1 Бухгалтерский управленческий учет. Общий аудит. Государственный аудит и управление государственными средствами и бюджетными ресурсами субъектов РФ Автор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Как организовать систему внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельности? Килина Татьяна Михайловна, эксперт-консультант Центра анализа финансовой.
Advertisements

Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______ Масштаб 1 : 5000.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от Масштаб 1 : 5000.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
1 11 Приказ 157н от 1 декабря 2010 года «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного.
План финансово-хозяйственной деятельности и бюджетная смета.
Поступление и принятие к бухгалтерскому учету объектов основных средств, стоимостью до руб. При приобретении (изготовлении, строительстве) объектов.
Устав образовательного учреждения Внесение изменений в устав ОУ в связи с принятием Закона 83-ФЗ (слайды подготовила Кудрявцева Н.И., старший методист.
0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
Минфин России Совершенствование правового регулирования в сфере систематизации информации о государственных и муниципальных услугах и работах Межведомственная.
Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
План финансово-хозяйственной деятельности и бюджетная смета Начальник Отдела методологии финансового обеспечения и оказания государственных услуг Департамента.
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
Цель и задачи повышения качества государственных (муниципальных) услуг путем реформирования бюджетной сети Задача 1. Создание условий и стимулов для более.
Правовое регулирование государственного управления Лекция 2. Правовые основы государственного регулирования деятельности государственных и муниципальных.
Сравнительная таблица видов государственных (муниципальных) учреждений признак Вид учреждения Казенное учреждениеБюджетное учреждениеАвтономное учреждение.
Требования к уставу образовательной организации. Статья 25 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 1 ) тип образовательной организации;
План финансово- хозяйственной деятельности и бюджетная смета Комлев Александр Сергеевич Министерство финансов Республики Коми
Транксрипт:

1 Бухгалтерский управленческий учет. Общий аудит. Государственный аудит и управление государственными средствами и бюджетными ресурсами субъектов РФ Автор КИЛИНА Татьяна Михайловна – канд.экон.наук, эксперт-консультант Центра анализа финансовой системы АНХ при Президенте РФ г. МОСКВА

2 Реформирование бухгалтерского учета в бюджетной сфере Реформа бюджетной сферы и сопровождающая ее реформа бухгалтерского учета нацелены, прежде всего, на реализацию принципа прозрачности, подотчетности и открытости государственных финансов обществу, когда общество может оценить финансовые результаты, которых добивается власть.

3 Хорошо поставленный бухгалтерский учет позволяет не только выявлять скрытые резервы, обнаруживать нарушение режима экономии, плановой и финансово- бюджетной дисциплины, но и предупреждать возможные потери и необоснованные затраты.

4 Ведение бухгалтерского учета в бюджетной сфере регламентируются целым рядом нормативных актов. Правила и указания, касающиеся бюджетного учета, обязательные для бюджетных учреждений, разрабатываются Министерством финансов России.

5 Начало 2011 года ознаменовалось вступлением в силу ряда нормативных актов, касающихся бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) организациях. Изменения в нормативно-правовой базе государственного бухгалтерского учета базируется на положениях Федерального закона от 8 мая 2010 года 83-ФЗ (он определяет типы государственных (муниципальных) учреждений и процедуры, связанные с их организацией и дальнейшей деятельностью).

6 С 1 января текущего года государственные и муниципальные учреждения отражают финансовые операции, руководствуясь Единым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года 157н. Сегодня мы поговорим об организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях и совершенствовании нормативно-правового регулирования бюджетного учета и отчетности в целях повышения эффективности бюджетных расходов.

7 Что послужило причиной внесения изменений в существовавшую систему бухгалтерского учета в бюджетной сфере? Причина - необходимость повышения эффективности бюджетных расходов. 8 мая 2010 года Президент РФ Д.А. Медведев подписал Федеральный закон 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений",

8 Федеральный закон 83-ФЗ цель которого заключается в повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, при условии сохранения (либо снижения) темпов роста бюджетных расходов на их предоставление. Основные задачи - создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения внебюджетных средств, а также создание условий и стимулов для органов власти по оптимизации сети учреждений.

9 Данным законом внесены изменения в десятки законодательных актов РФ в сфере образования, науки, культуры, архивного дела, обороны, а также в Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс и Гражданский кодекс РФ. Закон носит рамочный характер, и его реализация потребует только на федеральном уровне разработки сотни новых нормативных актов, из которых многие уже приняты до начала 2011 года, и в частности – в сфере бухгалтерского учета.

10 Такие радикальные изменения, включающие, прежде всего, создание трех типов учреждений с разной степенью правовой и финансовой ответственности, не осуществимы без адекватной информационной среды, которую обеспечивает бухгалтерский учет.

11 Отдельно о типах учреждений: казенные, бюджетные и автономные. Важно заметить, что все эти учреждения относятся к некоммерческим.

12 Бюджетные учреждения – традиционный и самый распространенный тип учреждений. Изменяется принцип финансового обеспечения бюджетных учреждений. Если раньше финансирование осуществлялось на основе бюджетной сметы, без прямой связи с эффективностью деятельности, то теперь средства из бюджета будут предоставляться в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания. Сейчас принято говорить "новые бюджетные учреждения".

13 Казенные учреждения сходны с традиционными бюджетными, но еще с большим ограничением в правах. В соответствии с законодательством, на базе существующего бюджетного учреждения может быть создано казенное учреждение. Особенности правового положения такого учреждения определяются статьей 161 Бюджетного кодекса РФ. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы.

14 Казенные учреждения Данное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, но только в том случае, если такое право предусмотрено его учредительными документами. Все доходы, которые будет получать учреждение, должны поступать в бюджет, за исключением исправительных учреждений, которым в порядке исключения оставляют данные доходы (как было и ранее). Важно заметить, что казенные учреждения формируются для выполнения функций органов государственной власти и местного самоуправления.

15 Автономные учреждения Относительно автономных учреждений следует заметить, что Федеральный закон о них был принят , 174-ФЗ. Согласно ст. 2 Закона, автономные учреждения отвечают по своим обязательствам всем имуществом, находящимся у них на праве оперативного управления.

16 Таким образом, в соответствие со спецификой каждого типа учреждений и будет построен бухгалтерский учет.

17 Все государственные и муниципальные учреждения будут вести бухгалтерский учет с применением единого плана счетов, но с учетом особенностей своей деятельности.

18 О Едином плане счетов Единый план счетов и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применении" (далее - Приказ 157н), формируют совершенно новую нормативную основу для ведения бухгалтерского учета в государственных и муниципальных учреждениях.

19 О Едином плане счетов Единый план счетов и Инструкция по его применению представляют собой методологическую основу для организации и ведения бухгалтерского учета. Далее в Инструкциях для каждого типа учреждений содержатся в основном указания на порядок осуществления бухгалтерских записей, корреспонденции счетов и применение первичных документов и различных учетных регистров, а также План счетов для определенного типа учреждения.

20 О Едином плане счетов При этом корреспонденцию счетов для данного типа учреждения следует искать в соответствующей Инструкции, а формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемые органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями,

21 утверждены отдельным приказом Минфина России от н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Указаний по их применению« и обязательны к применению всеми типами учреждений.

22 Бухгалтеру казенного учреждения На казенные учреждения, с 1 января 2011 года распространяются следующие приказы Минфина России: от н; от н; от г. 162н;

23 Бухгалтеру бюджетного учреждения На бюджетные учреждения нового типа, которые получают в качестве финансового обеспечения субсидии на выполнение государственного задания и иные субсидии, выделяемые в установленном порядке, с 1 января 2011 года распространяются следующие приказы Минфина России: от н; от н; от н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".

24 Бухгалтеру автономного учреждения На автономные учреждения, созданные с 1 января 2011 года и получающие субсидии на выполнение государственного задания, и автономные учреждения, которые были созданы ранее, распространяются следующие приказы Минфина России: от н; от н; от н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению".

25 Раздельный учет видов имущества на счетах бухгалтерского учета Особо ценное имущество Согласно пункту 130 Инструкции 157н для учета операций, связанных с поступлением, новым строительством, дооборудованием и т. п. объектов основных средств, в Едином плане счетов предусмотрен счет "Вложения в основные средства". Учет вложений в объекты основных средств ведется по группам согласно пункту 37 Инструкции 157н, а именно: 10 "Недвижимое имущество учреждения"; 20 "Особо ценное движимое имущество учреждения"; 30 "Иное движимое имущество учреждения"; 40 "Имущество - предметы лизинга".

26 Особо ценное имущество С 1 января 2011 года бюджетные и автономные учреждения обязаны в бухгалтерском учете из состава объектов нефинансовых активов выделять объекты, относимые к особо ценному движимому имуществу (далее - ОЦДИ).

27 Особо ценное имущество Особенность этого объекта учета заключается в том, что к ОЦДИ относятся объекты нефинансовых активов не только по их экономическому смыслу (основные средства, нематериальные активы, материальные запасы), но и по другим критериям. Жестких критериев отнесения объектов к ОЦДИ в целях бухгалтерского учета не существует.

28 Особо ценное имущество Порядок отнесения объектов к ОЦДИ устанавливается соответствующим органом исполнительной власти, реализующим функции и полномочия Учредителя по отношению к данным автономным и бюджетным учреждениям.

29 Особо ценное имущество В нем определены виды особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено а именно движимое имущество независимо от его балансовой стоимости:

30 Особо ценное имущество необходимое для осуществления видов деятельности, определенных уставом автономных или бюджетных учреждений, отсутствие которого приведет к прекращению деятельности указанных учреждений, восполнение которого не представляется возможным в связи с уникальностью и (или) отсутствием достаточных средств у автономных или бюджетных учреждений на его приобретение;

31 Особо ценное имущество Большинство министерств и ведомств, являющихся Учредителями, уже издало соответствующие приказы и распоряжения. При отнесении имущества к ОЦДИ, как правило, рассматриваются три основных критерия: а) балансовая стоимость имущества; б) возможность осуществления уставной деятельности без данного имущества; в) специальный порядок отчуждения имущества.

32 Особо ценное имущество Бухгалтер не может самостоятельно, руководствуясь только экономическим предназначением имущества, отнести тот или иной объект движимого имущества к ОЦДИ. Следовательно, первичные документы, поступающие в бухгалтерию и являющиеся основанием для отражения операций по поступлению основных средств должны содержать указание на то, относится ли данный объект к ОЦДИ или нет.

33 Одним из критериев отнесения объекта к ОЦДИ является сформированная балансовая стоимость, в целях бухгалтерского учета отражение операций по поступлению объектов ОЦДИ, должно осуществляться при одновременном выполнении двух условий: первое - принято соответствующее решение комиссией по поступлению и выбытию активов; второе - сформирована балансовая стоимость объекта основного средства.

34 Балансовая стоимость объектов основных средств формируется в соответствии с требованиями пункта 27 Инструкции 157н. В балансовой стоимости учитываются затраты, непосредственно связанные с приобретением данного объекта основного средства (п. 47 Инструкции 157н), также она может изменяться с учетом достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации) и переоценки объектов нефинансовых активов.

35 Правильное формирование балансовой (первоначальной) стоимости основного средства существенно для автономных и бюджетных учреждений. Финансовое обеспечение содержания имущества таких учреждений осуществляется как на недвижимое, так и на особо ценное движимое имущество, находящееся на балансе учреждений. Чем большее число объектов ОЦДИ числится на балансе учреждения, тем на больший объем финансового обеспечения, выделяемого Учредителем, оно может рассчитывать.

36 Создание комиссии по поступлению и выбытию активов. Согласно пункту 25 Инструкции 157н в каждом государственном (муниципальном) учреждении независимо от его типа должна быть создана комиссия по поступлению и выбытию активов. Такая комиссия создается приказом руководителя учреждения и должна состоять из сотрудников учреждения, обладающих соответствующими знаниями и навыками. У этой комиссии обширные полномочия. Согласно Инструкции 157н члены комиссии должны принимать решения о судьбе основного средства в разные моменты использования его в деятельности учреждения (Таблица 1).

37 Действия комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов при принятии к учету объектов основных средств п/ п Хозяйственная операцияРешение комиссии Основание для принятия решения 1 Принятие к бухгалтерскому учету объекта основного средства * определение текущей рыночной стоимости * определение срока полезного использования * Пункт 34 Инструкции 157н * Пункт 44 Инструкции 157н 2 Изменение первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств * уточнение срока полезного использования * Пункт 44 Инструкции 157н

38 Действия комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов при принятии к учету объектов основных средств Решения комиссией по поступлению и выбытию нефинансовых активов должны приниматься на этапе санкционирования расходов учреждением. После того как руководителем будет принято решение о приобретении того или иного объекта основного средства, должно состояться заседание комиссии, на котором будет принято решение об отнесении (неотнесении) данного основного средства к ОЦДИ.

39 Алгоритм оприходования основных средств Приобретение основного средства, как и любого иного нефинансового актива, происходит в несколько этапов. Все операции, связанные с приобретением основного средства, можно разбить на несколько групп, а именно:

40 Алгоритм оприходования основных средств 1) санкционирование расходов; 2) расчеты с поставщиками и подрядчиками; 3) определение принадлежности конкретного объекта основного средства к соответствующей группе согласно Единому плану счетов; 4) формирование первоначальной стоимости основного средства; 5) постановка на балансовый учет.

41 Санкционирование расходов Деятельность бюджетных и автономных учреждений осуществляется в соответствии с Планом финансово- хозяйственной деятельности.

42 Санкционирование расходов (ПРИМЕР) Планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения "Государственный колледж» предусмотрено в 2011 году приобретение автомобиля и компьютера. После утверждения плана ФХД Учредителем была созвана комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов.

43 Санкционирование расходов (ПРИМЕР) Согласно приказу Учредителя в 2011 году к особо ценному движимому имуществу подлежит относить объекты балансовой стоимостью более руб., а также имущество независимо от его балансовой стоимости, но без которого деятельность учреждения будет существенно затруднена.

44 Санкционирование расходов (ПРИМЕР) На заседании комиссии, состоявшемся 17 января 2011 года, было установлено, что компьютер стоимостью руб. был приобретен по заявке главного бухгалтера учреждения для нужд расчетной группы: на данном компьютере планируется установить программное обеспечение по расчету заработной платы. Комиссией установлено, что данный компьютер необходим бухгалтерии для выполнения своих функций. Поэтому комиссия единогласно приняла решение об отнесении данного объекта основных средств к особо ценному движимому имуществу. 18 января 2011 года в бухгалтерию поступила выписка из протокола заседания комиссии.

45 В бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений записи по получению лимитов бюджетных обязательств не отражаются так как данные учреждения не являются участниками бюджетного процесса. В бухгалтерском учете бюджетных учреждений записи по санкционированию отражаются согласно положениям раздела 5 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от н так:

46 Записи по санкционированию приняты бюджетным учреждением обязательства согласно закону, иному нормативному правовому акту, договору, соглашению на соответствующий финансовый год: Дебет "Право на принятие обязательств на текущий финансовый год по приобретению основных средств"; Кредит "Принятые обязательства на текущий финансовый год по приобретению основных средств"

47 Записи по санкционированию приняты денежные обязательства бюджетного учреждения согласно условиям гражданско-правовой сделки, заключенной бюджетным учреждением или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного правового акта, условиями договора (соглашения): Дебет "Принятые обязательства на текущий финансовый год по приобретению основных средств" Кредит "Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год по приобретению основных средств".

48 Записи по санкционированию в бухгалтерском учете автономных учреждений отражаются согласно положениям раздела 5 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от н (далее - Инструкция 183н), и аналогичны записям, отражаемым в учете бюджетных учреждений согласно Инструкции 174н. Момент принятия бюджетных обязательств, а также документы, являющиеся основанием для отражения указанных операций в учете учреждений независимо от их типа, подлежат закреплению в учетной политике данного учреждения.

49 Расчеты с поставщиками и подрядчиками Порядок учета расчетов с поставщиками по приобретению основных средств практически одинаков для всех типов учреждений. Для отражения расчетов учреждениями используются счета "Расчеты по авансам по приобретению основных средств", "Расчеты с подотчетными лицами по приобретению основных средств", "Расчеты по приобретению основных средств".

50 ПРИМЕР(продолжение) 25 февраля 2011 года в бюджетное учреждение "Государственный колледж" поступили следующие материальные ценности: автомобиль стоимостью руб.; компьютер стоимостью руб. Автомобиль стоимостью руб. в соответствии с приказом Учредителя отнесен бухгалтером к особо ценному движимому имуществу. Компьютер на основании выписки из протокола заседания комиссии также отнесен к особо ценному имуществу.

51 ПРИМЕР(продолжение) Поступающие в учреждения основные средства подлежат отражению в учете по дебету счетов: "Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения"; "Вложения в основные средства - особо ценное движимое имущество учреждения"; "Вложения в основные средства - иное движимое имущество учреждения".

52 В соответствии с пунктами 128 и 129 Инструкции 157н аналитический учет вложений в основные средства ведется в Многографной карточке в разрезе видов (кодов) затрат по каждому строящемуся (реконструируемому, модернизируемому), приобретаемому (изготавливаемому, создаваемому) объекту нефинансовых активов. Учет операций по принятию к учету нефинансовых активов в сумме произведенных фактических вложений ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

53 Бухгалтерская запись по отражению в учете поступления основного средства согласно Единому плану счетов, будет выглядеть следующим образом: в отношении объектов недвижимого имущества: Дебет счета "Вложения в недвижимое имущество учреждения - основные средства" Кредит счетов "Расчеты с подотчетными лицами по приобретению основных средств", "Расчеты по приобретению основных средств";

54 Бухгалтерская запись по отражению в учете поступления основного средства в отношении объектов основных средств, отнесенных к ОЦДИ Дебет счета "Вложения в особо ценное движимое имущество учреждения - основные средства" Кредит счетов "Расчеты с подотчетными лицами по приобретению основных средств", "Расчеты по приобретению основных средств";

55 Бухгалтерская запись по отражению в учете поступления основного средства Бюджетные учреждения при осуществлении записей в м разрядах счетов указывают КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств" как по дебету, так и по кредиту счета. После того как сформирована первоначальная стоимость, объект основного средства ставится на балансовый учет.

56 Бухгалтерская запись по отражению в учете поступления основного средства в отношении объектов основных средств, отнесенных к иному имуществу: Дебет счета "Вложения в иное движимое имущество учреждения - основные средства" Кредит счетов "Расчеты с подотчетными лицами по приобретению основных средств", "Расчеты по приобретению основных средств".

57 Постановка на балансовый учет Принятие к учету объектов основных средств осуществляется на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного Актами по формам , и ТАК КАК оформление актов производится после формирования первоначальной (балансовой) стоимости, то, комиссии придется еще раз участвовать в процедуре принятия к учету данного объекта основного средства.

58 Постановка на балансовый учет В бухгалтерском учете записи по принятию основных средств на балансовый учет по сформированной первоначальной (балансовой) стоимости отражаются по дебету следующих счетов: "Основные средства - недвижимое имущество учреждения"; "Основные средства - особо ценное движимое имущество учреждения"; "Основные средства - иное движимое имущество учреждения"; "Основные средства - предметы лизинга". При этом счета данной группы корреспондируют по кредиту с соответствующими аналитическими счетами счета "Вложения в основные средства".

59 Постановка на балансовый учет Принятие к бюджетному учету объектов основных средств по первоначальной (балансовой) стоимости, сформированной при их приобретении, изготовлении хозяйственным способом, или по стоимости работ по их достройке, реконструкции, модернизации, дооборудованию автономными и бюджетными учреждениями в соответствии с Инструкциями 183н и 174н соответственно отражается на основании первичного учетного документа - Акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф ):

60 Постановка на балансовый учет Дебет счета (310) "Основные средства" (310), (310), (310) (310), (310) (310)) Кредит счета (310) "Увеличение вложений в основные средства - недвижимое имущество учреждения« (310) "Увеличение вложений в особо ценное движимое имущество - основные средства".

61 Аналитический учет объектов основных средств Согласно пункту 54 Инструкции 157н аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках, открываемых на соответствующие объекты (группу объектов) основных средств, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов движимого имущества стоимостью до рублей включительно, в разрезе материально ответственных лиц и видов имущества.

62 Аналитический учет объектов основных средств Для организации аналитического учета объектов основных средств в учреждении необходимо разработать рабочий план счетов, график и правила документооборота, структуру инвентарного номера, провести мероприятия по обучению сотрудников установленному порядку. Кроме того, принятый в учреждении порядок организации и ведения учета основных средств должен быть закреплен в учетной политике учреждения.

63 Формирование счетов Несмотря на кажущуюся идентичность организации финансово-хозяйственной деятельности в бюджетных и автономных учреждениях, автономные имеют большую самостоятельность в распоряжении полученными денежными средствами. Автономные учреждения при формировании номеров счетов бухгалтерского учета не применяют отдельные коды операций сектора государственного управления (КОСГУ), при формировании номеров счетов бухгалтерского учета используются только КОСГУ, применяемые для учета доходов и расходов.

64 Формирование счетов КОСГУ, используемые для раздельного отражения в учете операций по поступлению и выбытию нефинансовых и финансовых активов (КОСГУ , , , , , , , , и т.п.), а также обязательств (КОСГУ ), не применяются только для отражения в бухгалтерском учете операций по санкционированию расходов.

65 План счетов бюджетного учета В связи с изменением правового статуса различных государственных (муниципальных) учреждений перечень субсчетов счета «Прочие расчеты с дебиторами» дополнен субсчетами «Расчеты с прочими дебиторами» (являющимся аналогом счета 76, применяемого коммерческими организациями) и «Расчеты с учредителем» (аналог счета 75 «коммерческого» плана счетов);

66 План счетов бюджетного учета Кроме разделения доходов и расходов по разным субсчетам в планы счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений в рамках сближения их с планом счетов коммерческих организаций включены такие ранее отсутствующие в них счета, как «Расходы будущих периодов» и «Резервы предстоящих расходов».

67 Казначейский контроль за принятием бюджетными и автономными учреждениями своих расходных обязательств, в отличие от казенных учреждений, производится не по каждому заключенному ими хозяйственному договору (контракту), а сразу по всему объему полученных ими на текущий год бюджетных субсидий.

68 Казначейский контроль При оплате расходных обязательств учреждения обслуживающий его орган Федерального казначейства контролирует лишь достаточность остатков средств выделенных последнему субсидий по соответствующей статье КОСГУ. Контроль за расходованием средств по каждому заключенному хозяйственному договору или иным основаниям для их расходования, а также сопоставление этих расходов с доходной частью смет доходов и расходов осуществляется самими государственными (муниципальными) учреждениями.

69 План счетов бюджетного учета Процедура принятия учреждениями обязательств включает в себя две не совпадающие по времени стадии (момент заключения хозяйственных договоров и момент возникновения обязательства по их оплате), счет «Принятые обязательства» вместо детализации его по источникам финансирования соответствующих обязательств (субсчета «Принятые обязательства» и «Принятые денежные обязательства по приносящей доход деятельности») детализирован по времени регистрации элементов формирования этих обязательств на два субсчета:

70 План счетов бюджетного учета «Принятые обязательства» (применяемый для регистрации в бухгалтерском учете момента заключения хозяйственных договоров) и «Принятые денежные обязательства» (применяемый для регистрации в бухгалтерском учете момента возникновения обязательств по оплате учреждением результатов выполнения заключенных хозяйственных договоров).

71 План счетов бюджетного учета Право на принятие государственными (муниципальными) учреждениями обязательств по приносящей доход деятельности не оформляется лимитами бюджетных обязательств (в отличие от прав на принятие бюджетных обязательств).

72 План счетов бюджетного учета Использовать, как раньше, для отражения в бухгалтерском учете операций по утверждению смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности счет в качестве аналога счета , применяемого для отражения операций по получению лимитов бюджетных обязательств, с 1 января 2011 г. невозможно в связи с описанным ранее изменением порядка детализации счета «Принятые обязательства». Учитывая это, в планы счетов всех государственных (муниципальных) учреждений введен новый счет «Право на принятие обязательств», который применяется для отражения в бухгалтерском учете операций по возникновению прав на принятие расходных обязательств по приносящей доход деятельности.

73 Финансовое обеспечение бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2011 г. осуществляется как в виде получения ими бюджетных субсидий (отнесение сумм которых на расходы соответствующего бюджета производится в момент их перечисления учреждениям, а не в момент их фактического использования, как это предусмотрено, так и в результате получения ими выручки от осуществления приносящей доход деятельности.

74 План счетов бюджетного учета В результате бюджетные субсидии классифицируются бюджетными и автономными учреждениями как один из элементов доходной части их планов (смет) финансово- хозяйственной деятельности. Учитывая изложенное, вместо применяемого казенными учреждениями счета «Лимиты бюджетных обязательств» в планы счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2011 г. введены специальные счета «Утвержденный объем финансового обеспечения» и «Получено финансового обеспечения», на основе показателей которых осуществляется бухгалтерский контроль за своевременностью и полнотой поступления в учреждения доходов (включая и поступления средств в виде бюджетных субсидий).

75 Учетная политика для целей бухгалтерского учета Вступившие в действие с 1 января 2011 г. планы счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений различных организационно-правовых форм и инструкции по их применению допускают выбор учреждениями одного из нескольких вариантов организации системы их бухгалтерского учета. Требования по разработке и внедрению государственными (муниципальными) учреждениями учетной политики для целей бухгалтерского учета впервые нормативно закреплены как в п. 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для всех государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России 157н, так и в инструкциях по применению планов счетов каждой из их организационно-правовых форм.

76 План счетов бюджетного учета Скорректированы правила учета денежных средств Для формирования информации в денежном выражении о наличии денежных средств учреждений и хозяйственных операций, изменяющих указанные объекты учета, в соответствии с пунктом 70 Инструкции 174н применяются следующие группы счетов: – «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства»; – «Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации»; – «Денежные средства в кассе учреждения».

77 План счетов бюджетного учета Нормами новой Инструкции определены правила ведения бухучета по операциям с денежными средствами на счетах бюджетных учреждений, открытых в кредитных организациях. Для учета таких операций применяются счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции: – «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути»; – «Аккредитивы на счетах учреждения в кредитной организации»; – «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации».

78 Порядок учета субсидий, полученных из бюджета Общий принцип организации и ведения учета субсидий определен в Инструкции по применению Единого плана счетов. В соответствии с ним при разработке Рабочего плана счетов в отношении субсидий на выполнение госзадания следует применять отдельные коды вида финансового обеспечения (деятельности): код 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания», код 5 – субсидии на иные цели.

79 Порядок учета субсидий, полученных из бюджета Установлено, что учет всех операций по начислению, получению и использованию субсидий должен вестись обособленно от учета иных операций, осуществляемых учреждением. Отдельными пунктами Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений установлена следующая общая схема учета операций с субсидиями: Сначала на основании утвержденного государственного или муниципального задания отражается задолженность распорядителя перед учреждением – в составе прочих доходов. Проводка выглядит так:

80 Порядок учета субсидий, полученных из бюджета Содержание операции ДебетКредит Начислен доход по субсидиям «Увеличение дебиторской задолженност и по прочим доходам» «Прочие доходы»

81 Порядок учета субсидий, полученных из бюджета Задолженность отражают общей суммой без разбивки по видам утвержденных расходов (на счетах пятого раздела Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (санкционирование расходов)). Затем по мере поступления средств от распорядителя на счете, открытом учреждению в органе Федерального казначейства, отражается погашение задолженности. Проводка выглядит так:

82 Порядок учета субсидий, полученных из бюджета Содержание операции ДебетКредит Поступили субсидии на лицевой счет бюджетного учреждения «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства» «Уменьшение дебиторской задолженност и по прочим доходам»

83 Порядок учета субсидий, полученных из бюджета Бюджетному учреждению предоставлены субсидии из соответствующего бюджета (с поквартальной разбивкой) на выполнение государственного задания на сумму 2 млн руб. Суммы перечислены на лицевой счет учреждения, открытый в территориальном органе Федерального казначейства (финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования)). Бухгалтер учреждения записал:

84 Порядок учета субсидий, полученных из бюджета Содержание операции ДебетКредитСумма, руб. Начислена задолженность в сумме полученной субсидии «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» «Прочие доходы» Получена субсидия, предоставленн ая на выполнение государственн ого (муниципально го) задания* «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства» «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»

85 Порядок учета субсидий, полученных из бюджета * Поступившую сумму следует отразить на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения». Аналитический учет расчетов по поступлениям ведется в разрезе видов доходов (поступлений) по плательщикам (группам плательщиков) и соответствующим им суммам расчетов в карточке учета средств и расчетов (ф ) и (или) в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф ).

86 Размер субсидии зависит от нормативных затрат Объем предоставляемых субсидий определяется исходя из нормативных затрат на оказание госуслуг и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, а также на уплату налогов по данному имуществу. При расчете нормативных затрат на оказание федеральным бюджетным учреждением госуслуги во внимание принимаются: а) затраты, которые непосредственно связанны с оказанием государственной услуги; б) расходы на общехозяйственные нужды.

87 Причем нормативы затрат каждый главный распорядитель устанавливает самостоятельно (на основании постановления 671). В свою очередь лимиты на содержание имущества федерального бюджетного учреждения рассчитываются с учетом расходов: – на потребление электроэнергии в размере 10 процентов от общего объема затрат федерального бюджетного учреждения на оплату данного вида коммунальных платежей; – на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов от общего объема затрат учреждения на оплату этого вида коммунальных платежей; – на уплату соответствующих налогов.

88 Пример 2. Учреждением за счет выделенной субсидии на выполнение госзадания начислена зарплата работникам – 500 тыс. руб. и перечислена сумма (за вычетом налогов) на лицевые счета специалистов в размере 435 тыс. руб. Записи в бухучете будут такими:

89 Пример 2. Содержание операции ДебетКредитСумма Приняты обязательства в сумме начисленной работникам заработной платы «Расходы по заработной плате» «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате» Перечислена заработная плата на лицевые счета работников* «Уменьшение кредиторской задолженност и по заработной плате» «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

90 Пример 2. * Перечисленную сумму отражают на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».

91 Порядок учета субсидий, полученных из бюджета Расходы, которые имели место за счет субсидий, но не увеличили себестоимость работ, услуг (готовой продукции). относятся на финансовый результат текущего финансового года. Их начисление (на основании первичных (сводных) учетных документов) отражают по соответствующим операциям и объектам. Записи в бухгалтерском учете выглядят следующим образом:

92 Порядок учета субсидий, полученных из бюджета Содержание операции ДебетКредит Отражены расходы, источником финансового обеспечения которых являлась субсидия «Расходы хозяйствующего субъекта» «Общехозяйственные расходы» «Расчеты с подотчетными лицами» «Расчеты по принятым обязательствам» «Расчеты по платежам в бюджеты»

93 Порядок учета субсидий, полученных из бюджета Параллельно поступление и выбытие денежных средств отражается на забалансовых счетах 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» и 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения». По завершении текущего финансового года показатели (остатки) по забалансовым счетам 17 и 18 на следующий финансовый год не переносятся. Заключение показателей по счету отражается со знаком минус. Сальдо задолженности по выделенным субсидиям могут переходить на следующий финансовый год при условии, что государственное (муниципальное) задание разрабатывалось на три года либо условиями выделения субсидии не была оговорена сдача остатков по завершении финансового года.

94 Порядок учета субсидий, полученных из бюджета ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: переходящие остатки в новом году должны быть использованы исключительно на те цели (по тем же кодам КОСГУ), на которые суммы выделялись изначально. В противном случае будет иметь место нецелевое расходование средств.

95 Порядок учета субсидий, полученных из бюджета В бухучете получение субсидий отражается как получение прочего дохода. В налоговом учете для целей исчисления НДС получение субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и иных субсидий не является получением дохода.

96 Общий вектор развития системы государственных финансов в РФ направлен на повышение эффективности бюджетных расходов. Для этого приняты существенные новации, связанные с применением в бюджетном процессе программно- целевых методов управления.

97 О новшествах в программно- целевых методах управления. В последнее время Правительством РФ, по инициативе Минфина РФ, утвержден ряд нормативных актов, направленных на внедрение программно-целевых методов управления бюджетным процессом. Конечная цель этих инициатив - формирование программного бюджета. Развитие программно-целевых методов в бюджетном планировании определено распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 года 1101-р, которым утверждена "Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года".

98 В рамках данной Программы предусматривается перевод бюджетного процесса на программно-целевую основу и разработку для этих целей государственных программ. Разработка государственных программ производится согласно Постановлению Правительства РФ от 2 августа 2010 г. 588 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ" и разработанных для его реализации Методических рекомендаций.

99 Перечень государственных программ, ответственных исполнителей и соисполнителей приведен в Распоряжении Правительства РФ от 11 ноября 2010 г р "О перечне государственных программ РФ".

100 Ведение бухгалтерского учета во всех типах государственных (муниципальных) учреждений? Основные, принципиальные новшества 2011года Общая схема организации бухгалтерского учета в рамках планируемых изменений предполагает изменения именно методологического характера, заложенные в общий законопроект о бухгалтерском учете.

101 Предполагается, что будет четырехуровневое регулирование. Первое, национальные стандарты. Второе, отраслевые стандарты. Третье, рекомендации, инструкции, которые разъяснят порядок применения стандартов. И четвертое, стандарты самого экономического субъекта, т. е. учреждения, организации, то есть учетная политика.

102 Бухгалтерский учет в бюджетной сфере С 1 января 2011 года действует Единый план счетов - Приказ Минфина России от н. Кроме того, для каждого типа учреждений установлен свой план счетов и инструкция по его применению. Соответственно, для казенных учреждений – это Приказ Минфина России от н; для бюджетных учреждений - Приказ Минфина России от н; для автономных учреждений - Приказ Минфина России от н. А также Приказ Минфина России от н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета…". ЭТО не все новые документы, тем более процесс формирования нормативной базы продолжается, но то, что было перечислено выше – это основа.

103 Основные новации, которые применяются с 2011 года, в Едином плане счетов и в Инструкции по их применению Повышена значимость учетной политики и определено ее содержание. В настоящее время формирование учетной политики для целей бухгалтерского учета учреждения является обязательным.

104 Разработаны в целях принятия объекта к бухгалтерскому учету рекомендации по порядку определения рыночной цены нефинансовых активов, полученных по договорам дарения

105 Акцентировано внимание на том, что только те операции по модернизации или реконструкции, которые привели к улучшению первоначально принятых показателей функционирования основных средств увеличивают их балансовую стоимость

106 Установлена возможность применения разных сроков полезного использования для отдельных частей составного основного средства, а также списания основных средств по причине морального износа. Увеличен предел стоимости основного средства для начисления 100% амортизации до руб.

107 Введены новые счета аналитического учета в разделах плана счетов, а также новые забалансовые счета По поводу порядка выдачи денежных средств под отчет следует отметить, что выдавать деньги можно только авансом (до факта произведения расходов) или в возмещение перерасхода (после факта произведения расходов, в случае их недостаточного объема) и ряд других изменений

108 Вправе ли учреждения самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от своей внебюджетной деятельности, осуществляемой по уставу, и приобретенным за счет этих доходов имуществом? Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные (от основных) виды деятельности, предусмотренные его учредительным документом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. Финансовое обеспечение такой деятельности бюджетного учреждения осуществляется за счет доходов от этой деятельности и иных не запрещенных федеральными законами источников.

109 Бюджетные учреждения Бюджетные учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

110 Бюджетные учреждения Остальным, закрепленным за ним имуществом, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Итак, бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от такой деятельности и имущество, приобретенное за счет таких доходов, поступает в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

111 Автономные учреждения вправе осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от такой деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступает в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

112 Казенное учреждение не вправе отчуждать каким-либо иным способом и распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ

113 Требования к учету имущества С 1 января 2011 года изменилось законодательство, в части требования к учету имущества. Теперь по всем основным средствам стоимостью до 40 тысяч рублей, неважно, особо ценное оно либо иное, при вводе в эксплуатацию начисляется 100- процентная амортизация. Какое же имущество считается особо ценным? Каковы должны быть ценовые рамки для такого ценного имущества?

114 С 1 января 2011 года вступило в действие Постановление Правительства РФ 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества". В Постановлении указано, кто определяет виды и перечни имущества. В п.4 подробно определены стоимостные характеристики имущества, подлежащего включению в состав такого имущества.

115 а) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает: для федеральных автономных и бюджетных учреждений - размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей;

116 для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений – размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. рублей до 200 тыс. рублей

117 либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

118 б) иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления 538;

119 в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда. В казенных учреждениях понятие особо ценное движимое имущество" не применяется.

120 Формы регистров бухгалтерского учета в 2011 году После изменения типа бюджетного учреждения и создания на его базе автономного учреждения, не изменяются требования к первичным документам, которые могут быть приняты к учету, а также к учетным регистрам.

121 Основной документ Приказ Минфина России от н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".

122 Имеют ли право учреждения самостоятельно установить для себя форму первичного документа, если она не определена нормативными актами? Эту возможность подтверждает Федеральный закон от ФЗ "О бухгалтерском учете" и Приказ Минфина 173н.

123 Обязательства учреждений. Новые инструменты по работе с кредиторской задолженностью Кредиторская задолженность это одна из так называемых "зон риска" любой организации. Казалось бы, все просто, есть договора, прописаны сроки оплаты, условия поставки товаров и услуг, указаны реквизиты. Автоматизированная система учета позволяет в кратчайшие сроки дать подробную информацию о задолженности и причинах ее возникновения. Наконец есть и акты выверки расчетов. Но просроченная кредиторская задолженность возникает вновь и вновь. Суммы задолженности должны учитываться до истечения срока исковой давности. Это так было и осталось на настоящий момент. Обычно в договоре прописываются срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) и срок оплаты выполненных стороной обязательств.

124 Списание кредиторской задолженности должно производиться на основании ряда документов, включающих и приказ руководителя. Практика арбитражных судов это тоже подтверждает. Срок исполнения обязательств может устанавливаться договорами, нормативно- правовыми актами. На что нужно обязательно обратить внимание в рамках принятого законодательства с 2011 года? Прежде всего - это установление предельно допустимых значений просроченной задолженности.

125 Предельно допустимые значения просроченной кредиторской задолженности устанавливаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, исходя из длительности просрочки, величины активов, за счет которых обеспечивается исполнение обязательств бюджетного учреждения, т.е. без учета стоимости особо ценного движимого и недвижимого имущества, а также имущества, находящегося под обременением или в залоге.

126 Второй важный аспект – это то, что при заключении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения предусматривает условия расторжения трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом РФ, если у бюджетного учреждения будет просроченная кредиторская задолженность, превышающая предельно допустимые значения. Основание - ст. 27 Федерального закона 83-ФЗ.

127 Указанные новации направлены, прежде всего то, чтобы обеспечить постоянный мониторинг бухгалтерскими службами учреждений кредиторской задолженности, как текущей так и просроченной. Также данная новация направлена на повышение ответственности руководителя при принятии решений, связанных с возникновением в бюджетной организации обязательств. Следует также учесть, что кредиторская задолженность, ранее учтенная в составе просроченной, может быть снова переведена в разряд текущей, поэтому и необходим раздельный учет.

128 Система государственного (муниципального) финансового контроля Переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг требует комплексного реформирования системы государственного и муниципального финансового контроля, в том числе путем: организации действенного контроля (аудита) за эффективностью использования бюджетных ассигнований; приведения в соответствие действующих норм Бюджетного кодекса новым принципам организации бюджетного процесса; уточнения полномочий государственных органов (органов местного самоуправления) по осуществлению финансового контроля ;

129 включения комплексных мер ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации; введения определений, форм, методов и объектов государственного (муниципального) финансового контроля, а также установление критериев эффективности использования бюджетных ассигнований; снижения административного давления на бизнес.

130 Принципиально важным в предлагаемой системе организации государственного (муниципального) финансового контроля является ограничение его объектов участниками бюджетного процесса. Обязанности юридических (физических) лиц, не являющихся казенными учреждениями и получающих средства из бюджета в виде кредитов, субсидий (платы за товары, работы, услуги), регулируются не бюджетным законодательством, а договором о предоставлении соответствующих кредитов, субсидий (платы за товары, работы, услуги).

131 Поэтому распространение государственного (муниципального) финансового контроля на лиц, получающих средства из бюджета на договорной основе, является неоправданным расширением его предмета и приводит к двойной ответственности за одно и то же правонарушение - в рамках гражданского и бюджетного законодательства.

132 Тем не менее, исключение юридических лиц, не являющихся казенными учреждениями, из числа объектов государственного (муниципального) финансового контроля не должно означать отказ от осуществления контроля за соблюдением ими целей и условий предоставления средств из бюджета. Такой контроль должен осуществляться в рамках гражданско-правовых отношений между сторонами договора о предоставлении средств из бюджета.

133 Бюджетное же законодательство должно предусматривать включение в договоры о предоставлении средств из бюджета (за исключением государственных (муниципальных) контрактов о поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг) в качестве обязательного условия согласие объекта контроля на проведение проверок соблюдения целей и условий их предоставления.

134 Проведение подобных проверок участниками бюджетного процесса должно рассматриваться не как их право, а как обязанность, исполнение которой, в свою очередь, является предметом государственного (муниципального) финансового контроля.

135 Внедрение этого подхода означает перемещение основного бремени ответственности за целевое использование средств из бюджета, бюджетных кредитов, гарантий, субсидий с субъектов частного сектора на участников бюджетного процесса. Для достижения основной цели реформировании системы государственного (муниципального) финансового контроля необходимо четкое выделение и разграничение форм и методов государственного (муниципального) финансового контроля.

136 Предлагается ввести 5 форм государственного (муниципального) финансового контроля - три взаимодополняемых формы бюджетного аудита аудит законности, аудит бюджетной отчетности и аудит эффективности и две формы бюджетного контроля предварительный бюджетный контроль и последующий бюджетный контроль (надзор).

137 Аудит эффективности проводится для оценки соответствия результатов деятельности установленным целям и задачам, оценки способа их достижения и подготовки рекомендаций по повышению эффективности деятельности.

138 Аудит бюджетной отчетности осуществляется в целях подтверждения соблюдения установленных правил и стандартов ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности (годового отчета об исполнении бюджета), оценки качества обеспечения соблюдения указанных правил и стандартов в объекте контроля и подготовки предложений по устранению причин выявленных нарушений.

139 Предварительный бюджетный контроль осуществляется в целях предупреждения и недопущения нарушений бюджетного законодательства в процессе санкционирования операций и контроля бюджетных обязательств.

140 Последующий бюджетный контроль (надзор) осуществляется в целях выявления и пресечения нарушений бюджетного законодательства, в том числе предоставления неполной или недостоверной отчетности о непосредственных результатах использования бюджетных ассигнований (в рамках ВЦП и государственных (муниципальных) заданий) а также надзора за надлежащим обеспечением соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в объекте контроля.

141 Исходя из определений форм государственного (муниципального) финансового контроля соответствующим образом разграничиваются полномочия органов финансового контроля по горизонтали (т.е. с другими органами государственного и муниципального финансового контроля) и по вертикали (т.е. между органами финансового контроля различных уровней власти).

142 Счетная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы, созданные законодательными (представительными) органами государственной власти и местного самоуправления, должны осуществлять бюджетный аудит (законности, бюджетной отчетности и эффективности).

143 Методами государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляемого данными органами, являются: а)при аудите законности - проверка и обследование; б)при аудите бюджетной отчетности - проверка бюджетной отчетности и годового отчета об исполнении бюджета; в)при аудите эффективности - мониторинг и оценка эффективности.

144 Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) обладают исключительными полномочиями по осуществлению предварительного бюджетного контроля с использованием методов санкционирования операций и контроля бюджетных обязательств применительно ко всем главным администраторам бюджетных средств, распорядителям бюджетных средств, администраторам доходов бюджета, администраторам источников финансирования дефицита бюджета, получателям бюджетных средств, финансовое обеспечение которых осуществляется из соответствующего бюджета бюджетной системы.

145 Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и органы финансового контроля, являющиеся исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (органами местной администрации) должны осуществлять последующий бюджетный контроль (надзор), могут проводить ревизии и проверки применительно ко всем главным администраторам бюджетных средств, распорядителям бюджетных средств, администраторам доходов бюджета, администраторам источников финансирования дефицита бюджета, получателям бюджетных средств (государственным (муниципальным) учреждениям), финансовое обеспечение которых осуществляется из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также к финансовым органам других уровней власти в части соблюдения ими целей и условий получения межбюджетных трансфертов.

146 При этом характер и результаты проверок (ревизий) должны быть основаны на предварительном обследовании системы внутреннего контроля, в том числе нацеленной на обеспечение соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также выявление и пресечение нарушений бюджетного законодательства. По результатам обследования объекту контроля или его учредителю могут быть направлены предписания об устранении соответствующих недостатков системы внутреннего контроля.

147 К исключительным полномочиям Федеральной службы финансово- бюджетного надзора отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях в бюджетной сфере. Особыми полномочиями предлагается наделить главных администраторов бюджетных средств, которые должны осуществлять и (или) обеспечивать проведение аудита законности, аудита бюджетной отчетности и аудита эффективности в подведомственных объектах контроля.

148 С целью повышения эффективности контрольной деятельности (исключения излишнего дублирования контрольных действий) органов государственного (муниципального) финансового контроля необходимо установить комплексное информационное взаимодействие между органами государственного (муниципального) финансового контроля как по горизонтали, так и по вертикали.

149 При этом государственный (муниципальный) финансовый контроль предлагается определить как деятельность уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления по контролю за: обеспечением соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; подтверждением достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности; повышением экономности, результативности и эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

150 Организуем внутренний контроль в учреждении

151 Система внутреннего финансового и хозяйственного контроля в учреждении включает: – нормативно-правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности должностных лиц; – субъекты, то есть должностных лиц, осуществляющих контроль; – объекты контрольной деятельности; – виды, формы и методы внутреннего финансового и хозяйственного контроля; – целенаправленное руководство внутренним финансовым и хозяйственным контролем; – планирование деятельности в области внутреннего контроля.

152 При организации внутреннего контроля в учреждении следует руководствоваться нормами: – Бюджетного кодекса РФ; – Налогового кодекса РФ; – Трудового кодекса РФ; – Федерального закона от 21 ноября 1996 г. 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; – локальными нормативными актами. Также надо обратить внимание на отраслевые и ведомственные инструкции и проанализировать сложившуюся практику.

153 Основные задачи К основным задачам внутреннего контроля относятся: – контроль (проверка) за соблюдением в учреждении федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства РФ, правовых актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов; – исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;

154 Основные задачи – законность совершения кассовых операций в учреждении; – организация учета и обеспечение сохранности имущества в учреждении; – установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;

155 Основные задачи – выявление внутрихозяйственных резервов и принятие мер к использованию их в интересах обеспечения деятельности учреждения; – установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово- хозяйственной деятельности и их отражения в бюджетном учете; – точность и полнота документации бухгалтерского учета; – своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности ;

156 Основные задачи – предотвращение ошибок и искажений в учете; – изучение причин недостатков и нарушений в финансово-хозяйственной деятельности, принятие действенных мер к их устранению, предупреждению и своевременному возмещению причиненного ответственными лицами материального ущерба; – изучение опыта практического применения в учреждении действующих положений, инструкций и иных правовых актов, определяющих нормы и порядок финансового и материального обеспечения, в целях их совершенствования.

157 Разделы Положения о внутреннем контроле Организация внутреннего контроля, руководство контрольно-ревизионной работой и ответственность за ее состояние определяются в «Положении о внутреннем контроле в учреждении» В этот документ можно включить следующие разделы. 1. Цели, задачи и принципы внутреннего контроля. В данном разделе следует указать нормативные документы, применяемые в рамках указанных мероприятий, а также соответственно их цели и задачи.

158 Разделы Положения о внутреннем контроле 2. Порядок организации внутреннего контроля. То есть указать объекты контроля, график проведения мероприятий, порядок их оформления. 3. Права и обязанности контролирующих и контролируемых лиц. В этом разделе необходимо определить состав комиссии по осуществлению внутреннего контроля, разграничение полномочий и т. п.

159 Разделы Положения о внутреннем контроле 4. Ответственность сторон по соблюдению положения о внутреннем контроле. 5. Оценка состояния эффективности системы внутреннего контроля в учреждении. Оценка осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения. 6. Иные необходимые разделы.

160 Должностные лица, на которых возложена работа по организации внутреннего финансового контроля в учреждении, должны рассматривать материалы ревизий и проверок внешних контролирующих органов и принимать меры к своевременному устранению выявленных нарушений и недостатков, повышению качества и эффективности контроля.

161 Комиссии необходимо рассматривать результаты финансово-хозяйственной деятельности учреждения, разрабатывать предложения по ее улучшению. Также следует принимать необходимые меры к укреплению кассовой, плановой, договорной и штатной дисциплины, соблюдению законности, предупреждению и пресечению бесхозяйственности, халатности, расточительства и злоупотреблений в расходовании денежных средств и материальных ценностей. Особое внимание необходимо уделять проверке организации закупок для государственных (муниципальных) нужд в учреждении.

162 Проверка финансовой деятельности Мероприятия, проводимые в рамках внутреннего финансового контроля, должны быть взаимозависимыми и последовательными. Вначале должна быть проведена проверка: – финансово-плановых документов (составление смет, штатных расписаний, тарификаций и т. п.); – порядка начисления заработной платы, назначений пенсий и пособий (наличие положений об оплате труда, приказов о приеме, переводе и увольнении сотрудников, приказов о создании комиссии по ФСС и т. п.); – других локальных документов, необходимых для осуществления финансово-хозяйственной деятельности в учреждении.

163 Проверка финансовой деятельности А позднее, после совершения финансово- хозяйственных операций, производят последующий финансовый контроль документации. Например, проверяют кассовые операции, достоверность операций, совершенных по бюджетным и внебюджетным лицевым счетам, расчеты с подотчетными лицами, поставщиками и покупателями, полноту оприходования материальных запасов, готовой продукции, правильность принятия к учету и выбытия основных средств, проведение ремонтных работ и т. п.

164 Одно из важных направлений – проверка документов В целях упорядочения процесса составления документов и отражения в них данных можно посоветовать: – создать график документооборота учреждения (возможно, как приложения к учетной политике); – последовательно нумеровать первичные документы каждого вида в течение отчетного периода (это нужно также для обеспечения поиска документов при необходимости и выявления отсутствующих документов);

165 В целях упорядочения процесса составления документов и отражения в них данных можно посоветовать: – гасить первичные и оправдательные документы в установленных случаях (это необходимо во избежание повторного их использования); – брошюровать документы в папки по окончании отчетного периода; – организовать архив; – сдавать папки с документами в архив по истечении сроков оперативного хранения документов, установленных графиком документооборота организации; – своевременно составлять первичные документы.

166 В соответствии с предъявляемыми требованиями первичные документы в учреждении должны: – оформляться в момент совершения хозяйственных операций или сразу после их окончания, иначе возрастает вероятность ошибочных записей в первичном документе. Кроме того, операция вообще может остаться неотраженной в учете; – содержать обязательные реквизиты, установленные Законом о бухгалтерском учете; – соответствовать типовым унифицированным формам, если таковые установлены;

167 – соответствовать формам документов, описанным в учетной политике организации (в случае когда формы документов установлены учетной политикой учреждения); – кроме того, бухгалтерские справки, содержащие обоснование исправлений в случаях, когда в бухгалтерский учет вносятся исправления, специальные расчеты, должны быть изложены просто и ясно во избежание двусмысленного толкования.

168 Оформление ревизий и проверок (АКТ) По результатам проведенного мероприятия составляется соответствующий акт. В нем следует отразить : – программу проверки, утвержденную приказом руководителя учреждения; – характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности;

169 Оформление ревизий и проверок (АКТ) – виды, методы и приемы, способы, применяемые при проведении проверки; – анализ соблюдения законодательных и нормативных актов РФ; – выводы о результатах проведения мероприятий внутреннего контроля;

170 Оформление ревизий и проверок (АКТ) – размеры причиненного материального ущерба, другие последствия допущенных нарушений, а также виновных должностных лиц; – описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок в дальнейшей работе.

171 Оформление ревизий и проверок (АКТ) При включении в акт выявленных недостатков, нарушений и злоупотреблений необходимо указать на то, какие нормативные акты нарушены, и на подлинные документы, подтверждающие достоверность сделанных в акте записей. Например, если в приходном кассовом ордере (при получении суммы из банка в кассу) указана сумма, не соответствующая сумме по банковской выписке, то в акте следует указать номер, дату, сумму ПКО, номер листа кассовой книги, дату выписки банка, сумму, списанную с лицевого счета.

172 Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме обязаны представить руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля. Только на основании полной и достоверной информации руководитель может принять адекватные меры.

173 Методика проведения аудита эффективности использования государственных средств

174 Аудит эффективности использования государственных средств - трудновыполнимая задача, для ее решения требуются значительные временные затраты, финансовые ресурсы, высококвалифицированные специалисты. Кроме того, аудит эффективности имеет более сложную технологию проведения по сравнению с финансовым аудитом. Но при этом есть и общие элементы.

175 ЭТАПЫ аудита эффективности использования государственных средств В связи с этим, в любой проверке эффективности использования государственных средств можно выделить три этапа: I - планирование проверки; II - проведение проверки; III - подготовка отчета о результатах проверки.

176 На этапе планирования осуществляется отбор наиболее важных тем и проблем, которые должны быть решены в рамках поставленных задач. В свою очередь, данный этап включает стратегическое и текущее планирование.

177 При стратегическом планировании определяются приоритетные задачи, решать которые призваны Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы. На их основе разрабатывается стратегический план по проведению аудита эффективности, определяющий, какие министерства и ведомства, получатели бюджетных средств будут подвергнуты проверке в период, обозначенный в данном плане. Этот комплекс действий охватывает от трех до пяти лет.

178 Текущее планирование осуществляется ежегодно на основе стратегического плана. Для этого этапа характерны выбор конкретных тем и объектов, обоснование целей проверок и оценка их возможных результатов в рамках повышения эффективности использования государственных средств.

179 В Методике проведения аудита эффективности использования государственных средств, разработанной Департаментом аналитического и методологического обеспечения, приведены критерии, которыми необходимо руководствоваться при определении возможных тем и объектов проверок:

180 - социально-экономическая значимость данной темы, ее важность для Федерального собрания и общественности; - степень наличия рисков в рассматриваемой сфере (под риском в данном случае понимается вероятность негативного влияния на проверяемую организацию какого-либо фактора, который может привести к финансовым убыткам, нанесению ущерба, неспособности реализовать возложенную функцию или программу и обеспечить при этом эффективное использование государственных средств); - оценка возможных результатов проверки;

181 - объем государственных средств, направляемых в данную сферу и используемых объектами проверки; - проведение предшествующих проверок в этой сфере и на данных объектах; - наличие ресурсов Счетной палаты.

182 Что касается разработки показателей оценки эффективности, то необходимо учитывать: - показатели, характеризующие прямые результаты деятельности объектов проверки; - показатели, отражающие косвенное влияние на социальные результаты их деятельности.

183 Для оценки прямых результатов должны применяться показатели эффективности использования трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов, привлеченных для достижения конечных результатов. В таком случае показателем эффективности будет соотношение между произведенными затратами и полученными при этом результатами (выручка или прибыль от реализации товаров, работ, услуг).

184 Показатели, отражающие косвенное влияние (социальные результаты деятельности объектов проверки), характеризуют последствия для общества в целом. Иначе говоря, на основе этой группы показателей дается оценка результатов предоставления бюджетной услуги для ее получателей. Например, в лесохозяйственной деятельности показателями оценки эффективности является уровень проведенных лесозащитных и лесовосстановительных работ, охраны лесов от пожаров и др. По каждому показателю во всех сферах деятельности должна быть установлена нормативная величина (минимально допустимый уровень).

185 В ходе проверки может быть выяснено, что некоторые показатели не позволяют дать оценку эффективности или их использование необязательно для достижения целей проверки. В этом случае они могут быть исключены из перечня, применяемого для оценки эффективности использования государственных средств в проверяемой сфере или организации после согласования, аудитором Счетной палаты, Председателем контрольно-счетного органа.

186 В рамках аудита эффективности проверяющие осуществляют сбор необходимой информации и фактических данных для получения аудиторских доказательств в соответствии с установленными целями проверки, выбранными методами и нормативами эффективности.

187 В процессе проверки следует провести сравнительный анализ фактических и нормативных показателей, на основании которого готовится заключение, в котором отражается, в какой степени результаты деятельности проверяемого объекта соответствуют используемым нормативам эффективности, и формулируются выводы по целям проверки. Кроме того, выводы должны указывать степень, характер и зависимость выявленных отклонений, если такие имеются, от утвержденных нормативов, а также степень ответственности должностных лиц за допущенные упущения.

188 По итогам аудита эффективности даются рекомендации. Они должны быть конкретными, направленными на устранение выявленных недостатков и ориентировать на достижение высоких конечных результатов. В завершение проверки готовится отчет согласно Методике проведения аудита эффективности использования государственных средств.

189 Методика аудита эффективности использования бюджетных средств, представляет собой совокупность определенных методов и процедур, используемых в процессе планирования, проверки, подготовки и оформления результатов аудита эффективности.

190 Для внедрения аудита эффективности необходимо добиться существенного снижения объема искажений отчетных данных экономических субъектов, а также случаев нарушений ими действующего законодательства. В противном случае органы внешнего государственного финансового контроля не будут иметь ни необходимых данных, ни времени для оценки результатов финансовой деятельности этих субъектов.

191 Создание действенной системы внутреннего контроля, на которую и ляжет основная нагрузка по проверке достоверности отчетности и соблюдению законодательства экономическими субъектами, освободит внешние органы государственного финансового контроля от проверок целевого характера расходования государственных средств и сосредоточиться на аудите эффективности.

192 При этом новая форма контроля должна включать не только анализ результативности бюджетных проектов, но и причин неэффективного использования государственных средств и на основе этого разрабатывать рекомендации по совершенствованию бюджетного процесса и действующего законодательства, а также, при необходимости, экономической политики государства.