Синдром уходов и бродяжничества. побеги По официальной статистике, сегодня из дому ежегодно бегут 50 тысяч детей. Примерно 30 процентов из них - из-за.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Адаптация- привыкание, вписывание человека в какую – то среду. Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются: 1. Формирование.
Advertisements

Презентация к уроку по психологии (11 класс) на тему: Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания.
Возрастные особенности. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. В старшем школьном возрасте устанавливаются.
Профилактика конфликтных ситуаций ТРЕНИНГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КЕМАЙКИНА Т.Н. – К.П.Н., ДОЦЕНТ.
Подготовила: Горбань Е.Ю., социальный педагог МБОУ «Ливенская СОШ 1»
На предлагаемые 20 вопросов нужно ответить "да" или "нет" ДЕВОЧКИ МАЛЬЧИКИ.
Родительское собрание на тему: Наши ошибки в воспитании детей « Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
Подростковый возраст, его особенности и первые проблемы.
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
«Суицид или крик души» МОУ «Ребрихинская средняя общеобразовательная школа » Совещание при директоре с классными руководителями 2011 год.
Цели: Виды конфликтов. Формула конфликта. Какие существуют модели поведения в конфликте? Из-за чего возникают конфликты? Роль эмоций в конфликтах. Что.
У Вас никогда не будет второго случая произвести первое впечатление. Всем известно правило 90/90 – то есть 90% информации о ком - либо складывается в.
Положительные эмоции и их значение в жизни школьника.
Адаптация учащихся 5-х классов в среднем звене школы.
Как «слушать» и «слышать» подростка Практическое руководство для заинтересованных родителей.
Вы замечали, что некоторым людям очень тяжело произнести слово «нет»? Они боятся, что это слово может разрушить их добрые отношения с собеседником, и.
Насилие как явление в сознании и жизни череповчан Алена Богомолова, ведущий социолог БФ «Дорога к дому» 26 ноября 2013 г.
Роль взрослых в создании положительного микроклимата для детей.
Адаптация учащихся к обучению в школе Мир будущего первоклашки При поступлении в первый класс детям обязательно задают вопрос общего характера: об их поле.
Подготовила: Педагог-психолог МДОУ «Ц.р.р-д/с 113» Калинина О.В.
Транксрипт:

Синдром уходов и бродяжничества

побеги По официальной статистике, сегодня из дому ежегодно бегут 50 тысяч детей. Примерно 30 процентов из них - из-за плохих отношений с родителями, особенно с отчимами. Еще 30 процентов беглецов дают семьи алкоголиков. Убегающие от учебы составляют 18 процентов. Из-за элементарного отсутствия внимания родителей (из-за эффекта "холодного дома") из семей уходят 12 процентов детей.

Синдром «холодного дома», психологической, эмоциональной отвязанности, отсутствие постоянной психологической связи между матерью и ребенком лежит в основании социального сиротства. Сегодня дети бегут потому, что их ничто и никто не удерживает дома. У них отсутствует внутренний контроль за поведением, потому что никто не осуществляет внешний. Никто не учит систематически управлять их своим поведением, планировать свои поступки и сочетать свои интересы и интересы семьи.

Жестокое обращение родителей с детьми – самая очевидная современная причина бегства. Жестокое обращение было и раньше, физические наказания применяются систематически в 10 процентах семей, но сегодня оно усилилось из-за того, что родители живут в условиях продолжительного стресса, связанного с необходимостью предпринимать дополнительные усилия, чтобы найти работу, устроить жилье.

Фоновым фактором является и бедность. По статистике, две трети детей сегодня растут в семьях с низким уровнем дохода и переживают это очень болезненно. Включают телевизор, видят роскошную жизнь и бегут из дома, думая, что бегут к сытости и богатству.

Следующая серьезная причина - ослабление ответственности за ребенка со стороны школы и всего былого конвейера социализации (кружков, секций и т.п.). Семья за эти годы стала менее благополучной. Она часто не справляется с задачей воспитания, тем более, если ей трудно просто прокормить и одеть детей. 25 процентов детей сегодня – дети после разводов. Раньше семья была пусть насильственно, но крепкой, общественность за этим следила

Классификация побегов и уходов детей Экспериментальные побеги Протестные побеги Романтические побеги Немотивированные побеги Радикальные побеги По типу подготовки 1.Планируемые 2.Импульсивные 3.Привычные

Ребенок фантазирует, как он будет жить, если вдруг родители умрут или погибнут. За этими фантазиями скрывается страх за себя, опасения перед взрослой жизнью, ощущение незащищенности. Такие фантазии-побеги чаще всего не реализуются, или реализуются частично. Например, дети строят шалаш где-то на даче, летом, натаскивают туда одеял, еды, незатейливой посуды, и мечтают, как они будут жить- поживать без взрослых, и как это у них славно получится Экспериментальные побеги.

Дети иногда сердятся на взрослых. Им кажется, что их недостаточно любят, к их просьбам невнимательны, наказывают несправедливо. Родителям ведь не ответишь тем же, их не поставишь в угол. Дети хотят наказать взрослых. И поскольку они не могут сделать это как-то по другому, им ничего не остается, как показать родителям, до чего они доводят своих мальчиков и девочек. Протестные побеги

Романтические побеги На реальные побеги в далекие страны способны немногие дети. Как правило, это мальчишки, с детства склонные к риску, непоседливые, озорные и часто плохо управляемые. Их любопытство и самоуверенность не знают предела. Начитавшись, насмотревшись приключенческих книжек, фильмов, они готовы превратить свою жизнь в приключение. Иногда им это удается в очень экзотичных и авантюрных вариантах.

Немотивированные побеги Сегодня сила выталкивающих из семьи факторов превышает силу семейного притяжения. Дети иногда сами не знают, почему они оказались на улице. Их побеги не были связаны с чувством вины перед родителями или ощущением, что они сделали что-то криминальное. Жить на улице, общаться с кем попало, и даже подворовывать кажется нормальным для них. Появились немотивированные побеги, побеги «просто так», «на интерес».

Радикальные побеги В условиях социальной однородности в советские времена глупо было бежать куда-то. Привлекательной и манящей была разве что столица. А сегодня дети протестуют против всего образа жизни своих родителей, вернее против уровня жизни. От бедности можно только бежать – туда, в сытые города, к сытым гражданам, которые ездят на дорогих машинах. Побег в этом случае не самый худший способ ухода. Уходят в наркотики, в пьянство, в … иной мир. Бегут те дети, кто еще на что-то надеется и чего-то ищет.

Побеги последней надежды Побеги связаны с психологическим, физическим и сексуальным насилием в семье. Бегут, чтобы спрятаться, чтобы защитили, бегут потому что не могут не бежать.

Не нужно бояться говорить о побегах с детьми. Можно рассказать о своих фантазиях, если они были в детстве. «Я даже хотел бежать! И знаешь, что я придумал?» Однажды отец рассказал мне о том, как он собрался стать моряком и присматривал себе дизель, на крыше которого можно добраться до Черного моря. А ты ради какой цели бежишь? Быть может я помогу решить проблему без побега? Нужно рисковать, решаться на радикальные шаги, если действительно хочешь настоящих перемен в своей жизни.

шаги Весь разговор о побегах с ребенком затевается для того, чтобы и он мог обсудить свои фантазии. Дети делятся друг с другом. Возможно, его приятель планирует побег и зовет с собой. Как бы мы ни относились к тайнам друзей, нужно найти деликатный способ поговорить и с инициатором побега, и, возможно, с его родителями. Побег в возрасте 8-10 лет реально опасен, и здесь не до реверансов.

Обсуждая побеги, нужно особое внимание уделить тому, что переживают взрослые, которых бросили. Как они не спят ночами, что они, предположительно, говорят, как они собираются поговорить с ребенком, когда он вернется. Мораль этого разговора такова: не нужно бояться возвращаться; родители будут сердиться уже потом, но вначале они, конечно, обрадуются тому, что беглец вернулся, и прижмут к себе, потому что они любят своего мальчишку.

Нужно сообщить о том, как обычно возвращают беглецов. Милиционеры направляют детей в органы опеки, сообщают адрес по месту жительства, уточняют, живет ли реально там ребенок. А потом его в сопровождении взрослого направят домой.

Внешний контроль Конечно, нужно отслеживать, как и с кем дети проводят время. Самый главный контрольный критерий – время. «Когда ты вернешься?» обозначает, что вы доверяете своим детям. Но если дети постоянно нарушают договоренности, пора проявить особую бдительность. «С кем ты гуляешь? Тебе с ним интересно? Приглашай его (ее) на чай». Кроме того, дети чаще всего тренируют побег, а не решаются на него сразу. Конечно, вопрос ребенка о перочинном ноже, спичках, веревках и рюкзаке – сигнал к разговору.

Экстремальный тренинг для ребенка Я должен быть уверен, что оставшись один вне дома ты выживешь! Учим правила выживания в городе Учим правила выживания за городом Учим правила выживания в лесу Учим правила выживания на транспорте Учим готовить простую еду Учим оказывать себе первую помощь Решаем куда идти если ребенок решил вернуться

Бродяжничество выражается в повторяющихся уходах из дома либо из школы, интерната или другого детского учреждения. Может быть как осознанным действием, так и формой патологических реакций (неконтролируемым действием). Встречается чаще всего в возрасте от 7 до 17 лет, преимущественно у мальчиков. Начиная с 1415 лет, проявления уходов и бродяжничества постепенно сглаживаются. Формирование склонности к бродяжничеству напрямую зависит от индивидуальных особенностей личности несовершеннолетнего и от факторов микросоциальной среды, его окружающей. Уходы из дома и бродяжничество

Этапность формирования данного процесса. первый этап, часто кратковременный, начало уходов из дома обычно является реакцией на внешний раздражитель и выражается в психологически понятных ситуационно обусловленных уходах. Несовершеннолетний уходит из дома во время ссоры родителей или после физического наказания, не идет на занятия в школу, а слоняется по улицам в тот день, когда предстоит урок учителя, с которым установились конфликтные отношения, уходит из школы, где у него не установились товарищеские отношения.

Второй этап характеризуется привычными, фиксированными уходами, мотивы которых не сразу понятны и психологически не всегда объяснимы. На этом этапе уходы учащаются и возникают по незначительному поводу (небольшое замечание, плохо подготовленное домашнее задание, ожидание неприятной встречи, представление о возможности посетить интересное место и т.п.). Появляется своеобразный патологический стереотип поведения в виде уходов.

Третий этап, когда уходы и бродяжничество становятся непреодолимыми, импульсивными, ребенок или подросток не в силах им противостоять, то есть этот этап истинно патологический. Начало третьего этапа обычно характеризуется нарастанием количества и длительности уходов, большинство из которых носят импульсивный, неконтролируемый характер.

Классификация уходов Реактивные уходы чаще всего наблюдаются у детей и подростков с «трудным» темпераментом, имеющих в характере заостренные черты: повышенную обидчивость и чувствительность. Первые уходы, в большинстве случаев, связаны с сильными переживаниями обиды, ущемленного самолюбия (например, после физического наказания) и являются формой проявления реакции протеста либо вызваны страхом наказания, тревогой по поводу предстоящей ответственности за тот или иной поступок, получением неудовлетворительной оценки в школе и т.п.

Планируемые уходы чаще наблюдаются у детей и подростков с выраженной эмоционально-волевой неустойчивостью и с повышением влечений. Они тесно связаны с особой потребностью в новых, постоянно меняющихся впечатлениях, а также с усиленным стремлением к удовольствиям и развлечениям. Непосредственными ситуационными факторами, приводящими к появлению уходов, в этом случае могут быть: - случайно услышанное сообщение о каком-либо происшествии, случившемся неподалеку (пожар, драка и т.д.); - телевизионная передача или художественный фильм определенного содержания; - предложение товарища пойти куда-либо, заняться чем-то увлекательным и т.п.

Немотивированные уходы встречаются значительно реже. Они возникают без понятных психологических мотивов. В этих случаях возможны разные варианты поведения несовершеннолетних. Более частым из таких «безмотивных» уходов является вариант, обусловленный возникающим время от времени настроением дисфорического характера (негативным эмоциональным состоянием раздражительности или озлобленности) и появлением острого стремления к освобождению от стесняющего режима, к перемене обстановки. Уходы данного типа могут наблюдаться уже в возрасте 78 лет. Другой вариант немотивированных уходов характеризуется импульсивностью. В отличие от предыдущего варианта, стремление к уходу в этом случае непреодолимо и реализуется вне зависимости от ситуации, причем ребенок всегда уходит один. В основе ухода лежит импульсивное неодолимое влечение. Иногда такие уходы возникают и в дошкольном возрасте.

При всех вариантах немотивированных уходов в большинстве случаев дети уходят и бродяжничают одни, вступая в случайные, нередко вынужденные контакты. Во время своих блужданий, нередко многодневных, они бесцельно ездят на транспорте, заходят в магазины и другие общественные места, подолгу не испытывая усталости, голода, жажды, ночуют в случайных местах на чердаках, в подвалах, подъездах. Иногда они возвращаются домой самостоятельно, но чаще приводятся милицией, посторонними лицами или родственниками. Слабая выраженность чувства голода, холода, усталости указывает на то, что развитый синдром уходов и бродяжничества тесно связан с патологией влечений и несовершеннолетние нуждаются в помощи психиатра.

Сопутствующие формы асоциального поведения Они связанные чаще с необходимостью приобретения продуктов питания, мелкое воровство, попрошайничество. Со временем присоединяются правонарушения, обусловленные влиянием других несовершеннолетних и взрослых с асоциальным поведением (хулиганские поступки, сексуальные действия, употребление алкогольных напитков, наркотиков и т.п.). Более или менее длительное повторение фактов бродяжничества постепенно ведет к закреплению таких черт личности, как неискренность, лживость, стремление к примитивным удовольствиям, отрицательное отношение к систематическому труду, оппозиция всякой упорядоченности.

Первый уход В случае выявления факта первичного ухода из дома необходимо выяснить: 1. Что явилось причиной ухода. 2. Насколько внятно и четко ребенок помнит обстоятельства принятия им решения об уходе, обстоятельства самого ухода и события, которые происходили с ним далее. 3. Как ребенок вернулся домой самостоятельно или был кем-то приведен. 4. Что думает несовершеннолетний о своем поступке, как его оценивает, может ли его повторить и при каких условиях. На основании полученных при опросе данных принимается решение о характере ухода и дальнейших действиях

Второй уход При повторном уходе из дома необходимо повышенное внимание к несовершеннолетнему, желательна консультация у специалиста-психолога, следует поставить в известность учителей школы, инспектора ПДН. Несомненно, каждый факт ухода должен быть предметом обсуждения с подростком и поводом для внимательного рассмотрения сложившейся вокруг него ситуации.

Этап дромомании При возникновении третьего этапа склонность к бродяжничеству сохраняется и в зрелом возрасте. Неблагоприятное развитие ситуации обычно имеет место также в случаях, когда первые уходы носят необоснованный характер, будучи связаны с изменением настроения или неодолимым влечением. Здесь необходимы консультации специалиста-психиатра либо комплексное психиатрическое обследование.

Простой подростковый тренинг Занятие 1. Знакомство. Расскажи о себе (что любишь, что не любишь, чем занимаешься в свободное время, чем интересуешься, зачем ты здесь, твои ожидания от тренинга). 25 минут Чтение и принятие общих правил группы. 10 минут. (Правила) Рефлексивное "дерево" минут. "Дерево". Релакс музыка(1),(2),(3),(4). 1) Тренер предлагает участникам представить себе какое-нибудь дерево, после чего начинает задавать вопросы: Какое это дерево? Где оно растет? Высокое оно или нет? Какое время года? День или ночь? Запахи, звуки, ощущения? 2) После того, как участники представили себе каждый свое дерево, тренер предлагает ощутить и прочувствовать, как каждый участник подходит к своему дереву, проводит рукой по его стволу, обнимает его и... входит в него, становится этим деревом. Каково быть этим деревом? Что и как каждый чувствует в этой роли? Глубоко ли уходят в землю корни? Густая ли крона? Устойчиво ли дерево стоит? Умывает ли его дождь? Греет ли его солнце? Дает ли земля точку опоры? 3) После того, как участники закончили упражнение, следует обсуждение в группе результатов визуализации. Также можно взять большой ватман и краски и нарисовать общее для группы дерево, каждый вносит частичку себя на картину. Она сохраняется на протяжении всего тренинга. Обсуждение, социометрия – 5 пальцев. 5 пальцев – отлично, занятие очень понравилось 4 пальца – хорошо, занятие понравилось 3 пальца – средне, занятие нормальное 2 пальца – плохо, занятие не понравилось 1 палец – ужасно, занятие совсем не понравилось

правила Единая форма обращения друг к другу на ты (по имени). Для создания климата доверия в группе все обращаются друг к другу на ты, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга. Общение по принципу здесь и теперь. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе. Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом. Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа Большинство людей считают, что..., Некоторые из нас думают... заменяем на Я считаю, что..., Я думаю.... По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение. Уважение к говорящему. Говорим только по одному. Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он закончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения. Не опаздывать! Во время занятий создается некоторое энергетическое пространство, которое надо беречь. Опаздывающие или попусту болтающие участники разрежают его.

Занятие 2. Опрос - как прошел день, что нового, чем хотелось бы поделиться? 5-10 минут "Фраза по кругу" Выберем какую-нибудь простую фразу, например: "В саду падали яблоки". Теперь, начиная с первого игрока, справа от ведущего, начинаем произносить эту фразу все по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивительной, безразличной и т.д.). Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останется несколько человек. Итак, по хлопку, все участники игры, начиная с того, кто сидит справа от ведущего, произносят одну и ту же простую фразу, но с разной интонацией. 10 минут "Затем каждому предлагается выбрать из списка пять самых главных для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент. После этапа индивидуальной работы участники объединяются в малые подгруппы (по 3-4 человека) и обсуждают свои варианты. Затем происходит общегрупповое обсуждение, во время которого участники делятся своими впечатлениями. 15 минут "Антивремя" Каждому из участников предлагается тема для небольшого рассказа. К примеру: "Театр", "Магазин", "Путешествие за город". Получивший тему должен раскрыть ее, описывая все относящиеся к ней события "задом наперед" как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента. 20 минут Обсуждение, социометрия.- 5 минут

Ценности Участникам группы раздаются списки возможных человеческих ценностей: - интересная работа - хорошая обстановка в стране - общественное признание - материальный достаток - любовь - семья - удовольствия, развлечения - самосовершенствование - свобода - справедливость - доброта - честность - искренность - вера - целеустремленность

занятие 3 Опрос - как прошел день, что нового, чем хотелось бы поделиться? 5-10 минут "Найди пару" Цель упражнения: - развитие прогностических возможностей и интуиции; - формирование у членов группы установки на взаимопонимание. Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т.д. Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет". На упражнение отводится 10 минут. "Передача движения по кругу" Цель упражнения: - совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне; - развитие воображения и эмпатии. Все садятся в круг. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы его можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом, предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет, и каждый из участников называет, в свою очередь, что передавал именно он. 10 минут "Выражение мысли другими словами" Берется несложная фраза, например: «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов. Задание формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли.

занятие 4 Наши чувства. Что такое ощущения и чувства? Это один из самых трудных вопросов, которые приходится слышать. Постараемся сегодня с вами обсудить эту проблему. У истоков всех чувств лежат ощущения, следствие возбуждения организма. Ощущения составляют первый уровень нашей эмоциональной жизни – это безусловные реакции организма: боль, жажда, голод. Следует отличать ощущения от сопутствующих им чувств. Часто на вопрос: «Как ты себя чувствуешь?» можно услышать ответ: «Плохо, чувствую спазмы желудка». Чувства составляют второй уровень нашей эмоциональной жизни, отображают наше отношение к действительности, помогают нам контактировать с окружающим миром, людьми, с собственным телом. Третий уровень – высшие чувства, появляющиеся в момент, когда человек относит свою жизнь к высшим ценностям: чувство вины, чувство несправедливости, чувство собственного достоинства, чувство силы и т.д. Переживание высших чувств влечет за собой множество чувств и ощущений. Представь себе, что ты переступил свои моральные принципы, например, ты честный, и вдруг соврал. У тебя появляется чувство вины, ты начинаешь чувствовать гнев, стыд и т.д., можешь почувствовать даже физическую боль (головы, желудка). Этот пример показывает тесную связь между всеми тремя уровнями нашей эмоциональной жизни.

Дайте определение высших социальных эмоций. Совесть Мораль Честь Долг Милосердие Порядочность Честолюбие Верность

Люди говорят о том, что они думают, а не о том, что они чувствуют. Многие путают чувства с поведением. Например. Окружающим кажется, что ты общительный, что у тебя нет проблем, потому что ты всех веселишь, общаешься со всеми, танцуешь. А ты в свою очередь можешь чувствовать напряжение, волнение. Составь свой список чувств, постарайся вписывать названия чувств, разделяя их на две категории: ПРИЯТНЫЕ и НЕПРИЯТНЫЕ. приятныенеприятные

Поставь (+) перед теми названиями, которые ты использовал(а) в своём списке, если появились новые названия, допиши их.. БеспомощностьЗавистьРазочарование БольИспугРаздражение БеспокойствоЛюбовьРадушие БезмятежностьНежностьРевность БоязньНенавистьРастерянность БлагосклонностьНеуверенностьСпокойствие ВожделениеНедовериеСимпатия ВинаНедовольствоСмущение ВраждебностьНегодованиеСтрах ВосхищениеНадеждаСтыд ВосторгОтвращениеТоска ВолнениеОтверженностьТревога ГолодОбескураженностьУдовольствие ГрустьОблегчениеУжас ДоверчивостьОбидаУнижение ДолгОтчаяниеЭйфория ДружбаОдиночествоЯрость ЖаждаОгорчение ЖалостьПаника ЗлобаПрезрение ЗамешательствоПодавленность злостьПечаль радость

Как выражать свои чувства? Ответ - как можешь. Говори о том, что чувствуешь, а не о том, что думаешь или полагаешь. Выражение чувств необходимо для твоего психического здоровья и твоего развития. Появление большинства интерперсональных проблем является следствием ненадлежащего использования чувств. Люди стараются приглушить, исказить, затаить свои чувства. Творческое выражение чувств достаточно хлопотное, так как люди игнорируют свои чувства и чувства окружающих. Когда ты видишь, как кто-то плачет или грустит, тебе же хочется подойти к нему и успокоить: «Не плачь, не грусти»? Кто-то злится, а мы говорим: «Успокойся, возьми себя в руки». Людям трудно говорить о своих чувствах, так как это несёт определённый риск: кто-то может их отвергнуть или может иметь над ними власть. Существует два способа выражения чувств: вербальный - с помощью слов и невербальный - с помощью поведения. Мы займёмся вербальным способом. Тот, кто не умеет правильно выражать свои чувства, выражает их опосредованно: либо приклеивая окружающим этикетки (когда злится, называет другого эгоцентричным или строптивым; когда доволен, называет другого милым человеком; когда чем-то озабочен, считает другого слишком суровым), либо раздает приказы («Заткнись»), задает вопросы («Безопасно ли так быстро ехать?»), выдвигает обвинения («Вообще обо мне не заботишься!»), либо приклеивает прозвища, использует иронию, похвалу, критику и т.д. Такой человек не называет свои чувства, он прячет их (гнев, неуверенность, страх, горечь и т.д.). Конструктивное выражение чувств должно относиться к «я» и содержать название чувства: грустно мне, я грущу и т.д.....

Попрошу тебя определить с помощью таблицы, как часто ты чувствуешь и как часто выражаешь свои чувства: 1 - никогда; 2 - очень редко; 3 - редко; 4 - временами; 5 - часто; 6 - очень часто; 7 - почти всегда. чувства чувствую выражаю Беспомощность Боль Беспокойство И т.д.

Может быть так, что в графе "выражаю" оценки будут выше. Это значит, что некоторые чувства ты выражаешь во всей широте, даже если они редко появляются. Запомни - какие? Может быть так, что чувства ты выражаешь, но не чувствуешь? Почему? Напиши об этом. После того, как выполнишь это задание, запиши свои размышления. Запиши, что думаешь о себе. Выбери одно или несколько чувств, появившихся в ходе выполнения этого задания, запиши их. ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________

Как контролировать свои чувства? «Почему я должен контролировать выражение своих чувств? Ведь я должен стать более экспрессивным, открытым! Говорили, что я должен делиться богатством своего внутреннего мира…». Да! Можешь сомневаться. Но контролировать - не значит приглушать, искажать, скрывать. Контроль – это осознанное, общеприемлемое выражение своих чувств. Надо уметь выражать свою злость так, чтобы не обидеть окружающих. Если ты сам назовёшь то, что тебя злит, это приемлемо – «Меня злит то, как ты со мной разговариваешь!». Оптимальный выход - распознать и выразить свои чувства, не вторгаясь на чужую территорию (не причиняя вреда окружающим). Неконтролируемые всплески эмоций могут быть вредны как для тебя, так и для твоего окружения.

Выбери из предыдущего задания (в приложении 3) названия тех чувств, в части «чувствую» и «выражаю» которых есть существенная разница. Выпиши их и оцени по семибальной системе частоту их контролирования Контролирую: 1 - никогда; 2 - очень редко; 3 - редко; 4 - временами; 5 - часто; 6 - очень часто; 7 - почти всегда. эмоции Зависть Испуг Любовь Нежность

Правила активного слушания 1. Глухое молчание 2. Угу-поддакивание ("ага", "угу", "да-да", "ну", кивание головой и т.п.). 3. Эхо - повторение последних слов собеседника. 4. Зеркало - повторение последней фразы с изменением порядка слов. 5. Парафраз - передача содержания высказывания партнера другими словами. 6. Побуждение - междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь ("Ну и...", "Ну и что дальше ?", "Давай-давай" и т п.). 7. Уточняющие вопросы - вопросы типа "Что ты имел в виду, когда говорил "эсхатологический". 8. Наводящие вопросы - вопросы типа "Что-где-когда-почему-зачем", расширяющие сферу, затронутую говорящим, нередко такие вопросы являются по существу уводящими от линии, намеченной рассказчиком. 9. Оценки, советы 10. Продолжения - когда слушающий вклинивается в речь и пытается завершить фразу, начатую говорящим, "подсказывает слова". 11. Эмоции - "ух", "ах", "здорово", смех, "ну-и-ну", "скорбная мина" и пр. 12. Нерелевантные и псевдорелевантные высказывания - высказывания, не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально ("а в Гималаях все иначе" и следует рассказ о Гималаях, "кстати о музыке... " и следует информация о гонорарах известных музыкантов).

Вальдоксан Антидепрессивный эффект Данные длительных исследований

Доли пациентов без рецидива (HAM-D 16) за период 6 месяцев Анализ выживаемости Kaplan-Meier у респондеров на кратковременную терапию Значения P для сравнений с плацебо, Logrank тест, Респондеры на Н6 (редукция исходного балла HAM-D на 50%) N= ,10,1 0,20,2 0,30,3 0,40,4 0,50,5 0,60,6 0,70,7 0,80,8 0,90,9 1,01, Доли пациентов без рецидива Недели от начала поддерживающей терапии Вальдоксан (n=63) плацебо (n=60) флуоксетин (n=73) P=0,017 (14,3%) P = 0,045 (17,8%) (33,3%) Длительный антидепрессивный эффект Вальдоксана в двойном слепом расширенном исследовании Data on file.

Оценка потенциала Вальдоксана в профилактике рецидивов Оценка рецидива MDD (DSM-IV) HAM-D Критерий рецидива HAM-D Рандомизация Слепые критерии Н0 Н44Н24 Н8/Н10 Открытая терапия Двойная слепая терапия Вальдоксан Н0-2: 25 мг Н2-Н8/10: 25 или 50 мг Вальдоксан 25 или 50 мг плацебо Опциональный период двойной слепой терапии ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ТЕРАПИИ Goodwin, 2007

Вальдоксан n=165 плацебо n= Доля пациентов в ремиссии без рецидива 21.7% 46.6% P

* Двусторонний t-test Стьюдента, подтвержденный непараметрическим тестом Манна-Уитни (p=0,036) Длительная эффективность Вальдоксана в сравнении с венлафаксином Data on file, Lemoine and Guilleminault Баллы CGI : Средние различия в длительной эффективности между венлафаксином и Вальдоксаном Вальдоксан мг (n=165) в сравнении с венлафаксином мг (n=167) -1,0-0,75-0,5-0,2500,250,50,50,751,01,0 0,040,320,60 P*= 0, 025 Различия между венлафаксином и Вальдоксаном В пользу Вальдоксана 95% CI (Lower bound, Estimate diff., Upper bound) В пользу венлафаксина Длительность ремиссии по результатам глобального анализа (Full Analysis Set; FAS) за 6 месяцев

Клиническая польза Вальдоксана Влияние на ритмы сон-бодрствование у пациентов с депрессией

Могут изменять физиологические параметры стадий сна (ЭЭГ): REM, количество REM, REM латентность Могут влиять на засыпание и непрерывность сна Неблагоприятные эффекты антидепрессантов на сон ТЦА, тразодон, миртазапин сонливость в дневное время, седация СИОЗС, ИОЗСН инсомния

* P

Влияние Вальдоксана на сон Объективные показатели Полисомнография: специальное исследование Субъективные показатели Шкала Leeds и Визуальная аналоговая шкала: специальное исследование и объединенные данные разных исследований

ПСГ(П): полисомнография (привыкание к методике) Ночи привыкания – на Д-1, Д41 Выборка: Больные депрессией с HAM-D 20 (n=15) Дизайн полисомнографического исследования Quera Salva, 2007 Вальдоксан 25 мг в 20:00 Д42 Д41 Д14 Д0Д0 Д-1 Д7Д7 ПСГ ПСГП ПСГ

Эффективность сна Влияние Вальдоксана на сон: эффективность и стойкость эффекта Пробуждения N= 15 Минуты 48 ± 31,4 D ± 26,5 D42 ** 89 ± 7,3 D0 % от общего времени сна в сравнении с периодом сна 93 ± 6,9 D42 * Quera Salva, 2007 * P

Вальдоксан регулирует нарушенные ритмы сон-бодрствование Quera Salva, 2007 Здоровые добровольцы SWS стадия 4 стадия 2 стадия 1 SWS стадия 3 REM сон Пробуждение Цикл 1Цикл 2Цикл 3Цикл 4 Больные с депрессией, до и после Вальдоксана Цикл 1Цикл 2Цикл 3Цикл 4 Исходно Окончание Медиана SWS (стадии 3 + 4) минуты ** ** p=0,003 в сравнении с циклом 4

Аналоговая шкала и вопросник для самостоятельного измерения Оценивает изменения в состоянии в связи с терапией Hindmarch, 1975; Parrott и Hindmarch, 1978 Вопросник для оценки сна Leeds Пункты Легкость засыпания Качество сна Ночные пробуждения Цельность поведения

Вальдоксан восстанавливает полноценный сон уже на 1-й неделе терапии Lemoine et al., 2007 Исследование субъективных показателей сна в сравнении с венлафаксином * Вопросник Leeds Исследование субъективных показателей сна в сравнении с венлафаксином * Вопросник Leeds венлафаксин мгВальдоксан мг FAS n=332 Легкость засыпания* =5,40 P=0,007 =6,36 P=0,001 Балл (мм) Улучшение Н1 Н6 Качество сна* Улучшение Н1 =5,51 P=0,015 Н6 =5,63 P=0,021 Балл (мм) БЫСТРАЯ КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СНА

Исследование субъективных показателей сна в сравнении с венлафаксином Вальдоксан улучшает активность в дневное время уже с 1-й недели терапии FAS n=332Вальдоксан мгвенлафаксин мг Сонливость в дневное время Балл VAS (мм) P

Вальдоксан мг (n=358), плацебо (n=363) HAM-D пункты 4, 5 и 6 Мета-анализ 3 основных исследований P

Суммарный балл HAM-D без пунктов сна Мета-анализ 3 основных исследований Стойкость антидепрессивного эффекта Вальдоксана подтверждается даже без учета пунктов сна Вальдоксан мг (n=358)плацебо (n=363) ИсходноОкончание =2,24 P

Результаты объективных и субъективных измерений сна свидетельствуют, что у больных депрессией Вальдоксан с самого начала терапии: улучшает качество и непрерывность сна восстанавливает нарушенные ритмы сон-бодрствование улучшает состояние дневного бодрствования Заключение

Клиническая польза Вальдоксана Переносимость

Нежелательные эффекты, связанные с активностью нейротрансмиттеров и связыванием с рецепторами Адаптировано из Richelson E., 1993 Активирующие побочные эффекты 5-HT 2 агонизм Прибавка в весе Ach антагонизм Нечеткость зрения Тошнота 5-HT 3 агонизм Активирующие эффекты NE блокада обратного захвата Ортостатическая гипотензия Головокружение Рефлекторная тахикардия α 2 антагонизм Приапизм DA блокада обратного захвата Психомоторная активация Традиционные антидепрессанты 5-HT блокада обратного захвата H 1 антагонизм α 1 антагонизм Сухость во рту Задержка мочи Активирующие эффекты Тремор Половые дисфункции Расстройства ЖКТ Седация/ сонливость Сухость во рту Запоры Синусовая тахикардия Задержка мочи Нарушения памяти Психоз - Злоупотребление ЭФФЕКТИВНОСТЬ: ПРЕВОСХОДНАЯ ПЕРЕНОСИМОСТЬ

Не имеет аффинитета к переносчикам серотонина и дофамина и не снижает активности 5-HT 1A рецепторов (в отличие от ТЦА/СИОЗС/ИОЗСН): не вызывает тошноты, половых дисфункций и ажитации Не имеет аффинитета к мускариновым рецепторам (в отличие от ТЦА): не вызывает сухости во рту, сонливости, задержки мочеиспускания Не имеет аффинитета к гистаминовым рецепторам (в отличие от ТЦА, миртазапина): не вызывает седации, прибавки в весе Не имеет аффинитета к норадренергическим рецепторам и к переносчикам норадреналина (в отличие от ТЦА, миртазапина, ИОЗСН): не вызывает сердечно- сосудистых нарушений, тревоги Рецепторный профиль Вальдоксана – ключевой фактор хорошей переносимости

Пациенты с минимум одним связанным с терапией нежелательным явлением Общая база данных по безопасности (Overall Safety Set) Связанные с терапией нежелательные явления Связанные с терапией нежелательные явления, приводящие к преждевременной ее отмене По переносимости Вальдоксан сопоставим с плацебо Data on file, 2005 Вальдоксан (n=3476) плацебо (n=1267) СИОЗС/ИОЗСН (n=872) (%) (%) 70 0

Наиболее частые связанные с терапией нежелательные явления (СТНЯ) По профилю побочных эффектов Вальдоксан сопоставим с плацебо Кратковременные плацебо-контролируемые исследования с БДР Data on file, ,31,3 2,12,1 2,12, ,22,2 2,32,3 3,33,3 3,13,1 7,17,1 14,0 плацебо N=998 2,32,3 2,52,5 2,12,1 2,22,2 2,92,9 2,92,9 3,53,5 5,55,5 7,77,7 14,1 Вальдоксан мг N=1120 Верхние абдоминалгии Слабость Инсомния Назофарингит Диарея Сонливость Сухость во рту Головокружение (кроме вертиго) Тошнота Головная боль Пациенты с минимум одним СТНЯ (%)

Частота нежелательных явлений, типичных для Вальдоксана мг Data on file, 2005 Кратковременные двойные слепые плацебо- контролируемые исследования Длительные* двойные слепые плацебо- контролируемые исследования * До 24 недель терапии Данные по безопасности при БДР (Н6-Н24) N=511 % пациентов Головная боль ТошнотаГолово- кружение Сухость во рту Диарея % пациентов Головная боль ТошнотаГолово- кружение Сухость во рту Диарея Данные по безопасности при БДР (Н0-Н6/8) N=1120

Нежелательные явления, возникавшие минимум у 5% пациентов *p < 0,001 для сравнений с плацебо, точный тест Фишера Вальдоксан превосходит по переносимости пароксетин Lôo et al., ,3 6,66,6 2,92,9 2,92,9 15, ,0* 8,28,2 17,0* 7,57,5 Общие желудочно-кишечные Тошнота Головная боль Сонливость Вальдоксан (n=137) плацебо (n=139) пароксетин (n=147)

6 недель терапии 12 недель терапии 6 недель терапии N= мг n= мг N= мг N= мг 12 недель терапии Вальдоксан превосходит по переносимости венлафаксин Число нежелательных явлений Вальдоксанвенлафаксин XR Число пациентов, преждевременно выбывших из-за нежелательных явлений Lemoine et al., 2007; Kennedy et al., In press мг мг 50 мг 150 мг 4,2% 2,2% 13,2% 8,6%

n (%): число и % пациентов с минимум одним СТНЯ Вальдоксан превосходит по переносимости венлафаксин Нежелательные явления, приводящие к отмене терапии венлафаксин 75 мг / 150 мг База данных за период Н0-Н6 N = 307N = 303 n (%) Все 40 (13,0)13 (4,3) n (%) Общие 2 (0,7)1 (0,3) n (%) Желудочно-кишечные расстройства 16 (5,2)2 (0,7) n (%) Психические расстройства 7 (2,3)5 (1,7) n (%) Расстройства нервной системы 16 (5,2)3 (1,0) Вальдоксан 25 мг / 50 мг Lemoine et al., 2007; Kennedy et al., In press

Вальдоксан не вызывает изменений массы тела при длительной терапии * До 24 недель двойной слепой плацебо-контролируемой терапии БДР % пациентов % изменения массы тела [-9%;-7%][-5%;-3%][-1%;1%][3%;5%][7%;9%] Вальдоксан 25/50 мг (N=508)плацебо (N=402) Data on file, 2005

Явное преимущество Вальдоксана по показателям половой функции S. Kennedy, 2005 ЭФФЕКТИВНОСТЬ: БЛАГОПРИЯТНЫЙ ПРОФИЛЬ ПОБОЧНЫХ ЭФФЕКТОВ (%) 90 Влечение- возбуждение *P

Вальдоксан не вызывает симптомов отмены Новые симптомы через 1 неделю после отмены Вальдоксана Вальдоксан / Вальдоксан n=61 Вальдоксан / плацебо n=27 3,03,03,03,0 4,04,04,04, P=0,250 Новые симптомы через 1 неделю после отмены пароксетина пароксетин / пароксетин n=61 пароксетин / плацебо n=43 7,37,37,37,3 3,53,53,53, P

DESS: Анкета связанных с отменой признаков и симптомов (Discontinuation-Emergent Signs and Symptoms check-list) Новые симптомы после отмены пароксетина Montgomery et al., 2004 Пациенты с заменой пароксетина на плацебо (n=43) Пациенты, продолжившие прием пароксетина (n=61) P

Не вызывает значимых изменений в лабораторных показателях Не влияет на АД, ЧСС, QTc По желудочно-кишечным эффектам сопоставим с плацебо Нейтрален в отношении массы тела, отсутствие побочных эффектов со стороны половой системы, не вызывает симптомов отмены Не вызывает седации и сонливости в дневное время Вальдоксан: высокая безопасность во всех исследованиях

Новый механизм действия при депрессии Эффективность при большом депрессивном расстройстве, включая пациентов с тяжелой депрессией Хорошая переносимость и благоприятный профиль безопасности Благоприятный профиль эффектов на сон Значительные достижения в сохранности половой функции Вальдоксан: клиническая ценность

ИННОВАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛАВНАЯ ИННОВАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ТЕРАПИИ ДЕПРЕССИИ Первый мелатонинергический антидепрессант Высокий антидепрессивный эффект при кратковременной и длительной терапии, наиболее отчетливый у пациентов с тяжелой депрессией Отчетливая и быстрая редукция нарушений сна в сочетании с улучшением активности в дневное время вследствие восстановления полноценного сна Сопутствующие ценные клинические свойства, дополняющие общую клиническую эффективность

Вальдоксан Дальнейшие перспективы Биполярное расстройство Генерализованное тревожное расстройство