Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
Advertisements

1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС Хохлов Н.П. учитель физической культуры.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
1 Образовательные стандарты нового поколения. Новые образовательные результаты. Иванова Т.В., методист кафедры культурно-исторической психологии и философской.
1 2 традиционный (ЗУНовский) компетентностный системно - деятельностный.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Оценка образовательных достижений Е. В. Смирнова, ст. преподаватель кафедры дидактики и частных методик.
1 - Я радуюсь, когда… - Я обижаюсь, когда… - Я злюсь, когда… - Мне весело, когда… - Мне не нравится, когда… - Я грущу, когда… - Я страдаю, когда… - Я плачу,
Основные направления ФГОС Занятие 2 МОУ Игринская СОШ 2.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание, технологии введения Хазова Л.В. методист отдела дошкольного.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения)
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС)
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Образовательная программа. Система требований. Образовательная программа. Система требований.
Раньше 2-х компонентный состав Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки выпускников Теперь 3 группы требований К структуре основных.
Транксрипт:

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования 1

Новые подходы к определению стратегических целей стандартов Образование - системообразующий ресурс социокультурной модернизации российского общества, социально-экономического развития государства Образование - системообразующий ресурс социокультурной модернизации российского общества, социально-экономического развития государства От узковедомственного характера стандартов - к статусу общенационального приоритета От узковедомственного характера стандартов - к статусу общенационального приоритета Стандарты – инструмент построения открытого гражданского общества Стандарты – инструмент построения открытого гражданского общества

Инновационность стандартов Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования (новая ред. 7 ст. Закона «Об образовании») Впервые основой эффективного внедрения стандартов в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель образования

Инновационность содержания стандартов Определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования Определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования Ориентация на развитие вариативности образования Ориентация на развитие вариативности образования Системно-деятельностный подход – основа определения требований к результатам образования Системно-деятельностный подход – основа определения требований к результатам образования Определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра Определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра Воспитание как важнейшая составная часть и личностный результат стандартов Воспитание как важнейшая составная часть и личностный результат стандартов Новая система организации образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду и т.д. Новая система организации образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду и т.д.

Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством 5 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения Задача ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования

Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ должны являться ориентиром для оценки состояния системы общего среднего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях основой для аккредитации учреждений общего образования основой для аттестации учителей учреждений общего образования основой для итоговой аттестации выпускников учреждений общего образования

Система оценки предполагает: использование критериев, основанных на планируемых результатах освоения основной образовательной программы; комплексный подход к оценке результатов образования (оценку предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); ориентацию оценки на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности; оценку индивидуального прогресса учащихся, использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, портфолио, самоанализ и самооценка и др. использование персонифицированных процедур (в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся) и неперсонифицированных или анонимных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях; уровневый подход к разработке инструментария и представлению результатов; использование накопительной системы оценивания, т.е. учет стартового уровня и результатов текущего и промежуточного оценивания в итоговой оценке обучающихся. 9

Итоговое оценивание - это интегральная оценка на основе синтеза всей накопленной за период обучения информации о достижениях ребенка в чисто учебной сфере (освоение основных понятий, предметных учебных навыков и т.п.), в междисциплинарной области (умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, первичные навыки организации работы и саморегуляции, первичные навыки планирования и проведения небольших исследований, навыки работы с информацией и т.п.), данные, подтверждающих индивидуальный прогресс ребенка в различных областях.

Для аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений необходимым условием должно стать отслеживание динамики образовательных достижений выпускников школы данного образовательного учреждения

Источники данных: заполняемые по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты промежуточных проверочных работ (результаты тестирования), различные папки работ учащихся – составляющих портфолио. фронтальное итоговое тестирование (комплексная интегрированная письменная контрольная работа) выставки результатов своей проектной работы

Оценка результатов освоения программ Субъективные методы Другие Про екты Практи ческие работы Стартовый, текущий и итоговый контроль Портфо лио Письме нный и устный опрос Объективные методы Тестирование (стандартизир ованное) Аттестация учащихся, педкадров, ОУ Анкетиров ание (стандарти зированно е) Монитори нговые исследова ния

Итоговая аттестация учащихся на ступенях основного и полного среднего образования должна включать Контрольные испытания (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образования); Представление выпускниками учреждений общего образования портфолио – пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности 14

Состав портфолио: подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии, как минимум следующие: – –выборка работ из «Папки письменных работ» по русскому языку; – –дневники читателя; – –выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам (по всем предметам); систематизированные материалы текущей оценки – –отдельные листы наблюдений, – –оценочные листы и материалы видео- и аудио- записей процессов выполнения отдельных видов работ, – –результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования; – –выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся. материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ

Общая характеристика результатов основного общего образования В основной школе главным результатом образования является формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности как учебной, так и социально-творческой; подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории; приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей.

Ведущими планируемыми результатами образования в основной школе являются: овладение предметными и универсальными способами действий, умением организовывать свою учебную деятельность; формирование умений применять приобретенные знания для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением типичных социальных ролей; воспитание осознанной мотивации и умения учиться, формирование готовности к продолжению образования, самообразованию, обоснованному выбору профиля обучения в старших классах; индивидуальный прогресс в основных областях личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции; развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности; достижение уровня функциональной грамотности по отдельным учебным предметам; формирование нравственных норм поведения в природе, общественных учреждениях; умений действовать, не подвергая риску себя и окружающих.

В результате обучения у обучающихся должны быть сформированы умения организовывать свою деятельность – определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты; умения на основе приобретенных знаний объяснять явления действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, т. е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость, выдвигать и проверять гипотезы; умения ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей – различать факты, суждения и оценки, их связь с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию; умения решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и т. д.), – обладать способностью анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям; ключевые (универсальные) навыки – решения проблем, принятия решений, работы с информацией, ее поиска, анализа и обработки, коммуникации, сотрудничества; способность ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, экономических условиях; быть подготовленным к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, обладать знаниями и умениями, имеющими опорное значение для профессионального образования определенного профиля.

Уровни определения успешности освоения стандарта успешность выпускника в освоения планируемых результатов образования – определяется в ходе итоговой аттестации выпускника, по результатам которой принимается решение о его готовности к продолжению образования; успешность выпускников класса в освоения планируемых результатов начального образования - определяется в ходе итоговой аттестации выпускников класса, по результатам которой принимается решение об аттестации учителя, который ведет данный класс; успешность выпускников классов школы в освоения планируемых результатов начального образования - определяется в ходе итоговой аттестации выпускников всех классов данной школы, по результатам которой принимается решение об аккредитации образовательного учреждения

Требования к структуре основных образовательных программ Состав и базовые компоненты ООП начального образования основного образования полного среднего образования Инвариантная и вариативная части

Структура основных образовательных программ начального общего и основного общего образования Цели образования на данной ступени общего образования; Цели образования на данной ступени общего образования; Базисный учебный (образовательный) план; Базисный учебный (образовательный) план; Фундаментальное ядро содержания образования; Фундаментальное ядро содержания образования; Примерные программы по отдельным учебным предметам; Примерные программы по отдельным учебным предметам; Программа формирования универсальных учебных действий; Программа формирования универсальных учебных действий; Требования к результатам освоения основных образовательных программ; Требования к результатам освоения основных образовательных программ; Система оценки учебных достижений обучающихся; Система оценки учебных достижений обучающихся; Рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся. Рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся. 21

Объекты нормирования БОП Программы развития УУД Примерные учебные программы Модели оцени- вания Ядро содер- жания образо- вания образовательный процесс Другие матери- алы Программы воспитания и социа- лизации Требования к структуре основных образовательных программ: система нормативов Программы внеуроч- ной дея- тельности

Состав фундаментального ядра общего образования Основополагающие элементы научного знания: - ведущие идеи и теории - ключевые факты -основные понятия - методы Универсальные учебные действия -личностные -регулятивные - познавательные ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО

Примерные программы: назначение и особенности Примерная программа Пояснительная записка Планируемые результаты (обобщенная форма) Основное содержание Рекомендации Варианты тематического планирования Рекомендации по оцениванию Рекомендации по внеурочной деятельности Рекомендации по оснащению и методической литературе

Корректировка существующих и подготовка новых УМК по предметам БУП Корректировка существующих и подготовка новых УМК по предметам БУП Подготовка УМК для внеурочной деятельности Подготовка УМК для внеурочной деятельности Материалы для формирования и оценки сформированности универсальных и предметных учебных действий Материалы для формирования и оценки сформированности универсальных и предметных учебных действий Материалы для системы оценивания Материалы для системы оценивания Учебно-методическое обеспечение

Виды внеучебной деятельности, доступные для реализации в школе: игровая деятельность; игровая деятельность; познавательная деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; художественное творчество; социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность); социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность); трудовая (производственная) деятельность; трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность. туристско-краеведческая деятельность.

Программа воспитания учащихся в учреждениях общего образования Программа воспитания учащихся в учреждениях общего образования представлена совокупностью трех программ: создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении; создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении; воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся; воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся; диагностики уровня развития социальной компетентности учащихся. диагностики уровня развития социальной компетентности учащихся.

Приоритетные направления создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении Формирование традиций урока и внеурочной деятельности как фактора создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека. Формирование представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей Воспитание трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности Экологическое воспитание Эстетическое воспитание Воспитание правовой культуры, формирование активной жизненной позиции Воспитание физической культуры, готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни.

социальные и личностные компетенции у учащихся - нравственно-этические; - гражданско-патриотические; - правовые; - художественно-эстетические; - трудовые; - экологические; - умственные; - физические

Уровни формирования социально-личностных компетентностей учащихся а) на познавательном уровне развития компетентностей; б) на чувственном уровне их развития; в) на действенном уровне их развития назад

Ресурсы реализации стандартов второго поколения 1. Обеспечение информационно- методических ресурсов. 2. Обеспечение человеческого ресурса. 3. Обеспечение материально- технических ресурсов. 31

Для создания благоприятных условий реализации образовательных программ будут определены гигиенические требования по следующим позициям организация учебного процесса организация учебного процесса книжные и электронные учебные издания книжные и электронные учебные издания нормативы веса ежедневного комплекта учебников нормативы веса ежедневного комплекта учебников технические средства обучения технические средства обучения школьное питание школьное питание медицинское обеспечение медицинское обеспечение санитарное состояние и содержание образовательного учреждения санитарное состояние и содержание образовательного учреждения размещение общеобразовательного учреждения; размещение общеобразовательного учреждения; участок и здание участок и здание воздушно-тепловой режим; естественное и искусственное освещение воздушно-тепловой режим; естественное и искусственное освещение водоснабжение и канализация водоснабжение и канализация учебная мебель и её расстановка учебная мебель и её расстановка 32

Новые гигиенические требования Регламентация образовательной нагрузки должна быть увязаны с инновационными педагогическими технологиями, которые могут как усилить, так и ослабить влияние объемных показателей нагрузки 33

Алгоритм оценки здоровьесберегающей деятельности включает: а) оценку факторов внешней среды, а) оценку факторов внешней среды,факторов внешней среды,факторов внешней среды, б) комплексное исследование функционального состояния организма и состояние здоровья учащихся в начале учебного года, результаты которого принимаются в качестве исходного уровня состояния их организма, б) комплексное исследование функционального состояния организма и состояние здоровья учащихся в начале учебного года, результаты которого принимаются в качестве исходного уровня состояния их организма,исследование функционального состояния организма и состояние здоровья исследование функционального состояния организма и состояние здоровья в) комплексное исследование функционального состояния организма и состояние здоровья воспитанников и учащихся в конце учебного года, результаты которого сравниваются с исходным уровнем состояния их организма, в) комплексное исследование функционального состояния организма и состояние здоровья воспитанников и учащихся в конце учебного года, результаты которого сравниваются с исходным уровнем состояния их организма, г) сравнительный анализ с использованием современных статистических методов и программ и установление характера динамики (или ее отсутствие) каждого из оцениваемых показателей, г) сравнительный анализ с использованием современных статистических методов и программ и установление характера динамики (или ее отсутствие) каждого из оцениваемых показателей, д) оценку здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения д) оценку здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения 34

Основная педагогическая задача Основная педагогическая задача организация условий, инициирующих детское действие организация условий, инициирующих детское действие Системно-деятельностный подход Чему учить?обновлениесодержания Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?Ценностиобразования

Технологии: Портфолио; Информационно-коммуникационные технологии; Проектное обучение; Коммуникативные технологии и методики (дебаты, дискуссия, групповая работа, КСО и др.); Здоровьесберегающие технологии; Развитие критического мышления; Проблемное обучение Технологии и методики развития рефлексии; Исследовательская деятельность