ПРАКТИКУМ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ (ПЕРВЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК - АНГЛИЙСКИЙ) Составитель – д.ф.н., проф. Сулейманова О.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Advertisements

Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
ОБУЧЕНИЕ НАУЧНОМУ СТИЛЮ РЕЧИ НА ЭТАПЕ ПРЕДВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ Потураева Е.А., канд. филол.н., доцент каф. РКИ ИМОЯК.
Существительное Прилагательное Местоимение Числительное Союз ЧастицаПредлог Наречие Деепричастие Глагол Причастие.
Программа элективного курса по английскому языку «Коммуникативная грамматика»
Формирование грамматических понятий. Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений.
СОЧИНЕНИЕ ГИА 9 класс. 1. Местоименные слова – слова вторичные, слова - заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без.
Русский язык и разговорная речь. Культура речи. Т.Б. Фрик, Т.Б. Фрик, доцент каф. РЯЛ доцент каф. РЯЛ.
Программа « Планета знаний» ( Стандарт 2006 г.). Цели обучения развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии.
Материал подготовил Алимбай Курмет Имашулы Студент 3 курса Университета Алматы.
Практическая грамматика английского языка Специальность Иностранный язык.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 9 КЛАСС. ГИА-9.
Стили русского языка. Стиль – совокупность языковых (речевых) средств, определяемых развитием человека, ситуацией общения, стремлением сделать речь понятной.
Концептуальные положения формирования грамматической компетенции обучающихся.
Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
Урок русского языка в 10 классе Тема: Система языка. Единицы и уровни языковой системы Задачи урока: дать понятие о языке как знаковой системе, его устройстве,
УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) для 2–11 классов общеобразовательных учреждений – совместная продукция российского издательства «Просвещение» и британского.
Логопедическая работа по коррекции синтаксической стороны речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Экзамен в 9 классе по английскому языку в 2012 году.
Коммуникативная грамматика Элективный курс по английскому языку для учащихся классов на г.г. Общий объем – 34 часа (1 раз в неделю). Составитель:
Транксрипт:

ПРАКТИКУМ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ (ПЕРВЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК - АНГЛИЙСКИЙ) Составитель – д.ф.н., проф. Сулейманова О.А.

Пояснительная записка Программа дисциплины «Практикум по культуре речевого общения» предназначена для подготовки бакалавров по направлению «Лингвистика», «Лингвист, преподаватель». Программа соответствует Государственному образовательному стандарту и рассчитана на 4 года обучения. Программа имеет целью формирование у студентов навыков межкультурной коммуникации с учетом стереотипов мышления и поведения в рамках культурных моделей изучаемых языков. Программа ориентирована на обучение культуре иноязычного устного и письменного общения прежде всего на основе развития лингвистической, прагматической и межкультурной компетенций.

Содержание лингвистической и прагматической компетенции составляет: - знание фонологических, лексических, грамматических явлений и закономерностей изучаемого языка как системы, включая когнитивную организацию и способы хранения знаний о языковых явлениях в сознании индивида ассоциативные, парадигматические и другие виды связей в рамках языковой системы - знание литературной нормы изучаемого языка; - языковые характеристики видов дискурса - умение применять сформированные навыки в профессиональной деятельности, в области устной и письменной коммуникации, в виде подготовленной и неподготовленной речи, для анализа и интерпретации всех видов текстов Межкультурная компетенция предполагает знание и умение принимать во внимание правила и традиции общения, принятые в рамках культурных моделей изучаемых языков, соотношение культур родного и изучаемых языков. Основой межкультурной компетенции служит: - Лингвострановедческая информация относительно: повседневной жизни; бытовых условий; межличностных отношений; нравственных ценностей и традиций. - Лингвистическая информация, а именно: картина мира носителей изучаемых языков во всем ее многообразии. формулы общения; фразеологические единицы и т.д. Практические задачи курса решаются через развитие коммуникативных умений говорения, аудирования, чтения и письма во всех видах речевой деятельности Программа состоит из следующих разделов: Объема учебной дисциплины Целей и содержания обучения Формы контроля знаний

Объем и содержание учебной дисциплины

ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Требования по видам коммуникативной деятельности Говорение Студенты владеют монологической речью: неподготовленной, а также подготовленной (сообщение, доклад), и диалогической речью (беседа, интервью, дискуссия в ситуациях официального и неофициального общения. Характеристики речи: реализация коммуникативного намерения, логичность, содержательность, ясность, связность, смысловая и структурная завершенность, соответствие языковой норме, прагматическим и социокультурным параметрам, соблюдение естественного темпа говорения. Аудирование Студенты понимают спонтанную диалогическую монологическую речь как в звукозаписи, так и в непосредственном общении. I и II курс - монологическая и диалогическая речь преподавателей; III курс - аутентичная монологическая речь; IV курс - аутентичная спонтанная монологическая и аутентичная подготовленная диалогическая речь.

Требования по видам коммуникативной деятельности Письмо Студенты владеют письменной речью официального и нейтрального характера в пределах изученного языкового материала. Характеристики речи: адекватная реализация коммуникативного намерения, ясность, логичность, содержательность, связность, смысловая и структурная завершенность, соответствие языковой норме в формах описания, повествования, рассуждения, монолога и их сочетание. Чтение Студенты читают и адекватно воспринимают оригинальную художественную, научную и общественно-политическую литературу, тексты обиходного характера в полном объеме. Виды чтения. Студенты владеют всеми видами чтения: просмотровое, изучающее и т.д.

Коммуникативные навыки Студенты способны реализовать следующие коммуникативные намерения: передать фактическую инфор-мацию (в виде сообщения о фактах внеязыковой действи- тельности; уточнения информа-ции, подтверждения или выяс- нения информации) выразить оценку и отношение к объектам и фактам внеязыко-вой действительности, исполь- зуя все средства эпистемической модальности: I. выражение согласия/несогласия (полное/неполное) субъективная модальность оценки выражение степени вероятности выражение необходимости выражение неопределенности (полная/неполная) предположение объективная модальность выражение обязательности способность/неспособность сделать что-нибудь разрешение/неразрешение отказ в разрешении, запрещение выражение желания, потребности, намерения

Коммуникативные навыки II. выражение радости, удовольствия, неудовольствия выражение симпатии, расположения выражение удовлетворения/неудовлетворения выражение интереса выражение отсутствия/наличия интереса, удивления, разочарования, досады выражение одобрения/неодобрения выражение сожаления, сочувствия Реализовать коммуникативную функцию убеждения через умение выразить: просьбу сделать что-то совет предостережение, побуждение к отказу побуждение, поощрение к действию предложение помощи ответ на предложение о помощи предложение, приглашение к действию принятие приглашения, предложения отказ от приглашения, предложения просьба о конкретной вещи уклончивые ответы

Коммуникативные навыки соблюдать нормы речевого этикета и уметь выразить: приветствие /обращение (официальное/нео-фициальное) прощание, извинение благодарность выражение непонимания просьба повторить, уточнить, подтвердить сказанное перефразирование, объяснение другими словами повторение того, что сказал собеседник выяснение, понял ли Вас собеседник название слова, имени, фамилии по буквам комплимент любезность, добрые пожелания/поздравление вручение подарка ответ на получение подарка сочувствие / соболезнование ответ на соболезнование уметь структурировать сообщения и обозначить начало введение темы выражение собственного мнения выражение последовательности обобщение, выводы, суммирование выяснение мнения инициирование речи собеседника завершение речи

Стилистические ресурсы СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ФРАЗЕОЛОГИИ Книжные и разговорные фразеологизмы. Стилистически окрашенные фразеологические единицы. Экспрессивность фразеологических единиц. Авторские преобразования фразеологических единиц и их стилистическое использование. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ МОРФОЛОГИИ Стилистическая многозначность грамматических норм. Стилистические возможности частей речи. Экспрессивное словообразование и словосложение. Образование неологизмов и окказионализмов. Стилистическое использование форм генитива и множественного числа существительных. Противопоставление в системе местоимений как фактор стиля. Стилистические функции прилагательных и наречий. Стилистически обусловленные отклонения от нормы в употреблении артикля. Стилистические функции глагольных временных форм. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ СИНТАКСИСА Выразительные средства синтаксиса, основанные на изменении исходной модели. Редукция исходной модели (эллипсис, умолчание, номинативные предложения, бессоюзие). Экспансия исходной модели (повтор, перечисление, тавтология, эмфатическая конструкция, вставные предложения). Изменение порядка компонентов исходной модели (инверсия, дистантность, обособление). Стилистические приемы синтаксиса. Взаимодействие синтаксических структур в контексте (параллелизм, анафора, эпифора). Транспозиция значения синтаксических структур в контексте (риторический вопрос). Транспозиция значения способов связи (парцелляция, сочинение вместо подчинения и подчинение вместо сочинения).

Языковые средства концептуализации внеязыковой действительности В рамках данной модели обучения получают отражение ключевые концепты человеческого существования, преломленные через культурную модель, реализуемую средствами изучаемого языка. концепт существования (и сопряженные с ним концепты) концептуализация пространственных отношений (включая метафорические переносы пространственных отношений на другие типы – временные и под.) концептуализация временных отношений концептуализация посессивных отношений концептуализация движения и перемещения концептуализация качественной и количественной оценки объектов внеязыковой действительности (физические свойства предмета, лиц, их форма, вид, размер; характеристики восприятия температурных, вкусовых и тактильных параметров предметов) концептуализация эмоциональной оценки и отношений эмоциональной и социальной окраски. Выразительные средства и стилистические приемы, их взаимоотношения и функции.

ЛексиконЛексикон Усваивается вокабуляр разговорных тем, охватывающий следующие области человеческой деятельности (класси- фикация разговорных тем дана по Curriculum Deutsch- lehrerausbildung 2001)

Разговорные темы ДОМ И КВАРТИРА Домашняя обстановка, Поиск квартиры, Общежитие, совместное проживание, Жилищные условия в Великобритании / Америке, Жизнь в городе и загородом ПОТРЕБЛЕНИЕ, ОДЕЖДА И МОДА Поход за покупками, Массовое потребление, На что тратить деньги? По одежде встречают…Мода: диктатура или развлечение? ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Еда и напитки, Рестораны и кафе, Правильное питание, Медицинское страхование, Спорт ЛЮБОВЬ И СЕМЬЯ Женитьба/Замужество, Родители и дети, Кризис института брака ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ Описание внешности и характеристика личности, Восприятие людей, Настроения и чувства, Межличностные отношения, Дружба

Разговорные темы ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК Ландшафты, Погода и климат, Лес в жизни и культуре Великобритании и Америки, Животный мир, Угроза экологии, Сознательное отношение к окружающей среде ГОРОД ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО ГОРОДУ Ориентация, Информация, Городской транспорт, Городская архитектура, Обзорная экскурсия по городу АВТОМОБИЛЬ И ПУТЕШЕСТВИЯ Американцы / британцы и автомобиль, Путешествие: Куда? На чем? В бюро путешествий, Размещение, Впечатления СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИИ Книга, пресса, радио, ТВ, Информация и «промывание мозгов», Манипуляция при помощи языка ПРЕСТУПНОСТЬ, ПОЛИЦИЯ, ПРАВО Уклад общественной жизни, Преступность, Расследование и суд, Права человека

Разговорные темы ОБРАЗОВАНИЕ Школа, документы о среднем образовании, Поступление в вуз, Подготовительные курсы, Обучение в вузе, Профессиональное образование ПОЕЗДКА ПО СТРАНАМ ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА География, Отдельные регионы в странах изучаемого языка: история, достоприме-чательности, личности, Впечатления, Страноведение в пословицах и фразеологизмах ПОЛИТИКА, ГРАЖДАНИН И ГОСУДАРСТВО Государственное устройство стран изучаемого языка, Выборы, Демократия и тоталитаризм, Свобода и ее подавление, «Агрессивность» - «Терпимость», Политическая корректность, Инакомыслящие, Война и мир РАБОТА Поиск работы, Документы о приеме на работу, Интервью при приеме на работу, Трудовой договор, Отношения с работодателем, Атмосфера в коллективе, Увольнение, Безработица

Разговорные темы СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ. КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ Возможности провести свободное время – в России и странах изучаемого языка, Актуальная культурная жизнь ДЕНЬГИ Семейный бюджет, Доходы и расходы, Налоги и отчисления, Банки и сберегательные кассы, Банковский счет ТРАДИЦИИ Обычаи и традиции в повседневной жизни, Народное искусство, фольклор, народная мудрость, Праздники ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / АМЕРИКА И РОССИЯ История, культура, люди, Стереотипы и предрассудки, Менталитет АМЕРИКА / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ И МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО Иностранцы и англо-саксы; американцы и англичане, Экономическая и политическая интеграция в Европейском сообществе, Права беженцев, Негативное отношение к иностранцам

Разговорные темы АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАНАХ Варианты языка ЭКОНОМИКА Формы предприятий, Отрасли, Реклама, Конъюнктура, Экономика, Деловая переписка ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЯ Почта/Телефон Компьютер НАУКА Естественные и гуманитарные науки, Изобретения и открытия, Технический прогресс - социальный прогресс? Эзотерика РАЗГОВОРНЫЙ ЯЗЫК Общие правила и тенденции, Фонетические и морфологические особенности, Отклонения отправил синтаксиса, Выражения коммуникативных намерений, Идиоматические модели, Словарь разговорных выражений, Метафоры

Профессиональные навыки и умения, формируемые на практических занятиях по иностранному языку Студенты умеют: определять возможные трудности усвоения лексического, грамматического и фонетического материала на основе внутриязыкового и межъязыкового сопоставительного анализа с опорой на родной язык; объяснять образование, значение и употребление лексических и грамматических, фонетических явлений, используя метаязык данной области знания

Фонетический компонент культуры речевого общения Базовые понятия фонетики: Строение речевого аппарата. Дыхание, голосообразование, артикуляция. Общефизиологические критерии классификации звуков речи. Звуки как средство отождествления и различения лексических и грамматичес­ких значений. Понятие оппозиции. Фонема. Фонологическая система. Смыслоразличительные и фонетические (нормативные) признаки фонемы. Просодический уровень. Просодия и интонация. Компоненты интонации (мелодика, громкость, темп, пауза, качество голоса; фразовая акцентуация, ритм), просодические единицы (слог, акцентная (ритмическая) группа, синтагма, фраза, текст). Конститутивная (организующая) и делимитативная (сегменти­рующая) функции просодии. Коммуникативная роль интонации: отражение логического смысла и выражение эмоционально-волевых отношений. Специфика фонетического строя английского языка (практические знания, умения, навыки) Артикуляционная база английского языка. Просодическая база: мелодика, фразовая акцентуация, ритм как уровни просодической базы. Специфика мелодического контура английской речи – преобладание постепенно нисходящего движения голосового тона, преобладание широкого диапазона голоса. Специфика фразовой акцентуации – большая выделенность ударного слога. Специфика ритма английской речи: контрастное выделение ударного слога в акцентной (ритмической) группе английского языка.

Фонетические единицы Фонологическая система гласных английского языка в сопоставлении с системой гласных русского языка. Фонологические и фонетические (нормативные) признаки английских гласных: напряженность долгих и усеченность кратких ударных гласных, скользящая артикуляция английских дифтонгов, объемность открытых гласных. Артикуляция каждого гласного в английском языке. Фонологическая система согласных английского языка в сопоставлении с системой согласных русского языка. Фонологические и фонетические (нормативные) признаки английских согласных: слабость звонких и энергичное произнесение глухих согласных, придыхание, апикальность и альвеолярность, палатально-велярная артикуляция [k], [g]. Гортанная артикуляция [h]. Артикуляция каждого согласного в английском языке. Графическое обозначение звуков английского языка (транскрипция). Буквенно-звуковые соответствия. Правила чтения гласных и согласных букв в различных условиях. Слог.Слогообразование и слогоделение в английском языке. Типы английских слогов. Акцентная (ритмическая) группа. Членение речи на акцентные (ритмические) группы. Фонетическая характеристика словесного ударения в английском и русском языках. Место ударения в английском слове. Смыслоразличительные возможности словесного ударения в английском языке. Сравнительная характеристика качественной и количественной редукции безударных гласных в английском и русском языках. Синтагма – фраза.Особенности мелодического оформления различных коммуникативных типов высказывания, а также неконечных синтагм в английском языке. Английский нисходящий тон в сравнении с русским нисходящим тоном; употребление английского нисходящего Английский восходящий тон в сравнении с русским восходящим тоном, употребление английского восходящего тона. Графическое отображение интонации.

Грамматический компонент культуры речевого общения Грамматика, как наука. Морфология и синтаксис – два основных раздела грамматики. Понятие об английском языке как языке в основном аналитического строя. Синтетические и аналитические грамматические формы. Морфология – учения о грамматических категориях и структурах, семантике и системе форм. Понятие о знаменательных и служебных частях речи. Имя существительное, его признаки, употребление. Число: понятие об исчисляемых и неисчисляемых существительных. Различные способы образования множественного числа. Падеж: падежная система английского языка. Способы передачи падежных отношений в русском языке. Притяжательный падеж. Образование притяжательного падежа. Употребление притяжательного падежа. Род: отсутствие категории рода у имени существительного. Отдельные случаи выражения рода. Образование имен существительных: словосложение, конверсия, суффиксации и префиксация. Артикль: Неопределенный, определенный, нулевой. Формы артикля. Общие понятия об употреблении артикля. Употребление нулевого артикля. Употребление артиклей с существительным, имеющим определение. Употребление артикля с неисчисляемыми существительными (абстрактными и вещественными). Употребление артикля с различными категориями существительных: school; breakfast, обозначающими части суток и времена года. Употребление артикля с именами собственными и географическими названиями. Место артикля в предложении. Употребление определенного артикля при обобщении. Различные функции артикля в предложении.

Имя прилагательное: Различные категории прилагательных: качественные, относительные. Образование степеней сравнения прилагательных: простой (суффиксальный) способ, сложный способ, супплетивный способ. Двойные степени сравнения. Употребление прилагательных. Субстантивация прилагательных. Функции прилагательных в предложении. Образование прилагательных, их суффиксы и префиксы. Местоимения: классы местоимении (личные, притяжательные, возвратные и усилительные, указательные, неопределенные и отрицательные и производные от них, вопросительные, относительные. Употребление местоимений и их функции в предложении. Имя числительное: количественные и порядковые числительные. Образование порядковых числительных, их употребление. Даты. Время. Глагол: грамматические категории, система форм. Личные и неличные формы глагола. 4 основные формы глагола: инфинитив, the Past Indefinite (Simple), the Past Participle, the Present Participle. Правильные и неправильные глаголы и их формы. Переходные и непереходные глаголы. Спряжение глаголов, лицо, число. Видо-временные формы глагола. Понятие о времени глагола: настоящее, прошедшее, будущее, будущее в прошедшем. Понятие об аспектах (видах) глагола: Indefinite (Simple), Continuous, Perfect, Perfect Continuous). Употребление каждой из видо-временных форм для выражения действий, соотносимых с ситуацией общения в настоящем (одновременных, предшествующих или следующих за ней). Оборот to be going to для выражения действия в будущем. Оборот used to для выражения действий в прошлом. Согласование времен. Прямая и косвенная речь: передача различных коммуникативных типов предложений.

Залог: понятие о действительном и страдательном залоге, образование страдательного залога. Особенности употребления страдательного залога в английском языке: прямой пассив, косвенный пассив, предложный пассив. Выражения субъекта и инструмента действия в предложении с страдательным залогом. Пассив действия и пассив состояния. Наклонение: изъявительное, повелительное, сослагательное (условие). Различные способы передачи форм наклонения, различные случаи употребления сослагательного (условного) наклонения. Типы условных предложений. Способы выражения реальных, предположительных и нереальных действий. Инверсия. Сослагательное наклонение в косвенной речи. Модальные глаголы: понятие о модальном глаголе (выражении), характерные особенности модальных глаголов и их употребление. Эквиваленты для восполнения недостающих форм. Их коммуникативная направленность. Основные и второстепенные значения модальных глаголов. Употребление глаголов в различных формах для передачи способности, умения, необходимости, сомнения, уверенности, разрешения, запрещения. Неличные формы глагола: инфинитив, герундий, причастие настоящего времени, причастие прошедшего времени. Инфинитив: формы инфинитива, их употребление. Различные функции инфинитива в предложении. Комплексы с инфинитивом: the Complex Object, the Complex Subject. Употребление инфинитива с частицей to или без нее. Употребление частицы to для избежания повторения инфинитива.

Герундий: формы герундия, их употребление. Различные функции герундия в предложении. Комплексы с герундием. Употребление инфинитива или герундия после различных групп глаголов (без изменения или с изменением значения). Отличия от отглагольного существительного. Причастие: образование причастий настоящего и прошедшего времени. Функции причастий в предложении. Конструкции с причастием. Отличия причастия настоящего времени от герундия. Абсолютная конструкция. Наречие: морфологическая и синтаксическая характеристика наречий. Образование наречия от прилагательного. Отличия наречия от прилагательного. Употребление наречий. Степени сравнения наречий. Предлог: предлоги места и направления; предлоги времени; предлоги, передающие падежные отношения. Место предлога в различных типах предложений. Союз: основные союзы. Понятие о сочинительных и подчинительных союзах. Употребление союзов. Междометие: основные группы междометий. Частица: грамматические характеристики и употребление.

Синтаксис / Текст Синтаксис Предложение. Коммуникативные типы предложений. Простое предложение. Различные типы вопросительных предложений, их коммуникативная направленность. Члены предложения и способы их выражения. Способы выражения подлежащего (смысловое/формальное). Способы выражения подлежащего и сказуемого. Типы дополнений: прямое, косвенное, предложное. Порядок дополнений. Обстоятельство. Типы обстоятельств и способы их возражения. Сложносочиненное предложение. Способы соединения: союзные, бессоюзные. Отношения между частями сложносочиненного предложения. Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений: придаточное предложение подлежащего, придаточное предложение сказуемого, придаточные предложения изъяснительные, определительные, уступительные, следствия, причины, времени, условия. Способы их присоединения: союзы и союзные слова. Особенности их употребления. Текст Грамматические средства связи в тексте. Понятие о тексте, как о грамматическом единстве.

ЛитератураЛитература Основная: Антипова A.M. Фоностилистика английского языка. М., Медведева Т.В., Костромская КС., Карпиченкова Е.П. Коммуникативная фонетика английского языка (для студентов III курса). М., Гришина О.Н. Text Analysis Guide. M., Дудина Г.Б. Пособие по лингвострановедению. М., Дудина Г.Б., Ирисханова К.М., Кварухава М.И. Учебное пособие по практике устной речи английского языка. М., Лукавченко ИМ. Сборник учебных материалов по практическому курсу английского языка (язык средств массовой информации). М., Беляевская Е.Л., Черемисина Т.Н. Методические задания коммуникативного типа по развитию навыков устной речи. Ч. I, II. М., Дополнительная Антипова А.М. Ритмико-мелодическая организация английской речи. М., Бармина Л.А., Верховская И.П. Учимся употреблять артикли. М., Верховская И.П.,Расторгуева Т.А.,Бармина Л.А. Анг- лийский глагол.Трудности употребления в речи.М., Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., Каушанская В.Л. и др. Сборник упражнений по грамматике английского языка. Л., Крутиков Ю.А. и др. Упражнения по грамматике современного английского языка. М., Наер В.Л. Функциональные стили. М., Разумовская Р.Н. и др. Трудности изучения английского языка. М., Фролова Г.М. Ролевые игры на занятиях по практике английского языка. М.,1988. Фролова Г.М. и др. Учебник английского языка для I курса языкового вуза., /- М., Хьюит К. Понять Великобританию (Understanding Britain). M., Поуви. Дж. Говорите правильно по-английски. М., Arnold I. V. The English Word Leech M., Svartvic J. А Сommunicative Grammar of English. M, Quirk. R., Greenbaum S., Leech G., SvartvtkJ.A. University Grammar of English, L.Gussejnova, G.Jatskowskaja. Curriculum Deutschlehrerausbildung, Moskau, 2001