат, необходимых для разработки и внедрения информационной системы, и определяются по формуле:, где К1 предпроизводственные затраты; К2 капитальные вложения; К3 остаточная стоимость высвобождаемого (ликвидируемого) оборудования. Предпроизводственные затраты (К1) представляют собой расходы, связанные с разработкой и внедрением техно - рабочей документации на систему. Исходя из основных этапов создания ИС, предпроизводственные затраты могут быть определены по следующей формуле: К1 = КПРО + ККИ + КТЭО + КТЗ + КЭП + КТП + КРП + КВН, где Кпро затраты на предпроектное обследование объекта информатизации и формирование требований к его развитию; ККИ затраты на разработку концепции информатизации; КТЭ0 затраты на разработку технико-экономического обоснования; Кт3 затраты на разработку технического задания на проектирование системы(10-15%); Кэп затраты на разработку эскизного проекта; КТП затраты на разработку технического проекта (в том числе частных технических заданий на разработку отдельных элементов ИС 15-30%); Крп затраты на разработку рабочего проекта (40-50%); Квн_ затраты на внедрение системы (инсталляция ПО, первичный ввод данных, опытная эксплуатация, ввод в промышленную эксплуатацию, ~30%).