Тема диссертационного исследования : Специальность 19.00.05 – социальная психология.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема диссертационного исследования : Специальность – социальная психология.
Advertisements

Личностные корреляты проявления толерантного поведения подростов Выполнила: Ставер Т.В. Руководитель: Замула А.А г.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Опытно-экспериментальная работа Учитель истории и обществознания Новичкова Т.В. Г.Саратов, МОУ «МБЛ»
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Программа научно - экспериментальной работы на базе ГБОУ СОШ 1151 г. Зеленограда « Гендерный подход в адаптивной начальной школе»
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Развитие навыков устной речи учащихся 7-х классов на основе лингвострановедческого материала на уроках английского языка.
LOG O ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Докладчик: координатор.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Проект ОЭР «Школьный Музей Боевой и Трудовой Славы как центр патриотического воспитания учащихся» Автор проекта Козырев А. В., учитель истории СОШ 38,
Деформации ценностно - смысловой сферы личности бизнесмена в его профессиональной деятельности Позднякова А. В Магистрант 2- го года. Иванова Н. Л. Профессор.
СИСТЕМНО-СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ МОНИТОРИНГА РАЗВИТОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО.
1 Академия при Президенте РФ (РАНХиГС) Международный институт государственной службы и управления (МИГСУ) Кафедра акмеологии и психологии профессиональной.
Активизация самостоятельной работы студентов при изучении специациальных и факультативных дисциплин. Исполнитель: Щербаков И.А. Научный руководитель: д.п.н.
Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Развитие творческих способностей учащихся при использовании исследовательской деятельности в условиях надомного обучения. Исследовательская работа Кунаковой.
Транксрипт:

Тема диссертационного исследования : Специальность – социальная психология

Актуальность исследования обусловлена потребностью общества в высококвалифицированных специалистах - психологах, являющихся достаточно устойчивыми, гибкими в континууме « принятия » – « непринятия ». В центре профессиональной деятельности психолога – отношения с другим человеком, отличающимся жизненным опытом, позицией, религией, мировоззрением. Толерантность определяет эти отношения, являясь интегративным профессионально важным качеством специалиста. Вместе с тем, развитию толерантной личности психолога в вузе не уделяется достаточного внимания. Процесс профессиональной подготовки во многом противоречив и не обеспечивает формирования требуемых толерантных качеств будущего специалиста - психолога. Социально - психологические особенности развития толерантной личности психолога в процессе профессионального становления исследованы недостаточно.

В диссертации успешно решена научная задача, заключающаяся в выявлении социально - психологических характеристик толерантной личности, представленных в авторской структурно - содержательной модели толерантности психолога, на основе которой предложена программа эффективного развития толерантных качеств в процессе его профессионального становления в вузе.

Объект : профессиональное становление личности. Предмет : развитие толерантных качеств психолога в процессе профессионального становления в вузе. Цель : раскрыть социально - психологическое содержание, особенности и условия развития толерантной личности психолога в процессе профессионального становления в вузе. Задачи исследования Теоретико - методологическая база : теория, принципы, подходы к социально - психологическому исследованию личности и группы. Гипотеза Для развития толерантной личности психолога в процессе профессионального становления в вузе необходимы понимание сущности, социально - психологических особенностей и структурно - содержательных характеристик толерантности. С учетом этого представляется возможным разработка и реализация программы развития толерантных качеств будущего психолога. Эффективность проведения такой программы во многом определяется организацией системы социально - психологического сопровождения профессионального становления толерантной личности в вузе. Методы НИ : теоретические, эмпирические, статистические. Организация и этапы исследования : 3 этапа ( годы ). Эмпирическая база исследования : студенты - психологи и специалисты - психологи.

– раскрыть социально - психологическое содержание, особенности и условия развития толерантной личности психолога в процессе профессионального становления в вузе. – профессиональное становление личности. – развитие толерантных качеств психолога в процессе профессионального становления в вузе. Для развития толерантной личности психолога в процессе профессионального становления в вузе необходимы понимание сущности, социально - психологических особенностей и структурно - содержательных характеристик толерантности. С учетом этого представляется возможным разработка и реализация программы развития толерантных качеств будущего психолога. Эффективность проведения такой программы во многом определяется организацией системы социально - психологического сопровождения профессионального становления толерантной личности в вузе.

1. Проанализировать результаты исследований проблемы толерантности профессионала, на основе которых раскрыть сущность, социально - психологическое содержание и особенности развития толерантной личности психолога в процессе его профессионального становления. 2. Обосновать структурно - содержательную модель толерантности личности психолога, с учетом которой разработать программу и методический инструментарий социально - психологического сопровождения профессионального становления будущего специалиста на этапе профессиональной подготовки в вузе. 3. Экспериментально исследовать эффективность авторской программы развития толерантных качеств личности психолога в процессе профессионального становления в вузе. 4. Определить социально - психологические условия эффективного профессионального становления толерантной личности психолога. 5. Разработать социально - психологические рекомендации эффективного развития толерантной личности психолога в процессе его профессионального становления в вузе.

ключевые положения теории социального развития личности ; ключевые положения теории профессионально - личностного развития человека ; социально - психологический подход к анализу личности и группы ; принципы единства общения и деятельности, развития, детерминизма, активности, саморазвития личности ; общенаучные, общепсихологические и конкретные подходы, принципы и методы психологии : идеи о человеке как активном субъекте, о единстве личности и деятельности, познающем и преобразующем окружающий мир и себя самого в процессе деятельности ; структурно - динамический принцип исследования толерантности в структуре личности психолога.

Методики, использованные в процедуре валидизации : - « Общая коммуникативная толерантность » ( В. В. Бойко ); - « Индекс толерантности » ( Г. У. Солдатова ); - « Вопросник для измерения толерантности » ( В. С. Магун, М. С. Жамкочьян, М. М. Магура ) Теоретические ЭмпирическиеСтатистические Анализ и обобщение теоретических источников Анализ учебных планов, содержания учебных дисциплин в вузе Анализ программ сопровождения профессионального становления психолога в вузе Тренинг технологии терапии Беседа Квазиэксперимент Тестирование Тест Р. Кеттелла (PF-16, форма А ) Методика В. В. Бойко « Общая коммуникативная толерантность » Методика О. П. Елисеева « Самооценка специалиста - психолога » Авторский опросник « Общая профессиональная толерантность » Корреляционный анализ Факторный анализ Сравнение средних Критерий Спирмена Критерий Манна - Уитни Критерий Краскала - Уоллиса Критерий Вилкоксона

Эмпирическую базу исследования составили 170 человек : 120 человек – студенты факультета психологии различных форм обучения НОУ « Институт психологии и педагогики »; 50 человек – практикующие психологи со стажем профессиональной деятельности от 1 до 5 лет. Процедура валидизации авторского опросника проведена на выборке из 200 студентов - психологов психологических вузов г. Москвы. Исследование проводилось на базе НОУ « Институт психологии и педагогики » г. Москвы.

1 этап 1. Изучение литературы. 2. Систематизация подходов. 3. Определение исходных понятий, позиций, положений. 4. Формулирование гипотезы. 2 этап 1. Разработка программы исследования. 2. Разработка и апробация методик исследования. 3 этап 1. Эмпирическое исследование. 2. Анализ результатов. 3. Описание результатов и выводов.

На основе результатов теоретического анализа уточнены сущность, социально - психологическое содержание и особенности развития толерантной личности психолога. Толерантность специалиста впервые системно представлена через толерантные качества личности психолога в их совокупной взаимосвязи, развивающейся в процессе профессионального становления. Толерантная личность психолога - это личность, профессиональная деятельность и профессиональное становление которой обусловлены взаимосвязью и интеграцией толерантных качеств, проявляющихся в отношениях с клиентом. Социально - психологическая сущность толерантности раскрывается через индивидные, субъектные, личностные, индивидуальные характеристики, развивающиеся в процессе профессионального становления. Особенностями развития толерантной личности психолога являются качественные изменения в структурно - содержательных компонентах толерантности, проявляющихся в профессиональном взаимодействии с клиентом и развивающихся под воздействием условий профессионального становления.

Личностный компонент Эмоциональный компонент Когнитивный компонент Конативный компонент Операциональный уровень Рефлексивный уровень Технологии конструктивного взаимодействия Анализ результатов деятельности Контакт и взаимодействие Поле проявления толерантности Процессуальный уровень

Создана авторская структурно - содержательная модель толерантности психолога, включающая следующие взаимосвязанные компоненты – « Принятие другого », « Эмоциональная устойчивость », « Коммуникативная позиция », « Профессиональная ответственность ». Механизм трансформации этих компонентов в профессиональном взаимодействии и отношениях обеспечивает проявления их как факторов толерантности.

Фактор принятия другого Фактор коммуника - тивной позиции Фактор эмоциональ - ной устой - чивости Фактор профес - сиональной ответствен - ности Реализм – чувствительность Направленность на понимание другого Сдержанность – экспрессивность Робость – смелость Социабельность – самодостаточность Замкнутость – общительность Покорность - доминантность Желание и возможности встать на позицию другого в отношениях с клиентом Принятие и понимание индивидуальности другого Шкала принятия ( отсутствие стремления переделать, перевоспитать партнера ) Умение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров Безоценочность в понимании поведения и образа мыслей других людей Умение выслушать и оказать поддержку другому Креативность и гибкость в отношениях Умение прощать другим ошибки, неловкость Границы « Я » - « Другой »: психологическая близость и похожесть с клиентом Терпимость к другой позиции Профессиональная рефлексия и ответственность в отношениях с клиентом Эмоциональная устойчивость и чувствительность в отношениях с клиентом Консерватизм – радикализм Шкала конформизма Конкретность – абстрактность мышления Спокойствие – тревожность Расслабленность – эмоциональная напряженность Низкий самоконтроль – высокий самоконтроль Эмоциональная стабильность – нестабильность Практичность – мечтательность Подозрительность – доверчивость Нормативность поведения Отсутствие стереотиповШкала гибкости и принятия Ответственность и рефлексия Прямолинейность ( наивность ) – проницательность ( искусственность )

Экспериментально доказана эффективность программы социально - психологического сопровождения профессионального становления толерантной личности психолога в вузе. Реализация программы обеспечивает расширение теоретических представлений, приобретение практического опыта профессионального взаимодействия в групповой социально - психологической работе и в практике индивидуального консультирования, развитие толерантных качеств личности психолога в целом. Установлено, что развитие толерантности психолога в процессе профессионального становления возможно за счет системного воздействия на входящие в нее компоненты (« Принятия другого », « Коммуникативной позиции », « Эмоциональной устойчивости » и « Профессиональной ответственности ») с целью обеспечения их достаточной сформированности. Развитие толерантной личности психолога на этапе профессионального становления в условиях вуза может быть оптимизировано под воздействием программы социально - психологического сопровождения, в которую включены 3 блока, отражающие основные направления работы : тренинговые технологии, направленные на развитие толерантности в профессиональном взаимодействии ; совершенствование теоретической подготовки ; оптимизация практики профессионального взаимодействия психолога с клиентом.

Профессиональная ответственность Коммуникативная позиция Принятие другогоПринятие другого 2 блок Профессиональная практика Профессиональные знания Тренинги осознавания и креативности РефлексивныйОперациональныйПроцессуальный 3 блок 1 блок Эмоциональная устойчивость

Название компонента Содержание компонента Экспериментальная группа ( кол - во человек в %) Контрольная группа ( кол - во человек в %) 1-2 стена 9-10 стен 1-2 стена 9-10 стен « Принятие другого » Принятие и понимание индивидуальности другого 0% 3,3%20% Безоценочность в понимании поведения 0%6,7%0%10% Креативность и гибкость в отношениях 3,3% 23,4% Умение скрывать неприятные чувства 3,3%6,7%0%23,3% Шкала принятия другого 3,3%13,3%6,6%43,3% Терпимость к другой позиции 0% 20% Умение прощать другим ошибки 0%3,3%0%23,4% Умение выслушать и оказывать поддержку 0%10%0%56,7% Шкала конформизма 0%13,3%0%36,7% Общая коммуникативная толерантность 0%3,30%20%

Обоснованы социально - психологические условия эффективного профессионального становления толерантной личности психолога : направленность программы воздействия на структурно - содержательные компоненты толерантности ; совершенствование механизма трансформации компонентов в факторы толерантности ; актуализация ценности и мотивации активного развития толерантных качеств личности психолога ; социально - психологическое сопровождение профессионального становления толерантной личности психолога.

Разработаны практические рекомендации по эффективному развитию толерантной личности психолога в процессе профессионального становления : эффективно строить учебную и внеучебную деятельность в вузе, ориентируясь на « потенциал » и « проблемные зоны » толерантности будущего специалиста, рекомендуется на основе выявленного уровня сформированности структурно - содержательных компонентов толерантности психолога ; для развития толерантной личности психолога необходимо проводить специально организованные занятия, в ходе которых будущий специалист знакомится с теоретическими основами консультирования, принимает активное участие в их обсуждении, включен в практику профессионального взаимодействия ; С целью развития толерантных качеств психолога в вузе рекомендуется проведение программы социально - психологического сопровождения профессионального становления толерантной личности.

1. Выявлены и описаны сущностные характеристики толерантной личности психолога, ее социально - психологические особенности развития. 2. Раскрыты структурно - содержательные компоненты толерантности психолога, позволяющие расширить ранее не исследованные социально - психологические аспекты толерантности. 3. Введены в научный оборот новые эмпирические данные, уточняющие сущность и структурно - содержательные характеристики толерантной личности психолога. 4. Описаны социально - психологические условия эффективного развития толерантной личности психолога в процессе профессионального становления в вузе и реализована программа, обеспечивающая позитивное развитие толерантных качеств будущих психологов. 5. Разработаны основные направления развития толерантной личности психолога – внедрение тренинговых технологий, построение учебных курсов, создание пространства толерантного взаимодействия будущего специалиста.

Практическая значимость результатов исследования состоит в : обогащении содержания учебного материла понятием « толерантная личность психолога »; описании социально - психологических условий развития толерантности в профессиональном становлении в вузе ; использовании структурно - содержательных компонентов для оптимизации развития толерантной личности психолога ; разработке программы эффективного профессионального сопровождения развития толерантных качеств личности психолога. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания отдельных дисциплин вуза, в частности – « Основы психологического консультирования », « Психология деловых отношений », « Профессиональная этика »; в создании дополнительных тренингов для студентов и психологов.

Отличие теоретических и эмпирических результатов исследования от результатов, полученных другими авторами, состоит в описании авторской модели структурно - содержательных компонентов толерантности психолога, актуализирующихся в процессе профессионального взаимодействия « психолог – клиент », отдельные стороны которых исследованы фрагментарно Н. К. Бахаровой, О. В. Рудыхиной, Ю. П. Поваренковым, О. В. Михайловой и др. Предложенная авторская программа социально - психологического сопровождения, ориентированная в рамках авторской модели на системное развитие взаимосвязанных структурно - содержательных компонентов толерантности психолога, интегрирует частные результаты, в том числе разработанные А. И. Донцовым, Р. И. Надюком и др.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена : проработанностью теоретико - методологических основ исследования ; синтезом научных подходов в обосновании ведущих идей, репрезентативностью выборки ; использованием адекватных методических приемов ; сбором эмпирических данных, применением методов статистической обработки с последующей интерпретацией ; применением апробированного инструментария, в состав которого входит авторский опросник « Общая профессиональная толерантность »; применением математической обработки и экспертной проверки данных.

Основные положения диссертации были апробированы в докладах и выступлениях на симпозиумах и чтениях : Годичные научные чтения факультета психологии, социальной медицины и реабилитационных технологий РГСУ ( Москва, 2009 г.); XI Международный социальный конгресс РГСУ ноября « Страны БРИК в условиях глобального кризиса : потенциал и проблемы консолидации » ( Москва, 2009); VIII научно - практическая конференция « Практическая психология образования 21 века : проблемы и перспективы » ( Коломна, 2009 г.), Социальный конгресс ( Москва, РГСУ, 2010 г.). Содержание диссертационного исследования нашло свое практическое применение в НОУ « Институт психологии и педагогики » и в РГСУ при диагностике студентов, разработке программы социально - психологического сопровождения профессионального становления толерантной личности психолога, преподавании отдельных учебных дисциплин. Основные положения диссертационного исследования вошли в 12 публикаций, общий объем которых составляет 3,3 печатных листа.

разработка психологического инструментария, позволяющего проводить качественный анализ динамики толерантности в процессе профессионального становления ; выявление различий влияния программы социально – психологического сопровождения в группах испытуемых – студентах и группах специалистов - психологов ; проведение сравнительного анализа выраженности компонентов толерантности у психологов, работающих в различных областях – медицине, системе образования, кризисном консультировании и т. п.