Технология исследовательского обучения. Научно- исследовательская деятельность Учебно- исследовательская деятельность Вид деятельности, направленный на.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология исследовательского обучения. Научно- исследовательская деятельность Учебно- исследовательская деятельность Вид деятельности, направленный на.
Advertisements

Умеющий жить среди людей познающийсамостоятельный.
Тема: «Проектная исследовательская деятельность в школе как фактор формирования ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования»
Педагогический совет « Формирование и развитие УУД учащихся через организацию проектной и исследовательской деятельности »
Развитие навыков исследовательского поведения у младших школьников на основе проектного метода.
Проектная деятельность учащихся в рамках ФГОС. Информационный проект.
Диагностика уровня достижения метапредметных планируемых результатов обучающихся 7-х классов.
Тема «Учебно-исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики»
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
СемьяШкола Другие взрос- лые Соци- альная среда СМИ Телеви- дение КнигиДрузья.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
© Елена Борисовна Семенова. Программа развития УУД Формирование компетенций учащихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности Навыки участия.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Исследовательский проект как одно из средств реализации идей системно-деятельностного подхода в рамках требований ФГОС Исследовательский проект как одно.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Исследовательская деятельность в начальных классах.
Метод проектов Старикова Н.А., учитель математики МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа 1 им. Е.С. Белинского.
Этапы работы методом проекта Выполнила учитель начальных классов МОУ Ветлужская средняя общеобразовательная школа Гаманина Г.Н., 2009 год 2009 год.
Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать.
Транксрипт:

Технология исследовательского обучения

Научно- исследовательская деятельность Учебно- исследовательская деятельность Вид деятельности, направленный на получение новых научных знаний Вид деятельности, главной целью которой является образовательный результат. Она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления,

Этапы организации исследовательской деятельности 1 этап: Определение объективной области, объекта (предмета) исследования. 2 этап: Актуализация темы, формирование стимула к работе. 3 этап: Изучение научной литературы 4 этап: Образование исследовательской группы (лидер, коммуникатор, аналитик) 5 этап: Определение гипотезы, цели и задач исследования 6 этап: Определение исследовательских методов 7 этап: П роведение исследовательской работы 8 этап: П убличное представление результатов исследования

Методы исследования Метод – это способ достижения цели исследования. От выбора методов зависит сама возможность реализации исследования. Теоретические методы: Моделирование,абстрагирование, анализ и синтез Эмпирические методы: Наблюдение,сравнение, эксперимент

Преимущества ТИО Создается ситуация выбора одной из альтернативных точек зрения на проблему Ученики выступают в роли исследователей, респондентов, оппонентов Учебный материал не дается в готовом виде, а организуется его поиск и систематизация Урок проводится в виде диалога, беседы На уроке складывается атмосфера открытости и взаимного уважения

Сравнение особенностей организации исследовательской деятельности школьников в знаниевой и личностно- ориентированной моделях Параметры сравнения Исследовательская деятельность в знаниевой модели Исследовательская деятельность в личностно- ориентированной модели Цель исследовательской деятельности Получение навыков исследовательской деятельности, развитие активности, конкретные результаты работы. Развитие личностного своеобразия «Я – исследователь», механизмов рефлексии, познавательных стратегий, самообучения и личностного опыта.

Способ приобщения Побуждение взрослым. Лекции о пользе исследовательской деятельности. Эпизодическое участие во внешних мероприятиях исследовательской деятельности. Вовлечение через внутренние познавательные мотивы, устойчивый интерес к конкретной образовательной области, личное участие в системе «научных чтений» и конференций, общение со сверстниками- исследователями в школьном научном обществе

Основные средства Обучение исследовательской деятельности по ходу исследования. Стартовое эвристическое обучение основам исследовательской деятельности с постоянной коррекцией. Выполнение исследования по внешне заданному образцу этапов организации научного исследования. Совместный поиск педагога и ученика индивидуальной исследовательской стратегии.

По ходу исследования ученик периодически отчитывается учителю о собственной работе. В ходе организации исследовательской деятельности постоянно поддерживается исследовательский диалог учителя и ученика. Периодически организуется полилог со сверстниками- исследователями Познавательные предпочтения ученика игнорируются в ходе исследования. В ходе исследовательской деятельности проявляются, рефлексируются, учитываются и развиваются познавательные предпочтения ученика.

Особенности организации этапов учебного исследования Чёткое и строгое следование принятым в научном мире этапам организации исследования. Вариативность этапов исследовательской деятельности, в зависимости от личностных и индивидуальных особенностей ученика. Тема исследования выбирается учеником из готового списка вариантов. Тема исследования формулируется совместно с руководителем на основании личностных интересов школьников

Гипотеза, задачи и методы исследования в большей степени определятся руководителем. Ученик самостоятельно делает попытки определить гипотезу, задачи и методы исследования, согласовывая их с научным руководителем. Множество формулировок и попыток. План исследовательской деятельности зачастую написан формально и не отражает реального «маршрута» исследования План исследования разрабатывается, меняется и уточняется по ходу исследования, в зависимости от промежуточных результатов деятельности.

Эксперимент нацелен на получение заранее ожидаемого однозначного результата, иногда «подгоняется» под гипотезу для обеспечения позитивных результатов. Эксперимент предполагает множество результатов, которые заранее точно не известны. Результаты, опровергающие гипотезу, даже более ценны, чем ожидаемые с точки зрения приобретения опыта. Множество «проб и ошибок» в реализации эксперимента.

Особенности организации обратной связи Обратная связь организуется в промежутках между этапами исследования и касается в основном содержания деятельности и результатов. Обратная связь организуется как по результатам, так и по процессу исследования. Особенно важны личные открытия, озарения, размышления о последовательности действий и их эффективности. Обратная связь приводит к осознанию критериев личностной и исследовательской компетенции. Благодаря обратной связи исследование становится обучением учению.

Результаты исследовательской деятельности Результатами деятельности считаются в основном внешние параметры: выступления на конференциях, грамоты, победы на конкурсах. Результаты деятельности сначала фиксируются как внутренние и качественные достижения школьника, а потом как способы социального признания, начиная с ближайшего окружения (что особенно ценно!)

Использование приобретённого опыта в дальнейшем Предполагается, что полученный опыт собственно организации исследования будет использован ребёнком «во взрослой жизни»: институте, будущей профессиональной и научной деятельности. Система организации исследовательской деятельности построена так, что у школьника обязательно есть возможность продолжить исследовательскую деятельность, для того чтобы закрепить успех, учесть результаты обратной связи, особенно по результатам реализации собственной исследовательской стратегии, для того чтобы обеспечить новый уровень личностного развития.

Этапы исследовательской деятельности Этапы работы над проектом Деятельность учителя Деятельность учащихся 1 этап инициирующий Формулирует проблему, ситуацию, цель, задачи Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач

2 этап основополагающий Предлагает: формы индивидуальной работы или пробует организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность. Знакомит с различными формами презентации результатов. Анализируют проблему, Работают индивидуально или разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов.

3 этап прагматический Консультирует, ненавязчиво контролирует, просматривает материал для презентации результатов Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, добывают недостающие знания, готовят презентацию результатов

4 тап заключительный Обобщает результаты, подводит итоги, оценивает умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат. Защищают результаты исследования, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её эффективности. 5 этап итоговый Опубликование результатов исследования. Рефлексия выполненной работы.

Различие проектной и исследовательской деятельности ПРОЕКТ Наличие продукта деятельности Результат ожидаем Практикоориентированное знание Носит ситуативный характер Прогнозирование детерминированно Как правило, выполняется группой Движущая сила – решение проблемы ЦЕЛЬ - РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЕ Результат заранее не известен Научное (фундаментальное) знание Носит пролонгированный характер Прогнозирование вероятностное Как правило, выполняется индивидуально Движущая сила – поиск истины ЦЕЛЬ - ПРОЦЕСС