Диагностика познавательной сферы ребенка к. пс. н. Лукаш Лилия Анатольевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 2 Ориентация в окружающем мире Развитие психических функций Сформированность мотивации к обучению.
Advertisements

Психологическая готовность ребенка к школе Педагог-психолог МБОУ СОШ 173 Григошина Наталья Анатольевна.
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Педагог-психолог МАДОУ «Центр развития.
Психологическая готовность ребенка к школе Педагог-психолог ГБОУ ЦРР д.с Новоселова Лариса Сергеевна.
ПОСТУПАЕМ В 1 КЛАСС Что должны знать родители, готовя ребенка к обучению в школе.
Задачи и функции педагога-психолога в работе с детьми раннего возраста.
Сопровождение введения ФГОС Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе.
ПОСТУПАЕМ В 1 КЛАСС Что должны знать родители, готовя ребенка к обучению в школе.
Состояние психологической диагностики в начальной школе в МБОУ «СОШ 7»
« Мы с вниманием – друзья!». Цели программы: Формирование оптимального уровня произвольности внимания, как возрастно-психологического новообразования.
Презентацию подготовила педагог-психолог Вайцель О. В. Родительский урок «Готов ли Ваш ребенок к школе?»
Подготовила: Педагог-психолог Вертипрахова Ю.В.. Психологическая готовность Интеллектуальная Мотивационная (Личностная) Эмоционально-волевая.
«Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова «Формирование качеств будущих.
Воспитатель :Макарова.О.Г. Не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться!» Л.А.Венгер, А.Л.Венгер.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗПР. Выполнила учитель-дефектолог МБДОУ 22 г. Королев Лобанова М.Н.
L/O/G/O Психофизиологические особенности выпускника детского сада Подготовила Е.И. Бобрышова Методист НМЦ, педагог-психолог.
Наличие предшкольной подготовки - общая черта современных образовательных систем различных государств Её цель – создание условий для гармоничного развития.
Преемственность- непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. связь между различными.
Диагностика готовности ребёнка к школе Дети поступающие в школу обязательно проходят собеседование, иногда тестирование. Если в школе конкурс и есть возможность.
Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Транксрипт:

Диагностика познавательной сферы ребенка к. пс. н. Лукаш Лилия Анатольевна

Уровень развития восприятия ( формы, цвета, пространственных отношений, возможности зрительного синтеза объектов ), Уровень развития образного мышления и воображения ( в том числе способность ребенка создавать оригинальные образы ), Развитость элементов логического мышления ( способность последовательно рассуждать, устанавливать причинно - следственные связи и простейшие логические отношения ), Уровень развития активной речи, Особенности развития механической и логической памяти. Уровень развития и особенности игровой деятельности ребенка, в частности, использование им заместителей, возможности построения последовательных игровых действий и сюжета, принятие роли и т. п. Уровень организации ребенком собственной деятельности ( умение работать со схемой, планировать свои действия и т. д.) и соответственной – особенности познавательной активности и мотивации ( что особенно актуально при начале систематического обучения в школе ) дополнительно - изучение специальных умений ( крупной и мелкой моторики, рисования и пр.). Диагностика познавательной сферы ребенка к. пс. н. Лукаш Лилия Анатольевна

Где ( кабинет, возраст, проблема ) Как ( обеспечение диагностическим материалом в соотв. с возрастом, « отвлекающие » игрушки ) С кем ( с родителями или без, участие бабушек и ответственность ) Когда ( предпочитаемое время ) Как долго ( длительность ) Стоимость Условия и средства психологической диагностики в раннем и дошкольном возрасте к. пс. н. Лукаш Лилия Анатольевна

Восприятие это выделение наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств ( информативных точек ), составление на их основе устойчивых образов ( сенсорных эталонов ) и соотнесение этих образов эталонов с предметами окружающего мира При диагностике уровня развития восприятия важно определить уровень сформированности всех этих трех процессов. Необходимо также соотнести причины ошибок, допускаемых ребенком, с этими процессами, так как практически не существует детей, у которых были бы нарушены все они одновременно. Поэтому, как правило, коррекция всего лишь одного из этих процессов помогает откорректировать всю деятельность восприятия. Восприятие к. пс. н. Лукаш Лилия Анатольевна

Методика « Разрезные картинки » теста « Коробочка форм » методика « Эталоны », разработанной в лаборатории Л. А. Венгера. О. М. Дьяченко кубики Кооса « Недостающие детали » Д. Векслера методика « Кто это » ( сохранение целостности образа ). ( стандартизирована для детей 5- ти лет ) « Какие предметы спрятаны в рисунках ?» ( стандартизирована для детей 5 лет ) или модифицированный вариант фигур Поппельрейтера Тест Дж. Равена Восприятие к. пс. н. Лукаш Лилия Анатольевна

Память является не только одним из важнейших познавательных процессов, но и одним из параметров одаренности хорошая память, как правило, связана с высоким уровнем интеллектуального развития ребенка, низкий уровень памяти еще не говорит о том, что интеллектуальное развитие данного ребенка невысоко, что оно отстает от нормы память, особенно непосредственная, или механическая, характеризует : 1) объем запомненной информации, 2) время ее хранения, 3) быстроту запоминания, 4) точность запоминания. Естественно, чем лучше память, тем точнее и прочнее ребенок запоминает материал к. пс. н. Лукаш Лилия Анатольевна Память

Методика «10 слов »: оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания Повторение двух групп слов Запоминание групп картинок Запоминание двух смысловых рядов ( словосочетаний ) и ( повторений ) Д. Векслер : повторение чисел. В норме – 3 и 4 ряды повторяются дошкольниками 6- ти лет На зрительную память ( и внимание ) используется с дошкольниками игра « Перемещение предметов » Методика с 6-7- ти лет « Пиктограммы » Память к. пс. н. Лукаш Лилия Анатольевна

Непроизвольное ( непроизвольность, легкость возникновения, легкость переключения ) – основной метод наблюдение Произвольное ( концентрация, объем, переключение, распределение, устойчивость, направленность в связи с задачей, элементы целевого поведения – эхопраксия, эхолалия, автоматическое повторение чужих слов, движений, бесконтрольное всплывание побочных ассоциаций при отклонениях в развитии ) До 4- ти лет – удерживание внимания на игрушке, увлеченность деятельностью в течение 3 года – 3-5 мин, 4 года – 5 – 7 мин, 5 лет – 7 – 10 мин С 5- ти лет - Корректурная проба : выявление колебания внимания по отношению к однообразным зрительным раздражителям в условиях длительной перегрузки зрительного анализатора Внимание к. пс. н. Лукаш Лилия Анатольевна

1. Адаптация ребенка в школе : диагностика, коррекция, педагогическая поддержка : Сб. метод. мат. для админ., педагогов и шк. психол. / Битянова М. Р. – М.: Образоват. центр " Педагогический поиск ", 1997 – 112 с. 2. Венгер Л. А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе // Дошкольное воспитание С Венгер Л. А., Холмовская В. В. О диагностике умственного развития детей, поступающих в школу // Экспериментальные исследования по проблемам усовершенствования учебно - воспитательного процесса в начальных классах и подготовка детей к школе : Материалы II Всесоюзного симп. Тбилиси, Ч I. С Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М.: Компенс - центр, Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. М., с. 6. Ефимова С. П. Братья ли мы по разуму ? ( Как подготовить ребенка к школе ) / Под p ед. М. М. Без p уких. М., Запорожец А. В. Подготовка детей к школе // Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М., С Ильина М. Н., Па p амонова Л. Г., Головлева Н. Я. Тесты для детей. Готов ли ваш p ебенок к школе. Минск, Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. – М.: « Издательство Гном и Д », 2000 – 64 с. 10. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М., с. 11. К p авцова Е. Е. Психологические п p облемы готовности детей к обучениюв школе. М., Лисина М. И. Подготовка к школьному обучению и общение детей со вз p ослыми. // Фо p ми p ование школьной з p елости p ебенка. Таллин, Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. М., Мо p фофункциональное соз p евание основных физиологических систем о p ганизма детей дошкольного воз p аста. М., Нежнова Т. А., Филиппова Е. В. Исследование эмоционального отношения к школе и учению у детей шести и семи лет. // Новые исследования в психологии. М., N2. С Нефедова Е. А., Узорова О. В. Готовимся к школе : Практическое пособие для подготовки детей. – М.: ООО « Фирма « Издательство АСТ »: « Премьера »: « Аквариум », 1999, -400 с.: илл. ( рекомендую для подготовки к школе ! Прекрасные материалы для детей прямо в книге как на развитие верб, так и неверб. Интеллекта.) 16. Нижего p одцева Н. В., Шад p иков В. Д. Психологическая готовность p ебенка к школе. М : Владос, Основные показатели готовности детей шестилетнего возраста к школьному обучению : Методические рекомендации. М., с. 18. Ротенбе p г В. С., Бонда p енко С. М. Мозг. Обучение. Здо p овье. М., Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста : Учеб. пособие.- М.: Генезис,2005. – 319 с. ( наличие стимульного материала и описание методик ) 20. Яссман Л. В., Данюков В. Н. Основы детской психолопатологии : Учебно - методическое пособие для психологических факультетов педагогических вузов. – М. : « Олимп »; « ИНФРА - М », – 256 с. ( наличие стимульного материала и описание методик ) 21. Рекомендую приобрести все книги Фопеля К. с играми и упражнениями для детей и взрослых. Список литературы к. пс. н. Лукаш Лилия Анатольевна