Дж. Иган профессор психологии Университета Лойола в Чикаго, автор многочисленных книг, в том числе: "The skilled helper" (1986), "Exercises in helping.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
Advertisements

Психологическая поддержка в семье Аспекты воспитания детей.
Как научиться говорить «НЕТ»? Родительское собрание Социально-психологическая служба ОУ 845.
Письмо - обращение к близким самым дорогим людям, моим родителям Письмо - обращение к близким самым дорогим людям, моим родителям !
БЫЛЬ О ПРАВАХ. ЛИЧНЫЕ ПРАВА У каждого человека есть неофициальные, личные права. Они отличаются от юридических прав. Некоторые не понимают, что человек.
Техника «Я-высказывание». «Я»-высказывания и «Ты»- высказывания « Ты никогда меня не слушаешь !» « Когда я вижу, что собеседник меня не слушает, мне неприятно,
Я уже не ребенок! ДОРОГИЕ МАМА И ПАПА, Я расту, во мне что-то меняется, мне очень важно, чтобы вы меня понимали и помогали мне взрослеть. Моё отношение.
Типы семейного воспитания Цели: 1.Познакомить родителей с типами семейного воспитания 2.Показать возможные варианты решения семейных проблем.
Автор: Дорошенко Л.С КГБС(К)ОУ «Баюновоключевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида»
Я подросток !. ДОРОГИЕ МАМА И ПАПА, Я подвергаюсь воздействию могучих сил, как бы распирающих меня изнутри, в каком-то смысле, даже разрывающих меня на.
«Выполняем домашние задания». Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это.
Продажа - это искусство задавать правильные вопросы,для получения мелких «Да». Которые позволяют Вам, подвести потенциального клиента к основному решению.
Эй… :) Прочти это. Это может помочь многим из вас, это даже мне помогло. Это И ТЕБЕ может понравится!!! :)
Ролевая игра «Конфликт с подростком и способы его преодоления» Подготовила: Дубинина Л.А.,классный Подготовила: Дубинина Л.А.,классный руководитель8 «а»кл.
Как «слушать» и «слышать» подростка Практическое руководство для заинтересованных родителей.
Прочитайте и подумайте над этим. Мой друг открыл ящик комода своей жены и достал пакетик, завернутый в шелковую бумагу. Это был не просто какой-то пакетик,
Школа успешного педагога 1.В каком случае работа будет приносить нам удовольствие? 2.Что вы считаете самым важным для сохранения и развития хороших отношений.
Учимся жить без конфликтов Классный час. А – агрессия Б – бесчеловечность В - возмущение Г- гнев Д – давление Е – ехидство Ж- жестокость З – злость И.
Жить в гармонии с собой. Для того чтобы стать счастливым, человеку необходимо научиться жить в гармонии с внешним миром, самим собой, найти идеальный.
КАК ИЗБЕЖАТЬ «ВРЕДНОГО» СТРЕССА В ОТНОШЕНИЯХ ? Скандалы – это удовлетворение потребности внимания со стороны партнера и желания проявить власть. Если отсутствует.
Транксрипт:

Дж. Иган профессор психологии Университета Лойола в Чикаго, автор многочисленных книг, в том числе: "The skilled helper" (1986), "Exercises in helping skills" (1986), "Change agent skills in helping and human service settings" (1985) Глэддинг С. Психологическое консультирование

"Сопротивление неизбежно, даже в самом эффективном лечении, поскольку всякий раз, когда терапия вплотную подходит к осуществлению успешного изменения, заинтересованная в сохранении патологии часть личности активно протестует" (Redl, 1966).

Уклоняющиеся клиенты - это те, которые не хотят идти на первую встречу; обращение к консультанту - это не их инициатива.

Тот факт, что клиент пришёл самостоятельно, сам по себе ещё не означает, что он от всего сердца готов участвовать в терапевтическом процессе.

Клиент может быть в ярости на психотерапевта и открыто проявлять свою ярость, но до тех пор, пока это не является ширмой, позволяющей избежать присутствия, мы не будем считать это сопротивлением.

Сопротивление это не то же самое, что противостояние клиента психотерапевту, антагонизм, враждебность. Сопротивление вряд ли является чем-то необычным; определённая доля сопротивления есть у каждого клиента.

Возможные фразы клиентов: То, что вы мне предложили нереально выполнить... У меня нет на это времени… Это глупость!

Возможные фразы клиентов: Хочу сменить тему разговора… Мне неприятно говорить об ЭТОМ. У меня есть к вам встречный вопрос……

Возможные фразы клиентов: Я смущен мыслями, которые пришли сейчас мне в голову… Как хорошо, что аппарат для чтения мыслей еще не придумали!!! Я замешательстве.. мыслей просто нет.. мне больно об этом даже думать…

Возможные фразы клиентов: А вы уверенны в том, что говорите? Насколько я могу судить, вы и сами –то не очень… преуспели, счастливы и пр.. Психологи все сами чокнутые… Психолог дурак… Чего он, психолог, умничает?

А у вас самого-то дети есть? Нет? Ну, тогда ЧТО вы мне сможете подсказать?! Девушка, в вашем возрасте свойственно иметь такие заблуждения, но я то, уж, лучше знаю… Вы не переживали того, что испытал я.. Поэтому вряд ли сможете меня понять!!

Ой, представляете, свидетелем чего я сегодня была?!... А вы видели новый фильм? Нет? Стоит посмотреть. Так интересно… Я вот тут подумала, а что если мы с вами…. Я сегодня хорошо выгляжу? Спасибо.. Я вот эту кофточку всего лишь за 1000 рублей прикупила.. знаете где?

Элис задавала психотерапевту много вопросов о нем самом: «Женаты ли вы?», «Где вы выросли?», «Приносит ли вам удовлетворение ваша работа?». Когда это стойкое любопытство было ей возвращено в качестве обратной связи, она протестовала так, как будто ее обвинили в нарушении правил приличия. «Я просто интересуюсь вами. Вы знаете обо мне так много, а я... Я думала, это поможет мне расслабиться, если я буду знать о вас больше. Я не хотела быть навязчивой. Надеюсь, что не раздражаю вас».

Все было нормально, но вдруг вам захотелось: посидеть нога на ногу, скрестить руки, положить сумочку на колени ПЕРЕД собой, сесть подальше от консультанта…

Все что говорит психолог вызывает у вас раздражение своей глупостью, абсурдностью, его предвзятым к вам отношением.. Вы ерунду говорите! Так вас послушать – так все психи! Как вы могли такое подумать?! Я совсем этого не хотел. Высчитаете, что услуга слишком дорога… что вам навязывают услугу, считая вас сосем дураком…

В пылу с ссоры вы в качестве аргументов используете материал вашей консультации… или «назло» т психологу ведете себя как вели…

Вам жалко бедного психолога и вы поддакиваете ему, чтоб он не расстраивался… Вы честно исполняете все рекомендации и стремитесь подбодрить психолога.. но вдруг неожиданно опять срываетесь на неадекватный способ реагирования, кс которым так долго боролись…

Пример: Чарльз был преувеличенно предан психотерапии, поэтому идея о том, что он сопротивляется, ошеломила бы его. Он приходил на каждую сессию со списком проблем, с которыми он хотел «работать» или с тщательно записанным сном. Он уважительно и внимательно слушал все, что бы я ни говорил, и часто отмечал, что ценит мою помощь.

Даже легкий насморк, головная боль… повод пропустить консультацию, но не отменить уборку в квартире…

Я чувствую себя такой несчастной.. скажите, что я хорошая, что я – права…..ну, что вам стоит пожалеть меня…!

Пример: Нан опоздала на свой первый сеанс на пять минут. Она извинилась, но небрежно и рассеянно. На следующие три сессии она приезжала с опозданием в среднем на 8-10 минут. Когда она пришла на свое пятое интервью с опозданием, примерно, на 15 минут, психотерапевт обратил внимание на этот паттерн ее поведения и спросил Нан, что она думает по этому поводу. Она с улыбкой отмахнулась, описывая свою занятость на работе и уверяя, что исправится в будущем. Психотерапевт не настаивал на своем во­просе, но он почувствовал недостаток реальной вовлеченности со стороны Нан. После опоздания на одну-две минуты в последующие две сессии, Нан снова стала постоянно опаздывать к назначенному времени. Она всегда извинялась. Когда я спрашивал ее об опоздании, она старалась отмахнуться от этого вопроса: «Мой рабочий график слишком перегружен», «Я всегда приезжаю последняя (смеется)», «Психотерапия здесь ни при чем, это началось до того, как я стала работать с вами и, наверное, будет продолжаться до конца моих дней».

потребность быть приятным, потребность спорить, жаловаться на несправедливость, быть чрезмерно рациональным, быть переполненным чувствами, поддаваться соблазну, быть в оппозиции, смущаться, быть пассивным, быть невосприимчивым на уровне чувств, не иметь желаний и потребностей, быть чрезмерно привязанным к психотерапевту или быть исключительно зависимым.

контролировать скорость и глубину изменений (обычно в сторону замедления) + для клиента увеличивает количество сессий + для консультанта Контролировать качество психотерапевтической работы + для всех

Сопротивление завершению может исходить как от консультанта, так и от клиента. Паттерсон и Уэлфел (Patterson & Welfel, 1994) отмечают, что сопротивление особенно вероятно тогда, когда отношения консультирования продолжаются дли тельное время или достигли высокого уровня близости. Другие факторы, которые могут способствовать сопротивлению, связаны с переживаемой болью утраты, одиночеством, безутешным горем, потребностью в поощрении, опасением быть отвергнутым и боязнью необходимости быть самостоятельным.

Каванах (Cavanagh, 1990) полагает, что консультанты должны понимать: независимо от того, что они делают, некоторые клиенты склонны завершить консультирование преждевременно.

· чтобы посмотреть, действительно ли обеспокоен консультант; · чтобы попытаться выявить положительное отношение консультанта к клиенту; · чтобы наказать или попытаться причинить вред консультанту; · чтобы устранить беспокойство; чтобы показать консультанту, что клиент нашел помощь в другом месте; · чтобы дать понять консультанту, что клиент не чувствует себя понятым.

Первая – это обвинение в себя самого или клиента в том, что отношения завершились прежде, чем была достигнута поставленная цель. Вторая ошибка со стороны консультанта – попытаться преодолеть ситуацию «кавалерийским наскоком».

Два легко обнаруживаемых выражения сопротивления – это: 1) просьба в конце сессии о его продлении 2) просьба о дополнительной встрече, после того как цель была достигнута.

. 1. Когда завершение означает прекращение значимых отношений. 2. Когда завершение вызывает беспокойство консультанта относительно способности клиента действовать независимо. 3. Когда завершение пробуждает чувство вины у консультанта по поводу того, что он недостаточно эффективно работал с клиентом. 4. Когда страдает профессиональное самолюбие консультанта вследствие рез кого и сердитого ухода клиента.

5. Когда завершение означает для консультанта прекращение исследовательского процесса (например, в случае, когда консультант на данном клиенте исследует динамику расстройства или определенную субкультуру). 6. Когда завершение консультирования означает прекращение особенно волнующего жизненного опыта, переживаемого консультантом через приключения клиента. 7. Когда завершение становится символическим повторением других (особенно неразрешенных) расставаний в жизни консультанта. 8. Когда завершение вызывает у консультанта внутренний психологический конфликт.