Роль отца в воспитании ребенка подготовила Хардина О.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль отца в воспитании и социализации детей Бяшарова Наталья Николаевна Учитель начальных классов, социальный педагог 2012 – 2013 учебный год.
Advertisements

Роль отца в воспитании ребенка. « Недостаточная или отрицательная ролевая идентификация с родителем того же пола создает дополнительные трудности в общении.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Конференция отцов «Роль отца в воспитании» Педагог-психолог МОУ «СОШ 42» Цуканова Ирина Анатольевна.
С чего начинается человек? С рождения, первого слова, первого шага….А с чего начинается личность? Этот вопрос заинтересовал меня и я решила провести исследование,
Семья как условие формирования личности Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и.
Роль отца в воспитании ребёнка Роль отца в воспитании ребёнка.
Департамент общего образования Томской области ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж» (ОГБОУ «ТГПК») Влияние взаимоотношений детей и родителей.
СЕМЬЯ. ФУНКЦИИ СЕМЬИ. Семья - самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди,те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся,
Психолого- сопровождение раннего возраста. Основные концепции воспитания родителей: Воспитание родителей всегда опирается на систему ценностей(религиозных,
РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ПОДРОСТКА. « Самооценка человека-это его самоощущения, отношение к себе»
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Консультация для родителей Тема: «Нужен ли ребенку отец». Подготовила воспитатель ГБОУ д/с 1586 Кузьмина Л.Б.
Консультация для родителей. «Сотрудничество с семьей в вопросах оздоровления дошкольников» Роль семьи в воспитании дошкольного возраста трудно переоценить.
«РОЛЬ САМООЦЕНКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТАРШЕКЛАССНИКА»
ЗАДАЧА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Комплексной задачей учебной программы является развитие ребёнка в индивидуальность, обладающую необходимыми компетенциями. Под.
В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи. В семейном кругу мы.
Подготовила: учитель информатики МОУ СОШ 2 г. Бронницы Штаба Н.В.
ПЕДСОВЕТ: «Организация ситуации успеха на уроке».
Права и обязанности родителей В Российской Федерации п. 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании равное право и обязанность.
Транксрипт:

Роль отца в воспитании ребенка подготовила Хардина О.А.

Отец и мать, папа и мама - два самых родных и самых важных человека в жизни каждого ребенка. И если роль мамы всем понятна, то роль папы часто неосознаваема.А тем временем наши дети так сильно нуждаются в участии отца в их жизни, в его дружбе, заботе и защите. Существует устоявшийся стереотип, что для развития малыша наиболее важной является связь матери и ребенка. Но, оказывается, общение ребенка с папой не менее важно для полноценного формирования личности. Так почему же роль отца обычно считается второстепенной? Социологи провели любопытные исследования. Семь человек из десяти считают, что мать и отец несут равную ответственность за воспитание ребенка. Но на деле отцы проводят вместе со своими детьми в среднем менее одного месяца в год. А ведь давно известно, что дети, растущие без отца, гораздо хуже учатся. Более того, такие дети намного чаще совершают правонарушения. Ведь каждый малыш нуждается в гармоничном развитии, которое можно получить лишь при наличии обоих родителей. Мама даёт своему чаду нежность и ласку, отец - защиту и уверенность. Наверное, большинство из вас согласится с тем, что отец – это не вторая мать, не замена матери, а именно отец, нечто отдельное.

Отцовство – понимается как социальный институт, система прав, обязанностей, социальных ожиданий и требований, предъявляемых к мужчине как родителю и коренящихся в нормативной системе культуры и в структуре семьи. Другое значение термина «отцовство» – это реальные практики, то есть деятельность, связанная с выращиванием и воспитанием детей. Исследование проблемы отцовства на фоне снижения воспитательной роли отца в семье приобретает сегодня не только теоретико-практическое, но социальной звучание. Можно выделить лишь небольшое количество работ, в которых выражен научный интерес к проблеме отцовства: М. Мид – культурологическая концепция; И.С. Кон – изучение отцовства как социокультурного феномена; В.А. Сухомлинский: педагогические аспекты отцовства; О.А. Шаграева: исследование материнства и в связи с ним отцовства. Однако целенаправленного психологического исследования феномена отцовства до сих пор не проводилось.

Важным понятием является отцовская любовь. Еще не появившийся, ожидаемый или новорожденный ребенок уже дает отцу возможность почувствовать наличие «отцовского инстинкта», ощутить себя защитником, продемонстрировать родительскую любовь и привязанность. Любви отца принадлежит значительная роль в развитии личности ребенка независимо от его пола и возраста. И.С. Кон указывает на то, что отцы отличаются более строгим разделением эмоциональной и когнитивной реактивности по сравнению с матерями, кроме того, отцы менее чувствительны в эмоциональном плане. Если мужчина не получил положительного опыта взаимоотношений со своим отцом, то ему очень трудно воспитывать собственного сына. Для сына отец – образец мужского поведения, эталон мужчины, для девочки – подкрепляет развитие женственности.

В семейной психологии выделяют три группы мотивов родительства. Рассмотрим их применительно к отцовству. 1. Экономические мотивы: благодаря рождению ребенка мужчина достигает каких-то материальных выгод для себя или своей семьи, повышает свой экономический статус. Один из недавних примеров – принятие правительством России закона о выплате единовременного денежного пособия семьям на рождение второго и третьего ребенка. В результате рождение ребенка становится экономически выгодным и не всегда при этом сопровождается внутренней, адекватной содержанию родительства мотивацией. 2. Социальные мотивы: желание иметь детей возникает как реакция на социальные нормы и требования социума. Это подтверждение своей полноценности как мужского члена общества и отстаивание перед окружающими своей маскулинности и репродуктивной способности. Еще один из мотивов – нормативные предписания и социальные стереотипы: «Я хочу иметь ребенка, потому что так принято», «Каждый мужчина должен построить дом, посадить дерево, вырастить сына». 3. Психологические мотивы: через рождение детей достигаются личностные, внутренние цели личности мужчины, желание самореализоваться в ребенке.

Роль отца в семье была важна всегда. В современном обществе, когда отцы во многих семьях отсутствуют в принципе, а воспитанием детей в детских учреждениях занимаются в основном женщины, она становится еще важнее. От отношения родителя к своему ребенку зависит формирование многих личностных качеств ребенка. В психологической и педагогической литературе неоднократно подчеркивается важность участия обоих родителей в воспитании ребенка, в рамках исследований по семейной психологии изучаются отношения «родитель – ребенок», чаще в контексте «мать – ребенок», но работ, посвященных изучению отношений «отец – ребенок», крайне мало. Еще 3. Фрейд говорил о роли отца в развитии ребенка, но поздние исследования влияния семьи на ребенка сосредоточились в основном на изучении взаимоотношений матери и ребенка (М. Кляйн, Дж. Боулби и другие). Однако, именно изучение диады «отец – ребенок» позволит уточнить многие малоизученные, но теоретически обозначенные 3. Фрейдом, К.Г. Юнгом, Ш. Бартом, С. Матейчиком аспекты влияния отцовства на развитие личности ребенка.

Отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм. Родители через слова и поведение выражают свое отношение к определенным событиям или поступкам людей, предоставляя, таким образом, модели поведения и моральную оценку. Родители, особенно отец, дисциплинируют детей, ставят определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие. Главными факторами, влияющими на усвоение ребенком моральных норм, являются: 1) страх потери любви родителей; 2) идентификация с родителем (3. Фрейд); 3) развитие эмпатии и чувства вины, первоначально через оценку родителей, а затем через объяснение ребенку последствий его действий. Именно идентификация является наиболее важным фактором усвоения моральных норм и социальных ролей, и отец в этом случае особенно необходим мальчику.

По демографическим данным без участия отцов и отчимов воспитывается не менее одной пятой всех детей. Первые психологические и социологические исследования, показавшие роль присутствия в семье отца как воспитательного фактора, были посвящены не столько отцовству, сколько эффекту безотцовщины. Сравнивая детей, выросших с отцами и без них, исследователи обнаружили, что «невидимый», «некомпетентный» родитель на самом деле очень важен. Его отсутствие отрицательно сказывается на личностном развитии детей, особенно у мальчиков. В настоящее время во многих странах пытаются преодолеть «безотцовое» общество. Однако выход видят не в возврате к патриархальным отношениям, а в максимальном приближении мужчины к семье. Нередко утверждается, что лучшее, что может сделать мужчина для своего будущего, либо рожденного ребенка, это, прежде всего, любить свою жену (В.И. Кочетков, Т.М. Афанасьева, А.С. Спиваковская и др.). К. Витакер отводит отцу роль стороннего наблюдателя во время беременности жены и ухода за младенцем. Эта «невключенность» вызывает ощущение одиночества у мужчины и причиняет ему боль. В то же время, К. Флэйк-Хобсон, полагает, что участие отца в процессах рождения и воспитания ребенка оказывает существенное воздействие и на супругов, и на малыша, привнося что-то неординарное в их взаимоотношения.

По мере того как «невидимый родитель», как часто называют отца, становится видимым и более демократичным, он все чаще подвергается критике со стороны жены, а его авторитет, основанный на внесемейных факторах, заметно снижается. Демократическая семья предполагает равенство прав, нормальная – различия в ответственности, которая должна ложиться преимущественно на отца. Однако в современной российской семье женщина хочет (и вынуждена силой обстоятельств) править безраздельно и полностью. Нередко мужчина не в состоянии обеспечить семью, нести за нее ответственность, и, соответственно, быть образцом для подражания. Традиционные роли отца и мужчины оставались неизменными на протяжении многих поколений. В настоящее время стереотип мужчины, а, следовательно, и отца претерпевает серьезные изменения. Отсюда идеал отца может быть очень противоречивым, включать в себя полярные качества. Раньше отец был воплощением власти и инструментальной эффективности, сейчас от мужчин ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях. Согласно исследованиям Томпсона и Плека, структура мужской ролевой роли состоит из следующих компонентов, также влияющих на формирование представлений об идеальном родителе: норма успешности или норма статуса – стереотип, утверждающий, что социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка; норма эмоциональной твердости – стереотип мужественности, согласно которому мужчина должен испытывать мало чувств и быть в состоянии разрешать свои эмоциональные проблемы без помощи окружающих; норма антиженственности – стереотип, согласно которому мужчинам следует избегать женских качеств.

По мнению Й. Лангмейер, З. Матейчек роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Он – олицетворение дисциплины и порядка. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей. Отец – «наиболее естественный источник познаний о мире, труде и технике». Он способствует «ориентировке на будущую профессию» и создает социально полезные цели и идеалы». В статье Авдеевой отмечена точка зрения Э. Берна что, для ребенка ценны теплые отношения с отцом. «Ребенок, воспитанный в присутствии нежного мужчины, в зрелом возрасте будет обращаться с людьми лучше, чем мальчик, выросший без отца. Такой мальчик может впоследствии компенсировать свои потери, но у него будет невыгодным старт». Таким образом, личные качества отца, в число которых входит и любовь к своим детям, оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит и сына и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим.

М.О. Ермихина указывает на особенности отцовской родительской позиции. Деятельностная позиция отца в семье, которая проявляется в активном вмешательстве в мир ребенка, зависит от ценностной значимости семьи для мужчины, желания увидеть результаты воспитания своего ребенка. Активная отцовская позиция говорит о принятии им ответственности за воспитание ребенка и семью в целом. Зачастую проявление мужчиной ответственности выражается в стремлении чрезмерно опекать ребенка, навязывать свою волю, ограничивать свободу самовыражения.. Необходимо поднимать социальную престижность и ответственность отцовства, изменяя устоявшиеся консервативные стереотипы. Справедливо утверждение, что счастливое детство скорее будет у ребенка из полной семьи, где мать и отец выполняют свои родительские функции.

Одно из недавних исследований образа отца было проведено О.Г. Калиной. Исследователь изучила влияние образа отца подростков из неполных семей. В результате ею были получены данные о взаимосвязи образа отца у подростков с их полом, возрастом и эмоциональным благополучием. Образ отца, имеющий эмоционально теплый характер, коррелирует с эмоциональным благополучием подростков обоего пола и проявлением маскулинности у мальчиков и феминности у девочек. В итоге автор приходит к выводу о том, что отсутствие отца в семье не обязательно приводит к нарушению эмоционального благополучия и формирования полоролевой идентичности у подростков. Наиболее неблагоприятным является совпадение двух факторов: отсутствие отца в семье и его эмоционально негативный или амбивалентный образ у подростка.

. По Адлеру, идеальный отец – это тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие наряду с женой в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных родителей научаются бороться за власть и личное, а не социальное превосходство [66]. Доказано влияние отцов на раннее развитие ребенка. Данные многих исследований говорят о том, что отцы, державшие ребенка на руках сразу после рождения, и в дальнейшем продолжали больше играть со своими подрастающими детьми и заботиться о них. Эта новая роль заботливого отца благоприятно сказывается на развитии семьи. Между супругами возникает меньше трений, у них наблюдается единство целей и согласие в принятии решений, если они оба принимают активное участие в воспитании ребенка.

Отечественные педагоги и психологи постоянно подчеркивали значение отца в семейной социализации. Отмечалось, например, что в воспитании сына отцу принадлежит особая роль. Значимость личности отца, прежде всего в том, что для сына он представляет эталон мужчины. Образцы поведения отца, копируемые ребенком, формируют нравственный облик, способы поведения мальчика. От отца он перенимает мужественные черты, учится мужскому достоинству, рыцарству. Д. Виткин указывает, что маленький мальчик пользуется отцовской моделью поведения. Если отец выражает свое недовольство агрессивно, его сын будет пытаться поступать подобным же образом. Если отец скрывает свое раздражение под маской молчания, сын будет считать это нормой мужского поведения. Общие игры, секреты, симпатии и привязанности между отцом и сыном будут для сына гораздо лучшей моделью мужского поведения, чем прямые жесткие попытки воспитать «настоящего мужчину». Мудрое, щедрое на ласку отцовское воспитание способствует формированию более мужественных мальчиков и женственных девочек