ГНТЦ ЯРБ 1 «Обращение с РАО при снятии с эксплуатации энергоблоков АЭС» Докладчик О.В. Половинкин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
2011 год Концепция развития системы санитарной очистки Московского региона от отходов производства и потребления ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Advertisements

Обращение с РАО при снятии с эксплуатации Чернобыльской АЭС Гавриш В.М. - ГСП Чернобыльская АЭС, ЗНЦПТРО, к.т.н. Славутич 2008 г.
1 Обеспечение ядерной и радиационной безопасности В.М.Полюхович Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям.
1 Обеспечение ядерной и радиационной безопасности В.М.Полюхович Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
Задачи решаемые EPCM командой Июль 2009 г.. Термины и определения EPCM (EPCM = Engineering Procurement Construction Management - управление проектированием,
«Вывод из эксплуатации критического стенда 3» 1. Заводоуправление Завод основан в 1917г. Сегодня ОАО «Машиностроительный завод» - это ведущее предприятие.
Этап Окончательного закрытия и консервации блоков ЧАЭС Кучинский В.К. – Начальник службы стратегического планирования ГСП ЧАЭС.
Проект предлагает сотрудничество в области технического регулирования, в том числе стандартизации в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Индекс Наименование планируемых мероприятий Формы реализации. Мероприятия 1. Координация заключенных в рамках Содружества международных договоров, проектов.
ВВЕДЕНИЕ В О СНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ОЦЕНКИ РЕСУРСА ОБЪЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ.
Экологическая политика ОАО «Татэнерго». Именно применение электроэнергии сделало возможным развитие самых передовых отраслей промышленности: автоматизацию.
Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации О ходе работ в сфере технического регулирования 24 марта 2006 года.
Е.П. Богодяж*, А.П. Станкевич** * Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов,
«Разработка программно-методического аппарата оценки безопасности проживания населения на загрязненных территориях на основе анализа и комплексной оценки.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Национальная академия наук Беларуси Объединенный институт энергетических и ядерных исследований - Сосны.
Измерения, контроль и автоматизация в сфере поставки электрической энергии потребителю Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
2 Проект постановления Правительства Российской Федерации «О критериях отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к РАО, критериях отнесения РАО.
Экспертиза результатов инженерных изысканий. Нормативная база инженерных изысканий. Градостроительным кодексом установлено место инженерных изысканий.
Транксрипт:

ГНТЦ ЯРБ 1 «Обращение с РАО при снятии с эксплуатации энергоблоков АЭС» Докладчик О.В. Половинкин

ГНТЦ ЯРБ 2 Украина имеет развитую атомную энергетику, что обуславливает образование значительных количеств РАО. В будущем ожидается рост количества РАО, что обусловлено следующими факторами: продолжение эксплуатации существующих энергоблоков атомных станций и планируемый ввод в эксплуатацию новых блоков; возвращением в Украину РАО после переработки в Российской Федерации отработанного ядерного топлива украинских атомных электростанций; снятие с эксплуатации Чернобыльской АЭС и предстоящее снятие с эксплуатации блоков других атомных электростанций; преобразованием объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему; реабилитация территорий, загрязненных в результате Чернобыльской катастрофы.

ГНТЦ ЯРБ 3 Снятие с эксплуатации является заключительным этапом жизненного цикла ядерной энергетической установки. Одной из основных составляющих деятельности предприятия на этапе СЭ является обращение с РАО. Современное законодательство Украины в сфере обращения с радиоактивными отходами в целом отвечает международной практике, но не в полной мере обеспечивает потребности практической деятельности. Законодательство и методическая база в сфере обращения с РАО постоянно совершенствуются, однако они еще не охватывают весь спектр вопросов планирования и реализации деятельности по обращению с РАО, возникающих при проведении работ по прекращению эксплуатации и снятию с эксплуатации ЯЭУ.

ГНТЦ ЯРБ 4 Закон України «Про використання ядерної енергії та радіаційну безпеку» від р. 39/95-ВР Закон України «Про захист людини від впливу іонізуючого випромінювання» від р. 15/98-ВР Закон України «Про поводження з радіоактивними відходами» від р. 255/95-ВР Закон України «Про забезпечення санітарного та епідемічного благополуччя населення» від р Закон України «Про дозвільну діяльність у сфері використання ядерної енергії» від р XIV Закон України «Про впорядкування питань, повязаних із забезпеченням ядерної безпеки» від р IV Закон України «Про відходи» від р. 187/98-ВР Нормы радиационной безопасности Украины (НРБУ 97, НРБУ- 97/ Д 2000), а также другие подзаконные акты, определяющие требования к безопасности при обращении с РАО.

ГНТЦ ЯРБ 5 Вся проектная схема обращения с РАО на АЭС практически полностью ориентировалась на накопление и хранение РАО в хранилищах на площадках АЭС. К настоящему времени в результате производства электроэнергии на атомных электрических станциях заполнение хранилищ отходов составляет от 20 до 80 процентов.

ГНТЦ ЯРБ 6 Состояние хранения накопленных РАО на атомных станциях отвечает требованиям радиационной безопасности. Однако хранилища являются временными, их ресурс ограничен, а объемы не рассчитаны на возможное продолжение срока эксплуатации реакторов и потоки отходов от снятия с эксплуатации, которые так же как подлежат переработке и кондиционированию с последующим захоронением. При этом практически отсутствуют установки по переработке и кондиционированию РАО, отсутствуют технологии переработки отдельных видов отходов, так же как и отсутствуют в Украине хранилища для окончательного захоронения РАО АЭС.

ГНТЦ ЯРБ 7 Такое состояние дел в сфере обращения с радиоактивными отходами не позволяет обеспечить необходимый уровень защиты населения, как в настоящее время, так и в будущем и является препятствием для безопасного функционирования и последующего развития ядерной энергетики. В настоящее время на ряде площадок АЭС Украины создаются отдельные установки по переработке и кондиционированию РАО, однако их создание не решит в полной мере проблем обращения с РАО. Ведутся работы по созданию в зоне отчуждения комплекса хранилищ на площадке Комплекса «Вектор», для окончательного захоронение низко- и среднеактивных краткосуществующих отходов.

ГНТЦ ЯРБ 8 Решение вопросов, которые возникают при обращении с РАО, требует создания единой, в масштабах страны, инфраструктуры обращения с РАО на основе комплексного подхода путем: определения главных направлений развития и создания научно обоснованной системы приоритетов в сфере обращения с РАО; совершенствования национальной системы законодательства по радиационной безопасности и в сфере обращения с РАО; создания механизма, обеспечивающего наличие и оптимальное распределение финансовых, материальных и кадровых ресурсов для решения конкретных задач; совершенствования механизма планирования, координации и государственного контроля за эффективностью и соблюдением сроков выполнения запланированных мероприятий; изучения и внедрения лучшего мирового и национального опыта планирования и реализации деятельности по обращению с РАО на всех стадия жизненного цикла ЯЭУ; совершенствования механизма привлечения и эффективного использования международной технической помощи.

ГНТЦ ЯРБ 9 Для решения проблем обращения с РАО предусматривается выполнение следующих основных задач относительно создания инфраструктуры, ее единого организационного обеспечения, централизации, концентрации и оптимизации использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов для обеспечения безопасного обращения с РАО: совершенствование государственной системы обращения с радиоактивными отходами, которая будет обеспечивать полный завершенный цикл обращения с РАО от их образования до захоронения; ввод в эксплуатацию первой и второй очередей комплекса «Вектор» для переработки, кондиционирования и захоронения краткосуществующих РАО, промежуточного хранения длительносуществующих РАО и остеклованных высокоактивных отходов; внедрение на атомных станциях Украины современных технологий кондиционирования и временного хранения РАО, с обеспечением контроля за их накоплением;

ГНТЦ ЯРБ 10 создание системы обращения с РАО, образующимися при снятии с эксплуатации Чернобыльской АЭС и преобразовании объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему, и закрытии хранилищ, эксплуатируемых ГСП «ЧАЕС», а также отходами аварийного происхождения, которые локализованы в пунктах временной локализации РАО на территории зоны отчуждения; дальнейшее развитие нормативно-правовой базы и обеспечение деятельности в сфере обращения с РАО (включая отходы, которые образовались в результате Чернобыльской катастрофы) в соответствии с законодательством и рекомендациями международных организаций, членом которых является Украина; техническое переоснащение и перепрофилирование государственных межобластных специализированных комбинатов Украинского государственного объединения «Радон» для сбора и временного контейнерного хранения РАО промышленных, медицинских, научных и других предприятий, учреждений и организаций;

ГНТЦ ЯРБ 11 создание системы обращения с РАО, образующимися при снятии из эксплуатации украинских АЭС и исследовательских реакторов; создание геологического хранилища РАО; создание и внедрение единой технической политики и механизмов стимулирования разработки и внедрения технологий и технических средств для минимизации объемов РАВ, уменьшение сроков хранения отходов на территории предприятий, на которых они образуются; совершенствование системы и механизмов финансирования деятельности по обращению с РАО по принципу, что захоронение и долгосрочное хранение РАО осуществляется за счет производителей отходов, в соответствии со статьей 5 Закона Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности, и создание и функционирование специального Государственного фонда обращения с радиоактивными отходами в соответствии со статьей 4 Закона Украины «Об обращение с радиоактивными отходами»;

ГНТЦ ЯРБ 12 совершенствование государственной системы учета радиоактивных отходов; разработка и внедрение системы управления качеством на всех стадиях обращения с РАО; совершенствование системы контроля за образованием РАО; расширение международного сотрудничества в сфере обращения с РАО.

ГНТЦ ЯРБ 13 С точки зрения планирования и подготовки АЭС к снятию с эксплуатации все образующиеся сейчас и в будущем радиоактивные отходы могут быть отнесены к двум большим категориям: РАО эксплуатации (эксплуатационные РАО) и РАО снятия с эксплуатации. Эксплуатационные РАО должны быть удалены со снимаемой установки до начала СЭ. В случае, когда эксплуатационные РАО продолжают оставаться на местах их временного хранения согласно проекту АЭС, эти объекты исключаются из объемов работ по СЭ в рассматриваемый период времени.

ГНТЦ ЯРБ 14 Конечной целью обращения с РАО является их надежная изоляция от окружающей среды посредством использования природных и создания искусственных инженерных барьеров на путях миграции радионуклидов в окружающую среду (захоронение). В зависимости от степени опасности РАО существует несколько способов захоронения. Общепринятыми подходами являются захоронение в поверхностных или приповерхностных хранилищах и захоронение в глубоких геологических формациях. В соответствии c Законом Украины захоронению в наземных и приповерхностных хранилищах подлежат короткосуществующие, твердые РАО. Остальные РАО должны размещаться в глубоких геологических формациях.

ГНТЦ ЯРБ 15 Комплексной Программой обращения с РАО предусматривается строительство централизованных хранилищ обоего типа, однако, точная дата ввода в эксплуатацию для этих объектов не определена. Таким образом, единственным способом изоляции эксплуатационных РАО и РАО СЭ сейчас и на ближайшее будущее будет являться их промежуточное хранение на промплощадке АЭС в специально оборудованном объекте с последующей передачей на захоронение.

ГНТЦ ЯРБ 16

ГНТЦ ЯРБ 17

ГНТЦ ЯРБ 18 Сушилка Установка измельчения длинномеров Суперпресс Пескоструйная установка Дополнительное оборудование для СЭ Промежуточное хранилище

ГНТЦ ЯРБ 19 Распределение отходов исходя из целей дальнейшего обращения Выдержка Повторное исп-ние в ЯЭ Повторное исп-ние в ЯЭ На захоронение На захоронение Отходы, образующиеся при СЭ Отходы, образующиеся при СЭ Незагрязнённые материалы Незагрязнённые материалы РАО и радиоактивно -загрязнённые материалы РАО и радиоактивно -загрязнённые материалы Остающиеся строительные конструкции Остающиеся строительные конструкции Оборудование и бетон Оборудование и бетон 3 % 90 % Освобождение от контроля 68 % 3 % 6 % 23 %

ГНТЦ ЯРБ 20 Управление потоками РАО СЭ Материал Выдержка целесообразна нет да нет да нет да Дезактивация возможна Менее установленного уровня Утилизация отходов как нерадиоактивных да нет Измельчение необходимо Участок освобождения от контроля Участок освобождения от контроля Промежуточное хранилище на площадке Промежуточное хранилище на площадке Комплекс по переработке РАО Комплекс по переработке РАО Измерение для освоб. возможно Переработка необходима Да/нет нет да На захоронение Информация в сопроводительных документах Радиологический контроль Буфер

ГНТЦ ЯРБ 21 Углеродистая сталь Нержавеющая сталь Электродвигатели Кабельная продукция Теплоизоляция Цветные металлы Электрооборудование Бетон Другие материалы и компоненты 24 % 3,3% 0,12% 0,36% 1,5% 1,6% 0,12% 55% 14% Процентное соотношение материалов, образующихся при СЭ

ГНТЦ ЯРБ 22 Критерии для сортировки материалов и выбора упаковок Происхождение отходов Тип материалов Нуклидный вектор Цели дальнейшего обращения Последующая переработка ЯщикиБочки 20 Контейнеры Скиперы Бетонные контейнеры Неупакованные материалы