Корпоративная социальная ответственность. Тема 4. Подходы к этике бизнеса Доцент КАФ МЕН, к.ф.н. Черепанова Н.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Advertisements

Содержание теории трудовой стоимости и предельной полезности.
Тема 5. Социальная ответственность и этика бизнеса.
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
М ОДЕЛЬ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ УПРАВЛЕНИЯ.
Основные понятия: ценность; высшие моральные ценности; фатализм; волюнтаризм; нравственная свобода; «свобода от…»; «свобода для…»; ситуация нравственного.
«Служебная этика и общественная мораль». Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. В этике можно выделить два рода проблем:
МЕНЕДЖМЕНТ. Понятие деловой этики. Критерии принятия этически сложных решений.
Выполнила: Мардеева С.. К основным внутренним переменным организации относят: Цели Структуру Задачи Технологии Людей.
Теория потребительского выбора. Сейчас уже практически не у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных.
Тема 10. Этика потребительского поведения.. Понятие об этической культуре Культура общения непременно предполагает и высокую потребность в общении, и.
Рыночная экономическая система. Рыночная система, в экономике способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной.
Презентация на тему: «Соотношение причин преступности с причинами и условиями конкретного преступления» Выполнила студентка Гр. ПВД-3 Павлова Алла.
Система бизнеса. Субъекты бизнеса. Роли и особенности участия в бизнесе предпринимателей, потребителей, работающих по найму граждан, государственных органов.
Выполнила: Студентка 1 го курса 13 ГМУ Кучаева Рамиля.
Подготовила: учитель обществознания Светлана Ивановна Ткаченко МОУ «Герасимовская СОШ» Валуйского района, Белгородской области.
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Учись побеждать! Лекция 2. Этика сферы бизнеса. 1.Становление и развитие идей хозяйственной.
Как стать ответственным человеком? Проблемная дискуссия для учащихся 9 класса Классный руководитель МБОУ СОШ15 с. Казинка Коновалова Светлана Николаевна.
План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов.
МОРАЛЬ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВЫПОЛНИЛ ГОЛОВАНОВ П.А., 101гр.
Транксрипт:

Корпоративная социальная ответственность. Тема 4. Подходы к этике бизнеса Доцент КАФ МЕН, к.ф.н. Черепанова Н.В.

Уважаемые коллеги! Контрольная работа будет включать все темы, которые мы рассмотрели на лекции, включая ДАННУЮ тему. Она вынесена вам на самостоятельное изучение. Контрольная будут состоять из: Тестов, Указания определений Кейса. На контрольной вы НЕ сможете пользоваться тетрадями! По всем вопросам пишите:

План 1.Религиозный подход 2.Теория Эгоизма 3.Теория утилитаризма 4.Деонтическая этика 5.Этика справедливости

1. Религиозная этика В основе религиозной этики лежит ориентация на абсолютные нравственные ценности, берущие свое начало в иудейско- христианской традиции: «не лги»; «не укради»; «не лжесвидетельствуй против ближнего своего» и др.

1.1 Этика протестантизма Этика протестанта (единственная его связь с Богом) предписывает ему упорно трудиться, избегая всевозможных соблазнов и излишеств. При этом оставленный один на один с миром, вынужденный за все отвечать сам перед своей совестью, протестант вырабатывает прямой, честный, целеустремленный характер. Для протестанта единственным доказательством его избранности остается экономический успех. В основу отношения к бизнесу должна быть положена идея профессионального призвания, отказ во имя достижения успехов многих других занятий. Таким образом, предполагается значительный аскетизм в поведении и общении человека.

Протестанты проявляют специфическую склонность к экономическому рационализму, которую католики и православные не обнаруживали и не обнаруживают.

Цитаты: богатство: морального осуждения достойны успокоенность и довольство достигнутым, наслаждение богатством и вытекающие из этого последствия – Бездействие. И только потому, что собственность влечет за собой эту опасность бездействия и успокоенности, она вызывает сомнения. лишь деятельность служит приумножению славы Господней, главным и самым тяжелым грехом является бесполезная трата времени: на светские развлечения, "пустую болтовню", роскошь, даже на превышающий необходимое время сон - не более шести, в крайнем случае восьми часов. когда они отдыхают: созерцание менее угодно Богу, чем активное выполнение его воли в рамках своей профессии. К тому же для занятий такого рода существует воскресенье. По мнению Бакстера, люди, бездеятельные в своей профессии, не находят времени и для Бога, когда приходит час Его. труд: необходимость упорного, постоянного физического или умственного труда. Труд - лучшая мера против всех искушений "нечистой жизнью". Труд - поставленная Богом цель всей жизни человека. Богатство не освобождает от необходимости трудиться. Нежелание работать – симптом отсутствия Божьей благодати. профессия: провидение Господне дало каждому профессию (calling), которую он должен принять и на стезе которой должен трудиться; это профессиональное призвание здесь не судьба, с которой надо примириться и которой надо покорно следовать (как в лютеранстве), а требование Бога к каждому человеку трудиться к вящей славе

1.2 Православная этика Особенностью православия является его учение о соборности Церкви. В православном понимании соборность означает некое органическое единство Церкви. Основная тема православия: в главном единство, во второстепенном свобода, во всем любовь. Влияние православной этики на бизнес: 1. Для России характерен коллективизм в трудовом коллективе. 2. Для России характерна коллективная ответственность за результаты труда 3. Поведение, ориентированное на одобрение руководителя. 4.Наказуемая инициатива подчиненных. 5.Бедность – не порок, труд не является необходимостью. 6. Богатство - порок, его нужно «заслужить».

2. Теория Эгоизма Адам Смит утверждал, что в экономических системах каждый участник, преследуя собственные интересы, добивается всеобщего блага (Теория конкуренции как «невидимой руки рынка»). Теория эгоизма - направление в деловой этике, которое рассматривает результат как главный элемент принятия решений. Согласно теории эгоизма, действие является морально оправданным (правильным), если удовлетворяет краткосрочным или долгосрочным целям ЛПР. Сточки зрения КСО, эгоизм прослеживается в действиях организации, когда она: -предоставляет социальный пакет сотруднику; -занимается благотворительностью для поднятия собственного имиджа; -проводит товарные акции для поддержки незащищенных слоев населения. Поскольку все действия, в конечном итоге, приносят пользу компании, они могут быть рассмотрены в рамках теории эгоизма.

3. Теория утилитаризма Основателем теории традиционного утилитаризма считают Иеремию Бентама ( ). В своих трудах Бентам разрабатывал методику поиска объективных критериев измерения ценностей, которая должна была обеспечить возможность простого и удовлетворительного с экономической точки зрения определения адекватности социальной политики общественного законодательства. 1.Правомерным с зрения утилитаризма следовало считать такое действие, которое в итоге приводит к максимально полезному эффекту (правило максимальной полезности). 2.Правомерно такое действие, которое приносит максимум пользы всем тем лицам, которые оказываются в сфере действия результатов акции. Знаменитая дилемма с поездом: Вы машинист пассажирского поезда, который едет со скоростью 200 км/ч. Вы замечаете на путях маленького ребенка, который идет вдоль полотна. У вас есть два варианта действий: -Затормозить – тогда многие вагоны могут сойти с рельс: пострадают и погибнут люди в вагонах. -Не тормозить и сбить насмерть ребенка.

Какое-либо действие "является правомерным с этической точки зрения в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо действия первого. Таким образом, принцип утилитаризма предполагает наличие возможности количественного измерения благ, производимых путем совершения действий, возможность их суммирования, а также возможность вычисления разности между количеством благ и количеством, отрицательных результатов, а значит, и возможность определить, какое из действий даст максимальную чистую прибыль или минимальные абсолютные расходы. Проблемы, связанные с теорией утилитаризма: Субъективное восприятие проблемы и понятия блага (утопия). Проблема измерения блага, полезности. Игнорирование мнения меньшинства. Утилитаризм рассматривает конкретное деяние, без учета долгосрочных последствий.

4. Деонтическая этика Иммануил Кант ( ) Сущность этической теории Канта состоит в рассмотрении действия на способность стать всеобщим. Такая всеобщность не дает людям уклоняться от следования моральным правилам, и такое поведение заложено в самой структуре человеческой рациональности. Наиболее известная формулировка знаменитого категорического императива Канта (первая из трех формулировок) звучит так: «Следуй только такому закону, который ты хотел бы превратить во всемирный». 1.Кант строит свою этическую теорию на фундаменте человеческой рациональности (на том, что он называет практическим разумом), «это дает нам потенциальный общий знаменатель для построения универсальной этики (в традиции утилитаризма установить такой общий знаменатель было бы трудно, так как пользу люди понимают по-разному.) 2. Подход Канта заставляет нас думать о моральных правилах с точки зрения влияния индивидуального действия на целое.

В современной формулировке деонтический подход к оценке этичности поступка звучит так: действие является морально оправданным для данного лица в том случае, если причина, по которой осуществляется это действие, такова, что указанное лицо желало бы, чтобы все прочие лица в данной ситуации действовали бы так же. В такой формулировке заключены два критерия корректности – в моральном плане – любого образа действия: универсальность личные мотивы должны быть универсальными («А что если бы все поступали так же?»); обратимость – личные мотивы должны быть таковыми; чтобы лицо, их реализующее, могло желать использование этих мотивов другими лицами («А что если бы я был на его месте?», «А что если бы с тобой поступили так же?»).

С точки зрения этики бизнеса наиболее перспективной является следующая формулировка категорического императива: «Поступай так, чтобы человечество, как в твоем лик так и в лице всякого другого, рассматривалось как цель и никогда как одно только средство».

5. Этика справедливости Эгалитаризм. Согласно теории эгалитаризма (От фр. Egalite – равенство) между людьми нет никаких различий, которые могли бы оправдать возможность неравного к ним отношения. Согласно этой теории, блага и тяготы должны распределяться между людьми по следующему принципу: «Каждый человек должен получать равную долю тягот и благ». Эгалитаристы полагают, что все люди равны в принципе, а поэтому каждый человек в равной мере претендует на блага общественного достояния. Следовательно, считают они, распределение благ должно производиться равномерно. «Капиталистическая» справедливость – распределение благ должно осуществляться с учетом индивидуального вклада в общее дело группы (фирмы, общества, человечества). «Коммунистическая» справедливость»– трудовые обязанности должны распределяться в соответствии со способностями, а блага в соответствии с потребностями.

«Теория справедливости» – концепция Д. Ролза, изложенная им в вышедшей в 1971 г. книге. Основные принципы 1. Каждый человек имеет равное право на наиболее широкие свободы, совместимые с аналогичными свободами друг людей. 2. Неравенство по социально-экономическим параметр должно быть таким, чтобы: а)обеспечить максимум прибыли для наименее привилегированных лиц; б)учреждения и должностные лица, являющиеся носителями власти, были доступны в равной мере для каждого.