Макроэкономика. Тема 12. Фискальная политика Малышев Денис Перфильевич.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок 1, 2 Фискальная политика.. План урока: 1. Понятие фискальной политики 2. Цели и инструменты 3. Виды фискальной политики.
Advertisements

Экономическая политика. Что такое открытая экономическая политика государства –Экономические цели государства. –Основные направления экономической политики.
T MPC G I C a MPC-1 1 Y Общий вид выражения для равновесного выпуска, полученного при решении уравнений простой кейнсианской модели, показывает,
Государственная стабилизационная политика Инструменты госуд. экономической политики Госуд.бюджет Центральный банк БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ.
Основные характеристики системы: 3. Структура. Государственный бюджет Основными источниками доходов государственного бюджета являются… 1) доходы граждан.
Лекция 9 Тема 6: Финансовая система и финансовая политика государства.
Сделал:Турсунбаев Y Группа:Фин-1-17(9). План: 1. Фискальная функция 2. Фискальная политика 3. Типы фискальной политики 4. Виды фискальной политики.
ДИСКРЕЦИОННАЯ И НЕДИСКРИЦИОННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА Иванова Диана Группа ДНФ б ИНО МЭСИ Москва 2014.
Денежно-кредитная политика: основные направления, инструменты, проблемы.
ТЕМА 11 Денежно-кредитная политика. Финансы, бюджет и фискальная политика.
Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейнсианская модель доходов и расходов.
Рынок товаров и рынок денег: модель IS-LM. Вспоминаем что такое совокупный спрос АD –Предельная склонность к потреблению (MPC). –Предельная склонность.
Экономика и государство Prezentacii.com. Экономические функции государства. Какой инструмент регулирования экономики выбрать? Денежно-кредитная (монетарная)
Фискальная политика система регулирования экономики при помощи государственных расходов и налогов основные инструменты государственные расходыналоги основные.
ТЕМА 3 КРАТКОСРОЧНОЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ: КЕЙНСИАНСКАЯ МОДЕЛЬ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ.
Экономика и государство. Экономические функции государства.
Тема 6. Финансовая система и финансовая политика государства Тема 6. Финансовая система и финансовая политика государства 1. Понятие финансов и финансовой.
Кафедра математики и моделирования Преподаватель: Гузенко Анна Геннадьевна Макроэкономика-2 Государственный сектор.
ДИСКРЕЦИОННАЯ И НЕДИСКРИЦИОННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА Фамилия Имя Группа или Класс Школа или Универ
Транксрипт:

Макроэкономика. Тема 12. Фискальная политика Малышев Денис Перфильевич

1. Цели и инструменты фискальной политики 2 ?

Цели фискальной политики Фискальная политика представляет собой меры, которые принимает правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и ( или ) расходов государственного бюджета Цели фискальной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний и стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, поддержание : стабильного уровня совокупного объема выпуска ( ВВП ) полной занятости ресурсов стабильного уровня цен 3

Инструменты фискальной политики Фискальную политику проводит правительство Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос ( величину совокупных расходов ), так и на совокупное предложение ( величину издержек фирм и деловую активность ) Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета : государственные закупки налоги трансферты 4

Бюджетно - налоговая политика Госзакупки и трансферты это расходы Налоги основной источник доходов бюджета, поэтому фискальную политику называют также бюджетно - налоговой политикой Изменение величины G в краткосрочном периоде влияет только на AD, а изменение величины налогов и трансфертов фирмам ( субсидий ) и на AD, и на AS Снижение налогов увеличивает AS, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство Снижение субсидий уменьшает AS, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту AS 5

2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос 6 ?

Совокупный спрос Использование инструментов фискальной политики для регулирования совокупного спроса предполагает их воздействие на величину совокупных расходов Влияние этих инструментов на совокупный спрос разное Формула совокупного спроса : AD=C+I + G+Xn 7

Прямое и косвенное влияние 1) Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое и непосредственное воздействие на величину совокупных расходов, т. е. на совокупный спрос, и изменяет величину совокупного выпуска и дохода 2) Изменение налогов и 3) трансфертов означают лишь перераспределение совокупного дохода, и их воздействие на совокупный спрос косвенное через изменение величины потребительских и инвестиционных расходов 8

Эффект мультипликатора Исследование влияния инструментов фискальной политики на совокупный спрос проводилось Дж. М. Кейнсом и его последователями, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной для стабилизации экономики, и прежде всего для преодоления рецессии в экономике Это предположение основывалось на идее, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора 9

Механизм действия мультипликатора Механизм действия мультипликатора основан на том, что расходы одного экономического агента превращаются в дополнительные доходы другого и соответственно служат предпосылкой для увеличения его расходов, что создает дополнительный доход третьему экономическому агенту, расходование которого увеличивает доход следующего агента и т. д. В результате совокупный доход оказывается гораздо больше, чем первоначальное изменение расходов 10

2.1. Влияние государственных закупок на совокупный спрос 11 ?

Пример Предположим, что государство дополнительно закупило товаров или услуг на 100 дол., т. е. Δ G = 100 дол. Продавец товара или услуги получил дополнительный доход на эту сумму Это означает, что его располагаемый доход увеличился, а поскольку располагаемый доход делится на потребление ( С ) и сбережения (S), то рационально действующий экономический агент потратит на потребление не весь свой дополнительный доход часть прироста дохода он использует на увеличение сбережений 12

Предельная склонность к потреблению Эту идею Кейнс назвал основным психологическим законом и сформулировал следующим образом : « Основной психологический закон... состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, как растет доход » Отношение прироста потребления к приросту дохода Кейнс назвал предельной склонностью к потреблению (mpc) 13

Предельная склонность к сбережению Отношение прироста сбережений к приросту дохода Кейнс назвал предельной склонностью к сбережению (mps) Очевидно, что сумма mpc и mps равна единице Величины mpc и mps для каждой страны достаточно стабильны ( неизменны ), поскольку обусловлены ее национальными, историческими и культурными особенностями 14

Пример Предположим, что экономические агенты тратят на увеличение потребления 80% прироста своего дохода, а 20% сберегают. Это означает, что трс =0,8, a mps=0,2 Когда государство увеличивает свои закупки на 100 дол., то этим оно создает какому - то экономическому агенту дополнительный доход, равный 100 дол., из которого 80 дол. он потратит на увеличение потребления и 20 дол. на увеличение сбережений Потратив 80 дол., он создаст дополнительный доход другому агенту, из которого последний 64 дол. (80 х 0,8 = 64) потратит на увеличение потребления и 16 дол. (80 х 0,2 = 16) на прирост сбережений 15

Механизм эффекта мультипликатора Далее этот процесс будет развиваться по тем же законам и может быть представлен в виде пирамиды 16

Общий прирост совокупного дохода Общий прирост совокупного дохода ( Δ Y) в результате роста государственных закупок составит сумму приростов доходов всех экономических агентов : А поскольку прирост дохода каждого следующего экономического агента равен дополнительному доходу предыдущего агента, умноженному на предельную склонность к потреблению ( трс ), то изменение совокупного дохода равно 17

Пример После преобразований получаем : Подставим численные значения : Таким образом, в результате роста государственных закупок на 100 дол. совокупный доход вырос пятикратно 18

Мультипликатор автономных расходов Величина 1/(1 трс ) называется мультипликатором автономных расходов mult A ( в данном случае государственных закупок mult G, по этой же формуле рассчитывается мультипликатор автономных потребительских (mult С ) и автономных инвестиционных (mult I ) расходов ): Этот мультипликатор называется простым мультипликатором расходов, поскольку он не учитывает влияние подоходного налога и иностранного сектора 19

Мультипликатор автономных расходов Мультипликатор автономных расходов это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится ( уменьшится ) совокупный доход ( У ) при росте ( уменьшении ) автономных расходов (A) на единицу соотвественно Мультипликатор действует в обе стороны : при росте автономных расходов ( в нашем случае G) совокупный доход мультипликативно увеличивается, при уменьшении автономных расходов совокупный доход мультипликативно сокращается 20

2.2. Влияние налогов на совокупный спрос 21 ?

Влияние налогов Налоги также действуют на совокупный спрос в кейнсианской модели с эффектом мультипликатора Однако мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок Это объясняется тем, что изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно ( они включены в формулу совокупного спроса ), а изменение налогов косвенно, через изменение потребительских расходов 22

Воздействие аккордных налогов Рассмотрим воздействие на совокупный спрос автономных ( аккордных ) налогов, которые не зависят от уровня дохода Изменение налогов ведет к изменению величины располагаемого дохода Располагаемый доход Yd равен личному доходу У за вычетом индивидуальных налогов, т. е. Yd = YTx Рост автономных налогов сокращает располагаемый доход, а уменьшение налогов увеличивает располагаемый доход 23

Пример Если, например, автономные налоги сокращаются на 100 дол., то располагаемый доход увеличивается на 100 дол. Но располагаемый доход делится на потребление ( С ) и сбережения (S) Если трс = 0,8, то при увеличении располагаемого дохода на 100 дол. потребление увеличивается на 80 дол. (100 х 0,8 = 80), а поскольку мультипликатор расходов в этом случае равен 5 (1/(1 0,8) =1/0,2= 5), то прирост совокупного дохода в результате изменения налогов на 100 дол. составит 400 дол. ( ΔУ = ΔС х 1/(1 - трс ) = 80 х 5 = 400), а не 500 дол., как в случае изменения государственных закупок на те же 100 дол., т. е. мультипликативный эффект меньше 24

Мультипликатор автономных налогов Это объясняется тем, что мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени ( первым членом геометрической прогрессии будет не 100, а 80) Определим формулу мультипликатора автономных налогов Налоги действуют на совокупный спрос через изменение прежде всего потребительских расходов Поскольку Получаем 25

Мультипликатор автономных налогов В нашем примере он равен -4 (-0,8 / (1 0,8) = 0,8 / 0,2 = 4) Мультипликатор налогов это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится ( уменьшится ) совокупный доход при уменьшении ( увеличении ) налогов на единицу 26

Особенности мультипликатора налогов 1) мультипликатор налогов всегда величина отрицательная Это означает, что его воздействие на совокупный доход обратное Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов к росту совокупного дохода В нашем примере сокращение налогов на 100 дол. ( ) привело к увеличению совокупного дохода на 400 дол.: 27

Особенности мультипликатора налогов 2) по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и налогов 28

Мультипликатор сбалансированного бюджета Например, если при трс = 0,8 и государственные закупки, и налоги увеличиваются на 100 дол., то рост государственных закупок увеличивает совокупный доход на 500 дол.: а рост налогов сокращает совокупный доход на 400 дол.: В результате совокупный доход увеличивается на 100 дол., т. е. на величину изменения государственных закупок и налогов Это означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице 29

2.3. Влияние трансфертов на совокупный спрос 30 ?

Косвенное влияние трансфертов Мультипликативным эффектом обладают и трансферты Трансферты представляют собой как бы « антиналоги » Они, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос ( через изменение потребительских расходов ) Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение к уменьшению располагаемого дохода Трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной величине налогов означает изменение располагаемого дохода 31

Мультипликатор трансфертов Изменение трансфертов означает изменение располагаемого дохода : Величина мультипликатора трансфертов равна Таким образом, величина простого мультипликатора любого инструмента фискальной политики определяется только величиной mpc ( или соответственно mps) и не зависит от величины государственных закупок, аккордных налогов или трансфертов 32

Мультипликатор трансфертов Мультипликатор трансфертов это коэффициент, который показывает, на сколько увеличивается ( уменьшается ) совокупный доход при увеличении ( уменьшении ) трансфертов на единицу По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору автономных налогов 33

Влияние трансфертов Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы ( потребительские, инвестиционные и государственные закупки ) прямое Социальные трансфертные выплаты ( трансферты домохозяйствам ) воздействуют на совокупный спрос Трансферты фирмам ( субсидии ) и на совокупный спрос, и на совокупное предложение 34

Влияние трансфертов Увеличение субсидий и субвенций, введение льготного инвестиционного кредита и др. расширяют возможности внутреннего финансирования фирм и увеличения производства, что не только ведет к росту инвестиционных расходов, увеличивая совокупный спрос, но и уменьшает издержки фирм на производство единицы продукции, а это служит стимулом для роста совокупного предложения Сокращение трансфертов уменьшает и совокупный спрос, и совокупное предложение 35

3. Виды фискальной политики 36 ?

Стимулирующая и сдерживающая Инструменты фискальной политики применяются прежде всего для стабилизации экономики и сглаживания циклических колебаний 37 Стимулирующая ( фискальная экспансия ) Сдерживающая ( фискальная рестрикция ) В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика

Стимулирующая фискальная политика Применяется при спаде Направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей Мерами стимулирующей фискальной политики выступают : увеличение государственных закупок снижение налогов увеличение трансфертов 38

Стимулирующая фискальная политика При этом снижение налогов и увеличение трансфертов фирмам ( субсидий ) ведет к росту и совокупного спроса, и совокупного предложения Происходит не только рост совокупного выпуска ( от Y 1 до Y*), но и снижение уровня цен ( от Р 1 до Р 2 ), поэтому эти инструменты могут использоваться как средство борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией 39

Сдерживающая фискальная политика Используется при буме (« перегреве » экономики ), направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией Мерами сдерживающей фискальной политики служат : сокращение государственных закупок увеличение налогов снижение трансфертов 40

Дискреционная и автоматическая 41 Дискреционная Автоматическая В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику

Дискреционная фискальная политика Представляет собой законодательное официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны государственном бюджете Имеет значительные внутренние временные лаги, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте 42

Автоматическая ( недискреционная ) фискальная политика Основана на действии встроенных ( автоматических ) стабилизаторов Встроенные стабилизаторы это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых ( встроенность их в экономическую систему ) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при « перегреве » 43

К автоматическим стабилизаторам относятся : подоходные налоги ( все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций ) косвенные налоги ( в первую очередь, НДС ) пособия по безработице пособия по бедности Иногда к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фермерам 44

Действие подоходного налога При спаде уровень деловой активности (Y) снижается, поэтому величина налоговых поступлений ( Тх = t х Y) уменьшается При « перегреве » экономики, когда совокупный доход максимален, налоговые поступления увеличиваются При этом ставка налога остается неизменной Однако налоги это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при « перегреве » максимальны Таким образом, из - за наличия налогов экономика как бы автоматически « остужается » при « перегреве » и « подогревается » при рецессии Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог 45

Действие НДС Он является косвенным налогом, частью цены товара, поэтому в период рецессии, когда общий объем продаж падает, налоговые поступления от косвенных налогов изъятия из экономики сокращаются При « перегреве », наоборот, совокупные доходы увеличиваются, объем продаж в экономике растет, что увеличивает поступления от косвенных налогов Стабилизация экономики происходит автоматически 46

Действие пособий ( по безработице и бедности ) Общая сумма их выплат увеличивается при спаде по мере того, как люди начинают терять работу, становясь безработными и оказываясь ниже черты бедности, и сокращаются при буме, когда наблюдается сверхзанятость и рост доходов Эти пособия являются трансфертами, т. е. инъекциями в экономику Их выплата способствует росту доходов и поэтому совокупных расходов, стимулируя подъем, когда экономика находится в состоянии рецессии Уменьшение общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику 47

Автоматические стабилизаторы Автоматическими стабилизаторами являются только те виды налогов и трансфертов, величина которых меняется в зависимости от фазы экономического цикла Действие встроенных стабилизаторов ведет к увеличению дефицита государственного бюджета в период спада и может способствовать появлению профицита бюджета ( или уменьшению дефицита ) в период « перегрева » 48

Сравнение дискреционной и автоматической политики Преимущество встроенных стабилизаторов состоит в том, что нет необходимости принятия политическими деятелями специальных решений для введения их в действие Однако встроенные стабилизаторы оказывают менее сильное воздействие на экономику, чем меры дискреционной фискальной политики Они не способны обеспечить полную занятость и неинфляционный уровень совокупного выпуска В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и только на треть за счет действия встроенных стабилизаторов 49

Эффект вытеснения частных инвестиций Основным недостатком стимулирующей фискальной политики является эффект вытеснения частных инвестиций Дело в том, что рост государственных расходов или снижение налогов в период спада ведет к мультипликативному увеличению совокупного выпуска, что вызывает рост спроса на деньги для обеспечения возможности покупки увеличившегося количества товаров и услуг Люди начинают снимать деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, ставка процента по кредитам растет, т. е. кредиты становятся дороже 50

Стимулирующая фискальная и монетарная политика В этих условиях фирмы берут меньше кредитов, и инвестиционные расходы частного сектора сокращаются Поэтому с целью стимулирования частных инвестиций в период спада целесообразно использовать не стимулирующую фискальную, а стимулирующую монетарную политику, результатом которой является снижение ставки процента в процессе увеличения предложения денег Если целью стабилизационной политики выступает максимальное увеличение объема выпуска, то для нейтрализации эффекта вытеснения стимулирующая фискальная политика используется в сочетании со стимулирующей монетарной политикой 51

Согласованность фискальной и монетарной политики Если правительство стимулирует экономику значительным расширением государственных расходов, результат будет во многом связан с характером денежной политики ( поведением Центрального Банка ) Финансирование дополнительных расходов долговым способом, то есть через выпуск облигаций, окажет давление на финансовый рынок, вызовет рост процентной ставки, что может привести к сокращению частных инвестиций ( эффект вытеснения ) и подрыву исходных стимулов к расширению экономической активности Если же Центральный Банк одновременно проводит политику поддержания процентной ставки, он вынужден будет расширить предложение денег, провоцируя инфляцию 52

Проблемы при решении вопроса о финансировании дефицита госбюджета Дефицит может покрываться денежной эмиссией или долговым способом Последний способ считается неинфляционным, не связанным с дополнительным предложением денег, если облигации покупаются населением, фирмами, частными банками В этом случае происходит лишь изменение формы сбережений частного сектора они переводятся в ценные бумаги Если же к покупке облигаций подключается ЦБ, то увеличивается сумма резервов банковской системы, а соответственно, денежная база и начинается мультипликативный процесс расширения предложения денег в экономике 53

Эффективность политики Эффективная стабильная денежная политика ( под которой подразумевается обычно низкий устойчивый темп роста денежной массы ) в большинстве случаев не может сосуществовать с фискальной политикой, допускающей значительный дефицит госбюджета Это связано с тем, что в условиях длительного, а тем более растущего дефицита и ограниченных возможностей долгового финансирования правительству бывает сложно удержаться от давления на ЦБ с целью добиться увеличения денежной массы для финансирования дефицита 54